СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа ориентирована на учебник Русский язык: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: / (А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская, Л.О. Савчук, Е.Я.Шмелёва.); под ред. А.Д.Шмелёва. – М.: Вентана-Граф, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
основное общее образование, 7 класс «В»
Количество часов 170
Учитель Михайличенко Ирина Анатольевна
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);
Основная образовательная программа МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М.Ерошина (утв. приказом от 31.08.2015 № 277) (с изм.);
Учебный план МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М.Ерошина на 2017-2018 учебный год (утв. приказом от 30.08.2017 № 261);
Положение о рабочей программе МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М.Ерошина (утв. приказом от 30.08.2016 № 218);
Примерные программы по учебным предметам ФГОС. Русский язык. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)
Примерная программа курса русского языка для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений под редакцией Е.Я.Шмелёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Рабочая программа ориентирована на учебник Русский язык: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: / (А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская,
Л.О. Савчук, Е.Я.Шмелёва.); под ред. А.Д.Шмелёва. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и рабочей программы по русскому языку для 7 класса
к учебнику под ред. А.Д. Шмелёва, которая полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения.
Данная программа обеспечивает формирование предметных универсальных
учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной
области на этапе основного общего образования, осуществляя преемственность со
ступенью начального образования. Курс русского языка выстраивается с учетом
коммуникативно-деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению, в
русле которых овладение основными видами речевой деятельности сопровождается
сознательным освоением языковой системы, основанной на современных представлениях
о языке и речи, и формировании важнейшей компетенции личности – умения учиться.
Тематическое планирование составлено по материалам учебника «Русский язык: 7 класс»
под ред. А.Д. Шмелёва на 136 часов (4 часа в неделю). Учебник отражает оригинальный
авторский подход к структурированию учебного материала, к определению
последовательности его обучения и организации учебной деятельности обучающихся.
Учебно-тематический план строится по модульному принципу. В модулях-главах по единому принципу повторяются разделы, отражающие три основные содержательные линии программы.
Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.
Значительное внимание уделяется воспитанию речевой культуры, необходимой
для овладения языком как эффективным средством общения, что способствует адаптации
учащихся в обществе. Наличие аудиоприложения позволяет демонстрировать обучающимся образцовую речь, что очень важно в условиях быстрого изменения литературного языка под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы.
Данная программа ориентирует на приоритетные задачи современного филологического образования в школе (развитие творческой компетентности школьника, коммуникативно-деятельностный подход в обучении, приобщение к русскому слову как к сокровищнице), поэтому в качестве приоритетных определяются следующие задачи:
формировать языковую компетенцию, т.е. практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм;
формировать коммуникативную компетенцию, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
формировать информационную компетенцию, т.е. владение навыками самостоятельной учебно-поисковой деятельности по отношению к информации в учебных пособиях и окружающем мире.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую ин-формацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе
Упражнения содержат самые разные задания, позволяющие обучающимся комплексно усвоить содержание, обеспечивающее формирование разных компетенций в контексте программного материала 7 класса. Задания к упражнениям носят разноуровневый характер, присутствуют тестовые виды заданий, обучающимся предоставляется возможность выбора того или иного вида деятельности.
Изучение русского языка на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Согласно учебному плану МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М. Ерошина на 2017-2018 учебный год на изучение русского языка в 7 классе отводится 4 часа в неделю + 1 час из компонента образовательного учреждения. Итого 5 часов в неделю, 170 часов в год.
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях
общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и
неформального, межличностного и межкультурного общения;
• нормам речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки
зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных
целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично
представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать и
доказывать собственную позицию;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и
передаче содержания аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной
задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,
основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического,
официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них
основную и дополнительную информацию, комментировать ее в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-
делового, художественного аудиотекстов в форме: плана, тезисов, изложения
(подробного, выборочного, сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию
публицистического текста (в том числе в средствах массовой информации
(СМИ)), анализировать и комментировать ее в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических
текстов (информационных и аналитических жанров, художественно-
публицистического жанра), художественных текстов и воспроизводить их в
устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме
ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана,
тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего,
просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного
текста;
• использовать приемы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определенную тему,
анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с
поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую)
информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и
жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников:
учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях, официально-
деловых текстов.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том
числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-
этические, бытовые, учебные темы (в том числе связанные с содержанием других
изучаемых предметов) разной коммуникативной направленности;
• обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой
учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать
материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом
заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка, стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила
речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах
общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект,
реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-
научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их
успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной
коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения
(ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические,
бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо,
отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно,
сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и
фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учетом внеязыковых
требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой
употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей,
жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований,
предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его
содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи,
стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты
(аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект), участвовать в дискуссии;
создавать официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с
учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со
спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера,
научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной
литературы (выделять их экстралингвистические особенности, лингвистические
особенности на уровне употребления лексических средств, типичных
синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров: научного,
публицистического, официально-делового, разговорной речи;
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и
типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной
функциональной направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными
сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные,
публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с
точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических,
синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров,
участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое
письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление,
информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле;
принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения,
соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории,
писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к
ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения ее композиции,
аргументации, языкового оформления, достижения поставленных
коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-
этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и
мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами,
просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и
характеризовать эти различия.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского
литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и
справочников; использовать ее в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических
словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и
словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике
правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа
слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные
гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в
художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных
и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и
лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,
принадлежность слова к группе однозначных или многозначных, указывая
прямое и переносное значение слова, его принадлежность к активной или
пассивной лексике, а также сферу употребления и стилистическую окраску;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления
неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении
слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым
словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем и др.) и
использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского
языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в
публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления лексических средств в текстах научного и
официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов,
иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе
мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах
деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы;
служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной
части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами
современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в
различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для
решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в
публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления морфологических средств в текстах научного и
официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических
трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в
различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и
их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки
зрения структурной и смысловой организации, функциональной
предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами
современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в
собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в
различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в
публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и
официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с
точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований
выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в
объеме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной
форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и
справочников; использовать ее в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой
стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических
словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в
процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения
в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной
деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и
истории народа — носителя языка;
• анализировать русский речевой этикет и сравнивать его с речевым
этикетом отдельных народов России и мира.
Основное содержание и описание разделов учебника
с методическими рекомендациями по каждому разделу учебника и
характеристикой основных видов деятельности обучающихся (на уровне формирования УУД)
Учебник русского языка под ред. А.Д. Шмелёва за курс 7 класса включает в себя 7 глав (модулей). Глава представляет собой логически законченную методическую систему изучения языка, имеющую общее название. В 7 классе названия глав следующие:
Что такое языковые семьи?
Какие языки-предки были у русского языка?
Какие языки-родственники есть у русского языка?
Как изменяются языки?
Как появился русский литературный язык?
Как связаны история народа и история языка?
Как лингвисты изучают историю языка?
Следует отметить, что разделы, составляющие модуль, остаются неизменными – это «О языке и речи», «Система языка», «Правописание», «Текст», «Язык и культура. Культура речи», «Повторение». Количество часов по разделам в каждом модуле неодинаково. Это определено сложностью изучаемого материала и программными авторскими рекомендациями. Выше в таблице приводится распределение учебных часов в модуле по разделам. Далее даётся описание содержания каждого раздела в модуле, а также характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне формирования универсальных учебных действий)
Содержания каждого раздела в модуле, а также характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне формирования универсальных учебных действий)
Кол-во часов | Название раздела модуля | Основное содержание и описание разделов учебника
| Характеристика основных видов деятельности |
В начале курса несколько уроков отводится на систематизацию знаний и повторение изученного в 5-6 классах. Проводится диагностический диктант. | |||
7 | О языке и речи | Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Исторические изменения в лексике. История формирования современного русского языка. | Иметь представление о генеалогическом древе языков. Знать славянскую ветвь индоевропейских языков и понимать, что такое праславянский язык и что подразумевают под древними письменными памятниками. Уметь находить и определять роль в тексте лексических синонимов, антонимов, омонимов. Уметь назвать факты в доказательство того, что русский язык прошёл длинный путь развития. Уметь определять историзмы и архаизмы в речи, знать примеры неологизмов. Понимать особенности формирования русского литературного языка. |
64 | Система языка | Рассматриваются такие разделы науки о языке как «Морфология», «Словообразование» и «Синтаксис». Изучается наречие как самостоятельная часть речи, даётся понятие категории состояния. Предлог, союз, частица рассматриваются как служебные части речи, междометия как особый разряд слов в речи. Изучение синтаксиса начинается со словосочетания как единицы синтаксиса. Здесь же показан фразеологизм в сравнении со словосочетанием. Далее учащиеся более подробно знакомятся с конструкциями простого предложения, детально рассматривают различные виды сказуемого, второстепенные члены предложения и неполные предложения. | Знать способы словообразования и уметь их различать. Знать морфологические признаки наречий и служебных частей речи. Владеть умением различать эти части речи в тексте, проводить морфологический разбор. Знать теоретические сведения синтаксиса словосочетания и простого предложения. Уметь находить в тексте простые предложения и неполные, проводить синтаксический разбор, находить главные и второстепенные члены, определять по цели высказывания и по интонационной окраске. Уметь вычленять словосочетания из предложения, определять тип и вид, строить простые предложения, осложнённые причастными и деепричастными оборотами, однородными членами предложения и др. Вырабатывать умение проводить самоконтроль, работать в паре, в группе. |
46 | Правописание | Орфография представлена правописанием наречий, предлогов, частиц, союзов и междометий. Пунктуация рассматривает правильную постановку знаков препинания в неполных предложениях и при написании тире между подлежащим и сказуемым. | Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации. |
10 | Текст
| Структура текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Лексические, грамматические, смысловые средства связи предложений и частей текста. Основная и дополнительная информация текстов. Разные виды плана (простой, сложный, тезисный, вопросный и др.) Описание как функционально-смысловой тип речи, его особенности (описания предмета, состояния, процесса); сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи. Виды информационной переработки текста. Стили литературного языка.
| Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка). Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей. Делить текст на смысловые части, различать темы и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (сложного), аннотации. Владеть устным пересказом авторского текста и уметь составлять устный рассказ по заданной теме. Правильно использовать в речи самостоятельные и служебные части речи. Создавать и редактировать собственные письменные тексты по воображению и реальным событиям в разных стилях и жанрах.
|
8 | Изложения и сочинения
| Развитие речи в форме создания своих собственных текстов в виде сочинений, сочинений- миниатюр описаний предмета, картины, комнаты, события и др. Изложение авторского текста после прочтения или аудиотекста. | Вырабатывать умения создавать тексты разных стилей, типов и жанров. Работать над своим авторским стилем тематического письменного и устного изложения. Владеть умением пересказа, умением создавать планы к текстам, перерабатывать тексты. Осознавать себя как личность способную к творчеству, к умению передавать прочитанное, услышанное, сказанное другим носителям языка. |
7 | Язык и культура. Культура речи | Употребление самостоятельных и служебных частей речи в живом общении и на письме. Роль старославянизмов в современном русском языке. Синтаксические нормы и обороты речи. Орфоэпические нормы современного русского языка. Нормативные словари и справочники современного русского языка. | Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры, готовности к самообразованию и самовоспитанию. Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученных частей речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевые высказывания. Анализировать и оценивать соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; корректировать собственную речь. Овладеть нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка.
Осознавать связь русского языка с культурой и историей России. Уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
9 | Повторение | Повторение и обобщение отдельно по каждому изучаемому модулю, так как модуль – это логически завершённый раздел, объединённый одной темой. Повторение, обобщение и систематизация изученного в 5-6-7 классе. | Самоконтроль и самопроверка знаний, полученных в предыдущих классах и по изученным модулям. Осознание результатов деятельности в приобретении знаний и умений по предмету. |
10 | Контроль | Проводится в разных формах по вариантам или группам после повторения и обобщения знаний, полученных в рамках изученного раздела «Правописание» и модуля в целом. В конце учебного года проводится итоговый контроль. | Уметь показать приобретённые знания по темам и предметным разделам в разных формах контроля (тест, диктант, диктант с грамматическим заданием, контрольная работа, сочинение, изложение и др.) |
6 | Анализ контрольных работ | Проводится после написания контрольной работы любого типа (диктант, тест, диктант с грамматическим заданием, контрольная работа, сочинение, изложение и др.). | Умение анализировать диктанты, тестовые и контрольные работы, сопоставлять результаты знаний, находить и осознавать свои ошибки. Строить планы по совершенствованию знаний по предмету, грамотности. |
1 | Итоги года | Подведение итогов года. Цели и задачи на следующий год. |
|
2 | Резервные уроки | Распределяются по темам на усмотрение учителя |
|
170 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс 7 «В»
Учитель Михайличенко Ирина Анатольевна
Количество часов: на год 170 часов, в неделю 5 часов
№ п\п
урока
Дата
Тема урока
Содержание урока
Кол-во часов
1.
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Русский язык – один из индоевропейских языков.
Работа с учебником, беседа. Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, Иметь представление об отечественных лингвистах
1
2-
3.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Фонетика.
Сильные и слабые позиции звуков.
Работа с учебником, составление опорных схем, попутное повторение орфографии и пунктуации
2
4.
Диагностическая контрольная работа
Урок контроля уровня усвоения учебного материала в 5-6 класса
1
5-
6.
Виды морфем (повторение).
Чередование звуков в морфемах. Исторические изменения в лексике.
Осознавать роль морфем в процессах формо- и словообразования.
Опознавать морфемы и их варианты с чередованием гласных и согласных звуков; членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.
2
7-
8.
Словообразование (повторение).
Способы словообразования
Работа с учебником, беседа, словообразовательный разбор.
Виды морфем. Чередование звуков в морфемах.
Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов.
Сращение сочетания слов в слово.
Типичные способы образования слов разных частей речи.
Словообразовательные и морфемные словари русского языка
2
9.
Сращение как способ словообразования.
1
10.
Переход слов из одной части речи в другую
Знать способы словообразования и уметь их различать.
Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования слов различных частей речи;
Использовать морфемный, словообразовательный словари. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ
1
11-12-13.
Именные части речи.
Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения.
Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте.
3
3
14-15-16.
Глагол и его формы
17.
ПРАВОПИСАНИЕ
Правописание окончаний прилагательных и причастий.
Работа с заданиями учебника, попутное повторение орфографии
Работа с учебником, составление опорных схем, попутное повторение орфографии и пунктуации
Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.
Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.
Использовать справочники по правописанию для решения орфографических проблем
1
18.
Правописание суффиксов существительных.
1
19.
20-
21.
ТЕКСТ.
Р.р. Сочинение-описание по картине. (упр.86)
Беседа и спор.
Правила эффективного общения
Вести спор со сверстниками в соответствии с целью и ситуацией общения, нормами речевого этикета с использованием адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Участвовать в обсуждении (текстовый форум) с использованием возможностей Интернета
1
2
22.
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Приёмы эффективного слушания в ситуации диалога
Владеть разными видами диалога. Владеть приёмами эффективного слушания в ситуации диалога, адекватно использовать речь для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Осознавать необходимость речевого самосовершенствования, значение родного языка в процессе получения школьного образования.
1
23
ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение главы 1
Акцентируется внимание на вопросах морфемики и словообразования.
1
24-
25.
Контрольная работа № 1 по теме «Повторение пройденного в 5-6 классах».
Анализ контрольной работы
2
26.
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Происхождение русского языка
Составление опорной схемы, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации
Понимать особенности формирования русского литературного языка
Иметь представление об отечественных лингвистах
1
27.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексика и фразеология
Однозначные и многозначные слова
Тренировочные упражнения, выборочно-распределительный диктант, тестовые задания.
Овладеть основными понятиями лексикологии; знать общие принципы классификации словарного состава русского языка.
1
28-29.
Группы слов в лексике языка
Лексический разбор слов, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации
Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски.
Уметь находить и определять роль в тексте лексических синонимов, антонимов, омонимов.
2
30.
Лексика исконная и заимствованная
Лексические нормы, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации
Уметь назвать факты в доказательство того, что русский язык прошёл длинный путь развития.
1
31.
Старославянизмы.
Лексические нормы, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей устаревших слов и использовать её в различных видах деятельности.
1
32.
33.
Устаревшая лексика.
Неологизмы
Наблюдать за использованием устаревших слов и неологизмов в языке художественной литературы, разговорной речи. Уметь определять историзмы и архаизмы в речи.
2
34.
ПРАВОПИСАНИЕ
Правописание корней с чередованием ора/ра, ере/ре, оло(ело)/ла(ле).
Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.
1
35-36.
Двойные согласные.
2
37-38.
Гласные после шипящих и ц.
Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи.
2
39-40.
Правописание Н и НН в разных частях речи
Орфографические нормы, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации
2
41-42.
Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи.
Тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.
2
43.
ТЕКСТ
Конспект
Работа с текстом
1
44.
45
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Выразительные средства языка.
Р.р. Свободное изложение на лингвистическую тему.
Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, проявлять уважение к истории, культурным и историческим памятникам, традициям страны.
Развитие письменной речи.
1
1
46.
ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение главы 2
1
47.
48.
Контрольная работа № 2 по теме «Лексика и фразеология».
Анализ контрольной работы
Урок контроля.
Тест
2
49.
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ.
Русский язык в кругу других славянских языков.
Работа с учебником, аналитическая беседа. Иметь представление о генеалогическом древе языков. Знать славянскую ветвь индоевропейских языков и понимать, что такое праславянский язык и что подразумевают под древними письменными памятниками.
1
50.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Морфология. Наречие и слова категории состояния
Наречие как часть речи.
Работа с учебником, объяснительный диктант. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию.
1
51.
Образование наречий.
Работа с учебником, попутное повторение орфографии
Знать способы образования наречий и уметь их различать. Вырабатывать умение проводить самоконтроль, работать в паре, в группе
1
52-53.
Разряды наречий.
Распознавать наречия разных разрядов; приводить соответствующие примеры.
2
54.
55.
Степени сравнения наречий.
Морфологический разбор наречия.
Знать степени сравнения наречий. Правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени. Проводить морфологический разбор
2
56-57.
Слова категории состояния как часть речи
Различать слова категории состояния и наречия.
2
58.
ПРАВОПИСАНИЕ
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Работа с учебником, объяснительный диктант, Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.
1
59-60.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
2
61-62.
Буквы о и а на конце наречий.
2
63-64.
Р.р. Сочинение по картине
К.А. Коровина «Пристань в Гурзуфе»
Отражение в письменной форме результатов своей деятельности
2
65-66.
Правописание Н и НН в наречиях.
Тренировочные упражнения, выборочно-распределительный диктант, тестовые задания
Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.
Тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации
2
67-68.
Правописание не с наречиями
2
69-70.
Правописание отрицательных наречий.
2
71-72.
Дефис в наречиях.
Тренировочные упражнения, объяснительный диктант. Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.
2
73-74.
Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений.
2
75.
ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение главы 3
Самоконтроль и самопроверка знаний, полученных в предыдущих классах и по изученному модулю. Осознание результатов деятельности в приобретении знаний и умений по предмету.
1
76.
77.
Контрольная работа № 3 по теме «Наречие».
Анализ контрольной работы.
Уметь объяснять орфограммы в наречиях и других словах, знаки препинания в предложениях
Умение анализировать диктанты, тестовые и контрольные работы, сопоставлять результаты знаний, находить и осознавать свои ошибки. Строить планы по совершенствованию знаний по предмету, грамотности.
2
78-79.
80.
81.
ТЕКСТ.
Р.р. Изложение (упр.110)
Использование наречий в текстах разных типов.
Р.Р. Отзыв.
Работа с учебником, попутное повторение орфографии
Работать над своим авторским стилем тематического письменного и устного изложения. Владеть умением пересказа, умением создавать планы к текстам, перерабатывать тексты. Уметь строить текст-описание предмета, картины, события и др.
Осознавать себя как личность способную к творчеству, к умению передавать прочитанное, услышанное, сказанное другим носителям языка.
2
1
1
82.
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Употребление наречий в речи.
Работа с учебником, орфографический диктант. Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры, готовности к самообразованию и самовоспитанию. Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении наречий; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевые высказывания. Анализировать и оценивать соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; корректировать собственную речь.
1
83.
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Изучение письменных памятников
Работа с учебником, беседа
1
84.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Морфология. Служебные части речи и особые разряды слов
Предлог – служебная часть речи.
Работа с учебником, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации.
Распознавать служебные части речи.
Вырабатывать умение проводить самоконтроль, работать в паре, в группе.
Различать предлог, союз, частицу.
Знать морфологические признаки союзов
1
85-86.
87.
Группы предлогов по структуре.
Морфологический разбор предлога.
Объяснительный диктант, попутное повторение орфографии и пунктуации
Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи. Проводить морфологический анализ предлога.
Знать морфологические признаки предлога. Владеть умением различать эту часть речи в тексте, проводить морфологический разбор
3
88.
Союз – служебная часть речи.
Тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации
Различать предлог, союз, частицу. Знать морфологические признаки союзов
Распознавать союзы разных разрядов по значению и строению
1
89.
90-
91.
Разряды союзов.
Сочинительные союзы.
Подчинительные союзы.
Выборочный диктант, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации
Распознавать союзы разных разрядов по значению и строению. Конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов.
3
92.
Морфологический разбор союза.
Владеть умением различать эту часть речи в тексте. Проводить морфологический анализ союза
1
93-94.
Р.Р. Изложение по тексту
В. Тельпугова «Необыкновенная история».
Урок контроля. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности
2
95.
96-97.
Частица – служебная часть речи.
Разряды частиц по значению и употреблению.
Работа с учебником, попутное повторение орфографии. Различать предлог, союз, частицу. Знать морфологические признаки частицы. Распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению.
3
98.
Морфологический разбор частицы
Выборочный диктант, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации
Владеть умением различать эту часть речи в тексте. Производить морфологический анализ частицы
1
99-100.
Междометия и звукоподражательные слова
Объяснительный диктант, попутное повторение орфографии и пунктуации
Определять грамматические особенности междометий. Распознавать междометия разных семантических разрядов.
Наблюдать за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы.
Различать грамматические омонимы
2
101-102.
ПРАВОПИСАНИЕ
Правописание предлогов
Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.
2
103-104.
Правописание союзов
2
105-106.
Правописание частиц НЕ и НИ
2
107.
Употребление частиц НЕ и НИ
1
108-109.
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ
2
110-111.
Раздельное и дефисное написание частиц
Составление опорной схемы, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации
2
112.
Правописание междометий
Работа с заданиями учебника, попутное повторение орфографии
1
113.
ТЕКСТ
Служебные части речи как средство связи предложений в тексте
Работа с учебником, аналитическая беседа Правильно использовать в речи самостоятельные и служебные части речи.
Создавать и редактировать собственные письменные тексты по воображению и реальным событиям в разных стилях и жанрах.
1
114.
Статья
Работа с учебником, попутное повторение орфографии
Вырабатывать умения создавать тексты разных стилей, типов и жанров. Осознавать себя как личность способную к творчеству, к умению передавать прочитанное, услышанное, сказанное другим носителям языка.
1
115.
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Стилистическая роль служебных частей речи
Работа с учебником, беседа
Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры, готовности к самообразованию и самовоспитанию. Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученных частей речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевые высказывания. Анализировать и оценивать соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; корректировать собственную речь.
Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов
1
116.
ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение материала главы 4.
Самоконтроль и самопроверка знаний, полученных при изучении модуля 2. Осознание результатов деятельности в приобретении знаний и умений по предмету.
1
117.
118.
Контрольная работа № 4 по теме «Служебные части речи». Тест.
Анализ контрольной работы
Уметь выполнять задания по пройденному материалу 4-ой главы.
2
119.
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка
Работа с заданиями учебника, попутное повторение орфографии
Уметь назвать факты в доказательство того, что русский язык прошёл длинный путь развития. Понимать особенности формирования русского литературного языка.
1
120.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Синтаксис. Словосочетание. Словосочетание как единица синтаксиса.
Работа с учебником, составление опорных схем, попутное повторение орфографии и пунктуации Знать теоретические сведения синтаксиса словосочетания и простого предложения. Овладеть основными понятиями синтаксиса.
Осознавать (понимать) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов
Распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании;
1
121-122.
Грамматическое значение словосочетания
Группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам.
Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания.
Осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной
2
123-124.
Виды подчинительной связи в словосочетании
Составление опорной схемы, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации
Анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.
2
125.
Схема словосочетания
Работа с заданиями учебника, попутное повторение орфографии .
Уметь вычленять словосочетания из предложения, определять тип и вид.
1
126.
Нечленимые словосочетания
Составление опорной схемы, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации
Вырабатывать умение проводить самоконтроль, работать в паре, в группе.
1
127.
ПРАВОПИСАНИЕ
Употребление прописных и строчных букв
Тренировочные упражнения,
Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.
1
128-129.
Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм
Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи.
2
130.
ТЕКСТ
Деловые бумаги: расписка
Работа с заданиями учебника, попутное повторение орфографии
1
131.
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Синтаксические нормы: употребление словосочетаний
Работа с учебником, составление опорных схем, попутное повторение орфографии и пунктуации. Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры, готовности к самообразованию и самовоспитанию
1
132.
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Исторические изменения в лексике русского языка
Работа с заданиями учебника, попутное повторение орфографии
Уметь определять историзмы и архаизмы в речи, знать примеры неологизмов.
1
133.
ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение материала главы 5.
Самоконтроль и самопроверка знаний, полученных при изучении модуля. Осознание результатов деятельности в приобретении знаний и умений по предмету.
1
134.
135.
Контрольная работа № 5 по теме «Словосочетание».
Анализ контрольной работы.
Уметь выполнять задания по пройденному материалу 5-ой главы. Тест.
2
136-
137.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Синтаксис. Главные члены предложения
Предложение – основная единица синтаксиса.
Виды предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске
Составление опорной схемы, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации.
Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания.
2
138-
139.
Простое двусоставное предложение.
Подлежащее двусоставного предложения
Работа с учебником, составление опорных схем, попутное повторение орфографии и пунктуации
Тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации Опознавать (находить) грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные.
Распознавать главные и второстепенные члены предложения.
Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения; виды второстепенных членов предложения и способы их выражения.
Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.
Правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённым словом; определения с определяемыми словами; использовать в речи синонимические варианты выражения подлежащего и сказуемого.
Знать теоретические сведения синтаксиса словосочетания и простого предложения. Уметь находить в тексте простые предложения и неполные, проводить синтаксический разбор, находить главные и второстепенные члены, определять по цели высказывания и по интонационной окраске. Уметь вычленять словосочетания из предложения, определять тип и вид, строить простые предложения, осложнённые причастными и деепричастными оборотами, однородными членами предложения и др.
Вырабатывать умение проводить самоконтроль, работать в паре, в группе.
2
140.
Типы сказуемого простого двусоставного предложения
1
141.
Простое глагольное сказуемое
1
142.
Составное глагольное сказуемое
1
143.
Составное именное сказуемое
1
144.
ПРАВОПИСАНИЕ
Знаки пунктуации.
Работа с учебником, составление опорных схем, попутное повторение орфографии и пунктуации
Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи.
Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.
Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем
1
145.
Тире между подлежащим и сказуемым
1
146.
Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым
1
147.
ТЕКСТ
Цитирование в тексте
Работа с учебником, аналитическая беседа. Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка.
1
148.
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Выбор формы сказуемого в предложении.
Работа с учебником, попутное повторение орфографии
Правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённым словом; определения с определяемыми словами; использовать в речи синонимические варианты выражения подлежащего и сказуемого.
1
149.
Повторение
Комплексное повторение главы 6
Уметь выполнять задания по пройденному материалу 6-ой главы.
1
150.
151.
Контрольная работа № 6 по теме «Синтаксис. Главные члены предложения».
Анализ контрольной работы
Урок контроля. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. Знать правила пунктуации и уметь применять эти правила при звуковом письме под диктовку
2
152.
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Историческая лингвистика
Тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации
Понимать особенности формирования русского литературного языка.
1
153.
СИСТЕМА ЯЗЫКА Синтаксис. Второстепенные члены простого предложения
Нераспространенные и распространенные предложения
Словарный диктант, работа с заданиями учебника Определять виды второстепенных членов предложения и способы их выражения.
Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.
Уметь находить в тексте простые предложения и неполные, проводить синтаксический разбор
Уметь строить простые предложения, осложнённые причастными и деепричастными оборотами, однородными членами предложения и др.
Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные
Вырабатывать умение проводить самоконтроль, работать в паре, в группе.
1
154.
Дополнения
1
155.
Определение
1
156.
Приложение
1
157.
Обстоятельство
1
158-159.
ПРАВОПИСАНИЕ
Дефисное и раздельное написание приложений
Вырабатывать пунктуационную зоркость и грамотность. Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.
2
160.
ТЕКСТ.
Способы связи предложений в тексте
Тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации
Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом. Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста;
Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, выделять микротемы текста, озаглавливать текст.
1
161.
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Синтаксические нормы управления и согласования
Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека, готовности к самообразованию и самовоспитанию. Овладеть основными синтаксическими нормами русского литературного языка; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, Анализировать и оценивать соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; корректировать собственную речь.
Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка.
1
162.
ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение главы 7
Нормы литературного языка
1
163.
Контрольная работа № 7 по теме «Синтаксис. Второстепенные члены простого предложения».
Урок контроля.
1
164-165.
Повторение.
Комплексное повторение и систематизация изученного в 7 классе.
Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 7 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.
2
166-167.
Контрольная работа № 8. (Итоговое тестирование).
Уметь выполнять задания по пройденному материалу за курс 7 класса, работать с авторским текстом.
2
168.
Итоги года
1
169-170.
РЕЗЕРВ
2
ИТОГО
170
Лист корректировки
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
2017-2018 учебного года
Учитель Михайличенко Ирина Анатольевна
Предмет русский язык 7 «В» класс
_____четверть | по рабочей программе | корректировка | ||||||
количество уроков по плану | количество уроков по факту | дата урока | тема урока | дата | причина коррекции | способ коррекции | ||
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|