СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на учебник Русский язык: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: /  (А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская, Л.О. Савчук,  Е.Я.Шмелёва.); под ред. А.Д.Шмелёва. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7 класс»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по русскому языку


основное общее образование, 7 класс «В»



Количество часов 170



Учитель Михайличенко Ирина Анатольевна















2017 – 2018 учебный год






Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:


  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;

  2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

  3. Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;

  4. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

  5. Основная образовательная программа МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М.Ерошина (утв. приказом от 31.08.2015 № 277) (с изм.);

  6. Учебный план МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М.Ерошина на 2017-2018 учебный год (утв. приказом от 30.08.2017 № 261);

  7. Положение о рабочей программе МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М.Ерошина (утв. приказом от 30.08.2016 № 218);

  8. Примерные программы по учебным предметам ФГОС. Русский язык. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)

  9. Примерная программа курса русского языка для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений под редакцией Е.Я.Шмелёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013.

  10. Рабочая программа ориентирована на учебник Русский язык: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: / (А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская,

Л.О. Савчук, Е.Я.Шмелёва.); под ред. А.Д.Шмелёва. – М.: Вентана-Граф, 2015.


Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; 
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей; 

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; 
- способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся; 
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.


Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и рабочей программы по русскому языку для 7 класса

к учебнику под ред. А.Д. Шмелёва, которая полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения.

Данная программа обеспечивает формирование предметных универсальных

учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной

области на этапе основного общего образования, осуществляя преемственность со

ступенью начального образования. Курс русского языка выстраивается с учетом

коммуникативно-деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению, в

русле которых овладение основными видами речевой деятельности сопровождается

сознательным освоением языковой системы, основанной на современных представлениях

о языке и речи, и формировании важнейшей компетенции личности – умения учиться.

Тематическое планирование составлено по материалам учебника «Русский язык: 7 класс»

под ред. А.Д. Шмелёва на 136 часов (4 часа в неделю). Учебник отражает оригинальный

авторский подход к структурированию учебного материала, к определению

последовательности его обучения и организации учебной деятельности обучающихся.

Учебно-тематический план строится по модульному принципу. В модулях-главах по единому принципу повторяются разделы, отражающие три основные содержательные линии программы.

Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функци­ональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия охватывает разделы, отража­ющие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.

Значительное внимание уделяется воспитанию речевой культуры, необходимой

для овладения языком как эффективным средством общения, что способствует адаптации

учащихся в обществе. Наличие аудиоприложения позволяет демонстрировать обучающимся образцовую речь, что очень важно в условиях быстрого изменения литературного языка под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы.

Данная программа ориентирует на приоритетные задачи современного филологического образования в школе (развитие творческой компетентности школьника, коммуникативно-деятельностный подход в обучении, приобщение к русскому слову как к сокровищнице), поэтому в качестве приоритетных определяются следующие задачи:

  • формировать языковую компетенцию, т.е. практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм;

  • формировать коммуникативную компетенцию, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

  • формировать информационную компетенцию, т.е. владение навыками самостоятельной учебно-поисковой деятельности по отношению к информации в учебных пособиях и окружающем мире.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

  • коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

  • познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую ин-формацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

  • регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе

Упражнения содержат самые разные задания, позволяющие обучающимся комплексно усвоить содержание, обеспечивающее формирование разных компетенций в контексте программного материала 7 класса. Задания к упражнениям носят разноуровневый характер, присутствуют тестовые виды заданий, обучающимся предоставляется возможность выбора того или иного вида деятельности.

Изучение русского языка на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.


Согласно учебному плану МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М. Ерошина на 2017-2018 учебный год на изучение русского языка в 7 классе отводится 4 часа в неделю + 1 час из компонента образовательного учреждения. Итого 5 часов в неделю, 170 часов в год.

Срок реализации рабочей программы – 1 год.










Планируемые результаты освоения учебного предмета

Речь и речевое общение

Выпускник научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание,

рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях

общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и

неформального, межличностного и межкультурного общения;

• нормам речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки

зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных

целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично

представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать и

доказывать собственную позицию;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.


Речевая деятельность

Аудирование

Выпускник научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с

пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и

передаче содержания аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной

задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,

основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического,

официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них

основную и дополнительную информацию, комментировать ее в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-

делового, художественного аудиотекстов в форме: плана, тезисов, изложения

(подробного, выборочного, сжатого).

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию

публицистического текста (в том числе в средствах массовой информации

(СМИ)), анализировать и комментировать ее в устной форме.


Чтение

Выпускник научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических

текстов (информационных и аналитических жанров, художественно-

публицистического жанра), художественных текстов и воспроизводить их в

устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме

ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана,

тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего,

просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной

коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного

текста;

• использовать приемы работы с учебной книгой, справочниками и другими

информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определенную тему,

анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с

поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую)

информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и

жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников:

учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в

электронном виде на различных информационных носителях, официально-

деловых текстов.


Говорение

Выпускник научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том

числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-

этические, бытовые, учебные темы (в том числе связанные с содержанием других

изучаемых предметов) разной коммуникативной направленности;

• обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой

учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать

материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом

заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические,

лексические, грамматические нормы современного русского литературного

языка, стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила

речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных

типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах

общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект,

реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-

научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их

успешности в достижении прогнозируемого результата.


Письмо

Выпускник научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной

коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения

(ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические,

бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо,

отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно,

сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические,

орфографические и пунктуационные нормы современного русского

литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и

фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учетом внеязыковых

требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой

употребления языковых средств.


Текст

Выпускник научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей,

жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований,

предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его

содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи,

стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты

(аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект), участвовать в дискуссии;

создавать официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с

учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со

спецификой употребления в них языковых средств.


Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера,

научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной

литературы (выделять их экстралингвистические особенности, лингвистические

особенности на уровне употребления лексических средств, типичных

синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров: научного,

публицистического, официально-делового, разговорной речи;

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и

типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной

функциональной направленности с точки зрения соответствия их

коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными

сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные,

публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с

точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических,

синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров,

участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое

письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление,

информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле;

принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения,

соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории,

писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к

ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения ее композиции,

аргументации, языкового оформления, достижения поставленных

коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-

этикетной, развлекательной, убеждающей речью.


Общие сведения о языке

Выпускник научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и

мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского

(церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами,

просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и

характеризовать эти различия.

Выпускник получит возможность научиться:

характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.


Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского

литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и

справочников; использовать ее в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических

словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности.


Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и

словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и

словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике

правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа

слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные

гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в

художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных

и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и

лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,

принадлежность слова к группе однозначных или многозначных, указывая

прямое и переносное значение слова, его принадлежность к активной или

пассивной лексике, а также сферу употребления и стилистическую окраску;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления

неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении

слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым

словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем и др.) и

использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского

языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и

выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в

публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять

особенности употребления лексических средств в текстах научного и

официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа

(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов,

иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе

мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах

деятельности.


Морфология

Выпускник научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы;

служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной

части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами

современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в

различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для

решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в

публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять

особенности употребления морфологических средств в текстах научного и

официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических

трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в

различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и

их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки

зрения структурной и смысловой организации, функциональной

предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами

современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в

собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в

различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в

публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять

особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и

официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с

точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований

выразительности речи.


Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в

объеме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной

форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и

справочников; использовать ее в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой

стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических

словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в

процессе письма.


Язык и культура

Выпускник научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения

в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и

исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет

лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной

деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и

истории народа — носителя языка;

• анализировать русский речевой этикет и сравнивать его с речевым

этикетом отдельных народов России и мира.


Основное содержание и описание разделов учебника

с методическими рекомендациями по каждому разделу учебника и

характеристикой основных видов деятельности обучающихся (на уровне формирования УУД)

Учебник русского языка под ред. А.Д. Шмелёва за курс 7 класса включает в себя 7 глав (модулей). Глава представляет собой логически законченную методическую систему изучения языка, имеющую общее название. В 7 классе названия глав следующие:

  1. Что такое языковые семьи?

  2. Какие языки-предки были у русского языка?

  3. Какие языки-родственники есть у русского языка?

  4. Как изменяются языки?

  5. Как появился русский литературный язык?

  6. Как связаны история народа и история языка?

  7. Как лингвисты изучают историю языка?

Следует отметить, что разделы, составляющие модуль, остаются неизменными – это «О языке и речи», «Система языка», «Правописание», «Текст», «Язык и культура. Культура речи», «Повторение». Количество часов по разделам в каждом модуле неодинаково. Это определено сложностью изучаемого материала и программными авторскими рекомендациями. Выше в таблице приводится распределение учебных часов в модуле по разделам. Далее даётся описание содержания каждого раздела в модуле, а также характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне формирования универсальных учебных действий)

Содержания каждого раздела в модуле, а также характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне формирования универсальных учебных действий)

Кол-во часов

Название раздела модуля

Основное содержание и описание разделов учебника


Характеристика основных видов деятельности
обучающихся (на уровне формирования универсальных учебных действий)

В начале курса несколько уроков отводится на систематизацию знаний и повторение изученного в 5-6 классах. Проводится диагностический диктант.

7

О языке и речи

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Исторические изменения в лексике. История формирования современного русского языка.

Иметь представление о генеалогическом древе языков. Знать славянскую ветвь индоевропейских языков и понимать, что такое праславянский язык и что подразумевают под древними письменными памятниками. Уметь находить и определять роль в тексте лексических синонимов, антонимов, омонимов. Уметь назвать факты в доказательство того, что русский язык прошёл длинный путь развития. Уметь определять историзмы и архаизмы в речи, знать примеры неологизмов. Понимать особенности формирования русского литературного языка.

64

Система языка

Рассматриваются такие разделы науки о языке как «Морфология», «Словообразование» и «Синтаксис».

Изучается наречие как самостоятельная часть речи, даётся понятие категории состояния. Предлог, союз, частица рассматриваются как служебные части речи, междометия как особый разряд слов в речи.

Изучение синтаксиса начинается со словосочетания как единицы синтаксиса. Здесь же показан фразеологизм в сравнении со словосочетанием. Далее учащиеся более подробно знакомятся с конструкциями простого предложения, детально рассматривают различные виды сказуемого, второстепенные члены предложения и неполные предложения.

Знать способы словообразования и уметь их различать.

Знать морфологические признаки наречий и служебных частей речи. Владеть умением различать эти части речи в тексте, проводить морфологический разбор. Знать теоретические сведения синтаксиса словосочетания и простого предложения. Уметь находить в тексте простые предложения и неполные, проводить синтаксический разбор, находить главные и второстепенные члены, определять по цели высказывания и по интонационной окраске. Уметь вычленять словосочетания из предложения, определять тип и вид, строить простые предложения, осложнённые причастными и деепричастными оборотами, однородными членами предложения и др.

Вырабатывать умение проводить самоконтроль, работать в паре, в группе.

46

Правописание

Орфография представлена правописанием наречий, предлогов, частиц, союзов и междометий. Пунктуация рассматривает правильную постановку знаков препинания в неполных предложениях и при написании тире между подлежащим и сказуемым.

Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.

10

Текст






Структура текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Лексические, грамматические, смысловые средства связи предложений и частей текста. Основная и дополнительная информация текстов. Разные виды плана (простой, сложный, тезисный, вопросный и др.)

Описание как функционально-смысловой тип речи, его особенности (описания предмета, состояния, процесса); сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи. Виды информационной переработки текста. Стили литературного языка.


Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.

Выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка).

Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.

Делить текст на смысловые части, различать темы и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (сложного), аннотации. Владеть устным пересказом авторского текста и уметь составлять устный рассказ по заданной теме.

Правильно использовать в речи самостоятельные и служебные части речи.

Создавать и редактировать собственные письменные тексты по воображению и реальным событиям в разных стилях и жанрах.


8

Изложения и сочинения


Развитие речи в форме создания своих собственных текстов в виде сочинений, сочинений- миниатюр описаний предмета, картины, комнаты, события и др. Изложение авторского текста после прочтения или аудиотекста.

Вырабатывать умения создавать тексты разных стилей, типов и жанров. Работать над своим авторским стилем тематического письменного и устного изложения. Владеть умением пересказа, умением создавать планы к текстам, перерабатывать тексты.

Осознавать себя как личность способную к творчеству, к умению передавать прочитанное, услышанное, сказанное другим носителям языка.

7

Язык и культура. Культура речи

Употребление самостоятельных и служебных частей речи в живом общении и на письме. Роль старославянизмов в современном русском языке. Синтаксические нормы и обороты речи. Орфоэпические нормы современного русского языка. Нормативные словари и справочники современного русского языка.

Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры, готовности к самообразованию и самовоспитанию. Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученных частей речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевые высказывания. Анализировать и оценивать соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; корректировать собственную речь.

Овладеть нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения.

Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка.


Осознавать связь русского языка с культурой и историей России.

Уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

9

Повторение

Повторение и обобщение отдельно по каждому изучаемому модулю, так как модуль – это логически завершённый раздел, объединённый одной темой. Повторение, обобщение и систематизация изученного в 5-6-7 классе.

Самоконтроль и самопроверка знаний, полученных в предыдущих классах и по изученным модулям. Осознание результатов деятельности в приобретении знаний и умений по предмету.

10

Контроль

Проводится в разных формах по вариантам или группам после повторения и обобщения знаний, полученных в рамках изученного раздела «Правописание» и модуля в целом. В конце учебного года проводится итоговый контроль.

Уметь показать приобретённые знания по темам и предметным разделам в разных формах контроля (тест, диктант, диктант с грамматическим заданием, контрольная работа, сочинение, изложение и др.)

6

Анализ контрольных работ

Проводится после написания контрольной работы любого типа (диктант, тест, диктант с грамматическим заданием, контрольная работа, сочинение, изложение и др.).

Умение анализировать диктанты, тестовые и контрольные работы, сопоставлять результаты знаний, находить и осознавать свои ошибки. Строить планы по совершенствованию знаний по предмету, грамотности.

1

Итоги года

Подведение итогов года. Цели и задачи на следующий год.


2

Резервные уроки

Распределяются по темам на усмотрение учителя


170




Календарно-тематическое планирование

по русскому языку

Класс 7 «В»

Учитель Михайличенко Ирина Анатольевна

Количество часов: на год 170 часов, в неделю 5 часов


п\п

урока

Дата

Тема урока

Содержание урока

Кол-во часов






1.


О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Русский язык – один из индоевропейских языков.

Работа с учебником, беседа. Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, Иметь представление об отечественных лингвистах

1


2-


3.


СИСТЕМА ЯЗЫКА

Фонетика.

Сильные и слабые позиции звуков.

Работа с учебником, составление опорных схем, попутное повторение орфографии и пунктуации

2

4.


Диагностическая контрольная работа

Урок контроля уровня усвоения учебного материала в 5-6 класса

1

5-


6.



Виды морфем (повторение).


Чередование звуков в морфемах. Исторические изменения в лексике.

Осознавать роль морфем в процессах формо- и словообразования.

Опознавать морфемы и их варианты с чередованием гласных и согласных звуков; членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.

2

7-

8.


Словообразование (повторение).

Способы словообразования

Работа с учебником, беседа, словообразовательный разбор.

Виды морфем. Чередование звуков в морфемах.

Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов.

Сращение сочетания слов в слово.

Типичные способы образования слов разных частей речи.

Словообразовательные и морфемные словари русского языка

2


9.


Сращение как способ словообразования.


1







10.


Переход слов из одной части речи в другую

Знать способы словообразования и уметь их различать.

Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования слов различных частей речи;

Использовать морфемный, словообразовательный словари. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ

1

11-12-13.




Именные части речи.



Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения.

Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте.

3




3

14-15-16.


Глагол и его формы




17.


ПРАВОПИСАНИЕ

Правописание окончаний прилагательных и причастий.


Работа с заданиями учебника, попутное повторение орфографии

Работа с учебником, составление опорных схем, попутное повторение орфографии и пунктуации

Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.

Использовать справочники по правописанию для решения орфографических проблем

1




18.


Правописание суффиксов существительных.


1


19.



20-


21.


ТЕКСТ.

Р.р. Сочинение-описание по картине. (упр.86)


Беседа и спор.


Правила эффективного общения

Вести спор со сверстниками в соответствии с целью и ситуацией общения, нормами речевого этикета с использованием адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Участвовать в обсуждении (текстовый форум) с использованием возможностей Интернета

1





2


22.


ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Приёмы эффективного слушания в ситуации диалога

Владеть разными видами диалога. Владеть приёмами эффективного слушания в ситуации диалога, адекватно использовать речь для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Осознавать необходимость речевого самосовершенствования, значение родного языка в процессе получения школьного образования.

1


23


ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение главы 1

Акцентируется внимание на вопросах морфемики и словообразования.

1

24-

25.


Контрольная работа № 1 по теме «Повторение пройденного в 5-6 классах».

Анализ контрольной работы

2


26.


О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Происхождение русского языка

Составление опорной схемы, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации

Понимать особенности формирования русского литературного языка

Иметь представление об отечественных лингвистах

1




27.


СИСТЕМА ЯЗЫКА

Лексика и фразеология

Однозначные и многозначные слова

Тренировочные упражнения, выборочно-распределительный диктант, тестовые задания.

Овладеть основными понятиями лексикологии; знать общие принципы классификации словарного состава русского языка.

1

28-29.


Группы слов в лексике языка

Лексический разбор слов, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации

Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски.

Уметь находить и определять роль в тексте лексических синонимов, антонимов, омонимов.

2

30.


Лексика исконная и заимствованная

Лексические нормы, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации

Уметь назвать факты в доказательство того, что русский язык прошёл длинный путь развития.

1

31.


Старославянизмы.



Лексические нормы, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей устаревших слов и использовать её в различных видах деятельности.

1

32.


33.


Устаревшая лексика.


Неологизмы

Наблюдать за использованием устаревших слов и неологизмов в языке художественной литературы, разговорной речи. Уметь определять историзмы и архаизмы в речи.

2


34.


ПРАВОПИСАНИЕ

Правописание корней с чередованием ора/ра, ере/ре, оло(ело)/ла(ле).

Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.

1

35-36.


Двойные согласные.


2

37-38.


Гласные после шипящих и ц.

Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи.

2

39-40.


Правописание Н и НН в разных частях речи

Орфографические нормы, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации

2

41-42.



Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи.

Тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.

2


43.


ТЕКСТ

Конспект

Работа с текстом

1



44.



45



ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Выразительные средства языка.



Р.р. Свободное изложение на лингвистическую тему.

Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, проявлять уважение к истории, культурным и историческим памятникам, традициям страны.

Развитие письменной речи.

1





1


46.


ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение главы 2


1

47.


48.


Контрольная работа № 2 по теме «Лексика и фразеология».

Анализ контрольной работы

Урок контроля.

Тест

2


49.


О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ.

Русский язык в кругу других славянских языков.

Работа с учебником, аналитическая беседа. Иметь представление о генеалогическом древе языков. Знать славянскую ветвь индоевропейских языков и понимать, что такое праславянский язык и что подразумевают под древними письменными памятниками.

1





50.


СИСТЕМА ЯЗЫКА

Морфология. Наречие и слова категории состояния


Наречие как часть речи.

Работа с учебником, объяснительный диктант. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию.


1

51.


Образование наречий.

Работа с учебником, попутное повторение орфографии

Знать способы образования наречий и уметь их различать. Вырабатывать умение проводить самоконтроль, работать в паре, в группе

1

52-53.


Разряды наречий.

Распознавать наречия разных разрядов; приводить соответствующие примеры.

2

54.


55.




Степени сравнения наречий.


Морфологический разбор наречия.

Знать степени сравнения наречий. Правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени. Проводить морфологический разбор

2

56-57.


Слова категории состояния как часть речи

Различать слова категории состояния и наречия.

2


58.


ПРАВОПИСАНИЕ

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Работа с учебником, объяснительный диктант, Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.

1

59-60.


Буквы о и е после шипящих на конце наречий.


2


61-62.


Буквы о и а на конце наречий.


2

63-64.


Р.р. Сочинение по картине

К.А. Коровина «Пристань в Гурзуфе»

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

2

65-66.


Правописание Н и НН в наречиях.

Тренировочные упражнения, выборочно-распределительный диктант, тестовые задания

Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.

Тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации

2

67-68.


Правописание не с наречиями


2

69-70.


Правописание отрицательных наречий.


2

71-72.


Дефис в наречиях.

Тренировочные упражнения, объяснительный диктант. Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.

2


73-74.


Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений.


2

75.



ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение главы 3

Самоконтроль и самопроверка знаний, полученных в предыдущих классах и по изученному модулю. Осознание результатов деятельности в приобретении знаний и умений по предмету.

1

76.



77.


Контрольная работа № 3 по теме «Наречие».


Анализ контрольной работы.

Уметь объяснять орфограммы в наречиях и других словах, знаки препинания в предложениях

Умение анализировать диктанты, тестовые и контрольные работы, сопоставлять результаты знаний, находить и осознавать свои ошибки. Строить планы по совершенствованию знаний по предмету, грамотности.

2


78-79.






80.



81.


ТЕКСТ.

Р.р. Изложение (упр.110)






Использование наречий в текстах разных типов.


Р.Р. Отзыв.



Работа с учебником, попутное повторение орфографии

Работать над своим авторским стилем тематического письменного и устного изложения. Владеть умением пересказа, умением создавать планы к текстам, перерабатывать тексты. Уметь строить текст-описание предмета, картины, события и др.

Осознавать себя как личность способную к творчеству, к умению передавать прочитанное, услышанное, сказанное другим носителям языка.

2





1



1




82.


ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ.


Употребление наречий в речи.

Работа с учебником, орфографический диктант. Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры, готовности к самообразованию и самовоспитанию. Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении наречий; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевые высказывания. Анализировать и оценивать соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; корректировать собственную речь.

1


83.


О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Изучение письменных памятников

Работа с учебником, беседа

1





84.


СИСТЕМА ЯЗЫКА

Морфология. Служебные части речи и особые разряды слов


Предлог – служебная часть речи.

Работа с учебником, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации.

Распознавать служебные части речи.

Вырабатывать умение проводить самоконтроль, работать в паре, в группе.

Различать предлог, союз, частицу.

Знать морфологические признаки союзов

1

85-86.


87.


Группы предлогов по структуре.


Морфологический разбор предлога.



Объяснительный диктант, попутное повторение орфографии и пунктуации

Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи. Проводить морфологический анализ предлога.

Знать морфологические признаки предлога. Владеть умением различать эту часть речи в тексте, проводить морфологический разбор

3

88.


Союз – служебная часть речи.


Тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации

Различать предлог, союз, частицу. Знать морфологические признаки союзов

Распознавать союзы разных разрядов по значению и строению

1

89.



90-


91.



Разряды союзов.


Сочинительные союзы.


Подчинительные союзы.

Выборочный диктант, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации

Распознавать союзы разных разрядов по значению и строению. Конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов.

3

92.


Морфологический разбор союза.

Владеть умением различать эту часть речи в тексте. Проводить морфологический анализ союза

1

93-94.


Р.Р. Изложение по тексту

В. Тельпугова «Необыкновенная история».

Урок контроля. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

2

95.


96-97.


Частица – служебная часть речи.


Разряды частиц по значению и употреблению.

Работа с учебником, попутное повторение орфографии. Различать предлог, союз, частицу. Знать морфологические признаки частицы. Распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению.

3

98.


Морфологический разбор частицы

Выборочный диктант, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации

Владеть умением различать эту часть речи в тексте. Производить морфологический анализ частицы

1

99-100.


Междометия и звукоподражательные слова

Объяснительный диктант, попутное повторение орфографии и пунктуации

Определять грамматические особенности междометий. Распознавать междометия разных семантических разрядов.

Наблюдать за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы.

Различать грамматические омонимы

2


101-102.


ПРАВОПИСАНИЕ

Правописание предлогов

Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.

2

103-104.


Правописание союзов


2

105-106.


Правописание частиц НЕ и НИ


2

107.


Употребление частиц НЕ и НИ


1

108-109.


Слитное и раздельное написание НЕ и НИ


2

110-111.


Раздельное и дефисное написание частиц

Составление опорной схемы, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации

2

112.


Правописание междометий

Работа с заданиями учебника, попутное повторение орфографии

1


113.


ТЕКСТ

Служебные части речи как средство связи предложений в тексте

Работа с учебником, аналитическая беседа Правильно использовать в речи самостоятельные и служебные части речи.

Создавать и редактировать собственные письменные тексты по воображению и реальным событиям в разных стилях и жанрах.

1

114.


Статья

Работа с учебником, попутное повторение орфографии

Вырабатывать умения создавать тексты разных стилей, типов и жанров. Осознавать себя как личность способную к творчеству, к умению передавать прочитанное, услышанное, сказанное другим носителям языка.

1



115.


ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Стилистическая роль служебных частей речи

Работа с учебником, беседа

Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры, готовности к самообразованию и самовоспитанию. Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученных частей речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевые высказывания. Анализировать и оценивать соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; корректировать собственную речь.

Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов

1

116.


ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение материала главы 4.

Самоконтроль и самопроверка знаний, полученных при изучении модуля 2. Осознание результатов деятельности в приобретении знаний и умений по предмету.

1

117.



118.


Контрольная работа № 4 по теме «Служебные части речи». Тест.

Анализ контрольной работы

Уметь выполнять задания по пройденному материалу 4-ой главы.

2


119.


О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка

Работа с заданиями учебника, попутное повторение орфографии

Уметь назвать факты в доказательство того, что русский язык прошёл длинный путь развития. Понимать особенности формирования русского литературного языка.

1



120.


СИСТЕМА ЯЗЫКА

Синтаксис. Словосочетание. Словосочетание как единица синтаксиса.


Работа с учебником, составление опорных схем, попутное повторение орфографии и пунктуации Знать теоретические сведения синтаксиса словосочетания и простого предложения. Овладеть основными понятиями синтаксиса.

Осознавать (понимать) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов

Распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании;

1

121-122.


Грамматическое значение словосочетания

Группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам.

Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания.

Осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной

2

123-124.


Виды подчинительной связи в словосочетании

Составление опорной схемы, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации

Анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

2

125.


Схема словосочетания

Работа с заданиями учебника, попутное повторение орфографии .

Уметь вычленять словосочетания из предложения, определять тип и вид.


1

126.


Нечленимые словосочетания

Составление опорной схемы, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации

Вырабатывать умение проводить самоконтроль, работать в паре, в группе.

1


127.


ПРАВОПИСАНИЕ

Употребление прописных и строчных букв

Тренировочные упражнения,

Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.

1

128-129.


Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм

Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи.

2


130.


ТЕКСТ

Деловые бумаги: расписка

Работа с заданиями учебника, попутное повторение орфографии

1



131.


ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Синтаксические нормы: употребление словосочетаний

Работа с учебником, составление опорных схем, попутное повторение орфографии и пунктуации. Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры, готовности к самообразованию и самовоспитанию

1

132.


О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Исторические изменения в лексике русского языка

Работа с заданиями учебника, попутное повторение орфографии

Уметь определять историзмы и архаизмы в речи, знать примеры неологизмов.

1

133.



ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение материала главы 5.

Самоконтроль и самопроверка знаний, полученных при изучении модуля. Осознание результатов деятельности в приобретении знаний и умений по предмету.


1

134.


135.


Контрольная работа № 5 по теме «Словосочетание».

Анализ контрольной работы.

Уметь выполнять задания по пройденному материалу 5-ой главы. Тест.

2




136-



137.


СИСТЕМА ЯЗЫКА

Синтаксис. Главные члены предложения

Предложение – основная единица синтаксиса.


Виды предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске

Составление опорной схемы, тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации.

Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания.

2

138-


139.


Простое двусоставное предложение.

Подлежащее двусоставного предложения

Работа с учебником, составление опорных схем, попутное повторение орфографии и пунктуации

Тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации Опознавать (находить) грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные.

Распознавать главные и второстепенные члены предложения.

Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения; виды второстепенных членов предложения и способы их выражения.

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.

Правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённым словом; определения с определяемыми словами; использовать в речи синонимические варианты выражения подлежащего и сказуемого.

Знать теоретические сведения синтаксиса словосочетания и простого предложения. Уметь находить в тексте простые предложения и неполные, проводить синтаксический разбор, находить главные и второстепенные члены, определять по цели высказывания и по интонационной окраске. Уметь вычленять словосочетания из предложения, определять тип и вид, строить простые предложения, осложнённые причастными и деепричастными оборотами, однородными членами предложения и др.

Вырабатывать умение проводить самоконтроль, работать в паре, в группе.

2

140.


Типы сказуемого простого двусоставного предложения


1

141.


Простое глагольное сказуемое


1

142.


Составное глагольное сказуемое


1

143.


Составное именное сказуемое


1


144.


ПРАВОПИСАНИЕ

Знаки пунктуации.

Работа с учебником, составление опорных схем, попутное повторение орфографии и пунктуации

Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи.

Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.


Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.

Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем

1

145.


Тире между подлежащим и сказуемым


1

146.


Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым


1


147.


ТЕКСТ

Цитирование в тексте

Работа с учебником, аналитическая беседа. Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка.

1



148.


ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Выбор формы сказуемого в предложении.

Работа с учебником, попутное повторение орфографии

Правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённым словом; определения с определяемыми словами; использовать в речи синонимические варианты выражения подлежащего и сказуемого.

1

149.


Повторение

Комплексное повторение главы 6

Уметь выполнять задания по пройденному материалу 6-ой главы.

1

150.




151.


Контрольная работа № 6 по теме «Синтаксис. Главные члены предложения».


Анализ контрольной работы

Урок контроля. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. Знать правила пунктуации и уметь применять эти правила при звуковом письме под диктовку

2


152.


О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Историческая лингвистика

Тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации

Понимать особенности формирования русского литературного языка.

1




153.


СИСТЕМА ЯЗЫКА Синтаксис. Второстепенные члены простого предложения

Нераспространенные и распространенные предложения

Словарный диктант, работа с заданиями учебника Определять виды второстепенных членов предложения и способы их выражения.

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.


Уметь находить в тексте простые предложения и неполные, проводить синтаксический разбор

Уметь строить простые предложения, осложнённые причастными и деепричастными оборотами, однородными членами предложения и др.

Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные

Вырабатывать умение проводить самоконтроль, работать в паре, в группе.

1

154.


Дополнения


1

155.


Определение


1

156.


Приложение


1

157.


Обстоятельство


1


158-159.


ПРАВОПИСАНИЕ

Дефисное и раздельное написание приложений

Вырабатывать пунктуационную зоркость и грамотность. Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.

2


160.


ТЕКСТ.

Способы связи предложений в тексте

Тренировочные упражнения, попутное повторение орфографии и пунктуации

Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом. Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста;

Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, выделять микротемы текста, озаглавливать текст.

1


161.


ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Синтаксические нормы управления и согласования

Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека, готовности к самообразованию и самовоспитанию. Овладеть основными синтаксическими нормами русского литературного языка; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, Анализировать и оценивать соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; корректировать собственную речь.

Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка.


1

162.


ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение главы 7

Нормы литературного языка

1

163.





Контрольная работа № 7 по теме «Синтаксис. Второстепенные члены простого предложения».

Урок контроля.

1

164-165.





Повторение.

Комплексное повторение и систематизация изученного в 7 классе.

Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 7 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.

2

166-167.


Контрольная работа № 8. (Итоговое тестирование).

Уметь выполнять задания по пройденному материалу за курс 7 класса, работать с авторским текстом.

2

168.


Итоги года


1

169-170.


РЕЗЕРВ


2

ИТОГО

170

Лист корректировки

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

2017-2018 учебного года


Учитель Михайличенко Ирина Анатольевна

Предмет русский язык 7 «В» класс


_____четверть

по рабочей программе

корректировка

количество уроков по плану

количество уроков по факту

дата урока

тема урока

дата

причина коррекции

способ коррекции