Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы НОО по математике с учётом программы А.А.Плешакова «Школа России»
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издательство, год выпуска |
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий | Русский язык | 3 | М.: «Просвещение», 2019 |
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
В 3 классе на уроки русского языка отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в классе).
Результаты изучения курса в 3 классе.
Личностные результаты:
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Использование различных способов поиска (в справочных источни-i ах), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации Информации.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение.
Предметные результаты:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
Содержание курса.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (одно-коренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Единственное и множественное число существительных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число прилагательных. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число глаголов. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Местоимение. Общее представление о местоимении.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова © гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс
(УМК «Школа России» к учебнику В. П. Канакиной)
№ п/п | Перечень разделов, тем | Коли- чество часов | дата проведения |
по плану | фактически |
| Язык и речь | 1 | | |
1 | Наша речь и наш язык. Р/р. Составление текста по рисунку. | 1 | | |
| Текс. Предложение. Словосочетание. | 12 | | |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 1 | | |
3 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. | 1 | | |
4 | Предложение (повторение и углубление представлений) Р/р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». | 1 | | |
5 | Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). | 1 | | |
6 | Виды предложений по интонации (восклицательное, невосклицательное). Знаки препинания в конце предложений. | 1 | | |
7 | Предложения с обращением. Р.р. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. | 1 | | |
8 | Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | | |
9 | Входная контрольная работа №1на тему: «Текст. Предложение». | 1 | | |
10 | Работа над ошибками. Распространённые и нераспространённые предложения. Разбор предложения по членам. | | | |
11 | Простое и сложное предложения. Общее представление. Запятая внутри сложного предложения. | 1 | | |
12 | Словосочетание. Р/р. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. | 1 | | |
13 | Р\р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». | 1 | | |
| Слово в языке и речи. | 15 | | |
14 | Лексическое значение слова. | 1 | | |
15 | Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Антонимы и синонимы. | 1 | | |
16 | Омонимы. Использование омонимов в речи. Работа со «Словарём омонимов». | 1 | | |
17 | Слово и словосочетание. | 1 | | |
18 | Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов. | 1 | | |
19 | Р/р. Подробное изложение с языковым анализом текста. | 1 | | |
20 | Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. Имя существительное. Местоимение. | 1 | | |
21 | Части речи. Имя прилагательное. Глагол. Р.р. Составление текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | 1 | | |
22 | Имя числительное. Общее представление. Имя числительное как часть речи. | 1 | | |
23 | Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. | 1 | | |
24 | Слово и слог, звуки и буквы. Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | | |
25 | Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне. | 1 | | |
26 | Согласные звуки и буквы для их обозначения. Разделительный мягкий знак (ь). | 1 | | |
27 | Контрольный диктант №2 по теме: «Слово и слог. Звуки и буквы» | 1 | | |
28 | Р/р. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Проект «Рассказ о слове». | 1 | | |
| Состав слова. | 42 | | |
29 | Корень слова. Однокоренные слова. Словарь: столица. | 1 | | |
30 | Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов. | 1 | | |
31 | Сложные слова. Правописание сложных слов(соединительные гласные в сложных словах) | 1 | | |
32 | Формы слова. Окончание. | 1 | | |
33 | Формы слова. Окончание. | 1 | | |
34 | Контрольный диктант №3 за 1 четверть | 1 | | |
35 | Приставка. Общее понятие. | 1 | | |
36 | Приставка как значимая часть слова. Значение приставок. | 1 | | |
37 | Суффикс. Общее понятие. | 1 | | |
38 | Суффикс - значимая часть слова. | 1 | | |
39 | Значение суффикса в слове. Р. р: составлять описательный текст по картине. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». | 1 | | |
40 | Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. | 1 | | |
41 | Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. | 1 | | |
42 | Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов. Контрольное списывание №1. | 1 | | |
43 | Р\р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом Проект «Семья слов». Анализ изложения. | 1 | | |
44 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 | | |
45 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. | 1 | | |
46 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | | |
47 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | | |
48 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | | |
49 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне. | 1 | | |
50 | Контрольный диктант №4 на тему «Безударные гласные в корне». | 1 | | |
51 | Работа над ошибками. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне. | 1 | | |
52 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне. | 1 | | |
53 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | | |
54 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | | |
55 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | | |
56 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | | |
57 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | | |
58 | Правописание слов с удвоенными согласными. (Слова с непроверяемым написанием коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм). | 1 | | |
59 | Контрольный диктант №5 за II четверть | 1 | | |
60 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | | |
61 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | | |
62 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | | |
63 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | | |
64 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | | |
65 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | | |
66 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | | |
67 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | | |
68 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | | |
69 | Контрольный диктант№ 6 по теме: «Правописание частей слова». | 1 | | |
70 | Работа над ошибками. Р.р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». | 1 | | |
| Части речи | 61 | | |
71 | Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз. (общее представление). | 1 | | |
72 | Значение и употребление имен существительных в речи. (Словарь: самолёт). Развитие речи: свободный диктант; составление текста по рисунку. | 1 | | |
73 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Представление об устаревших словах в русском языке. | 1 | | |
74 | Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Анализ изложения. | 1 | | |
75 | Проект: ” Тайна имени” развитие интереса к тайнам имён. | 1 | | |
76 | Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. | 1 | | |
77 | Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд) Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти. | 1 | | |
78 | Род имён существительных. Имена существительные общего рода. | 1 | | |
79 | Род имён существительных. Формирование навыка культуры речи: нормы согласования (яблочное повидло, вкусная карамель). | 1 | | |
80 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. | 1 | | |
81 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. | 1 | | |
82 | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картинок. | 1 | | |
83 | Контрольный диктант №7 на тему «Имя существительное». | 1 | | |
84 | Падеж имён существительных. Изменение имён существительных по падежам. | 1 | | |
85 | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. | 1 | | |
86 | Р. р. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 | | |
87 | Именительный падеж имён существительных. | 1 | | |
88 | Родительный падеж имён существительных. | 1 | | |
89 | Дательный падеж имён существительных. | 1 | | |
90 | Винительный падеж имён существительных. | 1 | | |
91 | Именительный, родительный, винительный падежи. | 1 | | |
92 | Творительный падеж имён существительных. | 1 | | |
93 | Предложный падеж имён существительных. Формирование представлений о трудолюбии и мастерстве. | 1 | | |
94 | Р.р. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа. | 1 | | |
95 | Все падежи (обобщение знаний об имени существительном). Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного. | 1 | | |
96 | Морфологический разбор имени существительного.Р. р. Сочинение по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Проект: «Зимняя страничка». | 1 | | |
97 | Контрольный диктант №8 за III четверть «Правописание окончаний имён существительных». | 1 | | |
98 | Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном. Лексическое значение имён прилагательных. | 1 | | |
99 | Обогащение словарного запаса именами прилагательными. | 1 | | |
100 | Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. | 1 | | |
101 | Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. | 1 | | |
102 | Синтаксическая функция имени прилагательного. | 1 | | |
103 | Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | 1 | | |
104 | Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. | 1 | | |
105 | Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. | 1 | | |
106 | Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, –яя). | 1 | | |
107 | Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | | |
108 | Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Р.р. Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям. | 1 | | |
109 | Падеж имён прилагательных (общее представление). Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). | 1 | | |
110 | Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. | 1 | | |
111 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | | |
112 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | | |
113 | Р.р. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками».Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 | | |
114 | Контрольный диктант №9 по теме «Имя прилагательное». | 1 | | |
115 | Работа над ошибками. Местоимения. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. | 1 | | |
116 | Личные местоимения единственного и множественного числа. | 1 | | |
117 | Род личных местоимений третьего лица, единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. | 1 | | |
118 | Употребление личных местоимений в речи.Р. р. Составление письма. | 1 | | |
119 | Глагол. Повторение и углубление представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | | |
120 | Значение и употребление глаголов в речи. Число. Изменение глаголов по числам. | 1 | | |
121 | Изменение глаголов по числам. Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам. | 1 | | |
122 | Форма глагола. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать? | 1 | | |
123 | Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по числам. Р.р. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись. | 1 | | |
124 | Времена глагола. Изменение глаголов по временам. | 1 | | |
125 | Изменение глаголов по временам. | 1 | | |
126 | Изменение глаголов по временам. Р. р. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | 1 | | |
127 | Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о) | 1 | | |
128 | Родовые окончания глаголов (-а, -о). Р. р. Составление предложений и текста. | 1 | | |
129 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | | |
130 | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. | 1 | | |
131 | Контрольный диктант №10 за IV четверть /в рамках промежуточной аттестации/ на тему «Глагол». | 1 | | |
| Повторение | 5 | | |
132 | Части речи. | 1 | | |
133 | Части речи. | 1 | | |
134 | Текст и предложение как единицы языка и речи. Обобщение и систематизация изученных орфограмм. | 1 | | |
135 | Слово и его лексическое значение. Словосочетание. Обобщение и систематизация изученных орфограмм. | 1 | | |
136 | Упражнение в правописание частей слова. | 1 | | |