СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

на основании которых разработана рабочая программа

  • Конституции Российской Федерации.
  • Конвенции о правах ребёнка.
  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
  • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Примерной   основной    образовательной    программы  основного  общего  образования  (Программа  одобрена  федеральным  учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, №  1/15).

    1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

    на основании которых разработана рабочая программа

  • Конституции Российской Федерации.
  • Конвенции о правах ребёнка.
  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
  • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Примерной   основной    образовательной    программы  основного  общего  образования  (Программа  одобрена  федеральным  учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, №  1/15).

    1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

    на основании которых разработана рабочая программа

  • Конституции Российской Федерации.
  • Конвенции о правах ребёнка.
  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
  • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Примерной   основной    образовательной    программы  основного  общего  образования  (Программа  одобрена  федеральным  учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, №  1/15).

    1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

    на основании которых разработана рабочая программа

  • Конституции Российской Федерации.
  • Конвенции о правах ребёнка.
  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
  • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Примерной   основной    образовательной    программы  основного  общего  образования  (Программа  одобрена  федеральным  учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, №  1/15).

    1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

    на основании которых разработана рабочая программа

  • Конституции Российской Федерации.
  • Конвенции о правах ребёнка.
  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
  • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Примерной   основной    образовательной    программы  основного  общего  образования  (Программа  одобрена  федеральным  учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, №  1/15).

    1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

    на основании которых разработана рабочая программа

  • Конституции Российской Федерации.
  • Конвенции о правах ребёнка.
  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
  • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Примерной   основной    образовательной    программы  основного  общего  образования  (Программа  одобрена  федеральным  учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, №  1/15).

    1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

    на основании которых разработана рабочая программа

  • Конституции Российской Федерации.
  • Конвенции о правах ребёнка.
  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
  • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Примерной   основной    образовательной    программы  основного  общего  образования  (Программа  одобрена  федеральным  учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, №  1/15).

    1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

    на основании которых разработана рабочая программа

  • Конституции Российской Федерации.
  • Конвенции о правах ребёнка.
  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
  • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Примерной   основной    образовательной    программы  основного  общего  образования  (Программа  одобрена  федеральным  учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, №  1/15).

    1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

    на основании которых разработана рабочая программа

  • Конституции Российской Федерации.
  • Конвенции о правах ребёнка.
  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
  • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Примерной   основной    образовательной    программы  основного  общего  образования  (Программа  одобрена  федеральным  учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, №  1/15).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 9 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»




«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №1

________________ И.И. Ганеев

Приказ от 31.08.2020 № 302

М.П.






Рабочая программа

учебного предмета

«РУССКИЙ ЯЗЫК»,

9 «А», «Г» классы





Учитель (Ф.И.О.) –Козлова Светлана Николаевна,

учитель высшей квалификационной категории, стаж 26 лет


Уровень общего образования - основное общее образование:

9 «А» класс - 95 часов;

9 «Г» класс - 96 часов;







г. Семикаракорск

2020-2021 учебный год





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


№ раздела

Раздел

1

Пояснительная записка


1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа


1.2.Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета

2

Место учебного предмета в учебном плане


Обоснованность отклонения рабочей программы

3

Содержание учебного предмета.

Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы, курса

4

Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета «Русский язык»


4.1.Планируемые результаты освоения курса русского языка

на уровне основного общего образования

5

Календарно-тематическое планирование

6

Контрольно-измерительные материалы
























Раздел 1. «Пояснительная записка»

1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

на основании которых разработана рабочая программа

  • Конституции Российской Федерации.

  • Конвенции о правах ребёнка.

  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».

  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.

  • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Программа одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, № 1/15).

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Концепции Специального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС) к структуре основной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г №189 (зарегистрированы в Минюсте России от 03.03.2011 г, регистрационный №19993).

  • Приказа  МО  и науки РФ №38 от26.01.2016 года" О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253".

  • Устава МБОУ СОШ №1.

  • Учебного плана МБОУ СОШ № 1 на 2020- 2021 учебный год.

  • Основной образовательной программы основного общего образования (9, 10 – 11 класса по ФКГОС) МБОУ СОШ №1 на 2020– 2021 учебный год.

  • Календарного учебного графика МБОУ СОШ № 1 на 2020 – 2021 учебный год.

  • Положения о рабочей программе учителя МБОУ СОШ №1.

  • Федерального списка учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2020 – 2021 учебный год.

  • Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных учреждений / под ред.Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016. — 64 с.);

  • «Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций» в 2-х частях под редакцией Е.А.Быстровой, издательство «Русское слово», 2019

1.2. Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета


При разработке нового комплекта учебников по русскому языку под редакцией Е.А. Быстровой (авторы Е.А. Быстрова, Ю.Н. Гостева, Л.В. Кибирева, Т.М. Воителева, Е.С. Антонова, Н.Н. Фаттахова, И.Р. Калмыкова) опирались на традиции, сложившиеся в практике создания учебной литературы, в то же время учитывали современные тенденции в обновлении учебно-методического аппарата учебников, в представлении в них содержания предмета.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и концептуальными положениями Примерной программы «Русский язык» для 5–9 классов, при этом учитывался опыт разработки функционирующих авторских программ. Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодей ствию и взаимопониманию;

освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и её функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.

Задачи обучения русскому языку в основной школе:

• осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;

• формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;

• усвоение системы знаний о русском языке;

• формирование метапредметных умений и способов деятельности: определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать её.

Основные цели преподавания русского языка в 9 классе состоят в следующем:

  • формирование у учащихся языковой интуиции;

  • приобретение и систематизация знаний о родном языке;

  • овладение функциональной грамотностью;

  • расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;

  • овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;

  • овладение орфографией и пунктуацией;

  • формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;

  • формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.

В связи с этим курс русского языка в 9 – м классе направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно - ориентированного, когнитивно – коммуникативного, деятельностного подходов в обучении русскому языку, интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

Ориентировка на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития обучающихся выдвигает решение следующих задач обучения русскому языку в 9 классе:

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности;

  • развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;

  • умение анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуаций в сфере общения;

  • работать с текстом, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях,

их признаках и правилах их использования;

Содержание курса русского языка обусловлено реализацией компетентностного подхода, то есть усвоение материала должно обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция — это способность к межличностному и межкультурному общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения. Она включает в себя знание основных речеведче ских понятий, овладение основными видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение) в разных сферах общения, основами культуры устной и письменной речи. Коммуникативная компетенция предполагает умение определять цели общения, оценивать его ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра и выбирать адекватные стратегии коммуникации.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция включает в себя овладение основами науки о русском языке, сведениями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями основных разделов и базовых понятий; предполагает формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Языковая компетенция развивается и совершенствуется на основе обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, овладения синонимическими средствами языка, его богат ствами.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение социально-культурных норм речевого общения, умение объяснять значение слов с национально-культурным компонентом.

В основу программы положено разграничение понятий «язык» и «речь», которое является важнейшей характеристикой представления содержания предмета «Русский язык». Соответственно выделено два аспекта обучения русскому языку: познание системы языка и совершенствование речевой деятельности в её основных видах: чтение, аудирование, говорение и письмо.

В программе реализуется коммуникативно-деятельностный подход, который означает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Программа базируется на современных, уже получивших признание подходах к обучению: дидактических — личностно ориенти-

рованном и деятельностном; лингводидактическом — сознательном

(когнитивно-коммуникативном).

В основе личностно ориентированного подхода, утверждающегося сегодня в школе, лежит следующее:

1. Становление, развитие личности школьника — основная цель образования.

2. Отказ от авторитарного управления процессом обучения учителем. Ученик — активный субъект учебной деятельности.

3. Учёт типологических и индивидуальных особенностей школьника: возраста, интересов, возможностей и потребностей.

В названии сознательно-коммуникативного подхода, его ещё называют когнитивно-коммуникативным, подчёркивается основная характеристика: обучение общению (коммуникации) сочетается с сознательным познанием и усвоением системы сведений о языке, развитием познавательных способностей. Согласно принципу сознательности языковой материал рас-

сматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой развивается речевая деятельность школьников. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил — обязательное условие достижения целей обучения русскому языку.

Содержание учебников реализует заявленный в программе коммуникативно-деятельностный подход, взаимосвязь когнитивного и речевого развития учащихся, формирование не только предметных, но и метапредметных умений и способов деятельности. Организация материала и соответствующей ему учебно-познавательной деятельности учащихся способствует самостоятельному постижению ими знаний о системе языка. В то же время она формирует такие важные в условиях становления информационного общества метапредметные умения, как адекватное понимание информации, способность извлекать её из различных источников, умение вести самостоятельный поиск нужной информации (обращение к словарям, справочникам, Интернету). Для овладения приёмами наблюдения, сопоставления, анализа

и систематизации материала в учебники включены проектные задания.

В соответствии с обозначенными выше целями и задачами курс

русского языка в 9 классах составляют содержательные линии, направленные на формирование компетенций:

– коммуникативной;

– лингвистической и языковой;

– культуроведческой.

Выделение этих содержательных линий носит условный характер, оно отражает последовательность их реализации, в учебном процессе они неразрывно связаны и интегрированы. Совершен ствование видов речевой деятельности осуществляется на основе осознания системы языка, усвоение её связано с развитием речи.

Первую содержательную линию составляют разделы «Речь», «Речевая деятельность», «Текст». Она предполагает раскрытие и усвоение речеведческих понятий как условия совершенствования речевых способностей учащихся, овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: осознанное и адекватное восприятие и понимание звучащей речи (аудирование) и письменной речи (чтение), умение строить устное и пись-

менное высказывание с учётом сферы и ситуации общения (говорение и письмо). В связи с этим изучение курса русского языка в каждом классе открывается разделом «Речь» (теория и практика), который организует всю последующую работу по формированию коммуникативной компетенции. Осуществляются повторение, систематизация речеведческих понятий, которые являются теоретической основой изучения связной речи и получают раскрытие во всех учебниках, из класса в класс расширяется и углубляется

круг этих сведений. Данный материал, по сути, определяет речевую направленность всего курса. Таким образом, усиливается роль речеведче ских знаний в формировании речевых умений и навыков. Развитие речи является обязательным компонентом, оно пронизывает всю систему обучения русскому языку.

Вторая содержательная линия включает сведения об устройстве языка, особенностях его функционирования, о его грамматических категориях и явлениях. При изучении данных разделов учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности. В программе представлены сведения о роли русского языка в жизни человека, общества и государства, в современном мире, о языке как развивающемся явлении, элементы истории языка, данные из истории науки о русском языке, сведения о её выдающихся представителях.

Третья содержательная линия обеспечивает формирование культуроведческой компетенции, к этой линии относится материал, дающий представление о родном языке как национально-культурном феномене, раскрывающий связь языка с историей и культурой русского народа. Это содержание последовательно и целенаправленно реализуется при изучении каждого раздела программы. Особое внимание уделено познанию русского языка как средства выражения национальной культуры, её самобытности. В определённой мере осуще ствляется знакомство с русской языковой картиной мира.


Раздел 2.

«Место учебного предмета в учебном плане»


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения русского языка на базовом уровне ступени основного общего образования – минимальный уровень.

В 9 классе на изучение предмета отводится 102 часа из расчета в неделю 2 часа (34 учебные недели), в т. ч. на контрольные работы отводится 6 часов, на уроки развития речи – 11 часов.

В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ №1 г. Семикаракорска на 2019-2020 учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на 96 часов (уплотнение материала на уроках № 66,71,80-82,89 в связи с уроками, выпавшими на праздничные дни 24.02, 9.03, 1.05, 4.05, 5.05, 11.05).

Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ №1 г. Семикаракорска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку и программой учебного курса автора-составителя Е.А.Быстровой.


Раздел 3. «Содержание учебного предмета.

Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы»

(96 ч.)

Русский язык как развивающееся явление (5ч)

Формы функционирования современного русского языка.

Речь (24ч)

Углубление знаний: текст, типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте. План и тезисы как виды информационной переработки текста. Конспект, реферат. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; Функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, язык художественной литературы. Сообщение, доклад как жанры научного стиля. Их особенности. Основные жанры публицистического стиля: выступление, статья, эссе, интервью. Их особенности.

Повторение изученного в 5-8 классах (6ч)

Синтаксис и пунктуация (55ч):

Сложное предложение (2ч)

Сложное предложение и его виды. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении.

Сложносочинённое предложение (7ч)

Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённых предложений. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.

Сложноподчинённое предложение (24ч)

Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов. Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, по структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений.

Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, причины, следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей.


Бессоюзное сложное предложение (7ч)

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (6ч)

Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием.

Чужая речь и способы её передачи (6ч)

Синтаксические конструкции с чужой речью. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Диалог. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание.

Повторение изученного (9ч)


Межпредметные связи на уроках русского языка.

В школе изучается русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляется с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста. Кроме того, связь с курсами истории, географии, МХК, других видах искусства (музыки, живописи) позволяет воспитывать в учащихся чувство гордости и патриотизма по отношению к русской культуре, истории и языку, обеспечивает лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.

Формы организации учебного процесса чрезвычайно разнообразны и предполагают парную, индивидуальную, групповую работу, осуществляемую на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, уроках развития речи, практикумах.

Наиболее целесообразные формы работы с теоретическим материалом:

- просмотровое, ознакомительное, выборочное, изучающее чтение;

- составление плана, тезисов, конспекта учебно-научного текста;

- подробный, сжатый, выборочный пересказ текста или части его и т.д.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется дифференцированными заданиями индивидуального, группового, тестового характера, развернутых ответов на поставленный вопрос, устных и письменных творческих работ, направленных на совершенствование языковой и коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной деятельности..

Используемые технологии:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • интерактивные технологии

Виды и формы контроля:

  • диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);

  • комплексный анализ текста;

  • сочинение;

  • изложение;

  • тест;

  • устное высказывание на лингвистическую тему.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.

Виды деятельности учащихся на уроке:

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

редактирование;

конспектирование;

-участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);

-создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно- научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.



Раздел 4.

«Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета «Русский язык»


1.1. Личностные результаты, обеспечивающие самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-эстетических ориентиров, мотивацию к учению вообще и к изучению русского языка в частности

Учащийся должен обладать:

- пониманием русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознанием эстетической ценности русского языка; уважительным отношением к родному языку, гордости за него; потребностью сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремлением к речевому самосовершенствованию;

- достаточным объемом словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

- уважением к личности и её достоинству, доброжелательным отношением к окружающим, нетерпимостью к любым видам насилия и готовностью противостоять им;

- гражданским патриотизмом, любовью к Родине, чувством гордости за свою страну;

- уважением к ценностям семьи, любовью к природе, признанием ценности здоровья своего и других людей, оптимизмом в восприятии мира;

- потребностью в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- позитивной моральной самооценкой и моральными чувствами – чувством гордости при следовании моральным нормам, переживанием стыда и вины при их нарушении;

- готовностью и способностью к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и

обязанностей ученика;

- умениемвести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умением конструктивно разрешать конфликт;

- готовностью и способностью к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;

- потребностью в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности.

1.2. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Важнейшие метапредметные результаты обучения русскому языку:


Учащийся должен уметь:

- уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функции участников, способов взаимодействия;

- уметь ставить вопросы – инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;

- разрешать конфликты – выявления, идентификации проблемы, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов, принятия решения и его реализации;

- управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

- формулировать проблему,

- выдвигать аргументы,

- строить логическую цепь рассуждения,

- находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

- осуществлять библиографический поиск,

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

- применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;

- выдвигать гипотезы и их обоснование;

- самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;

- уметь работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспкет, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и т.п.)

- составлять рецензии, аннотации;

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определённого стиля при выступлении.

1.3. Предметными результатами освоения обучающимися основной школы программы по русскому языку:

Выпускник научится:

- употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

- передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); -

- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

- характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства синтаксиса;

  • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме;

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • писать рецензии, рефераты;

  • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

  • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств;

  • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

  • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

  • анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач.

Раздел 5.

Календарно-тематическое планирование



Дата

9 А

Дата

9 Г

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

1 четверть Русский язык как развивающееся явление. 5 ч.

3.09

1.09


Формы функционирования современного русского языка

1

4.09

3.09

Значение русского языка в возрождении духовности русского народа

1

7.09

7.09

Русский литературный язык

1

10.09

809.

Лингвистическое исследование «СМИ сегодня – отражают или формируют языковой вкус?»

1

11.09

10.09

Текст. Типы речи

1

Речь. 9 ч. (+15 часов в течение года)

14.09

14.09

Контрольный диктант с грамматическим заданием..

1

17.09

15.09

Способы и средства связи предложений в тексте. Парцелляция.

1

18.09

17.09

Способы и средства связи предложений в тексте. Синтаксический параллелизм. Метонимия


21.09

21.09

Р.Р. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

1

24.09

22.09

Стили речи.

1

25.09

24.09

Культура речи и её основные аспекты.

1

28.09

28.09

Информационная переработка текста. План.

Тезисы. Конспект.


1.09

29.09

Информационная переработка текста. Реферат.

1

2.10

1.10

Р.Р. Способы сжатия текста. Обучающее сжатое изложение.

1

5.10

5.10

Статья. Эссе.

1

8.10

6.10

Интервью. Выступление.

1

9.10

8.10

Виды подчинительной связи.

1

12Повторение изученного в 5 – 8 классах. 6 часов.

12.10

12.10

Виды подчинительной связи. Грамматическая основа.

1

15.10

13.10

Предложения с обособленными определениями.

1

16.10

15.10.

Предложения с обособленными обстоятельствами.

1

19.10

19.10

Изобразительно-выразительные средства.

1

22.10

20.10

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращение.

1

23.10

22.10

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-8 классах». Комплексный анализ текста. (стр.111-122)

1

Синтаксис и пунктуация. 55 час.

Сложное предложение 2 ч.

26.10

26.10

Сложное предложение и его виды.

1

2 четверть29

30.10

27.10

Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения.

1

9.11

29.10

Р.Р. Сжатое изложение.


Сложносочиненное предложение (7ч.)

12.11

9.11

Что такое сложносочиненное предложение. Средства связи частей сложносочиненного предложения.

1

13.11

10.11

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

1

16.11

12.11

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1

19.11

16.11

Знаки препинания в предложениях с союзом «И».

1

20.11

17.11

Р.Р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему на основе предложенного текста

1

23.11

19.11

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом предложения.

1

26.11

23.11

Обобщающий урок по теме «ССП».

Повторим орфографию! Правописание гласных и согласных в приставках.

1

27.11

24.11

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненное предложение».

1

30.11

26.11

Анализ контрольной работы

1

Сложноподчиненное предложение (24ч)

3.12

30.11

Сложноподчиненное предложение, его строение.

1

4.12

1.12

Виды сложноподчиненных предложений.

1

7.12

3.12

Средства связи частей СПП. Подчинительные союзы и союзные слова. Указательные слова.

1

10.12

7.12

Основные группы придаточных предложений. СПП с придаточными определительными.

1

11.12

8.12

СПП с придаточными определительными.

1

14.12

10.12

Р.Р. Сочинение-рассуждение на предложенную тему.

1

17.12

14.12

Значение и строение СПП с придаточными изъяснительными.

1

18.12

15.12

Значение и строение СПП с придаточными изъяснительными.

1

21.12

17.12

Проверочный диктант с грамматическим заданием.

1

24.12

21.12

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

1

25.12

22.12

Сложноподчинённые предложения с придаточными места.

1

28.12

24.12

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени.

1

3 четверть

11.01

28.12

СПП с придаточными обстоятельственными образа действия, меры и степени.

1

14.01

29.12

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.

1

15.01

11.01

Сложноподчинённые предложения с придаточными цели

1

18.01

12.01

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины

1

21.01

14.01

Р.Р. Сочинение -рассуждение на основе предложенного текста

1

22.01

18.01

Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия.

1

25.01

19.01

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия

1

28.01

21.01

Комплексное выполнение заданий в рамках подготовки к ОГЭ.

1

29.01

25.01

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными.

1

1.02

26.01

Р.Р. Сжатое изложение

1

4.02

28.01

Повторим орфографию! Правописание НЕ с различными частями речи.

1

5.02

1.02

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

1

8.02

2.02

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

1

11.02

4.02

Культура речи. Употребление сложноподчиненных предложений в речи.

1

12.02

8.02

Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения».

1

22.02

9.02

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Интонация в бессоюзном сложном предложении.

1

Бессоюзное сложное предложение (7 ч.)

25.02

11.02

Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления.

1

26.02

22.02

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Правописание суффиксов и окончаний глаголов.

1

1.03

25.02

Р.Р. Изложение. Приемы сжатия текста

1

4.03

1.03

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

5.03

2.03

Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

11.03

4.03

Культура речи. Употребление бессоюзных сложных предложений в речи.

1

12.03

9.03

Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1

15.03

11.03

Контрольная диктант с тестовым заданием по теме «Бессоюзное сложное предложение».

1

Сложные предложения с разными видами связи (6ч.)

18.03

15.03

Понятие о сложных предложениях с разными видами связи.

1

19.03

16.03

Запятая при стечении сочинительных и подчи­нительных союзов.

1

29.03

18.03

Р.Р. Сочинение (по форме ОГЭ). Написание сочинения- рассуждения на основе предложенного текста

1

1.04

29.03

Запятая при стечении сочинительных и подчи­нительных союзов.

1

2.04

30.03

Синтаксическая структура сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

1

4 четверть

5.04

1.04

Культура речи. Употребление сложных предложений с разными видами связи в речи.

1

8.04

5.04

Контрольная работа по теме «Сложное предложение».

1

Чужая речь и способы её передачи. 6 ч.

9.04

6.04

Основные способы передачи чужой речи.

1

12.04

8.04

Предложения с прямой речью, знаки препинания в них.

1

15.04

12.04

Диалог.

1

16.40

13.04

Р.Р. Сжатое изложение, прослушанного текста (аудиозапись).

1

19.04

15.04

Предложения с косвенной речью.

1

22.04

19.04

Цитирование.

1

23.04

20.04

Оформление цитат на письме.

1

26.04

22.04

Комплексная работа с текстом.

1

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (9ч.)

29.04

26.04

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

1

30.04

27.04

Лексика, фразеология, стилистика.

1

6.05

29.04

Систематизация и обобщение изученного по синтаксису и пунктуации.

1

7.05

4.05

Систематизация и обобщение изученного по синтаксису и пунктуации.

1

13.05

6.05

Систематизация и обобщение изученного по морфемике, словообразованию.

1

14.05

11.05

Систематизация и обобщение изученного по морфологии, орфографии.

1

17.05

13.05

Итоговая контрольная работа. Комплексное выполнение тестовых заданий в рамках подготовки к ОГЭ.

1

20.05

17.05

Комплексное выполнение тестовых заданий в рамках подготовки к ОГЭ.

1

21.05

18.05

Комплексное выполнение тестовых заданий в рамках подготовки к ОГЭ.

1


20.05

Комплексное выполнение тестовых заданий в рамках подготовки к ОГЭ.

1


Раздел 6.

Контрольно-измерительные материалы

(на конец четверти и года)


Урок № 23 22.10 Контрольная работа по теме

«Повторение изученного в 5-8 классах».

1.Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. 2.На самом деле их не так уж много. 3.Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.

4.Звезды – это те же солнца. 5.Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.

6.Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. 7.Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты.8. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.

9.И расположение звезд в созвездиях, и расстояния их друг от друга кажутся неизменными. 10.Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. 11.Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. 12.Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. 13.По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет.

( 156 слов.)

Грамматические задания.

1 вариант.

1.Из предложения 1 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне.

2.Из предложений 4-8 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

3.Из предложения 3-5 выпишите причастие с двумя нн.

4.Замените словосочетание русская женщина, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

5.Выпишите грамматическую основу предложения 1.

6. Выпишите из предложений 6-9 предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством. (ами)

7. Среди предложений 2-8 найдите предложение с вводной конструкцией

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 12.

2 вариант.

1.Из предложения 7 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне.

2.Из предложений 9-13 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

3.Из предложения 3-5 выпишите глагол, правописание суффикса которого зависит от спряжения.

4.Замените словосочетание парчовая ткань, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

5.Выпишите грамматическую основу предложения 5.

6. выпишите из предложений 1-5 предложение(я) с обособленным(и) определениями

7.Среди предложений 10-13 найдите предложение с вводной конструкцией

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 3.


Урок № 44 20.12 Проверочный диктант

с грамматическим заданием по теме

«Сложноподчиненное предложение».


Почти в каждом захолустном городке и в некоторых безвестных деревнях можно встретить хороших художников-самоучек, о работах которых никто не знает и не пишет.

Сколько раз случалось мне находить в глуши. в стареньких избах, стены которых увешаны выцветшими фотографиями и бумажными трескучими цветами, картины без рам. Иной раз к ним нельзя было прикоснуться без того, чтобы из-под них не побежали крупной рысью во все стороны тараканы.

Спросишь какую-нибудь бабку, чьи это картины, и почти всегда услышишь в ответ, что это сынок ее баловался. Неумелые, на взгляд утонченных ценителей, эти картины, открывающие красоту хорошо знакомых мест, полны примитивной прелести.

Жаль, конечно, что у нас пока еще нет самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их народу. Тогда непременно обнаружились бы живописные богатства, в течение столетий никому не известные и бывшие в пренебрежении, - подлинно народные сокровища.

(156 слов) (По К.Г.Паустовскому)

Грамматическое задание

1. Выполнить синтаксический разбор предложений по вариантам (выделены курсивом).

2. Начертить схемы указанных предложений.

3. Выписать из 1-2 абзаца все слова с орфограммой:

1 вар. – правописание приставки определяется правилом и зависит

от последующей согласной;

2 вар. – правописание Н – НН в прилагательных, образованных от сущ.

при помощи суф. –Н-.

4. 1 вар. - Замените просторечное слово «захолустном» в предл. 1 стилистиче ски нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

2 вар. - Замените слово «сокровища» в последнем предл. синонимом. Напишите этот синоним.

5. 1 вар. - Замените словосочетание «бумажными цветами», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2 вар. - Замените словосочетание «народные сокровища», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


Урок № 71 6.03 Контрольная диктант с тестовым заданием

по теме «Бессоюзное сложное предложение».


Летом 1771 года английский естествоиспытатель Пристли искал способ очистки воздуха, испорченного горением. заключив порцию непригодного для дыхания воздуха под стеклянный колпак, Пристли проделывал с ним различные манипуляции: освещал ярким светом, нагревал, охлаждал, сжимал. разреживал. ничто не помогало: мышонок. посаженный под колпак, погибал, свеча – гасла.

Однажды Пристли поместил под колпак растение: мяту в горшочке. Он не очень надеялся на удачу, так как знал, что растениям тоже нужен чистый воздух. Занявшись другими делами, ученый с неделю не подходил к колпаку. Уверенный, что растение уже пожелтело и засохло, он однажды приблизился к сосуду и замер, пораженный: растение под колпаком ярко зеленело, не обнаруживая никаких признаков увядания. Пристли ввел под него свечу – она не гасла. Убрал свечу, посадил белого мышонка – тот тоже жил. Повторив опыт и убедившись, что ошибки нет, Пристли выступил в Лондонском Королевском обществе с сообщением о том, что ему посчастливилось открыть один из исправителей воздуха, которым пользуется природа, - растительность.

В 1779 году другой ученый уточнил вывод Пристли: растения исправляют воздух, но только на свету.

(169 слов) (По М.Ивину)

1. Отметьте словосочетание со связью согласование:

а) руководить хором в) постоянные заботы

б) поступить справедливо г) создать укрепление

2. Какой из примеров не является словосочетанием:

а) два друга в) пришла зима

б) ехать по шоссе г) торжественная встреча

3. Найдите простое предложение (знаки не расставлены):

а) Блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река.

б) Эти каменные деревья стояли молча, неподвижно днём и ещё

плотнее сдвигались по вечерам.

в) А лес всё гудел и гудел и молнии разрывали тьму в клочья.

4. Найдите предложение с обратным порядком слов:

а) Школьники отправились в поход.

б) Белеет парус одинокий.

в) Я вышел на улицу с охапкой книг.

5. Среди предложений найдите распространенное:

а) Зима пришла.

б) Вдали пели.

в) Давай уедем!

г) Сиди и молчи.

6. Найдите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Мы будем петь в хоре.

б) Они были первыми.

в) Небо было закрыто тучами.

7. Найдите ошибку в постановке тире:

а) Наша задача – переплыть этот пролив.

б) Речь – это способ общения между людьми.

в) Бедность – не порок.

г) Жить – Родине служить.

8. Отметьте вопрос, на который не может отвечать дополнение:

а) кому б) когда в) кого г) кем

9. Найдите прямое дополнение:

а) плачущим гудком в) шагнул через порог

б) приплыла к нему г) береги здоровье

10. Какое из предложенных определений является несогласованным:

а) зимний бассейн в) теннисный корт

б) здание из стекла г) другой разговор

11. К какому типу односоставных относится предложение:

Завтра иду с радистом и проводником в горы.

а) определенно-личное в) неопределенно-личное

б) безличное г) обобщенно-личное

12. Найдите безличное предложение:

а) Клюкву собирают поздней осенью.

б) Грохотало на земле и на небе.

в) Век живи, век учись.

г) Чудесная ночь!

13. В безличном предложении «Пахнет сеном над лугами.»

сказуемое выражено:

а) безличным глаголом

б) безличной формой личного глагола

в) неопределенной формой глагола

14. Какое предложение не является односоставным:

а) За окном виднелось уже вспаханное поле.

б) На морозном воздухе было трудно дышать.

в) Скалы продолжают изумлять нас.

г) Хотелось бы мне с вами поговорить.

15. Найдите назывное предложение:

а) На дворе вечереет.

б) Вот красивый дом.

в) Быть дождю.

г) Наступили сумерки.

16. В каком предложении нет обращения

(знаки не расставлены):

а) Поговорим об искусстве друзья!

б) Вася куда же ты спрятался?

в) Где же вы ходите?

г) Что стоишь качаясь тонкая рябина?

17. В каком предложении с однородными членами допущена пунктуационная ошибка:

а) И кричит он, и ликует, и кружится всё над ней.

б) Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки.

в) Ребята интересуются, и любят историю своего родного края.

г) В нашем лесу много ягод и малины.

18. В каком предложении нет обобщающего слова

(двоеточие ставить не нужно):

а) Уже не стало видно: ни земли, ни деревьев, ни неба.

б) Всё вокруг заблистало: лужи, листья, градины.

в) При дороге растут разные растения: ромашка, лопухи, полынь.

г) У нас всякие грибы есть: и грузди, и рыжики, и подосиновики.

19.Найдите правильный вариант расстановки знаков препинания в предложении с однородными членами:

Посаженные прошлой осенью деревца _ клен, тополь, акация _ зеленели приветливо и как-то по-весеннему радостно.

а) тире и тире в) двоеточие и тире

б) двоеточие и запятая г) нет знаков

20. Найдите предложение с вводным словом (знаки не расставлены):

а) Тогда мне казалось что всё изменится к лучшему.

б) Вы кажется чем-то обеспокоены.

в) Медуза казалась неподвижной.

21. Найдите предложение, в котором определение не обособляется (запятая не ставится):

а) Под ногами шуршат жёлтые листья, покрывающие густым слоем

дорожку.

б) В зеркальных окнах башни пылало, только что поднявшееся, солнце.

в) Волнуемый воспоминаниями, я забылся тяжелым сном.

22. Как правильно продолжить предложение

Глядя на эту картину, …

а) у нас защемило сердце.

б) возникло чувство тревоги.

в) вспоминается детство.

г) мы невольно загрустили.

23. Какое обстоятельство не обособляется (запятая не ставится):

а) Выполняли они свою работу, спустя рукава.

б) Пробравшись к двери, он постоял несколько минут.

в) Несмотря на усталость, путники отправились в дальнейший путь.

г) Все окружающие молчали, задумчиво опустив головы.

24. Для чего нужны уточняющие члены?

а) побуждают к действию

б) указывают на порядок мыслей

в) поясняют, конкретизируют другие члены предложения

г) обозначают добавочное действие

25. В каком предложении допущены пунктуационные ошибки

при выделении прямой речи:

а) «А в самом деле, где теперь мои друзья?» - думал лейтенант.

б) Он спросил мальчика о том, « где до войны проживали его родственники».

в) «Полно тебе, болтунья, - полусердито сказала бабушка. – Поди к Верочке и узнай, что она».

г) Он сказал: «Нам необходимо встретиться»


Урок № 86 20.04 Комплексная работа с текстом

(КИМы ОГЭ)



































«Согласовано»

Протокол №1 заседания

Методического совета

МБОУ СОШ №1

от «26» 08. 2020 года

Подпись руководителя МО

___________Казаринова Т.А.











«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_____________ Казаринова Т.А.

подпись

«26» августа 2020 года


25