СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 9 класса»

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Обь-Юганская средняя общеобразовательная школа»

посёлка Юганская Обь Нефтеюганского района

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Тюменской области


Рассмотрено

на заседании Методического совета

Протокол № 4

от «27 » августа 2021 г.

Согласовано

заместитель директора по УВР:

______________ (Атаманюк Л.А.)

« 27» августа 2021 г.

Утверждаю
Директор школы:
 _________(Фарукшина Н.А.)
приказ № 207-о

от « 27 »августа_2021 г.










Рабочая программа

учебного предмета

«Русский язык»

9 класс

(всего 102 часа/3 часа в неделю)

2021-2022 учебный год


Разработана:

Ревиной И.В..,

учителем русского языка и

литературы , первая КК




п. Юганская Обь, 2021 год

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 класса составлена в соответствии с

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);
- Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»;

- Приказом Минпросвещения России от 31. 05. 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

-Основной образовательной программой НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ» основного общего образования и изменения к ним;

- Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»;

-Положением о рабочей программе по учебному предмету НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»;

- Календарным учебным графиком и учебным планом НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ».

- Рабочая программа разработана на Примерной рабочей программой по учебному предмету «Русский язык» 5-9 классы для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования

Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 9 класс : учебник для общеобразовательных организаций / [С.Г. Бархударов и др.]. – М. : Просвещение, 2019



Объем программы.

Программа рассчитана на 102 часа (34 учебных недели по 3 часа)


Срок реализации программы 2021- 2022 учебный год.


Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку

Личностные результаты:

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • осознание российской гражданской идентичности;

  • готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

  • ценность самостоятельности и инициативы;

  • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

  • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;

  • в части: Гражданского воспитания:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,

  • уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

  • активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;

  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и

  • многоконфессиональном обществе;

  • представление о способах противодействия коррупции;

  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).

  • Патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

  • ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

  • Духовно-нравственного воспитания:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

  • готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

  • Эстетического воспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;

  • осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

  • стремление к самовыражению в разных видах искусства.

  • Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание ценности жизни;

  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

  • умение принимать себя и других, не осуждая;

  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

  • Трудового воспитания:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

  • готовность адаптироваться в профессиональной среде;

  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

  • Экологического воспитания:

  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

  • Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

  • овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

1) самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

  • ориентироваться в различных подходах (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

  • делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

  • оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

  • выявлять и анализировать причины эмоций;

  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

  • регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

  • признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

  • принимать себя и других, не осуждая;

  • открытость себе и другим;

  • осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Познавательные УУД:

1) базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

  • оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Коммуникативные УУД:

1) общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

  • публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

  • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);

  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные функции языка;

  • основные понятия лингвистики: разделы языкознания, язык и речь, диалог и их виды, стили речи, письмо как жанр сочинения, публицистический стиль текста, типы речи, текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;

  • основные нормы русского литературного языка;

  • нормы речевого этикета, использование их в своей речевой практике;

  • структуру сочинения-рассуждения, описания, повествования.

Учащиеся должны уметь:

  • определять основные лингвистические понятия;

  • характеризовать орфограммы, пунктограммы;

  • выполнять разные виды разбора;

  • различать типы текста;

  • различать стили речи;

  • применять языковые средства при создании устных и письменных высказываний, в общении;

  • писать изложение (в том числе и сжатое);

  • создавать сочинения разных типов;

  • владеть разными типами речи.

Общая характеристика предмета.

В программе русского языка за 9 класс прослеживается преемственность с основными разделами языкознания, изучаемые в прошлых классах.

Программа русского языка содержит информацию о современном русском литературном языке, основные разделы языкознания, изучаемые в 9 классе: синтаксис, пунктуация, для повторения – фонетика, словообразование, морфемика, лексикология, фразеология, морфология, орфография.

Кроме того, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений, которыми должны овладеть обучающиеся.

Планируемые результаты изучения учебного материала

Речь и речевое общение

Выпускник научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность. Аудирование

Выпускник научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Выпускник научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Выпускник научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров,

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.


воспитательный потенциал каждого урока:

·  устанавливать доверительные отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;

·  побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);

·  привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;

·  использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

·  применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;

·  организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;

·  инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.


Содержание программы «Русский язык» 9 класс

 

  Международное значение русского языка – 1 час

    Русский язык – один из развитых языков мира, язык международного общения. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

   

     Повторение изученного в 5 - 8 классах – 12 часов

  Фонетика. Орфоэпия и орфография. Лексикология и фразеология.  Морфемика. Словообразование. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

    Развитие речи (далее Р.Р.). Виды компрессии текста.  Сжатое изложение.

    Р.Р. Сочинению по картине В.Васнецова «Баян».

    Р.Р. Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи

    Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.

    Сложное предложение – 3 часа

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.

Р.Р. Способы сжатого изложения текста. Тезисы. Конспект.

Р.Р. Сжатое изложение

       

Сложносочиненные предложения – 10 часов

    Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Сложносочиненное предложение с разделительными союзами. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение изученного о сложносочиненном предложении.

    Р.Р .Рецензия.

    К.Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием.

   

  Сложноподчиненные предложения – 6 часов

    Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Строение сложноподчиненного предложения. Схемы сложноподчиненного предложения.

     Р.Р .Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

     

   Основные группы сложноподчиненных предложений – 25 часов

     Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению.Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

 Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени, места и времени Повторение придаточных определительных, изъяснительныхт., обстоятельственных образа действия и степени, места и времени Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины,цели,следствия,сравнительными, уступки и присоединительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»

     Р.Р. Сжатое изложение (2 ч.)

     Р.Р. Сочинение-рассуждение о природе родного края (упр.181)

     Р.Р.Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244)

     К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием.

     Р.Р. Сочинение-рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?» (упр.216)

     Р.Р.  Деловые бумаги

     К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием.

   

 Бессоюзные сложные предложения – 10 часов

     Понятие о бессоюзном сложном предложенииИнтонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение.

     Р.Р. Подробное изложение (упр.282)

     К.Р.  Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием.

 

    Сложные предложения с различными видами связи – 7 часов

     Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в нихЗнаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи.  Повторение.

     Р.Р. Сочинение-рассуждение «Как я понимаю храбрость?»  (Упр. 295, 296)

     Р.Р. Сжатое изложение (упр. 360)

     Р.Р.Авторские знаки препинания

     К.Р. Контрольное тестирование № 1 по теме " Сложные предложения"

     

 Обшие сведения о языке-5 часов

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили

      Р.Р. Сжатое изложение

   

   Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах – 23 часа

    Фонетика и графика.  Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Служебные и самостоятельные части речи. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. Глагол, причастие, деепричастие. Наречие. Слова категории состояния. Предлог. Союз. Частица. Синтаксис. Пунктуация. Орфография. Употребление знаков препинания

     Р.Р. Сжатое изложение (упр.360)

 К.РПромежуточная аттестация

      К.Р. Итоговое тестирование.







Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

план

Дата факт

Тема

Примечание

Контроль

Введение (1 ч)

1


Международное значение русского языка

Анализ текста Д.С. Лихачёва о языке: определить тему, идею, позицию автора.

Повторение изученного в 5-8 классах (12 ч)

2



Фонетика. Орфоэпия и орфография

Устные и письменные разборы

3



Лексикология и фразеология

Устные и письменные разборы

4



Морфемика. Словообразование

Устные и письменные разборы

5



Морфология. Самостоятельные и служебные части речи

Устные и письменные разборы

6



РР Сжатое изложение ( упр.40)

Изложение

7



Синтаксис словосочетания и простого предложения

Устные и письменные разборы

8



РР Подготовка к сочинению по картине В.Васнецова «Баян» (упр.47)

Сочинение

9



Предложения с обособленными членами

Анализ простого предложения.

10



Предложения с обособленными членами

Анализ простого предложения.

11



Обращения, вводные слова и вставные конструкции

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

12



РР Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи

Анализ текста , определение способов и средств связи в тексте с последующей взаимопроверкой

13



Письменная работа в формате ОГЭ

Тематический.

Сложное предложение (3 ч)

14



Сложное предложение. Основные виды сложных предложений

Тестирование

15



РР Способы сжатого изложения текста. Тезисы. Конспект

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

16



РР Сжатое изложение

Изложение

Сложносочинённое предложение (10 ч)

17



Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП

Синтаксический, пунктуационный разбор предложений.

18



Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

Устный опрос учащихся

19



Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

Устный опрос учащихся

20



Сложносочиненные предложения с противительными союзами

Устный опрос учащихся

21



Разделительные знаки препинания между частями ССП.

Устный опрос учащихся

22



ССП с общим второстепенным членом. Синтаксические

синонимы ССП, их текстообразующая роль.

Устный опрос учащихся

23



Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП

Синтаксический, пунктуационный разбор

предложений.

24



РР Рецензия

Рецензия

25



Повторение изученного о сложносочиненном предложении

Устный опрос учащихся

26



Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием

Тематический. Индивидуальная работа (контрольный диктант и грамматическое задание)

Сложноподчинённые предложения (6 ч)

27



Понятие о сложноподчиненном предложении

Устный опрос учащихся

28



Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

29



Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

30



РР Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

31



Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

32



Строение сложноподчиненного предложения. Схемы СПП.

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

Основные группы сложноподчинённых предложений (25 ч)

33



Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

34



Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

35



РР Сжатое изложение

Сочинение

36



Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

37



Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

38



Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

39



СПП с придаточными образа действия и степени

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

40



СПП с придаточными места и времени

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

41



РР Сочинение-рассуждение о природе родного края (упр.181)

Сочинение

42



Повторение придаточных определит., изъяснит., обстоятельст. образа действия и степени, места и времени

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

43



Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием

Тематический. Индивидуальная работа (контрольный диктант и грамматическое задание)

44



СПП с придаточными условия, причины, цели

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

45



РР Сочинение-рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?» (упр.216)

Сочинение

46



СПП с придаточными сравнительными, уступительными, следствия

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

47



СПП с придаточными сравнительными, уступительными, следствия

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

48



СПП с придаточными присоединительными

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

49



РР Сжатое изложение

Изложение

50



СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

51



СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

52



СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

53



СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

54



РР Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244)

Сочинение

55



РР Деловые бумаги

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

56



Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

57



Письменная работа в формате ОГЭ

Тематический. Индивидуальная работа

Бессоюзные сложные предложения (10 ч)

58



Понятие о бессоюзном сложном предложении

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

59



БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

60



БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

61



БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

62



БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

63



БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

64



РР Подробное изложение (упр.282)

Изложение

65



БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

66



Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения

Разбор предложений

67



Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием

Тематический. Индивидуальная работа (контрольный диктант и грамматическое задание)

Сложные предложения с разными видами связи (7 ч)

68



Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

69



Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

70



РР Сочинение-рассуждение «Как я понимаю храбрость?» (Упр. 295, 296)

Сочинение

71



Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

72



РР Сжатое изложение (упр.360)

Изложение

73



Авторские знаки препинания

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

74



Письменная работа в формате ОГЭ

Тематический. Индивидуальная работа

Общие сведение о языке (5 ч)

75



Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

76



Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

77



Русский литературный язык и его стили

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

78



Русский литературный язык и его стили

Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа

79



РР Сжатое изложение

Изложение


80



Фонетика. Графика. Орфография

Фонетический разбор слов

81



Фонетика. Графика. Орфография

Фонетический разбор слов

82



Лексикология. Фразеология. Орфография

Тест

83



РР Сжатое изложение. (Упр. 360)

Изложение

84



Морфемика. Словообразование. Орфография

Словообразовательный разбор.

85



Морфемика. Словообразование. Орфография

Словообразовательный разбор.

86



Морфология. Самостоятельные и служебные части речи

Морфологический разбор.

87



Письменная работа в формате ОГЭ

Тест, изложение

88



Морфология. Самостоятельные и служебные части речи

Морфологический разбор.

89



Морфология. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное , местоимение

Морфологический разбор.

90



Морфология. Глагол, причастие, деепричастие

Морфологический разбор.

91



Морфология. Глагол, причастие, деепричастие

Морфологический разбор.

92



Наречие. Слова категории состояния

Морфологический разбор.

93



Предлог. Союз. Частица

Морфологический разбор.

94



Синтаксис. Пунктуация

Синтаксический и пунктуационный разбор

95



Синтаксис. Пунктуация

Синтаксический и пунктуационный разбор

96



Употребление знаков препинания

Тест

97



Употребление знаков препинания

Тест

98



Промежуточная аттестация в формате ОГЭ

Тест

99



Анализ промежуточной аттестации

Работа над ошибками

100



Работа с вариантами ОГЭ

Тест

101



Работа с вариантами ОГЭ

Тест

102



Работа с вариантами ОГЭ

Тест







23