государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Коми-Пермяцкий профессионально-педагогический колледж ордена
«Знак Почета»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.06 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
08.02.03 ПРОИЗВОДСТВО НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ И КОНСТРУКЦИЙ
2024
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.07 «Русский язык и культура речи»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.03 «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций».
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК) в соответствии с ФГОС СПО по данному направлению. В результате освоения учебной дисциплины ОГСЭ.06 «Русский язык и культура речи» обучающийся должен обладать следующим умениями, знаниями:
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины |
Умения | Знания |
ОК. 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; | Определять задачи для поиска информации Определять необходимые источники информации в соответствии с заданием по дисциплине Планировать процесс поиска необходимой информации Структурировать получаемую информацию в соответствии с заданием Выделять наиболее значимое (релевантное) в перечне информации Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска в виде различных письменных текстов (отчёт, реферат, конспект. Применять современную научную профессиональную терминологию Осуществлять речевой самоконтроль Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач Уметь анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности | Знать цель, задачи, содержание, принципы изучаемой дисциплины Знать различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы языковых норм, основные компоненты культуры речи. Знать назначение словарей по русскому языку и других пособий |
ОК.03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; | Уметь работать над литературой вопроса; Использовать основные интонационные конструкции в монологической и диалогической устной речи; При устном воспроизведении письменных текстов различных жанров использовать интонационные средства, адекватные содержанию, эмоциональной и экспрессивной окрашенности текста; Править с точки зрения литературного языка тексты устного и письменного характера. Владеть стилистическими, коммуникативными, этическими нормами, их национально-культурной спецификой. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка Анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности. Устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи | Основы делового общения, основных принципов построения монологических текстов и диалогов, характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации Источники и виды личностного развития, роль и разновидности повышения квалификации. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь Знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | Эффективность и целесообразность общения с разными категориями граждан, коллегами, руководством, социальными партнерами (эффективная выработка совместных решений профессиональных задач) Соблюдение норм делового общения и деловой этики во взаимодействии с обучающимися, руководством, коллегами и социальными партнерами Аргументированная трансляция своей точки зрения Строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами. меть пользоваться словарями русского языка. Осуществлять речевой самоконтроль; Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач Строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами Соблюдать правила и нормы культуры и этики, исторической безопасности, принятые в обществе, коллективе, профессиональной сфере | Знать особенности русского ударения и произношения; основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. психологические Связь языка и истории, культуры русского и других народов |
ОК.05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; | Пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике Использовать словообразовательные средства в речи Различать понятия «язык» и «речь», функции языка, понятие о литературном языке, формы литературного языка, их отличительные особенности, признаки литературного языка и типы речевой нормы Использовать фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы - лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки - способы словообразования Редактировать собственные тексты и тексты других авторов пользоваться правилами правописания Различать тексты по их принадлежности к стилям продуцировать разные тип | Знать понятия языка и речи, различия между языком и речью, функции языка, понятие о литературном языке, формы литературного языка, их отличительные особенности, признаки литературного языка и типы речевой нормы Знать понятие культуры речи, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента); качества, характеризующие речь Знать основные виды словарей русского языка фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы Знать лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки Знать способы словообразования, стилистические возможности словообразования |
ОК 9. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Оптимальный отбор и эффективность использования информационно-коммуникационных технологий, информационных ресурсов сети Интернет в совершенствовании профессиональной деятельности Анализировать языковые единицы из сети Internet с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления | Знать приемы структурирования информации; Знать формат оформления результатов поиска информации. |
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа.
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы дисциплины | 36 |
в т.ч. | |
в т. ч.: |
Лекции, уроки | 20 |
практические занятия | 16 |
лабораторные занятия | - |
консультации | - |
Самостоятельная работа | - |
Курсовой проект (работа) (да/нет)** | - |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт) | 4 |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Культура речи. Общие понятия. | | |
Тема 1.1. Культура речи как раздел науки о языке | Основное содержание | 2 | ОК 2 ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 9. |
1. Основные задачи культуры речи. Термин «культура речи». Основные аспекты. 2. Нормы русского литературного языка. Понятие нормы. Ее становление. Орфографические, пунктуационные, орфоэпические, грамматические, лексические, лексико-фразеологические ошибки. 3. Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность. |
Практические занятия | 1 |
Анализ текста с точки зрения его соответствия качествам хорошей речи. |
Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка. | |
Тема 2.1. Орфоэпическая норма | Основное содержание | |
1.Правила произношения гласных и согласных звуков. Транскрипция. | 1 |
2. Правила произношения слов иноязычного происхождения. | 1 |
Практические занятия | 1 |
Фонетический разбор. Транскрипция. |
Тема 2.2. Акцентологическая норма | Основное содержание | 2 |
1. Правила акцентуализации. 2. Правила ударения для имен прилагательных, имен существительных, глагольных форм, предложных сочетаний. |
| Практические занятия | 1 | ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 8. ОК 9. |
Выполнение практических упражнений |
Тема 2.3 Орфографическая норма | Основное содержание |
Принципы русской орфографии. Слитные, дефисные, раздельные написания. | 1 |
Практические занятия | |
Выполнение тестовых заданий | 1 |
Тема 2.4 Лексическая норма | Основное содержание | |
1. Виды многословия. Тавтология, лексические повторы, плеоназмы. 2. Лексическая сочетаемость. Процессы контаминации, прием оксюморона. 3. Употребление устаревших и новых слов. Историзмы, архаизмы, неологизмы, окказионализмы. | 2 |
Практические занятия | 1 |
Решение ситуационных задач. Многословие. Лексическая сочетаемость. |
Основное содержание | 1 |
1.Употребление профессионализмов и жаргонизмов. 2.Уместность употребления таких слов в различных речевых ситуациях. 3. Употребление паронимов. |
Практические занятия | 1 |
Решение ситуационных задач .Употребление паронимов. |
Тема 2.5. Морфологическая норма | Содержание | 2 |
1.Нормы употребления имен существительных: а) употребление падежных форм; б) употребление форм рода; в) употребление форм числа. |
Практические занятия | 1 |
Выполнение практических упражнений. |
Содержание | 1 |
2. Нормы употребления имени прилагательного: а) согласование словосочетаний; б) употребление форм степеней сравнения; в) употребление краткой формы. |
Практические занятия | 1 |
Выполнение практических упражнений. |
Содержание | |
| 3. Нормы употребления местоимений. Нагромождение местоимений, дублирование подлежащего. 4. Глагол. Употребление глагольных форм. | 1 |
Практические занятия. | 1 | ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 8. ОК 9. |
Выполнение практических упражнений. |
Содержание | 1 |
5. Нормы употребления имен числительных. Правила сочетаемости собирательных числительных. |
Практические занятия. | 1 |
Выполнение практических упражнений. |
Тема 2.6.Синтаксическая норма. | Содержание | 1 |
Согласование и управление в словосочетании |
Согласование сказуемого с подлежащим. | 1 |
Практические занятия. | 1 |
Нормы управления в словосочетании |
Тема 2.7 Стилистическая норма | Содержание | 1 |
1. Система функциональных стилей русского литературного языка, их характеристика. |
Практические занятия | 2 |
Отработка умений составлять резюме, заявления, договора |
Тема 2.8 Пунктуационная норма | 1.Знаки препинания в простом осложненном предложении. 2.Знаки препинания в сложном предложении, сложной синтаксической конструкции. | 1 |
Практические занятия | 1 |
Выполнение тестовых заданий, пунктуационного анализа предложения. |
Раздел 3. Особенности устной речи. | |
Тема 3.1 Устная публичная речь. | Содержание | 1 |
1.Публичная речь и ее виды. 2.Этапы подготовки публичного выступления. 3. Композиционные части публичной речи. 4. Словесное оформление публичного выступления. |
Практические занятия |
1. Анализ телевизионного выступления оратора (политика или общественного деятеля) 2. Выполнение упражнений на «Технику речи» (тренировка артикуляционного аппарата, работа над интонацией и др.) | 2 |
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт). | 4 | |
Всего: | 36 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Русского языка», оснащенный оборудованием:
посадочные места (по количеству обучающихся);
рабочее место для преподавателя;
наличие доски.
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
компьютер.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
Агеенко Ф. Л. Зарва М. В. Словарь ударений русского языка / Под ред. М.А. Штудинера. М.: Рольф, 2000. 256 с.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Камашева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2015. 544 с.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис-Пресс, 2010. 448 с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры. М.: АЗЪ, 2000. 960 с.
Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М.: Высшая школа, 2004. 415 с.
Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учеб.-практ. пособие для СПО / В. Д. Черняк [и др.] ; под общ. ред. В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 525 с.
Сидорова М. Ю. Русский язык. Культура речи: конспект. 3-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008. 208 с.
Солганник Г.Я. Русский язык и культура речи: учебник для СПО / Т.И. Сурикова, Н.И. Клушина, И.В. Анненкова ; под ред. Г.Я. Солганника. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015. 239 с.
3.2.2. Электронные издания
Grammatika.ru [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://grammatika.ru/ Институт русского языка им. В. В. Виноградова Российской академии наук [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://ruslang.ru/
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Б. Голуб. Электрон. текстовые данные. М.: Логос, 2014. 432 c. 978-5-98704-534-3. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39711.html
Грамота.ру [Электронный ресурс]: справочно-информационный портал. – URL: http://gramota.ru/
Камнева Н.В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.В. Камнева, Л.В. Шевченко. Электрон. текстовые данные. Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2013. 124 c.
Культура письменной речи [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://gramma.ru/ Slovari.ru [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050
Словари русского языка для скачивания [Электронный ресурс] // Говорим по-русски: форум. – URL: http://speakrus.ru/dict/
Справочная служба русского языка. Орфография. URL: http://www.rusyaz.ru/
Справочно-информационный портал «Русский язык» URL: http://www.gramota.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Результаты обучения | Раздел/тема | Формы и методы оценки |
ОК 4, ОК 5, ОК.09 У.1-7, 12-13, 22-23, З.1,4,5 | Раздел 1. Тема 1.1 Культура речи как раздел науки о языке | -Составление конспекта по теме «Основные компоненты культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный» -Анализ текстов |
ОК 4,ОК 5, ОК 9, У.4-7, 14-19 З.6, 11 | Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка. Тема 2.1 Орфоэпические нормы | -Сообщение по теме: «Культура публичного выступления соблюдение правил произношения -Выполнение тестовых заданий |
ОК 4,ОК 5, ОК 9 У.4-7, 14-19 З.6, 11 | Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка. Тема 2.2 Акцентологические нормы | -Выполнение практических упражнений |
ОК 4,ОК 5, ОК 9 У.4-7, 1, 12, 14-19 З.6, 11 | Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка. Тема 2.3 Орфографические нормы | Подбор иллюстративного материала по теме «Выразительные возможности русской орфографии и пунктуации». |
ОК 2,ОК 4, ОК 9, У.4-7, З.6, 11 | Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка. Тема 2.5. Грамматические нормы | - Составление конспекта по теме «Выразительные возможности русской морфологии» -Выполнение практических упражнений - Выполнение тестовых заданий |
ОК 4, ОК 5, ОК.09, У.1-7, 12-13, 22-23, З.1,4,5 | Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка. Тема 2.6. Синтаксические нормы | - Сообщение в форме презентации по теме «Выразительные возможности русского синтаксиса |
ОК 4,ОК 5, ОК 9 У.4-7, 14-19 З.6, 11 | Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка. Тема 2.7 Стилистическая норма | - Подбор текстов разных типов речи, стилей речи - Составление деловых бумаг: автобиография, резюме |
ОК 4, ОК 9, У.4-7, 14-19 З.6 | Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка. Тема 2.8 Пунктуационная норма | - Выполнение тестовых заданий |
ОК 4, ОК 5, ОК.09, У.1-7, 12-13, 22-23, З.4,5, 8-9 | Раздел 3. Особенности русской речи Тема 3.1 Устная публичная речь. | - Подготовка устного публичного выступления |