СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для специальности "Технология машиностроения"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Русскому языку и культуре речи»


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Коми-Пермяцкий профессионально-педагогический колледж ордена

«Знак Почета»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.06 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ



08.02.03 ПРОИЗВОДСТВО НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ И КОНСТРУКЦИЙ

























2024

СОДЕРЖАНИЕ



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

13

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.07 «Русский язык и культура речи»


1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.03 «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций».


1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК) в соответствии с ФГОС СПО по данному направлению. В результате освоения учебной дисциплины ОГСЭ.06 «Русский язык и культура речи» обучающийся должен обладать следующим умениями, знаниями:


Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Умения

Знания

ОК. 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

Определять задачи для поиска информации

Определять необходимые источники информации в соответствии с заданием по дисциплине

Планировать процесс поиска необходимой информации

Структурировать получаемую информацию в соответствии с заданием

Выделять наиболее значимое (релевантное) в перечне информации

Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска в виде различных письменных текстов (отчёт, реферат, конспект.

Применять современную научную профессиональную терминологию

Осуществлять речевой самоконтроль

Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

Уметь анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности

Знать цель, задачи, содержание, принципы изучаемой дисциплины

Знать различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы языковых норм, основные компоненты культуры речи.

Знать назначение словарей по русскому языку и других пособий


ОК.03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

Уметь работать над литературой вопроса;

Использовать основные интонационные конструкции в монологической и диалогической устной речи;

При устном воспроизведении письменных текстов различных жанров использовать интонационные средства, адекватные содержанию, эмоциональной и экспрессивной окрашенности текста;

Править с точки зрения литературного языка тексты устного и письменного характера.

Владеть стилистическими, коммуникативными, этическими нормами, их национально-культурной спецификой.

Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

Анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности.

Устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи

Основы

делового общения,

основных принципов

построения

монологических

текстов и диалогов,

характерных свойств

русского языка как

средства общения и

передачи

информации

Источники и виды личностного развития, роль и разновидности повышения квалификации.

Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.

Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь

Знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Эффективность и целесообразность общения с разными категориями граждан, коллегами, руководством, социальными партнерами (эффективная выработка совместных решений профессиональных задач)

Соблюдение норм делового общения и деловой этики во взаимодействии с обучающимися, руководством, коллегами и социальными партнерами

Аргументированная трансляция своей точки зрения

Строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами.

меть пользоваться словарями русского языка.

Осуществлять речевой самоконтроль;

Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

Строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами

Соблюдать правила и нормы культуры и этики, исторической безопасности, принятые в обществе, коллективе, профессиональной сфере

Знать особенности русского ударения и произношения; основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

психологические

Связь языка и истории, культуры русского и других народов

ОК.05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

Пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике

Использовать словообразовательные средства в речи

Различать понятия «язык» и «речь», функции языка, понятие о литературном языке, формы литературного языка, их отличительные особенности, признаки литературного языка и типы речевой нормы

Использовать фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы - лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки - способы словообразования Редактировать собственные тексты и тексты других авторов пользоваться правилами правописания

Различать тексты по их принадлежности к стилям продуцировать разные тип

Знать понятия языка и речи, различия между языком и речью, функции языка, понятие о литературном языке, формы литературного языка, их отличительные особенности, признаки литературного языка и типы речевой нормы

Знать понятие культуры речи, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента); качества, характеризующие речь

Знать основные виды словарей русского языка фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы

Знать лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки

Знать способы словообразования, стилистические возможности словообразования

ОК 9. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Оптимальный отбор и эффективность использования информационно-коммуникационных технологий, информационных ресурсов сети Интернет в совершенствовании профессиональной деятельности

Анализировать языковые единицы из сети Internet с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

Знать приемы структурирования информации;

Знать формат оформления результатов поиска информации.





1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа.

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

36

в т.ч.


в т. ч.:

Лекции, уроки

20

практические занятия

16

лабораторные занятия

-

консультации

-

Самостоятельная работа

-

Курсовой проект (работа) (да/нет)**

-

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт)

4









2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Культура речи. Общие понятия.



Тема 1.1.

Культура речи как раздел науки о языке

Основное содержание

2







ОК 2

ОК 3.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 9.

1. Основные задачи культуры речи. Термин «культура речи». Основные аспекты.

2. Нормы русского литературного языка. Понятие нормы. Ее становление. Орфографические, пунктуационные, орфоэпические, грамматические, лексические, лексико-фразеологические ошибки.

3. Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность.

Практические занятия

1

Анализ текста с точки зрения его соответствия качествам хорошей речи.

Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка.


Тема 2.1. Орфоэпическая норма

Основное содержание


1.Правила произношения гласных и согласных звуков. Транскрипция.

1

2. Правила произношения слов иноязычного происхождения.

1

Практические занятия

1

Фонетический разбор. Транскрипция.

Тема 2.2. Акцентологическая норма

Основное содержание

2

1. Правила акцентуализации.

2. Правила ударения для имен прилагательных, имен существительных, глагольных форм, предложных сочетаний.


Практические занятия

1









ОК 4.

ОК 5.

ОК 6.

ОК 8.

ОК 9.

Выполнение практических упражнений

Тема 2.3 Орфографическая норма

Основное содержание

Принципы русской орфографии. Слитные, дефисные, раздельные написания.

1

Практические занятия


Выполнение тестовых заданий

1

Тема 2.4 Лексическая норма

Основное содержание


1. Виды многословия. Тавтология, лексические повторы, плеоназмы.

2. Лексическая сочетаемость. Процессы контаминации, прием оксюморона.

3. Употребление устаревших и новых слов. Историзмы, архаизмы, неологизмы, окказионализмы.

2

Практические занятия

1

Решение ситуационных задач. Многословие. Лексическая сочетаемость.

Основное содержание

1

1.Употребление профессионализмов и жаргонизмов.

2.Уместность употребления таких слов в различных речевых ситуациях.

3. Употребление паронимов.

Практические занятия

1

Решение ситуационных задач .Употребление паронимов.

Тема 2.5. Морфологическая норма

Содержание

2

1.Нормы употребления имен существительных:

а) употребление падежных форм;

б) употребление форм рода;

в) употребление форм числа.

Практические занятия

1

Выполнение практических упражнений.

Содержание

1

2. Нормы употребления имени прилагательного:

а) согласование словосочетаний;

б) употребление форм степеней сравнения;

в) употребление краткой формы.

Практические занятия

1

Выполнение практических упражнений.

Содержание



3. Нормы употребления местоимений. Нагромождение местоимений, дублирование подлежащего.

4. Глагол. Употребление глагольных форм.

1

Практические занятия.

1










ОК 4.

ОК 5.

ОК 6.

ОК 8.

ОК 9.

Выполнение практических упражнений.

Содержание

1

5. Нормы употребления имен числительных. Правила сочетаемости собирательных числительных.

Практические занятия.

1

Выполнение практических упражнений.

Тема 2.6.Синтаксическая норма.

Содержание

1

Согласование и управление в словосочетании

Согласование сказуемого с подлежащим.

1

Практические занятия.

1

Нормы управления в словосочетании

Тема 2.7 Стилистическая норма

Содержание

1

1. Система функциональных стилей русского литературного языка, их характеристика.

Практические занятия

2

Отработка умений составлять резюме, заявления, договора

Тема 2.8 Пунктуационная норма

1.Знаки препинания в простом осложненном предложении.

2.Знаки препинания в сложном предложении, сложной синтаксической конструкции.

1

Практические занятия

1

Выполнение тестовых заданий, пунктуационного анализа предложения.

Раздел 3. Особенности устной речи.


Тема 3.1 Устная публичная речь.

Содержание

1

1.Публичная речь и ее виды.

2.Этапы подготовки публичного выступления.

3. Композиционные части публичной речи.

4. Словесное оформление публичного выступления.

Практические занятия

1. Анализ телевизионного выступления оратора (политика или общественного деятеля)

2. Выполнение упражнений на «Технику речи» (тренировка артикуляционного аппарата, работа над интонацией и др.)

2

Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт).

4


Всего:

36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Русского языка», оснащенный оборудованием:

посадочные места (по количеству обучающихся);

рабочее место для преподавателя;

наличие доски.

Технические средства обучения:

мультимедийный проектор;

компьютер.


3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Основные печатные издания

  1. Агеенко Ф. Л. Зарва М. В. Словарь ударений русского языка / Под ред. М.А. Штудинера. М.: Рольф, 2000. 256 с.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Камашева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2015. 544 с.

  3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис-Пресс, 2010. 448 с.

  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры. М.: АЗЪ, 2000. 960 с.

  5. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М.: Высшая школа, 2004. 415 с.

  6. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учеб.-практ. пособие для СПО / В. Д. Черняк [и др.] ; под общ. ред. В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 525 с.

  7. Сидорова М. Ю. Русский язык. Культура речи: конспект. 3-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008. 208 с.

  8. Солганник Г.Я. Русский язык и культура речи: учебник для СПО / Т.И. Сурикова, Н.И. Клушина, И.В. Анненкова ; под ред. Г.Я. Солганника. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015. 239 с.


3.2.2. Электронные издания

  1. Grammatika.ru [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://grammatika.ru/ Институт русского языка им. В. В. Виноградова Российской академии наук [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://ruslang.ru/

  2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Б. Голуб. Электрон. текстовые данные. М.: Логос, 2014. 432 c. 978-5-98704-534-3. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39711.html

  3. Грамота.ру [Электронный ресурс]: справочно-информационный портал. – URL: http://gramota.ru/

  4. Камнева Н.В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.В. Камнева, Л.В. Шевченко. Электрон. текстовые данные. Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2013. 124 c.

  5. Культура письменной речи [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://gramma.ru/ Slovari.ru [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050

  6. Словари русского языка для скачивания [Электронный ресурс] // Говорим по-русски: форум. – URL: http://speakrus.ru/dict/

  7. Справочная служба русского языка. Орфография. URL: http://www.rusyaz.ru/

  8. Справочно-информационный портал «Русский язык» URL: http://www.gramota.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.


Результаты обучения

Раздел/тема

Формы и методы оценки

ОК 4, ОК 5, ОК.09 У.1-7, 12-13, 22-23, З.1,4,5

Раздел 1. Тема 1.1

Культура речи как раздел науки о языке

-Составление конспекта по теме «Основные компоненты культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный»

-Анализ текстов

ОК 4,ОК 5, ОК 9, У.4-7, 14-19

З.6, 11

Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка.

Тема 2.1 Орфоэпические нормы

-Сообщение по теме: «Культура публичного выступления соблюдение правил произношения

-Выполнение тестовых заданий

ОК 4,ОК 5, ОК 9 У.4-7, 14-19

З.6, 11

Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка.

Тема 2.2 Акцентологические нормы

-Выполнение практических упражнений

ОК 4,ОК 5, ОК 9 У.4-7, 1, 12, 14-19

З.6, 11

Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка.

Тема 2.3 Орфографические нормы

Подбор иллюстративного материала по теме «Выразительные возможности русской орфографии и пунктуации».

ОК 2,ОК 4, ОК 9, У.4-7,

З.6, 11

Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка.

Тема 2.5. Грамматические нормы

- Составление конспекта по теме «Выразительные возможности русской морфологии»

-Выполнение практических упражнений

- Выполнение тестовых заданий

ОК 4, ОК 5, ОК.09, У.1-7, 12-13, 22-23, З.1,4,5

Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка.

Тема 2.6. Синтаксические нормы

- Сообщение в форме презентации по теме «Выразительные возможности русского синтаксиса

ОК 4,ОК 5, ОК 9 У.4-7, 14-19

З.6, 11

Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка.

Тема 2.7 Стилистическая норма

- Подбор текстов разных типов речи, стилей речи

- Составление деловых бумаг: автобиография, резюме

ОК 4, ОК 9, У.4-7, 14-19

З.6

Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка.

Тема 2.8 Пунктуационная норма

- Выполнение тестовых заданий

ОК 4, ОК 5, ОК.09, У.1-7, 12-13, 22-23, З.4,5, 8-9

Раздел 3. Особенности русской речи Тема 3.1 Устная публичная речь.

- Подготовка устного публичного выступления