Личностные результаты: |
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственной отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | представления о своей гражданской идентичности в форме осознания себя как юного гражданина России; осознания своей этнической и национальной принадлежности; развития чувства любви к Родине, её народу, истории, культуре и гордости за них; развития чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию российского народа; осознания себя носителем этого языка; становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; становления элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка; развития интереса к познанию русского языка, языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности; формирования мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др.; развития способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентации на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности; развития целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий; развития этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совестливости и др.); понимания чувств одноклассников, собеседников; понимания нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы; осознания ответственности за свои поступки и слова; осознания своих эмоций и чувств, контролирование их; определения эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам других людей; развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.; ориентации на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока; представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям. |
Метапредметные результаты: |
Регулятивные УУД: |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; использовать знаково-символических средств представления информации; использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий; определять общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». | принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях, проявлять познавательную инициативу; планировать свои действия для решения задачи (под руководством учителя или самостоятельно); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — памятках); выполнять учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь; контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. |
Познавательные УУД: |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться: |
использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты); ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника); работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях; пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач; пользоваться словарями и справочным материалом учебника; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст); составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности); осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); ориентироваться при решении учебных задач. | осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе, используя ресурсы библиотек и Интернета, необходимую информацию для выполнения учебных заданий; понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводить её в словесную форму; использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое, осознавать цель чтения; воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного), передавать устно или письменно содержание текста; анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию); использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач; пользоваться словарями и «Справочными материалами» учебника; анализировать изучаемые языковые объекты, выделяя их существенные и несущественные признаки; осуществлять синтез как составление целого из частей; овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач; ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи; находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям; осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. |
Коммуникативные УУД: |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий; конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.); выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками; задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания; признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и аргументировать его; работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру. | выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.); ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения; участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах, группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его (её); оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать во внимание и пытаться учитывать их в своей деятельности; строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения. |
Предметные: |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
первоначальным представлениям о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознавать значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; позитивному отношению к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладевать первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов; осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; проверять написанное; овладевать учебными действиями с языковыми единицами и формировать умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; осваивать первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. | понимать значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения; представлять о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества; позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимать значимость хорошего владения русским языком, стремиться к его грамотному использованию; понимать значимость правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявлять собственный уровень культуры; приобретать опыт ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач; овладевать изучаемыми нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), правилами культуры речевого поведения (в объёме материала изучаемого курса); использовать эти нормы для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формировать сознательное отношение к качеству своей речи, контроля за ней; овладевать основными понятиями и правилами (в объёме материала изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; овладевать основами грамотного письма (в объёме материала изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ. |
№ п/п | Наименование раздела | Содержание | Основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
1. | Фонетика и графика | Различение звуков русского языка: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твердый - мягкий, парный - непарный, согласный глухой - звонкий, парный - непарный (в объеме изученного). Определение функции разделительного твердого знака (ъ) в словах. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, , ю, я ( , поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, , ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. | строить монологическое высказывание на определенную тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; определять функцию разделительного твердого знака (ъ) в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, , ю, я ( , поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными. |
2. | Орфоэпия | Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определен словарем произношения в учебнике). Использование орфоэпического словаря и словарей ударений для решения практических задач. | произносить правильно звуки и сочетания, соблюдая нормы орфоэпии русского языка. |
3. | Лексика | Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Подбор синонимов, антонимов к словам разных частей речи. Наблюдение за использованием фразеологизмов. Осознание значения фразеологизмов в тексте и разговорной речи. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление о некоторых устаревших словах. | наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, распознавать слова, употребленные в прямом и переносном значении (простые случаи). |
4. | Состав слова (морфемика) | Признаки однокоренных слов. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями, однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня, приставки, суффикса и окончания. Окончание как изменяемая часть слова. Нулевое окончание. | находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, основу (простые случаи), приставку, суффикс. |
5. | Морфология | Части речи. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по падежам и по числам (склонение). Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. Глагол. Неопределенная форма глагола. Число глаголов. Времена глаголов. Род глаголов в прошедшем времени. | распознавать имена существительные, определять грамматические признаки имен существительных: род, число, падеж, изменять имена существительные по падежам и числам (склонять); распознавать имена прилагательные, определять грамматические признаки имен прилагательных: род, число, падеж, изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе); распознавать глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы "что делать?" и "что сделать?", определять грамматические признаки: форму времени, число, род (в прошедшем времени); распознавать личные местоимения (в начальной форме), использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте. |
6. | Синтаксис | Предложение. Нахождение главных членов предложения - подлежащего и сказуемого. Установление при помощи вопросов связи между словами в словосочетании и предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (без деления на виды). | определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные); находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды). |
7. | Орфография и пунктуация | Применение правил правописания, изученных в 1, 2 классах: раздельное написание слов в предложении; употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных); написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт; написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова); написание проверяемых безударных гласных в корне слова; написание парных звонких и глухих согласных в корне слова; правила употребления разделительного мягкого (ь) знака; раздельное написание предлогов с именами существительными. Ознакомление с правилами правописания и их применение: написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова; употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков; написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода; раздельное написание частицы не с глаголами; раздельное написание предлогов; Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. | применять ранее изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением и буквосочетаний чк, чн, чт; употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных); написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова); написание проверяемых безударных гласных в корне слова; написание парных звонких и глухих согласных в корне слова; написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); правила употребления разделительного мягкого знака (ь); раздельное написание предлогов с именами существительными; написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова; правила употребления разделительного твердого (ъ) и разделительного мягкого (ь) знаков; написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода; раздельное написание частицы не с глаголом; раздельное написание предлогов и слитное написание приставок; подбирать примеры слов с определенной орфограммой, обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, применять изученные способы проверки правописания слов. |
8 | Развитие речи | Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев, создание собственных текстов по заданным заглавиям. Составление плана текста, создание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). | выявлять части текста, озаглавливать части текста, распознавать типы текстов: повествование, описание, рассуждение; безошибочно списывать текст объемом 65 - 70 слов; писать под диктовку текст объемом 55 - 60 слов с учетом изученных правил правописания. |
Название раздела | | Количество часов |
Язык и речь | Знакомство с учебником «Русский язык» (3 класс). Виды речи и их назначение. Речь — отражение культуры человека. | 2 ч |
Для чего нужен язык? Назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. |
Текст. Предложение. Словосочетание. | Текст как единица языка и речи. Типы текстов. | 16 ч |
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом. Развитие речи. Восстановление деформированного текста. |
Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге. Знаки препинания в конце предложений. |
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений. |
Виды предложений по цели высказывания. Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». |
Работа над ошибками. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений. |
Обобщение знаний о видах предложений. |
Обращение. Предложения с обращениями (общее представление). |
Главные и второстепенные члены предложения. |
Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам предложения. |
Входная контрольная работа. Диктант «Осень». |
Работа над ошибками. Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая между частями сложного предложения. |
Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения. |
Словосочетание (общее представление). Самостоятельная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание». |
Контрольный диктант «Осенью» по теме: «Предложение». |
Работа над ошибками. Предложение и словосочетание. Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». |
Слово в языке и речи | Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение. Повторение и уточнение представлений о слове. | 18 ч |
Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении. |
Омонимы. Значение, использование омонимов в речи. |
Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета. |
Слово и словосочетание. Развитие речи. Обучающее изложение текста Н.Сладкова «Елочка». |
Работа над ошибками. Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов. |
Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды». |
Работа над ошибками. Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными. |
Имя прилагательное. Глагол. Развитие речи: составление на основе творческого воображения сочинения на тему «О чём могут шептаться осенние листья?». |
Работа над ошибками. Имя числительное (общее представление). Самостоятельная работа по теме «Части речи». |
Однокоренные слова. |
Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения. |
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, чу-щу, ча-ща, жи-ши. |
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. |
Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). Проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. |
Разделительный ь. Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. |
Диктант «Прощание с осенью» по теме «Слово в языке и речи». |
Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове». |
Состав слова | Корень слова. Однокоренные слова. Словарный диктант. | 18 ч |
Правописание корня в однокоренных словах. Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных слов. |
Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах. |
Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова. |
Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. |
Слова, которые не имеют окончания. Диктант «Ужин» по теме «Формы слова. Окончание». |
Работа над ошибками. Приставка как значимая часть слова. |
Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставок. |
Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками. |
Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса. |
Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов. |
Употребление в речи слов с суффиксами. |
Контрольный диктант «Синичка» по теме: «Состав слова» |
Работа над ошибками. Основа слова. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе». |
Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу. |
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Самостоятельная работа по теме: « Состав слова» |
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста «Прощальная песенка». |
Работа над ошибками. Проект «Семья слов». |
Правописание частей слова | Общее представление о правописании частей слова. | 27 ч |
Правописание слов с безударными гласными в корне слова. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. |
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. |
Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-. |
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки написания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне. |
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными. Развитие речи. Составление текста на тему «Первый снег» на основе личных наблюдений или по рисунку. |
Работа над ошибками. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне. |
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Развитие речи. Составление текста по сюжетному рисунку. |
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. |
Правописание слов с не произносимым согласным звуком в корне. Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука. |
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. |
Правописание слов с удвоенными согласными. |
Правописание слов с удвоенными согласными. |
Правописание слов с удвоенными согласными. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». |
Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание. |
Правописание суффиксов в словах. Словарный диктант. |
Правописание приставок в словах. Развитие речи: составление текста – описания по рисунку и его запись. |
Работа над ошибками. Правописание значимых частей слова. |
Контрольная работа за I полугодие. |
Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов. |
Правописание приставок и предлогов. |
Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове. |
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). |
Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Жанр объявления. |
Правописание слов с разделительным ъ. Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. |
Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и другими орфограммами. |
Проект «Составляем орфографический словарь». |
Части речи | Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. | 76 ч |
Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам. |
Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном. |
Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного. |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Развитие речи: работа с текстом В. Бочарникова «Мал да удал». Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану. |
Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. |
Собственные и нарицательные имена существительные. |
Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени» |
Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. |
Имена существительные, имеющие форму одного числа. |
Род имён существительных: мужской, женский, средний. |
Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. |
Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения. |
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. |
Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова. |
Развитие речи. Обучающее изложение «Птицы» повествовательного текста-образца. |
Диктант «Летом» по теме: «Род и число имен существительных» |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Склонение (изменение по падежам) имён существительных. |
Склонение (изменение по падежам) имён существительных. |
Склонение (изменение по падежам) имён существительных. Неизменяемые имена существительные. Развитие речи. Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». |
Работа над ошибками. Именительный падеж имен существительных. |
Родительный падеж имен существительных. |
Дательный падеж имен существительных. |
Винительный падеж имен существительных. |
Именительный, родительный, винительный падежи имён существительных. |
Творительный падеж имен существительных |
Предложный падеж имен существительных. |
Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. |
Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. |
Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного. |
Диктант «Летучая мышь» по теме:«Имя существительное» |
Работа над ошибками. Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы». |
Работа над ошибками, допущенными при написании сочинения. Проект «Зимняя страничка». |
Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном. |
Связь имени прилагательного с именем существительным. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, их правописание. |
Текст-описание. Художественное и научное описание. Роль имён прилагательных в тексте-описании. |
Развитие речи. Составление текста-описания в научном стиле. |
Развитие речи. Отзыв о картине М.А.Врубеля « Царевна – Лебедь» |
Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). |
Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Словарный диктант. |
Правописание родовых окончаний имён прилагательных. |
Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. |
Число и род имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе. |
Число имён прилагательных. Сравнительное описание. Развитие речи: составление текста — описания животного. |
Падеж имён прилагательных (общее представление). |
Начальная форма имени прилагательного. |
Обобщение знаний об имени прилагательном. |
Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном. Самостоятельная работа по теме «Имя прилагательное». |
Контрольный диктант «Птица – лесовод» по теме « Имя прилагательное» |
Развитие речи. Отзыв о картине В.А.Серова «Девочка с персиками» |
Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках» |
Личные местоимения. Лицо и число личных местоимений. |
Род местоимений 3-го лица единственного числа. |
Употребление личных местоимений в речи. |
Оценка достижений по теме «Личные местоимения». Жанр письма. Самостоятельная работа по теме: «Местоимение» |
Повторение и уточнение представлений о глаголе. |
Значение и употребление глаголов в речи. |
Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов. |
Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам. |
Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме. |
Неопределённая форма глагола. |
Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. |
Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. |
Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. |
Времена глаголов. |
Изменение глаголов по временам. |
Время и число глаголов. |
Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. |
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). |
Употребление глаголов в прошедшем времени в речи. |
Правописание частицы не с глаголами. |
Правописание частицы не с глаголами. Правописание глаголов с изученными орфограммами. Произношение возвратных глаголов. |
Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Словарный диктант. |
Обобщение знаний о глаголе. Самостоятельная работа по теме «Глагол» |
Контрольный диктант «Весеннее утро» по теме «Глагол». |
Повторение | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного о частях речи. | 13 ч |
Обобщение и систематизация изученного о частях речи. |
Предложения по цели высказывания и по интонации. |
Имя прилагательное. Правописание слов с изученными орфограммами в корне, приставках, родовых окончаниях имён прилагательных.. |
Обобщение и систематизация изученного. Имя существительное. Имя числительное. |
Обобщение и систематизация изученного о местоимении. |
Обобщение и систематизация изученного о глаголе. |
Правописание слов с изученными орфограммами. Разбор предложения по членам предложения. |
Правописание слов с изученными орфограммами. |
Итоговая контрольная работа. Диктант «Соловьиная песня» |
Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы. Правописание имён собственных. |
Правописание значимых частей слова. Повторение изученного материала. |
Занимательный русский язык. КВН «Знатоки русского языка» |
Итого | | 170 часов |