СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. Образовательная программа "Школа России", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочей программе отражены планируемые результатыосвоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. Образовательная программа "Школа России", 3 класс»













Рабочая программа учебного предмета

РУССКИЙ ЯЗЫК

«Образовательная система «Школа России»









Класс:

3

Количество часов в неделю:

5 часов


Количество часов в год:

170 часов
































2019-2020 учебный год

г. Тюмень

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности,

на основе представлений о нравственных

нормах, социальной справедливости и свободе;

эстетические потребности, ценности и чувства;

этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственной отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


представления о своей гражданской идентичности в форме осознания себя как юного гражданина России;

осознания своей этнической и национальной принадлежности;

развития чувства любви к Родине, её народу, истории, культуре и гордости за них;

развития чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию российского народа; осознания себя носителем этого языка;

становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

становления элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка; развития интереса к познанию русского языка, языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;

формирования мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др.;

развития способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентации на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;

развития целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

развития этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совестливости и др.); понимания чувств одноклассников, собеседников;

понимания нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

осознания ответственности за свои поступки и слова;

осознания своих эмоций и чувств, контролирование их; определения эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам других людей;

развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

ориентации на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

использовать знаково-символических средств представления информации;

использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и

познавательных задач;

использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в

соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

определять общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

принимать и сохранять цель и учебную задачу;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях, проявлять познавательную инициативу;

планировать свои действия для решения задачи (под руководством учителя или самостоятельно);

учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — памятках);

выполнять учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь;

контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

ориентироваться при решении учебных задач.

осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе, используя ресурсы библиотек и Интернета, необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводить её в словесную форму;

использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое, осознавать цель чтения;

воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного), передавать устно или письменно содержание текста;

анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

пользоваться словарями и «Справочными материалами» учебника;

анализировать изучаемые языковые объекты, выделяя их существенные и несущественные признаки;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

слушать собеседника и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и аргументировать его;

работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру.

выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах, группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его (её);

оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать во внимание и пытаться учитывать их в своей деятельности;

строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные:

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

первоначальным представлениям о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознавать значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

позитивному отношению к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

овладевать первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого

этикета;

ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;

проверять написанное;

овладевать учебными действиями с языковыми единицами и формировать умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

осваивать первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

понимать значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

представлять о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимать значимость хорошего владения русским языком, стремиться к его грамотному использованию;

понимать значимость правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявлять собственный уровень культуры;

приобретать опыт ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

овладевать изучаемыми нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), правилами культуры речевого поведения (в объёме материала изучаемого курса); использовать эти нормы для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формировать сознательное отношение к качеству своей речи, контроля за ней;

овладевать основными понятиями и правилами (в объёме материала изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

овладевать основами грамотного письма (в объёме материала изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.



2. Содержание учебного предмета (с указанием основных видов деятельности)



п/п

Наименование раздела

Содержание

Основные виды учебной деятельности

(на уровне учебных действий)

1.

Фонетика и графика


Различение звуков русского языка: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твердый - мягкий, парный - непарный, согласный глухой - звонкий, парный - непарный (в объеме изученного).

Определение функции разделительного твердого знака (ъ) в словах.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, , ю, я ( , поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными.

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, , ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

строить монологическое высказывание на определенную тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка;

характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

определять функцию разделительного твердого знака (ъ) в словах;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, , ю, я ( , поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными.


2.

Орфоэпия


Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определен словарем произношения в учебнике). Использование орфоэпического словаря и словарей ударений для решения практических задач.

произносить правильно звуки и сочетания, соблюдая нормы орфоэпии русского языка.

3.

Лексика


Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Подбор синонимов, антонимов к словам разных частей речи. Наблюдение за использованием фразеологизмов. Осознание значения фразеологизмов в тексте и разговорной речи. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление о некоторых устаревших словах.

наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, распознавать слова, употребленные в прямом и переносном значении (простые случаи).


4.

Состав слова (морфемика)

Признаки однокоренных слов. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями, однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня, приставки, суффикса и окончания. Окончание как изменяемая часть слова. Нулевое окончание.

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, основу (простые случаи), приставку, суффикс.

5.

Морфология


Части речи. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по падежам и по числам (склонение). Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению.

Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

Глагол. Неопределенная форма глагола. Число глаголов. Времена глаголов. Род глаголов в прошедшем времени.

распознавать имена существительные, определять грамматические признаки имен существительных: род, число, падеж, изменять имена существительные по падежам и числам (склонять);

распознавать имена прилагательные, определять грамматические признаки имен прилагательных: род, число, падеж, изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе);

распознавать глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы "что делать?" и "что сделать?", определять грамматические признаки: форму времени, число, род (в прошедшем времени);

распознавать личные местоимения (в начальной форме), использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте.

6.

Синтаксис


Предложение. Нахождение главных членов предложения - подлежащего и сказуемого. Установление при помощи вопросов связи между словами в словосочетании и предложении.

Различение главных и второстепенных членов предложения (без деления на виды).

определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);

находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды).

7.

Орфография и пунктуация


Применение правил правописания, изученных в 1, 2 классах:

раздельное написание слов в предложении;

употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);

написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;

написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);

написание проверяемых безударных гласных в корне слова;

написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;

правила употребления разделительного мягкого (ь) знака;

раздельное написание предлогов с именами существительными.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;

употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков;

написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода;

раздельное написание частицы не с глаголами;

раздельное написание предлогов;

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

применять ранее изученные правила правописания:

раздельное написание слов в предложении;

написание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением и буквосочетаний чк, чн, чт;

употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);

написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);

написание проверяемых безударных гласных в корне слова;

написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;

написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

правила употребления разделительного мягкого знака (ь);

раздельное написание предлогов с именами существительными;

написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;

правила употребления разделительного твердого (ъ) и разделительного мягкого (ь) знаков;

написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода;

раздельное написание частицы не с глаголом;

раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

подбирать примеры слов с определенной орфограммой, обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, применять изученные способы проверки правописания слов.

8

Развитие речи


Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев, создание собственных текстов по заданным заглавиям. Составление плана текста, создание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

выявлять части текста, озаглавливать части текста, распознавать типы текстов: повествование, описание, рассуждение;

безошибочно списывать текст объемом 65 - 70 слов;

писать под диктовку текст объемом 55 - 60 слов с учетом изученных правил правописания.




3. Тематическое планирование


Название раздела


Количество часов

Язык и речь

Знакомство с учебником «Русский язык» (3 класс). Виды речи и их назначение. Речь — отражение культуры человека.

2 ч

Для чего нужен язык? Назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Текст. Предложение. Словосочетание.

Текст как единица языка и речи. Типы текстов.

16 ч

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом. Развитие речи. Восстановление деформированного текста.

Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге. Знаки препинания в конце предложений.

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений.

Виды предложений по цели высказывания.

Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Работа над ошибками. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений.

Обобщение знаний о видах предложений.

Обращение. Предложения с обращениями (общее представление).

Главные и второстепенные члены предложения.

Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам предложения.

Входная контрольная работа. Диктант «Осень».

Работа над ошибками. Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая между частями сложного предложения.

Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения.

Словосочетание (общее представление).

Самостоятельная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание».

Контрольный диктант «Осенью» по теме: «Предложение».

Работа над ошибками. Предложение и словосочетание. Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

Слово в языке и речи

Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение. Повторение и уточнение представлений о слове.

18 ч

Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении.

Омонимы. Значение, использование омонимов в речи.

Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета.

Слово и словосочетание. Развитие речи.

Обучающее изложение текста Н.Сладкова «Елочка».

Работа над ошибками. Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов.

Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды».

Работа над ошибками. Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными.

Имя прилагательное. Глагол. Развитие речи: составление на основе творческого воображения сочинения на тему «О чём могут шептаться осенние листья?».

Работа над ошибками. Имя числительное (общее представление).

Самостоятельная работа по теме «Части речи».

Однокоренные слова.

Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, чу-щу, ча-ща, жи-ши.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). Проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове.

Разделительный ь. Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

Диктант «Прощание с осенью» по теме «Слово в языке и речи».

Работа над ошибками.

Проект «Рассказ о слове».

Состав слова

Корень слова. Однокоренные слова. Словарный диктант.

18 ч

Правописание корня в однокоренных словах. Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных слов.

Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.

Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове.

Слова, которые не имеют окончания. Диктант «Ужин» по теме «Формы слова. Окончание».

Работа над ошибками.

Приставка как значимая часть слова.

Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставок.

Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками.

Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса.

Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов.

Употребление в речи слов с суффиксами.

Контрольный диктант «Синичка» по теме: «Состав слова»

Работа над ошибками. Основа слова.

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе».

Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу.

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Самостоятельная работа по теме: « Состав слова»

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста «Прощальная песенка».

Работа над ошибками. Проект «Семья слов».

Правописание частей слова

Общее представление о правописании частей слова.

27 ч

Правописание слов с безударными гласными в корне слова. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне.

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова.

Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки написания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными. Развитие речи. Составление текста на тему «Первый снег» на основе личных наблюдений или по рисунку.

Работа над ошибками. Правописание

слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Развитие речи. Составление текста по сюжетному рисунку.

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

Правописание слов с не произносимым согласным звуком в корне. Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука.

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Правописание слов с удвоенными согласными. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова

 «Снегурочка».

Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание.

Правописание суффиксов в словах.

Словарный диктант.

Правописание приставок в словах. Развитие речи: составление текста – описания по рисунку и его запись.

Работа над ошибками. Правописание значимых частей слова.

Контрольная работа за I полугодие.

Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов.

Правописание приставок и предлогов.

Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Жанр объявления.

Правописание слов с разделительным ъ. Развитие речи.

Обучающее изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и другими орфограммами.

Проект «Составляем орфографический словарь».

Части речи

Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи.

76 ч

Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам.

Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном.

Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Развитие речи: работа с текстом В. Бочарникова «Мал да удал». Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану.

Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Проект «Тайна имени»

Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам.

Имена существительные, имеющие форму одного числа.

Род имён существительных: мужской, женский, средний.

Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах.

Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения.

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова.

Развитие речи. Обучающее изложение «Птицы» повествовательного текста-образца.

Диктант «Летом» по теме: «Род и число имен существительных»

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Склонение (изменение по падежам) имён существительных.

Склонение (изменение по падежам) имён существительных.

Склонение (изменение по падежам) имён существительных. Неизменяемые имена существительные. Развитие речи. Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Работа над ошибками. Именительный падеж имен существительных.

Родительный падеж имен существительных.

Дательный падеж имен существительных.

Винительный падеж имен существительных.

Именительный, родительный, винительный падежи имён существительных.

Творительный падеж имен существительных

Предложный падеж имен существительных.

Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном.

Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного.

Диктант «Летучая мышь» по теме:«Имя существительное»

Работа над ошибками. Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона  «Конец зимы».

Работа над ошибками, допущенными при написании сочинения.

Проект «Зимняя страничка».

Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном.

Связь имени прилагательного с именем существительным. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, их правописание.

Текст-описание. Художественное и научное описание. Роль имён прилагательных в тексте-описании.

Развитие речи. Составление текста-описания в научном стиле.

Развитие речи. Отзыв о картине М.А.Врубеля « Царевна – Лебедь»

Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе).

Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Словарный диктант.

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.

Число и род имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе.

Число имён прилагательных. Сравнительное описание. Развитие речи: составление текста — описания животного.

Падеж имён прилагательных (общее представление).

Начальная форма имени прилагательного.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном. Самостоятельная работа по теме «Имя прилагательное».

Контрольный диктант «Птица – лесовод» по теме « Имя прилагательное»

Развитие речи. Отзыв о картине В.А.Серова «Девочка с персиками»

Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках»

Личные местоимения. Лицо и число личных местоимений.

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Употребление личных местоимений в речи.

Оценка достижений по теме «Личные местоимения». Жанр письма.

Самостоятельная работа по теме: «Местоимение»

Повторение и уточнение представлений о глаголе.

Значение и употребление глаголов в речи.

Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов.

Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам.

Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.

Неопределённая форма глагола.

Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее.

Времена глаголов.

Изменение глаголов по временам.

Время и число глаголов.

Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе).

Употребление глаголов в прошедшем времени в речи.

Правописание частицы не с глаголами.

Правописание частицы не с глаголами. Правописание глаголов с изученными орфограммами. Произношение возвратных глаголов.

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Словарный диктант.

Обобщение знаний о глаголе.

Самостоятельная работа по теме «Глагол»

Контрольный диктант «Весеннее утро» по теме «Глагол».

Повторение

Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного о частях речи.

13 ч

Обобщение и систематизация изученного о частях речи.

Предложения по цели высказывания и по интонации.

Имя прилагательное. Правописание слов с изученными орфограммами в корне, приставках, родовых окончаниях имён прилагательных..

Обобщение и систематизация изученного. Имя существительное. Имя числительное.

Обобщение и систематизация изученного о местоимении.

Обобщение и систематизация изученного о глаголе.

Правописание слов с изученными орфограммами. Разбор предложения по членам предложения.

Правописание слов с изученными орфограммами.

Итоговая контрольная работа. Диктант «Соловьиная песня»

Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы. Правописание имён собственных.

Правописание значимых частей слова. Повторение изученного материала.

Занимательный русский язык. КВН «Знатоки русского языка»

Итого


170 часов