СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку Разумовская.М 5-9 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа «Русский язык. 5 – 9 классы: рабочие программы: учебно- методическое пособие /сост. Е.И.Харитонова. –4-е издание.,стереотип.- М.:Дрофа, 2015.»Авторы программы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, В.В. Львов, Г.А. Богданова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку Разумовская.М 5-9 классы»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа сельского поселения « Село Новый Мир».







РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

На заседании МО 28.08.2020 г. Приказом директора школы

28.08.2020 г. Зам.директора по УМР от 28.08.2020 №105-п

_____________ _______ Пельменева Е.И











Рабочая программа

«Русский язык»

5-9 класс



Учитель русского языка и литературы:

Шишкина Н.А











2020-2021 учебный год

1.Пояснительная записка.

-Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:

-Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

-Основной образовательной программой ООО МБОУ СОШ с.п «Новый Мир».

-Рабочей программы «Русский язык. 5 – 9 классы: рабочие программы: учебно- методическое пособие /сост. Е.И.Харитонова. –4-е издание.,стереотип.- М.:Дрофа, 2015.»Авторы программы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, В.В. Львов, Г.А. Богданова

-Данная программа ориентирована на работу с учебником

Русский язык. 6 класс: Учебник /М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской , П.А. Леканта.- 4-е изд., стеротип.- М.: Дрофа, 2018.-335, (1) с. : ил.,8 л. цв. вкл.

Русский язык. 7 класс: учебник /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. -4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа.2018.

Русский язык. 8 класс: Учебник /М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской , П.А. Леканта.- 5-е изд., стеротип.- М.: Дрофа, 2018.-270, (2) с. : ил.,8 л. цв. вкл.- (Российский учебник).

Русский язык. 9 класс: Учебник /М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др.; под ред. М.М. Разумовской , П.А. Леканта.- 5-е изд., стеротип.- М.: Дрофа, 2018.-254, (2) с. : ил.,8 л. цв. вкл.- (Российский учебник).














2.Планируемые результаты освоения учебного предмета



Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск инф-ции, её анализ и отбор;

• умение сопоставлять речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение различными видами монолога и диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык худ. лит-ры; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ осн. единиц языка, грам. категорий языка, уместное употр-ние языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и пр-ния, многоаспектного анализа текста с точки зрения его осн. признаков и стр-ры, принадл-сти к опр-ным функц-ным разновидностям языка, особ-тей языкового оформления, исп-ния выраз. средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и исп-ние их в собственной речевой практике;

9) осознание эстет. функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов худ. лит-ры.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале, в середине и в конце учебного года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.



Планируемые предметные результаты изучения русского языка


Речь и речевое общение

Учащийся научится:

• использовать различные виды монолога в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога

• соблюдать нормы речевого поведения;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Учащийся получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;.

Речевая деятельность

Аудирование

Учащийся научится:

• различным видам аудирования .

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения.

Учащийся получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Учащийся научится:

• понимать содержание прочитанных текстов.

• использовать практические умения видов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

Учащийся получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать информацию в прочитанных текстах;

• извлекать информацию по заданной проблеме ,высказывать собственную точку зрения.

Говорение

Учащийся научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания.

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему.;

• соблюдать основные нормы языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Учащийся получит возможность научиться:

• создавать высказывания различных типов и жанров .

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

       • анализировать и оценивать речевые высказывания.

Письмо

Учащийся научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности .


• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста .

• соблюдать в практике письма основные нормы языка

Учащийся получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований,

Текст

Учащийся научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи,

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание .

• создавать и редактировать собственные тексты.

Учащийся получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты.

Функциональные разновидности языка

Учащийся научится:

• различать и анализировать тексты разных жанров,

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания.;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников.

Учащийся получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты.;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы;

• анализировать образцы публичной речи .

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Учащийся научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка.

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка,;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Учащийся получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Учащийся научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила языка;

Учащийся получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей

Морфемика и словообразование

Учащийся научится:

• делить слова на морфемы.

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

Учащийся получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

Лексикология и фразеология

Учащийся научится:

• проводить лексический анализ слова.

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

Учащийся получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа.

Морфология

Учащийся научится:

• опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

Учащийся получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии .

Синтаксис

Учащийся научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса и их виды;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами языка;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Учащийся получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций..


Правописание: орфография и пунктуация


Учащийся научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма .

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников;.

Учащийся получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;.

Язык и культура

Учащийся научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения.

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

Учащийся получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа— носителя языка;

  • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.














3. Содержание курса «Русский язык»


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» (6кл.)

Зачем человеку нужен язык. Что мы знаем о русском языке. Что такое речь. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная.

Развитие речи (далее Р.Р.). Составление грамматического рассказа.


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Фонетика. Графика. Текст.

Звуки и буквы. Алфавит. Что обозначают буквы е, ё, ю, я. Фонетический разбор слов.

Р.Р. что такое текст. Тема текста. Основная мысль текста. Написание сочинения-повествования. Составление грамматического рассказа.

Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольное тестирование №1 по теме «Фонетика. Графика»

Письмо. Орфография.

Зачем людям письмо. Орфография. Орфограммы в корне. Правила обозначения буквами гласных звуков. Орфограммы в корне слов. Правила обозначения буквами согласных звуков. Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, нч, нщ, щн, рщ. Мягкий знак после шипящих в корне имен сущестивтельных и глаголов. Разделительные Ь и Ъ. НЕ с глаголами. Написание –тся, - ться в глаголах.

К.Р. самостоятельный диктант №1 по теме «безударные гласные в корне словаю». Самостоятельный диктант №2 по теме «Написание сичетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, нч, нщ, щн, рщ в словах».

Строение слова.

Почему корень, приставка, суффикс и окончания – значимые части слова. Как образуются формы слова.

Слово как часть речи. Текст.

Самостоятельные части речи. Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы. Служебные части речи.

Р.Р. от чего зависит порядок расположения предложений в тексте. Текст. Абзац как часть текста.

К.Р. контрольное тестирование №2 по теме «Состав слова»


СИСТЕМНЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА

Фонетика. Орфоэпия.

Что изучает фонетика. Звуки гласные и согласные. Слог, ударение. Что означает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков. Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова.

К.Р. контрольное тестирование №3 по теме «Фонетика. Орфоэпия».

Лексика. Словообразование. Правописание. Стили речи.

Как определить лексическое значение слова. Сколько лексических значений имеет слово. Когда слово употребляется в переносном значении. Как пополняется словарный состав русского языка. Как образуются слова в русском языке. Какие чередования гласных и согласных происходят в словах. Правописание чередующихся а – о в корнях -лаг- – -лож-, -рос- – -раст- (-ращ-). Буквы о – ё после шипящих в корнях слов. Чем отличаются друг от друга слова омонимы. Что такое профессиональные и диалектные слова о чем рассказывают устаревшие слова. Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова. Правописание приставок. Правописание приставок. Буквы ы – и после ц.

Р.Р. что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь художественная и научно-деловая речь.

К.Р. контрольное тестирование №4 по теме «Чередование гласных и согласных в корнях».

Синтаксис и пунктуация (вводный курс). Типы речи. Строение текста.

Что изучают синтаксис и пунктуация. Словосочетания. Предложения. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Обращение. Синтаксический разбор предложения. Сложное предложение. Прямая речь. Диалог.

Р.Р. что такое речь. Описание, повествование. Рассуждение. Оценка действительности. Строение текста типа рассуждение-доказательство.

К.Р. контрольный диктант №3 по теме «Простое предложение». Контрольное тестирование №5 по теме «Члены предложения»

Морфология. Правописание.

Глагол. Строение текста.

Что обозначает глагол. Написание НЕ с глаголами. Словообразование глаголов. Вид глагола. Корни с чередованием букв е – и. инфинитив. Правописание - тся, -ться в глаголах. Наклонение глагола. Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола. Как образуется повелительное наклонение глагола. Времена глагола. Спряжения глагола. Лицо и число. Правописание безударных личных окончаний глагола. Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

Р.Р. как связываются предложения в тексте. «Данное» и «Новое» в предложениях. Строение текста повествования.

К.Р. Контрольный диктант №4 по теме «Написание личных окончаний глагола». Контрольное сочинение-повествование.

Имя существительное. Строение текста.

Что обозначает имя существительное. Словообразование имен существительных. Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик-. Употребление суффиксов существительных –ек-, -ик- (-чик-). Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Собственные и нарицательные имена существительные. Род имен существительных. Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных. Число имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Употребление имен существительных.

Р.Р. Строение текста описания предмета.

К.Р. Контрольное сочинение. Контрольное изложение.

Имя прилагательное.

Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные. Относительные и притяжательные. Правописание окончаний имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных. Как образуется сравнительная степень прилагательного. Как образуется превосходная степень прилагательного.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

К.Р. Самодиагностика.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» (6кл.)

Перечень изучаемого учебного материала путем описания основных содержательных линий


Слово - основная единица языка.

Закрепление и углубление изученного в 5 классе( 29ч)

Развитие речи. (6ч)

Повторение изученного в 5 классе.

Что мы знаем о речи, её типах и стилях.

Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Стили и типы речи

Правописание. Орфография.

Пунктуация.

Употребление прописных букв.

Комплексный анализ текста по упр. 34


Контрольная работа №1 по орфографии и пунктуации.

Буквы Ъ и Ь.

Орфограммы корня

Правописание окончаний слов.

Правописание окончаний слов.

Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными.


Развитие речи. Что мы знаем о тексте (повторение).

Контрольная работа №2. Диктант с грамматическим заданием.

Анализ контрольного диктанта



Грамматика. Морфология и синтаксис.

Как различать части речи и члены предложения.

Имя существительное.(7ч)

Морфологические признаки имени существительного.

Словообразование разных частей речи.

Словообразование имён существительных

Самостоятельная работа по словообразованию.

Правописание сложных существительных.

Употребление имён существительных в речи

Развитие речи.(3ч)

Разграничение деловой и научной речи.

Определение научного понятия.

Рассуждение-объяснение.


Имя прилагательное (15ч)

Морфологические признаки имени прилагательного.

Словообразование имен прилагательных.

Правописание сложных прилагательных.

Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных.

Контрольная работа № 3. КД.

Анализ контрольного диктанта.

Употребление имён прилагательных в речи

Развитие речи (5ч)

Текст. Способы связи предложений в тексте.

Средства связи предложений в тексте.

Употребление параллельной связи с повтором.

Как исправить текст с неудачным повтором.


Глагол (19ч)

Морфологические признаки глагола.

Словообразование глагола.

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Буквы И – Ы в корне после приставок.

Контрольная работа № 4 (по словообразованию) и её анализ.

Употребление и произношение глаголов в речи

Повторение орфографии.

Контрольная работа № 5 (по морфологии и орфографии)

«Правописание при-, пре-»


Причастие и деепричастие (45ч)

Что такое причастие.

Причастный оборот.



Контрольная работа № 6. КД и его анализ.

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия.

Полные и краткие причастия

Синтаксическая роль полных и кратких причастий.

Морфологический разбор причастий ( закрепление)

Контрольная работа № 7 по теме «Причастие» и её анализ

Буквы Н и НН в причастиях.

Слитное и дефисное написание НЕ с причастиями.


Развитие речи (15ч)

Рассказ как один из жанров художественного повествования. Повествование художественного и делового стилей.

Повествование в рассказе.

Повествование делового и научного стилей.

Классное сочинение в жанре рассказа

Описание места.

Соединение в тексте повествования и описания места.

Контрольная работа № 8. КД и его анализ.


Деепричастный оборот.

НЕ с деепричастиями

Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Проверочная работа. КД и его анализ.

Употребление причастий и деепричастий в речи.

Произношение глаголов, причастий и деепричастий.

Правописание причастий и деепричастий. Повторение.

Контрольная работа № 9 (по орфоэпии, орфографии) и её анализ.

Повторение изученного по темам «Причастие» и «Деепричастие».

Контрольная работа № 10. (по темам «Причастие» и «Деепричастие») и её анализ.


Имя числительное(13ч)

Что обозначает имя числительное.

Простые, сложные и составные числительные. Их правописание.

Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание.

Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание.

Изменение порядковых числительных.



Морфологический разбор имени числительного

Употребление числительных в речи. Произношение имен числительных.

Самостоятельная работа. ПД и его анализ.

Развитие речи(4ч)

Сочинение «Моя (наша) комната»

Описание состояния окружающей среды.

Описание состояния окружающей среды. Сочинение по картине А.Саврасова «Грачи прилетели».


Местоимение (26ч)

Какие слова называются местоимениями.

Разряды местоимений по значению.

Личные местоимения. Морфологический разбор местоимения.

Возвратное местоимение себя.

Притяжательные местоимения.

Указательные местоимения.

Определительные местоимения.

Вопросительно-относительные местоимения.

Отрицательные местоимения.

Неопределенные местоимения.

Развитие речи(4ч)

Итоговое изложение «Речкино имя»

Вежливое Вы. Употребление местоимений в речи.

Повторение изученного материала.

Произношение местоимений.

Контрольная работа по теме «Местоимение».


Итоговое повторение орфографии и пунктуации (13ч)

Проверочная работа по повторению.

Контрольная работа № 12. Тестовая работа и её анализ.











СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» (7кл.)

Перечень изучаемого учебного материала путем описания основных содержательных линий

Содержание учебного предмета

О ЯЗЫКЕ. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка.

РЕЧЬ. Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, хар-ных для разных типов и стилей речи. Т е к с т. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же. С т и л и р е ч и: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение. Т и п ы р е ч и: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассуждения-размышления.

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧЬ

Закрепление и углубление изученного в 6 классе. Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

Наречие. Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная, превосходная. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на –о (-е); о и а в конце наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния). Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака. Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки. Выдающиеся лингвисты: А.Н. Гвоздев. Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Предлог. Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов. Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

Союз. Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Культура речи. Правильное произношение союзов.

Частица. Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц. Наблюдение за использованием частиц как средством выразительности речи.

Междометия и звукоподражательные слова Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов.

Трудные случаи разграничения языковых явлений. Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п. Выдающиеся лингвисты: Г.О.Винокур.


























СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» ( 8 кл.)

О языке. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Выдающиеся лингвисты: И.И.Срезневский. ( урок – лекция)

Речь. Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, посёлка, улицы, музея). Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке). Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?» Язык. Правописание. Культура речи

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием. Ритор. вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приёмы, повышающие выразительность речи.

СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым. Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения. Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со сравнительными оборотами. Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами. Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика. Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повеств. текстах; их синонимика. Стилист. роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.







ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные). Особенности интонации простого односоставного предложения. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Культура речи. Наблюдение за использованием в худ. тексте односоставных предложений



НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения. Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи. ( урок- исследование, практикум)

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены, связанные без союзов и с помощью сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами. Выдающиеся лингвисты: Ф.Ф.Фортунатов.

Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и...; как..., так и.... Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ (СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ

Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями. Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство хар-ки адресата и передачи авторского отношения к нему. Синонимика вводных слов, стилист. различия между ними. Вводные слова как средство связи предложений в тексте.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами. Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилист. роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.

ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.

Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога. Культура речи. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи

























СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» (9кл.)


Содержание учебного курса (102 часа)

О языке

Русский язык – национальный язык русского народа.

Речь

Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях итипахречи.Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).

Композиционныеформы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением; рецензия.

Деловыебумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.

Обобщение изученного в 5-8классах

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения).Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Синтаксис сложного предложения

Сложное предложение

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные,сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложносочиненное предложение

Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем:интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частямисложносочиненногопредложения.Запятая между частями сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение

Строение сложноподчиненного предложения:главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении.Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточнымпредложениями.

Бессоюзное сложное предложение

Смысловые отношениямежду простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Сложное предложение с разными видами связи

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.

Итоговое повторение

Резервные уроки




Раздел 3.Учебно - тематическое планирование

5 класс

Раздел курса

Количество часов

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (3часа)


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕНОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ. (22 часа)

Развитие речи (5ч)

Контрольные работы 1 ч

СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ (2 часа)

-

СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (8 часов)

Развитие речи (2ч)

Контрольные работы 1 ч

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. (10 часов)

Развитие речи (2ч)

ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ. (12 часов)

Развитие речи (1ч)

Контрольные работы 1 ч

СТИЛИ РЕЧИ (14 часов)

Развитие речи (3ч)

Контрольные работы 1 ч

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (37 часов )

Развитие речи (6ч)

Контрольные работы 2 ч

МОРФОЛОГИЯ.ПРАВОПИСАНИЕ(1ч)

-

ГЛАГОЛ(20 ч)

Развитие речи (2ч)

Контрольные работы 1 ч

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (21ч)

Развитие речи (3ч)

Контрольные работы 2 ч

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (10 ч)

Развитие речи (1ч)

Повторение изученного за год (7ч)

Развитие речи (1ч)

Контрольные работы 1 ч

ИТОГО : 170 ЧАСОВ (Р/Р – 26 ч)

К/р -18ч

Диктантов -6ч

Сочинений -5 ч

Изложений – 3 ч

Тестирований -4 ч




УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс


Раздел курса

Количество часов

РЕЧЬ

43 ч.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 кл. (31ч.)


Развитие речи. (5ч)

Контрольные работы – 3ч.


ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ. СИНТАКСИС. ЯЗЫК, ПРАВОПИСАНИЕ, КУЛЬТУРА РЕЧИ.


Имя существительное. (23ч)


Развитие речи-5ч.

Контрольные работы-2ч

Имя прилагательное (25ч)


Развитие речи-3ч.

Контрольные работы-3ч

Глагол (15ч)

Развитие речи-3ч.

Контрольные работы-1ч.

Проверочная работа – 1 ч.

Причастие (31 ч.)

Развитие речи- 4ч.

Контрольные работы-3ч.

Деепричастие (25 ч.)

Развитие речи- 8ч.

Контрольные работы-3ч.

Числительное (16ч.)

Развитие речи -7ч.

Контрольная работа – 1ч.

Местоимение (33 ч.)

Развитие речи -8 ч.

Контрольные работы – 4ч.

Повторение изученного за год (5 ч.)


Всего: 204 ч. (Р/Р-43ч.)


К/Р-20ч. (диктантов – 8 ч. (6+2 административных);

сочинений – 3ч.;

изложений – 4 ч.

тестирований – 5ч.)

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс


№ п/п

Тема

Сроки (недели)

Контрольные работы

1 четверть

1.

О языке – 1 ч.

1-ая


2.

Повторение изученного в 5 – 6 классах – 10 ч.+ 4 ч.

1 – 4

к/р № 1, № 2-АКД

3.

Повторение. Правописание: орфография и пунктуация – 21 ч.

4 – 9

к/р № 3

2 четверть

4.

Повторение. Лексика и фразеология – 2 ч.

10


5.

Повторение. Морфология и синтаксис – 4 ч.

10 – 11

к/р № 4

6.

Речь. Публицистический стиль – 5 ч.

11 – 12

к/р № 5

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

7.

Наречие – 34 ч.+ 7 ч.

12 – 16

к/р № 6-АКД

3 четверть


Наречие (продолжение)

17 – 22

к/р № 7, № 8, № 9

Служебные части речи

8.

Предлог – 4 ч.+ 6 ч.

23 – 25

к/р № 10

9.

Союз. Речь – 8 ч.+ 4 ч.

25 – 26


4 четверть


Союз. Речь (продолжение)

27 – 28

к/р №11

10.

Частица – 11 ч.

28 – 31

к/р № 12-АКД

11.

Междометия и звукоподражательные слова – 3 ч.

31


12.

Омонимия слов разных частей речи – 3 ч.

32


13.

Речь – 5 ч.

32 – 33

к/р № 13, № 14

14.

Обобщающее повторение и итоговый контроль – 4 ч.

34

к/р № 15

Итого: 136 ч.


15






УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ,8 класс

Раздел курса

Количество часов

Количество часов на развитие речи и контрольные работы

Введение

1

-

Морфология и орфография (закрепление изученного)

8

Развитие речи. (1 ч)

Контрольные работы – 1 ч.+ВКР Уроки26 и 27


Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение.


4

-

Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения.


20

Развитие речи-5ч.

Контрольные работы-2 ч.

Односоставные и неполные предложения.


15

Развитие речи-2ч.

Контрольные работы-2ч.+ПКР Урок №48

Однородные члены предложения.


15

Развитие речи- 5 ч.

Контрольные работы-3 ч.

Обращение. Вводные конструкции.

10

Развитие речи- 2ч.

Контрольные работы-2 ч.

Предложения с обособленными членами.


19

Развитие речи -5 ч.

Контрольные работы – 4ч.ПРЭ УРОК №78

Прямая речь и способы её выражения

5


-

Повторение и обобщение изученного в 5 – 8 классах

5

Контрольные работы -1 ч

Всего


102 ч.

Р/Р-20 ч.

К/Р-15 ч. (диктантов – 6ч.;

сочинений – 2ч.;

изложений – 5 ч.

тестирований – 2 ч.)








Всего часов

РР(часов)

КР( общее количество)

диктантов

изложений

сочинений

тестирований

1 четверть

8 недель

24

4

1

1

-

-

2 четверть

8 недель

24

4

1

1

-

1

3 четверть

10 недель

30

7

2

2

1

-

4 четверть

8 недель

24

5

2

1

1

1

Год

34 недели

102

20

6

5

2

2
























УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс

Общее количество часов-102, из них контрольных диктантов-4, сочинений-2, изложений-2, развитие речи-22.

Содержание

Часы

1.


Введение

2.


Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах

8 + 5 РР

2.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение

9 + 1 РР

3.

Сложноподчиненное предложение

29 + 8 РР

4.

Бессоюзное сложное предложение

13 + 1 РР

5.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

6 + 4 РР

6.

Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе

10 + 3 РР

7.

Резервные уроки

4


Итого

Из них на развитие речи

102ч

22ч



Календарно –тематическое планирование по русскому языку в 6 классе

Кол-во часов

Тема урока






Закрепление и углубление изученного 5 классе (31 ч)


1 четверть 8 недель (48 ч)

Дата по плану












Дата фактичес

кая










1


1

Введение. Слово как основная единица языка





2

1

Что мы знаем о речи, ее стилях и типах




3

1

Стили речи




4

1

Типы речи




5

1

Орфография и пунктуация

6

1

Случаи постановки двоеточия, тире, запятой




7

1

Развитие речи.

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи






8

1

Входная контрольная работа (по тексту администрации школы)




9

1

Развитие речи.

Типы речи




10-11

2

Развитие речи. Сочинение-описание по картине С.Ю.Жуковского «Осень. Веранда»






12

1

Правописание.

Употребление прописных букв




13

1

Буквы Ъ и Ь




14-



15

1




1

Орфограммы корня



Правописание букв и –ы после ц(ци-цы)




16

1

Правописание окончаний слов




17-



18

2

Слитное и раздельное написание НЕ- с глаголами, существительными, прилагательными



Написание НЕ со словами разных частей речи




19-



20

2

Контрольная работа №1

(по грамматике)


Анализ контрольной работы.

Работа над ошибками.







21

1

Знаки препинания в конце предложения




22-23

2

Запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении




24

1

Пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора




25

1

Тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.



26




1

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительными в именительном падеже




27

28

2

Контрольная работа №2.

Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного за курс 5 класса».


Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками





29


1

Развитие речи.

Что мы знаем о тексте.

Тема, основная мысль, микротема.




30

1

Контрольная работа №3 (по развитию речи).

Сочинение по летним впечатлениям.





31

1

Части речи и члены предложения




Имя существительное. (23ч)

32


1

Имя существительное. Роль имени существительного в предложении




33

34


2

Словообразование имен существительных







35

36

2

Словообразовательные цепочки однокоренных слов




37

1

Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности




38

1

Типичные словообразовательные модели имен существительных




39-



40


2

Контрольная работа №4. Диктант с грамматическим заданием по теме «Существительное».


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.





41

42

43

3

41Правописание сложных имен существительных


42Слитное и дефисное написание сложных существительных

43Употребление в речи сложных существительных






44

45

2

Правильное и выразительное употребление имен существительных в речи




46

47

2

Произношение имен существительных




48

1

Контрольная работа № 5 (по развитию речи).

Сочинение по картине «Витязь на распутье»




2 четверть 8 недель (48 ч)

49

1

Развитие речи. Стили речи. Разграничение деловой и научной речи





50

1

Развитие речи.

Характеристика научного стиля.




51

1

Развитие речи.

Определение научного понятия.

Сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства




52

1

Развитие речи.

Рассуждение-объяснение.




53

1


Характеристика делового стиля. Характерные для делового стиля композиционные формы-инструкция, объявление.




54

1

Развитие речи. Совершенствование текста.






Имя прилагательное (25ч)



55

1

Роль имени прилагательного в предложении




56

57

2

Словообразование прилагательных




58

1

Основные способы образования прилагательных




59

1

Типичные словообразовательные модели имен прилагательных




60-

61

2

Контрольная работа №6 Тест по теме «Словообразование имен прилагательных»



Анализ контрольной работы. Работа над ошибками









62

1

Правописание сложных имен прилагательных




63

1

Правописание сложных имен прилагательных. Прилагательные, обозначающие цвет.




64

1

Употребление Н, НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных




65

1

Правописание суффиксов –ин-, -ан-, -ян-, -енн- в именах прилагательных.




66

1

Две буквы НН в именах прилагательных




67

1

Обобщение изученного о прилагательном




68-


69


2

Контрольная работа №7 по теме «Имя прилагательное».


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.





70

71


2


Правильное и выразительное употребление прилагательных в речи




72

73

2


Произношение имен прилагательных в речи





74


1

Развитие речи.

Развитие мысли в тексте

(параллельный и последовательный способ связи)




75

1

Развитие речи.

Средства связи – местоимение, деепричастие, синонимы, повтор.




76


1

Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический прием, повышающий выразительность речи




77

1

Развитие речи

Повтор-недочет. Как исправить текст с неудачным повтором




78-79

2

Контрольная работа №8 по теме «Имя прилагательное».

Упр.287





Глагол (15ч)

80


1

Роль глагола в предложении




81

1

Словообразование глаголов




82

1

Основные способы образования глаголов




83

84

85

86


4

Правописание приставок Пре- и При-




87

1

Контрольная работа №9

по словообразованию по теме «Правописание приставок

пре- при-»





88- 89

2

Буквы Ы-И в корне после приставок





90-91


2

Р/Р

Правильное и выразительное употребление глаголов в речи




92

1

Р/Р

Произношение глаголов




93-



94

2

Контрольная работа № 10 за 1 полугодие. Диктант с грамматическим заданием.


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками





Причастие (31 ч.)

95-96

2

Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении






3 четверть 10 недель (60 ч)

97-98

2

Суффиксы причастий




99-100


2

Контрольная работа № 11 (по развитию речи).

Сочинение-описание по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»




101

1

Причастный оборот




102-103


2

Знаки препинания при причастном обороте




104

1

Действительные и страдательные причастия




105-106

2

Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени




107-108

2

Полные и краткие причастия




109-110

2

Синтаксическая роль полных и кратких страдательных причастий




111-


112


2

Контрольная работа №12. по теме «Причастие».


Анализ контрольной работы . Работа над ошибками.




113-114

2

Буквы Н и НН в причастиях




115-116

2

Слитное и раздельное написание НЕ- с причастиями




117-118


2


Склонение причастий




119-120

2

Правописание окончаний причастий




121

1

Морфологические признаки причастия




122

1

Развитие речи. Повествование художественного и разговорного стилей.




123

1

Развитие речи.

Повествование в рассказе.




124

1

Контрольная работа №13 (по развитию речи). Сжатое изложение по упражнению 482)




125

1

Развитие речи. Научный и деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства)





Деепричастие (25 ч.)

126-127

2

Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении




128-129


2

Суффиксы деепричастий




130

1

Развитие речи.

Описание места







131-132


2

Деепричастный оборот





133-134


2

Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом




135-

136

2

Контрольная работа №14.

Диктант с грамматическим заданием «Деепричастие –особая форма глагола».

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками




137-138

2

Правописание НЕ- с деепричастиями




139

1

Развитие речи . Описание места.




140-141

2

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида




142-143

2


Употребление деепричастий в текстах разных стилей




144-145-


146

2



1

Контрольная работа №15 (по развитию речи) . Изложение с включением описания места.



Анализ контрольной работы.




147

1

Р/Р

Произношение глаголов, причастий и деепричастий




148

1

Р/Р

Орфоэпические особенности причастий и деепричастий Правила построения предложений с причастными и деепричастными оборотами Текстообразующая функция деепричастных оборотов




149-

150

2

Контрольная работа №16

(по орфоэпии и морфологии).

Анализ контрольной работы




Числительное (16ч.)

151

1

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении




152-153

2

Числительные простые, сложные и составные; их правописание




154

1

Развитие речи. Описание состояния окружающей среды




155-157

3

Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания





4 четверть 8 недель (48 ч) , начиная с урока № 156

158-160


3

Р/Р Нормы употребления числительных в устной речи




161

1

Развитие речи. Соединение в тексте разных типов речи




162


1

Р/Р

Правильное чтение

( с учетом грамматических норм) текстов с именами числительными




163

1

Р/Р

Правильное употребление имен числительных в речи в косвенных падежах




164

1

Р/РВерное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имен числитель.




165


166

2

Контрольная работа №17 по теме «Числительные».


Анализ контрольной работы.

Работа над ошибками




Местоимение (33 ч.)

167-169

3

Местоимения как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков





170

1

Всероссийская проверочная работа в целях региональной системы оценки качества образования на основе системных мониторинговых исследований





171-




172

2

Развитие речи.

Обучающее изложение



Анализ изложения





173

1

Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении




174


1

Личные местоимения.




175

1

Возвратное местоимение.




176

1

Притяжательные местоимения




177

1

Указательные местоимения.




178-179

2

Контрольная работа №18 (по развитию речи)

Изложение сжатое с творческим заданием.




180

1

Определительные местоимения.




181-182

2

Вопросительно-относительные местоимения.




183-

184

2

Отрицательные местоимения.





185-186

2

Неопределенные местоимения




187-


188

2

Контрольная работа №19 по теме «Местоимения».


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.




189-190

2

Правописание неопределенных и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями




191



192

1



1

Контрольная работа.№20 (диктант по тексту администрации школы)



Анализ контрольной работы.

Работа над ошибками






193


1

Развитие речи.

Употребление местоимений для связи предложений в тексте




194

1

Развитие речи.

Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение местоимений в тексте: их, о нем





195

1

Обобщение по теме местоимение




196-


197

2

Итоговая контрольная работа №21 (диктант)


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.





198-199

2

Развитие речи.

Соединение в тексте разных типовых фрагментов




Повторение изученного за год (5 ч.)

200-204

5

Повторение по теме: «Имя существительное»


Повторение по теме: «Имя прилагательное»

Повторение по теме: «Глагол»


Повторение по теме: «Причастие

Деепричастие»


Повторение по теме: «Числительное.Местоимение»





























Календарно –тематическое планирование по русскому языку в 8 классе



№ 

Тема урока

Количество часов 

Дата проведения по плану

Фактическая дата проведения

 

Морфология и орфография  (закрепление изученного). 8 часов+ РЕЧЬ 1 час

1. 

Русский язык в системе славянских языков 

 

 

2.

Буквы Н.НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. 

1


 

3. 

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи 

1


 

4. 

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с местоимениями и наречиями 

 

 

5. 

Употребление в тексте частицы НИ. 


 

6. 

Дефисное написание слов 


 

7. 

Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи 

 

 

8. 

КР. №1. диктант с грамматическим заданием 


 

9. 

РР. Повторение. Речь, её разновидности . Текст, его тема и основная мысль. Стили речи, средства выразительности в художественной речи. 


 

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение-4 часа.

10. 

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание. 


 

11. 

Виды связи слов в словосочетании 


 

12. 

Употребление словосочетаний в речи  


 

13. 

Предложение и его типы. 


 


Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения.15часов.+ РЕЧЬ-6 часов

14-15. 

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. 

 

 

16-17 

РР Контрольное изложение №1.

«Как я покупал собаку» 


 

18-19

Сказуемое и способы его выражения 


 

20-21

Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование главных членов предложения. 


 

22.

Контрольная работа №2:тест.

1



23.

Анализ контрольной работы.

1



24

РР. Повторение. Типы речи. Способы выражения и средства связи предложений в тексте. 


 

2 1/4





25-26

Второстепенные члены предложения. Определение. 


 

27. 

Дополнение. 


 





 

28. 

Обстоятельство. 


 

29. 

Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом 


 

30. 

Порядок слов в предложении 

 

 

31. 

КР №3 по теме «Главные и второстепенные члены предложения» 


 

32-34

РР. Репортаж как жанр публицистики. Репортаж-повествование. Обучающее Сочинение в жанре репортажа.

3


 

Односоставные и неполные предложения- 12 часов.+ РЕЧЬ 2 часа.

35. 

Виды односоставных предложений. 


 

36. 

Определенно-личные предложения. 


 

37-38. 

РР. Контрольное Изложение №2«Царскосельский лицей» 


 

39-40. 

Неопределенно-личные предложения 


 

41-42. 

Обобщенно-личные предложения 

 

 

43-44. 

Безличные предложения 


 

45. 

Назывные предложения 


 

46. 

Понятие о неполных предложениях. Односоставные предложения и их употребление в речи. 


 

47. 

К. работа№4. Диктант


 

48. 

Анализ диктанта.


 

Однородные члены предложения-18 часов+ РЕЧЬ-7 часов

49-50. 

Какие члены предложения являются однородными. Понятие об однородных членах. 


 

51-52. 

Обучающее сочинение по картине №1


 

53-54 

Связь между однородными членами предложения. Пунктуация при однородных членах. 


 




55-56. 

Однородные и неоднородные определения. 

 

 

57-58. 

РР Контрольное сочинение по картине №1


 

59-60. 

Обобщающие слова при однородных членах. 


 

61. 

Развитие речи. Статья в газету. Понятие о жанре, строение текста. 


 

62. 

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» 



63 

К.Р №5. Диктант. 

 1


 

64-65. 

Понятие об обращении. 


 

66-67. 

Предложения с вводными конструкциями. 


 

68-69. 

Вводные слова и синонимичные конструкции. Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ 


 

70. 

Обобщающий урок по теме «Вводные слова и конструкции» 


 

71-72 

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения «Цените время» 


 

73. 

К.Р №6. Диктант.  

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ с обособленными членами-15 часов.+РЕЧЬ 5 часов.

74-75. 

Понятие об обособлении. Обособление определений. 


 

76-77 

Обособление одиночных и несогласованных определений 


 

78. 

Резервный урок. 

 1


 

4 1/4





79. 

Развитие речи. Портретный очерк. 


 

80-81. 

Развитие речи. Контрольное Сочинение №2 по картине Б.М.Кустодиева. 


 

82-83

Обособление приложений. Обособление определений и приложений (обобщение) 


 

84. 

КР №7. Диктант. 


 

85-86. 

Обособление обстоятельств. 


 

87-88. 

РР Контрольное Изложение (портретный очерк) с творческим заданием №3


 

89. 

Обособление обстоятельств. 


 

90-91. 

Уточняющие члены предложения. 


 

92-93

КР №8. Диктант и его анализ. 

2


 


ПРЯМАЯ РЕЧЬ и способы ее выражения-9 часов.

94-95. 

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. 

 

 

96-97. 

Употребление косвенной речи. 


 

98. 

Цитаты и их оформление на письме. 


 

99.

Обобщающий урок.

1


 

100-101. 

КР №9. Итоговая контрольная работа. 



102 .

Итоги .

 1


 





Календарно –тематическое планирование по русскому языку в 9 классе

Тема урока




1 четверть 8 недель (24 часа)

Дата

по плану

Фактическая дата проведе

ния

1

Русский язык - национальный язык русского народа



Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах 8ч + 5 РР

2

Фонетика. Орфография. Графика



3

Лексика. Лексическое значение слова



4

Морфемика и словообразование



5

Р.Р. Стили речи



6

Р.р. Типы речи



7

Морфология и синтаксис



8

Орфография и пунктуация



9

Орфография и пунктуация



10

Р.р. Текст. Способы и средства связи



11

12

Р.р. Составление собственного речевого высказывания публицистического стиля



13

Обобщение по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах»



14

Входная мониторинговая работа в рамках регионального мониторинга качества образования в 2019-2020 учебном году



Сложное предложение. Сложносочиненное предложение 9ч + 1 РР

15




16

Сложное предложение.



Виды сложных предложений и средства связи в них



17

Понятие о сложносочиненном предложении



18

Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. Сочинительные союзы



19

Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. Сочинительные союзы



20

Средства связи в сложных предложениях



21

Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях



22

Р.р. Особенности построения сложных предложений в разговорной речи



23

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложносочиненное предложение».



24

Контрольный диктант по теме:«Сложносочиненные предложения»



2 четверть 8 недель (24 часа)

Сложноподчиненное предложение 29ч + 8 РР

25

Понятие о сложноподчинённом предложении



26

Строение сложноподчинённых предложений, средства связи его частей.



27

Виды сложноподчинённых предложений



28

Виды придаточных предложений, способы их различения



29

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях



30

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными



31

Придаточные определительные, их синтаксические синонимы.




32

33

РР Сжатое изложение с элементами сочинения.



34

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.



35

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.



36

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени



37

Сложноподчиненные предложения с придаточными места



38

Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным



39

РР Строение текста. Признаки текста



40

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.



41

Контрольная работа за 1 полугодие в рамках регионального мониторинга качества образования в 2019-2020 учебном году



42

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени.



43

РР Использование различных стилей в художественных произведениях.



44

Сложноподчинённое предложение с придаточным цели



45

Сложноподчинённое предложение с придаточным условия.



46

Сложноподчинённое предложение с придаточными причины



47

Сложноподчинённое предложение с придаточными следствия



48

РР Использование различных стилей в художественных произведениях.



3 четверть 10 недель (30 часов)

49

Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.




50

Место придаточного предложения по отношению к главному



51

Систематизация и обобщение изученного по теме: «Сложноподчинённое предложение».



52

Систематизация и обобщение изученного по теме: «Сложноподчинённое предложение».



53

Зачетная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»



54


Р.Р. Публицистический стиль.



55


56

РР Эссе. Понятие о жанре.


Сочинение.



57

Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными




58

59


Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными



60

61

Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»




62

Диктант по теме: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»





Бессоюзное сложное предложение 13ч + 1 РР

63

Понятие о бессоюзном сложном предложении.



64

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.



65

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.



66

Бессоюзные сложные предложения со значением причины.



67

Бессоюзные сложные предложения со значением пояснения.



68

Бессоюзные сложные предложения со значением дополнения.



69

РР Путевые заметки



70

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления



71

Бессоюзные сложные предложения со значением времени



72

Бессоюзные сложные предложения со значением условия.



73

Бессоюзные сложные предложения со значением следствия



74

Бессоюзные сложные предложения со значением сравнения



75

Закрепление и обобщение темы «Бессоюзные сложные предложения»



76

Зачетная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»



Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи 6ч + 4 РР

77

Сложные предложения с различными видами связи




78

Пробный экзамен в форме ОГЭ



79

РР Рецензия. Понятие о жанре.



4 четверть 8 недель (24 часа)


80

РР Рецензия на газетную статью. Сочинение-рецензия



81

82


Знаки препинания

в сложных предложениях с разными видами связи




83

Построение сложных предложений с различными видами связи.



84


85


Знаки препинания в сложносочиненном предложении с союзом Ии общим второстепенным членом



86



87


Р.Р. Деловая речь.



Написание деловых бумаг по образцу




88

Диктант с грамматическим заданием по теме: «Сложные предложения с различными видами связи»




Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе 10ч + 3РР

89

90

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия



91

92

Морфология и орфография




93

94

Морфология и синтаксис



95

96


Орфография и пунктуация



97

Р/р. РР Стили и типы речи




98

99

Обобщение и систематизация знаний изученного в 9 классе



100101


РР Итоговая контрольная работа. Сжатое изложение .



102


Резервный урок