СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку разработана для учащихся 7 класса. Рабочаяпрограммасодержит три раздела: планируемые результаты, содержание учебного курса и календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 7 классе»









Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.



Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.



Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:

представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

освоение базовых основ лингвистики;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.






Содержание программы учебного курса (7 класс)

Введение. Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 5-6-ых классах

Причастие

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас­тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда­тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей­ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н. в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.  

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при­нeceны), правильно употреблять причастия с суффиксом -СЯ, согласовы­вать причастия с определяемыми существительными, строить предложе­ния с причастным оборотом.

III. Описание внешности человека: структура текста, языко­вые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Вы­борочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто­образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II. Умение правильно строить предложение с деепричастным обо­ротом.

III. Рассказ по картине.

Наречие

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. 

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипя­щих на конце наречий.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния

  1. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наре­чий. Синтаксическая роль слов категории состояния.. Выборочное изложение текста с описанием состояния че­ловека или природы


СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Предлог

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предло­ги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль

предлогов.        

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рас­сказ на основе увиденного на картине.

Союз

I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соеди­нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; упо­требление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек­стообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языко­вые особенности.

Частица

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые части­цы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междо­метий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

  1. Умение выразительно читать предложения с междометиями.


ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ


I.Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.

II. Текст. Стили речи.



Календарно-тематическое планирование по русскому языку

7 класс (175ч.)



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения


план

факт

1

Русский язык как развивающееся явление

1




2


Повторение пройденного в 5-6 классах

Синтаксис.

Синтаксический разбор.

1






3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.




4

Лексикология и фразеология

1



5

Фонетика и орфография.

Фонетический разбор слова.

1



6



Словообразование и орфография.

Морфемный и словообразовательный разбор.

1





7-8



Морфология.

Морфологический разбор слова

1





9

Р.р. Текст

1



10

Диалог как текст.

1



11

Виды диалога

1



12

Р.р. Стили литературного языка

1



13


Р.р. Публицистический стиль речи


1




14


Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

1








15

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1





Морфология и орфография.

Культура речи. Причастие




16

Причастие как часть речи

1



17

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1



18

Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми

1



19

Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми

1



20

Р.р. Описание внешности человека

1



21

Р.р. Описание внешности человека

1



22

Действительные и страдательные причастия

1




23


Краткие и полные страдательные причастия

1






24

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1



25

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1



26

Действительные причастия прошедшего времени

1



27

Действительные причастия прошедшего времени

1



28

Р.Р. Изложение (по упр.116)

1



29

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1



30

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1



31

Страдательные причастия прошедшего времени

1



32

Страдательные причастия прошедшего времени

1



33

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

1



34

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1



35

Одна буква Н в отглагольных прилагательных

1



36

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

1



37

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

1



38

Р.р. Выборочное изложение ( по упр.151)

1



39

Морфологический разбор причастия

1



40


Слитное и раздельное написание НЕ с

Причастиями

1



41

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

1





42

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1



43

Р. р. Сочинение. Портретное описание (упр.166, 167)

1



44

Р. р. Сочинение. Портретное описание (упр.166, 167)

1



45

Повторение темы «Причастие». Тест

1



46

Контрольная диктант по теме «Причастие»

1



47

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1



48

Деепричастие как часть речи.

1



49

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1



50

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1



51

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

1



52

Деепричастия несовершенного вида

1



53

Деепричастия совершенного вида

1



54-55

Р.р. Описания действий людей. Обучающее сочинение по картине С.А.Григорьева «Вратарь»

2



56

Морфологический разбор деепричастия.

1



57

Повторение темы «Деепричастие». Тест.

1



58

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

1



59

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1



60

Наречие как часть речи

1



61

Употребление наречий в речи

1



62

Разряды наречий

1



63

Разряды наречий

1



64

Степени сравнения наречий

1



65

Степени сравнения наречий

1



66


Р.р. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег».

2



67

Морфологический разбор наречия

1



68

Р.р. Изложение текста с описанием действий.

1



69

Р.р. Изложение текста с описанием действий.

1



70


Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е

1




71

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е

1



72

Урок-практикум «Употребление не с разными частями речи»

1



73

Буквы Е- И в приставках НЕ- / НИ- отрицательных наречий

1



74

Буквы Е- И в приставках НЕ- / НИ- отрицательных наречий

1



75

Н и НН в наречиях на О-Е

1



76

Урок-практикум «Правописание не в разных частях речи»

1



77

Р.р. Описание действия по наблюдениям

1



78

Р.р. Описание действия по наблюдениям

1



79

Буквы О-Е после шипящих на конце наречий

1



80

Буквы О-А на конце наречий с приставками

1



81

Дефис между частями слова в наречиях

1



82

Урок-практикум «Дефис в разных частях речи»

1



83

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

1



84

Р.р. Сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья»

1



85

Р.р. Сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья»

1



86

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1



87

Р.р.Учебно-научная речь. Отзыв.

1



88-89

Р.р.Учебно-научная речь. Учебный доклад.

2



90

Повторение темы «Наречие»

1



91

Повторение темы «Наречие»

1



92

Контрольный диктант по теме «Наречие»

1



93

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1



94-95

Слова категории состояния как часть речи

2



96

Морфологический разбор слов категории состояния

1



97-98

Р.р. Сжатое изложение ( упр.322)

2



99

Повторение темы «Категория состояния». Тест.

1



100

Служебные части речи Самостоятельные и служебные части речи

1



101

Предлог

Предлог как служебная часть речи

1



102

Употребление предлогов

1



103-104

Непроизводные и производные предлоги

2



105

Простые и составные предлоги.

1



106-107

Р.р. Подробное изложение

2



108

Морфологический разбор предлога

1








109-110

Р.р. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина «Детская спортивная школа»)

2



111-112

Слитное и раздельное написание производных предлогов

2



113

Обобщающий урок по теме «Предлог». Тест.

1



114

Союз

Союз как часть речи

1



115

Простые и составные союзы

1



116

Союзы сочинительные и подчинительные.

1



117-118

Запятая перед союзами в сложносочиненном предложении

2



119

Сочинительные союзы

1



120

Сочинительные союзы

1



121

Подчинительные союзы

1



122

Подчинительные союзы.

1



123

Морфологический разбор союзов

1



124-125

Р.р.Сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик»

2



126

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

1



127

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

1



128-129

Повторение темы «Союз». Тест

1



130

Контрольный диктант по теме «Союз».

1



131

Анализ диктанта.Работа над ошибками

1



132

Частица

Частица как часть речи

1



133-134

Разряды частиц. Формообразующие частицы

2



135-136

Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету «Горе-мечтатель»

2




137

Смыслоразличительные частицы

1



138-139

Раздельное и дефисное написание частиц

2



140

Морфологический разбор частиц.

1



141-142

Отрицательные частицы не и ни.

2



143-144

Р.р. Составление «рассказа в рассказе»

2



145-146

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ

2



147-148

Различение на письме частицы НИ, союза НИ-НИ и приставки НИ

2



149-150

Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету.

2



151-152

Повторение темы «Частица»

2



153

Контрольный диктант по теме «Частицы»

1



154

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1



155

Междометие

Междометие как часть речи

1




156

Дефис в междометиях.

1



157

Знаки препинания при междометиях

1



158

Звукоподражательные сова и их отличие от междометий.

1



159

Повторение и обобщение изученного

Разделы науки о языке.

1



160-161

Р.р. Текст. Стили речи.

Учебно-научная речь.

2



162

Фонетика. Графика.

1



163-164

Лексика и фразеология

2



165-166

Морфемика. Словообразование

2



167-168

Морфология

2



169

Орфография.

1



170

Синтаксис.

1



171-172

Пунктуация

2



173

Итоговый тест.

1



174

Анализ ошибок

1



175

Резервный урок

1







УМК к урокам русского языка.

    1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку для общеобразовательных школ. 5-9 класс М.: Просвещение, 2011г.

    2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС, 2014 г. 

3.Аксенова Л. А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 7 класс. К учебнику М.Т. Баранова и др. "Русский язык. 7 класс". ФГОС

  1. Богданова Г.А. Уpоки pусского языка. 7 класс. Книга для учителя. ФГОС, 2014 г.

  2. Влодавская Е.А.Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 7 класс. К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой "Русский язык. 7 класс". ФГОС 

  3. Груздева Е.Н. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс. К учебникам М.Т. Баранова; М.М. Разумовской; С.И. Львовой, В.В. Львова. ФГОС

  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. К УМК М.Т. Баранова. ФГОС

  5. Ерохина Е.Л Русский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь. К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской "Русский язык. 7 класс". ФГОС

  6. Ладыженская Таиса Алексеевна Русский язык. 7 класс. Дидактические материалы, 2014

  7. Селезнева Е.В.Тесты по русскому языку. 7 класс. Часть 1. К учебнику Баранова М.Т. "Русский язык. 7 класс". ФГОС

  8. Селезнева Е.В.Тесты по русскому языку. 7 класс. Часть 2. К учебнику Баранова М.Т. "Русский язык. 7 класс". ФГОС

  9. Сергеева Е.М. Русский язык. 7 класс. Тесты по русскому языку к учебнику Баранова М.Т. "Русский язык. 7 класс". ФГОС

  10. Хаустова Д.А. Русский язык. 7 класс. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. ФГОС

  11. Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г., Михайлова С.Ю.Cкорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2-х частях

  12. Сергеева Е.М. Русский язык. 7 класс. Тесты по русскому языку к учебнику Баранова М.Т. "Русский язык. 7 класс". ФГОС

Справочная литература:

  1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос»,

  2. 2002

  3. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание/ В.И.Даль, - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001

  4. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка/ Т.Ф.Ефремова, - М.: Русский язык, 1996

  5. Махницкая, Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам/ Е.Ю. Махницкая, - Ростов н/Д: «Феникс», 2005

  6. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008

  7. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб./ А.Н.Тихонов, - М.: «Просвещение», 1991

  8. Универсальный словарь по русскому языку, - СПб.: ИГ «Весь», 2009

  9. Шанский, Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г.Бархударова Изд. 3-е, испр. и доп./ Н.М.Шанский, - М.: «Просвещение», 1975

Мультимедийные пособия

1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов

2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов

3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс

7. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий

8. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы

Интернет-ресурсы

1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

3. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

4. Мир слова русского http://www.rusword.org

5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

10. http://rusolimp.kopeisk.ru/

11. http://www.svetozar.ru/