СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку в 7 классах (базовый уровень)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 7 классах (базовый уровень)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 2»



Согласовано

Руководитель МО

________И. Б. Федорук

Протокол №1 от 31.08.2022 г.

Утверждаю

Директор «Гимназии №2»

________ Н. В. Маслеников

Протокол № от 31.08.2022 г.







Рабочая программа

по русскому языку

в 7 в , 7 г классах

(базовый уровень)

Учитель

Губницына Л. В .

квалификационная категория









136 часов

г. Ярославль




Раздел 1.

Рабочая программа предмета «Русский язык» обязательной предметной области "Филология" для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г;

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" от 20.05.2020 № 254;

  • Методическое письмо о преподавании учебных предметов «русский язык» и «родной язык (русский)» в 2022–2023 учебном году;

  • Учебный план гимназии на 2022-23 учебный год, приказ № …от…..2022 г.

  • Приказ об утверждении списка учебников на 2022-2023 учебный год № …от….2022г.

  • Приказ об утверждении рабочих программ № ….от…..2022 г. в соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год, приказ № ….от …..г.

  • Основная образовательная программа гимназии, утв. Приказом директора № 03-02/218 от 31.08.18.

  • Предметная программа по русскому языку на ступень основного общего образования, утв. Приказом директора № 03-02/219 от 31.08.18.

Программа ориентирована на использование учебника «Русский язык. 7 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич – М.: Просвещение, 2019г. и рассчитана на 136 часов (из расчета 4 часа в неделю), в том числе на р\р - 21 час, к\р – 11 часов.

Цели изучения учебного предмета «Русский язык».

Основными целями изучения русского языка в 7 классе являются:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения
    к нему как явлению культуры;

  • осмысление родного языка как основного средства общения, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования; о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;

  • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые явления;

  • овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, некоторыми видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса;

  • совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение определять цели своего обучения, формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей.

Изучение предметной области "Филология" – языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека

получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним; осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;

обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.

Предметные результаты изучения предметной области "Филология"

Русский язык. Родной язык:

  • совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

  • использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

  • расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

  • формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Формирование лингвистической компетенции

Морфология. Причастие.

Ученик научится:

- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия, его синтаксическую функцию.

- распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия;

- различать действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; приводить соответствующие примеры.

- правильно образовывать формы причастий от глагола

- правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видовременную соотнесённость причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.

- отличать краткие отыменные прилагательные от кратких причастий и кратких отглагольных прилагательных

- отличать краткие причастия от наречий

Ученик получит возможность научиться:

- наблюдать за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их.

Деепричастие

Ученик научится:

- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию.

- распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия;

- различать деепричастия совершенного и несовершенного вида.

- правильно образовывать деепричастия от глагола

- правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом.

Ученик получит возможность научиться:

- наблюдать за особенностями употребления деепричастий в текстах различных функциональных стилей и языке художественной литературы и анализировать их.

Наречие

Ученик научится:

- давать определение наречию как части речи

- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки наречия, его синтаксическую функцию.

- распознавать наречия разных разрядов; приводить соответствующие примеры.

- правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени.

- различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени.

Ученик получит возможность научиться:

- наблюдать за особенностями употребления наречий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их.

Слова категории состояния

Ученик научится

- характеризовать слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении

- различать слова категории состояния и наречия на основе анализа их синтаксической роли.

- находить слова категории состояния в тексте

Ученик получит возможность научиться:

- наблюдать за особенностями употребления слов категории состояния в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их.

Предлог

Ученик научиться:

- давать определение предлога как части речи

- производить морфологический анализ предлога.

- распознавать производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги

- отличать производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи: наречий, существительных с предлогом.

- наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами.

- правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки.

- правильно употреблять в речи предлоги по завершении, по окончании, по приезде

Ученик получит возможность научиться:

- находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов.

Союз

Ученик научится:

- давать определение союза как части речи.

- распознавать союзы разных разрядов (сочинительные и подчинительные) по значению и по строению (простые и составные).

- производить морфологический анализ союза.

- конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов.

- различать союзы и слова других частей речи: местоимений, наречий, частиц (и)

Ученик получит возможность научиться:

- употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.

Частица

Ученик научится:

- давать определение частицы как части речи.

- производить морфологический анализ частицы.

- распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению.

- отличать частицы от слов других частей речи

- определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки.

Ученик получит возможность научиться:

- правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков.

Междометия. Звукоподражательные слова

Ученик научится

- характеризовать междометие как особого разряда слов

- определять грамматические особенности междометий.

- распознавать междометия разных семантических разрядов.

- правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов.

- отличать междометия от звукоподражательных слов

Ученик получит возможность научиться

- наблюдать за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы.

- различать грамматические омонимы.

Орфография

Ученик научиться:

- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

- различать написание слов с ПОЛ- (слитное, раздельное, дефисное), ПОЛУ-;

- правильно писать слова с Ъ и Ь знаками разделительными после иноязычных приставок, после двух-, трёх-, четырёх-.

- различать написание слов с приставкой НЕДО- и слов с частицей НЕ и приставкой ДО-.

- правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени (-ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -ом, -ем, -им); слова-исключения (брезжущий, движимый)

- правильно писать гласную перед суффиксом действительных и страдательных причастий прошедшего времени

- правильно писать гласную перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях.

- правильно писать слова с Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.

- правильно писать слова с Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных.

- правильно писать НЕ с причастиями

- правильно писать слова с буквами Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

- правильно писать гласную перед суффиксом деепричастия.

- правильно писать НЕ с деепричастиями

- правильно писать НЕ с наречиями на -О (-Е)

- правильно писать слова с условием выбора Н и НН в наречиях на –О (-Е)

- правильно писать наречия с условием букв О и Е после шипящих на конце наречий

- правильно писать наречия с условием выбора букв О и А на конце наречий

- правильно писать наречия с дефисом между частями слова.

- правильно писать наречия, образованных от существительных и количественных числительных

- правильно писать наречия, оканчивающиеся на шипящий.

- правильно писать отрицательные наречия.

- правильно писать сложные наречия

- правильно писать наречия, образованные от существительных, прилагательных, числительных, местоимений.

- правильно писать производные предлоги (слитно, раздельно, через дефис)

- правильно писать союзы

- правильно писать частицу НЕ со словами.

- разграничивать правописание слов с частицами НЕ и НИ

- правильно писать частицы (раздельно, через дефис)

- правильно писать междометия

Ученик получит возможность научиться:

- различать правописание омонимичных наречий и существительных с предлогом

- различать и правильно писать омонимичные предлоги и наречия, деепричастия и предлоги, предлоги и существительные с предлогом

- различать омонимичные союзы и слова других частей речи (местоимений, наречий) с предлогами и частицами, правильно писать их

Пунктуация

Ученик научится:

- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

- обособлять причастные и деепричастные обороты.

Ученик получит возможность научиться:

- ставить знаки препинания в сложном предложении с тремя и более грамматическими основами.

Формирование коммуникативной компетенции

Ученик научится:

- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- различать формы речевого общения: диалог, монолог, полилог его виды: свободную беседу, обсуждение, дискуссию.

- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения.

- вести беседу по определённому поводу

- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения

- вести беседу в конфликтной ситуации, соблюдая речевой этикет

- писать сжатое изложение с элементами сочинения-рассуждения

- работать с информацией, представленной в различном виде

- различать жанры официально-делового стиля, анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты объяснительной записки, отчёта о работе творческого коллектива (клуба, студии, объединения).

- различать жанры публицистики, анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты личного письма в газету, очерка-описания, очерка-описания, проблемного интервью, поликодовые тексты: герб, экслибрис; печатной рекламы, хроники, репортажа, видеоролика

- писать сочинение-рассуждение

- различать жанры научного стиля, анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты рецензии на сочинение одноклассника, выступления на научную тему,

- участвовать в дискуссии, дебатах, соблюдая правила их ведения и нормы речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

-моделировать речевую ситуацию по заданным параметрам;

-анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- опознавать различные выразительные средства языка;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

- самостоятельно анализировать текст, определяя его авторскую задачу, функционально-стилевую, жанровую принадлежность;

- самостоятельно исправлять логические, речевые ошибки, грамматические ошибки в творческих работах.


Раздел 3. Содержание курса

Речь и речевое общение

  1. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.

  2. Понимание основных особенностей устной и письменной речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей говорящего в разных ситуациях общения.

Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.

Текст

  1. Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

  2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смыслового типа речи. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.

Функциональные разновидности языка

  1. Разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

  2. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.

Общие сведения о языке

  1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык художественной литературы. Лингвистика как наука о языке.

  2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Фонетика и орфоэпия

  1. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Орфоэпия как раздел лингвистики.

  2. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Нормативное произношение.

Графика

  1. Соотношение звука и буквы.

  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.

Морфемика и словообразование

  1. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Основные способы образования слов.

  2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Определение основных способов словообразования. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

  1. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.

  2. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Проведение лексического разбора слов.

Морфология

  1. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи.

  2.  Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Синтаксис

  1. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений. Предложения осложненной структуры. Сложные предложения.

  2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

  1. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных, ъ и ь знаков. Слитные, дефисные и раздельные написания. Знаки препинания и их функции.

  2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.


Раздел 4. Тематическое планирование

Реализация воспитательного потенциала уроков русского языка:

  • уроки развития речи; уроки-практикумы;

  • аналитическая работа с текстами на нравственные, духовные, гражданские темы;

  • создание тематических проектов;

  • использование дистанционных образовательных технологий обучения;

  • подготовка индивидуальных сообщений на нравственные темы, предваряющих работу с определенным текстом;

  • групповая работа над созданием проектов, на уроках-практикумах.


Раздел

Всего часов

Из них

Вид контроля


Инструментарий

языковая и лингвист.

компетенц.

коммуникативная компетенция (р/р)

контроль знаний

(к/р)

Введение. Повторение изученного в 5-6 классах

14

11

2

1

текущий диагностический

теория: https://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/vvedenie/russkiy-yazyk-kak-razvivayuscheesya-yavlenie;

презентация: https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-russkogo-yazika-po-teme-russkiy-yazik-kak-razvivayuscheesya-yavlenie-klass-2390488.html

практика: https://edu.skysmart.ru/homework/new

тест: https://obrazovaka.ru/test/russkiy-yazyk-kak-razvivayuscheesya-yavlenie.html

уроки РЭШ https://resh.edu.ru/subject/13/

LiameloN School - https://www.youtube.com/playlist?list=PLHYZenZg0FRlWRZ8gbW6nrlijUMox9HZn

практика

https://edu.skysmart.ru/homework/new

тесты

https://testschool.ru/2018/10/03/test-po-russkomu-yazyiku-povtorenie-izuchennogo-v-5-klasse-dlya-6-klassa/

https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/

Морфология. Причастие

30

23

6

1

текущий тематический

онлайн-учебник https://ansevik.ru/russkij_yazyk_7/index.html https://www.youtube.com/watch?v=SmlLKcQB-wU&list=PLHYZenZg0FRlWRZ8gbW6nrlijUMox9HZn&index=10

практика

https://login.cerm.ru/_user/user_app.php?mod=twg&do=twgExercises&sidx=1

https://edu.skysmart.ru/homework/new

тесты

https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/7-klass/

https://rus7-vpr.sdamgia.ru/

Деепричастие

18

10

5

3

текущий тематический, диагностический

онлайн-учебник https://ansevik.ru/russkij_yazyk_7/index.html

https://resh.edu.ru/subject/13/

практика https://login.cerm.ru/_user/user_app.php?mod=twg&do=twgExercises&sidx=1

тесты

https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/7-klass/

https://rus7-vpr.sdamgia.ru/

Наречие

24

20

3

1

текущий тематический

онлайн-учебник https://ansevik.ru/russkij_yazyk_7/index.html

https://resh.edu.ru/subject/13/

уроки https://www.youtube.com/watch?v=SmlLKcQB-wU&list=PLHYZenZg0FRlWRZ8gbW6nrlijUMox9HZn&index=10

практика

https://login.cerm.ru/_user/user_app.php?mod=twg&do=twgExercises&sidx=1

https://edu.skysmart.ru/homework/new

тесты

https://foxford.ru/catalog/trainings/russkiy-yazyk

https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/7-klass/

Слова категории состояния

1

1



текущий

https://foxford.ru/catalog/trainings/russkiy-yazyk

Предлог

12

9

2

1

текущий тематический

онлайн-учебник https://ansevik.ru/russkij_yazyk_7/index.html

практика https://login.cerm.ru/_user/user_app.php?mod=twg&do=twgExercises&sidx=1

https://edu.skysmart.ru/homework/new

тесты

https://foxford.ru/catalog/trainings/russkiy-yazyk

Союз

14

11

2

1

текущий тематический

учебник

https://ansevik.ru/russkij_yazyk_7/62.html

практика https://login.cerm.ru/_user/user_app.php?mod=twg&do=twgExercises&sidx=1

https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/7-klass/

https://foxford.ru/catalog/trainings/russkiy-yazyk

Частица

11

9

1

1

текущий тематический

уроки

https://www.youtube.com/watch?v=ZYKPu2E1_XM&list=PLHYZenZg0FRlWRZ8gbW6nrlijUMox9HZn&index=13

практика

https://login.cerm.ru/_user/user_app.php?mod=twg&do=twgExercises&sidx=1

https://edu.skysmart.ru/homework/new

тесты https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/7-klass/

Междометия и звукоподражательные слова

1

1



текущий

https://login.cerm.ru/_user/user_app.php?mod=twg&do=twgExercises&sidx=1

Омонимия частей речи

1

1



текущий


Повторение

10

8


2

текущий, тематический, итоговый

учебник

https://ansevik.ru/russkij_yazyk_7/62.html

практика https://login.cerm.ru/_user/user_app.php?mod=twg&do=twgExercises&sidx=1

https://edu.skysmart.ru/homework/new

тесты

https://foxford.ru/catalog/trainings/russkiy-yazyk

https://rus7-vpr.sdamgia.ru/

https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/7-klass/

Итого

136

104

21

11









Календарно-тематическое (поурочное) планирование

Дата


Раздел. Темы уроков, содержание



Введение. Повторение изученного в 5-6 классах (14 часов)

1


1.Русский язык в современном мире. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон). Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.


2


2. Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Речевой этикет. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники).

3


3. Понятие о функциональной разновидности языка. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).


4


4. Комплексное повторение: орфограммы в приставках и корнях слов, синтаксис (словосочетание).

5


5. Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация.

6


6. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.

Анализ текста.

7


7. Комплексное повторение: орфограммы в приставках и корнях слов, синтаксис простого предложения.

8


8. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами соврем. русского литературного языка.


9


9. Повторение: части речи самостоятельные и служебные, существительное, прилагательное; правописание имён существительных и прилагательных. Знаки препинания в простом предложении: тире между подлежащим и сказуемым, прямая речь.

10


10. Повторение: части речи. Прилагательное, местоимение, числительное. Правописание. Знаки препинания при однородных членах предложения.

11


11. Повторение: глагол как часть речи, правописание глагола. Знаки препинания в сложном предложении.

12


12. Контрольный диктант / тестовая работа.

13


13. Р.р. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

14


14. Р.р. Жанры разговорного стиля речи. Беседа, беседа в конфликтной ситуации, спор.



Морфология. Причастие (30 часов)

15


1. Система частей речи в русском языке. Понятие о причастии. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства причастия.

16


2. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Причастие настоящего и прошедшего времени. Синтаксическая функция причастий.


17


3.Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. Синтаксическая функция причастий.


18


4. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

19


5. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы причастий.

20


6. Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

21


7. Правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

22


8. Р.р. Жанры официально-делового стиля. Отчёт о работе творческого коллектива (клуба, студии, объединения).


23


9. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

24


10. Правописание страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

25


11. Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях. Условия выбора. Отличие кратких отыменных прилагательных от кратких причастий и кратких отглагольных прилагательных. Отличие кратких причастий от наречий.

26


12. Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях. Развитие умения писать полные и краткие страдательные причастия. Проверочная работа.

27


13. Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. Условия выбора.

14. Р.р. Чтение в учебной деятельности. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.




15. Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. Развитие умения писать страдательные причастия и отглагольные прилагательные.



16. Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. Условия выбора.



17. Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. Развитие умения писать страдательные причастия и прилагательные. Проверочная работа.



18. Морфологический разбор причастия.



19. Р.Р. Жанры публицистического стиля. Личное письмо в газету.



20. Правописание НЕ с причастиями. Условия выбора.



21. Правописание НЕ с причастиями. Развитие умения писать причастия с НЕ.



22. Правописание НЕ с причастиями. Развитие умения писать причастия с НЕ. Проверочная работа.



23. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Условие выбора.



24. Р.р. Изложение прочитанного или прослушанного текста (подробное / сжатое / выборочное).



25. Р.р. Сочинение рассуждение по прочитанному или прослушанному тексту.



26. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Развитие умения правильно писать причастия прошедшего времени.



41


27. Повторение темы "Причастие".

42


28. Культура речи. Нормы образования причастий.

43


29. Контрольный диктант по теме "Причастие". Решение теста.

44


30. Р.р.Жанры публицистического стиля. Обозрение.



Деепричастие (18 часов)

45


1. Понятие о деепричастии. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства деепричастия. Наречные и глагольные признаки деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Синтаксическая функция деепричастия.


46


2. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.

47


3. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.

48


4. Р.р. Способы сокращения текста. Тезисный план текста. Упр. 165

49


5. Правописание НЕ с деепричастиями.

50


6. Правописание НЕ с деепричастиями.

51


7. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

52


8. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Развитие умения образовывать деепричастия и правильно писать их.

53


9. Р.р. Изложение прочитанного или прослушанного текста (подробное / сжатое / выборочное).

54


10. Морфологический разбор деепричастия.

55


11. Повторение темы "Деепричастие"

56


12. Контрольный диктант по теме "Деепричастие". Решение теста

57


13. Культура речи. Нормы образования деепричастий.

58


14. Р.р. Сочинение. Речевая характеристика литературного героя (друга, знакомого).

59


15. Р.р. Жанры публицистического стиля. Интервью-портрет.

60


16. Р.р. Жанры публицистического стиля. Хроника, репортаж.

61


17. Контрольная работа за первое полугодие.

62


18. Контрольная работа за первое полугодие.




63


1. Наречие как часть речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства наречия.

64


2. Разряды наречий по значению.

65


3. Степени сравнения наречий.

66


4. Слитное и раздельное написание с наречиями на О-Е

67


5. Морфологический разбор наречия.

68


6. Н и НН в наречиях на О-Е

69


7. Н и НН в наречиях на О-Е

70


8. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

71


9. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

72


10. Р.р. Жанры публицистического стиля. Поликодовый текст: герб, экслибрис.

73


11. Буквы О и А на конце наречий.

74


12. Буквы О и А на конце наречий.

75


13. Дефис между частями слова в наречиях.

76


14. Дефис между частями слова в наречиях.

77


15. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

78


16. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

79


17. Правописание омонимичных наречий и существительных с предлогом.


80


18. Ь после шипящих на конце наречий.

81


19. Ь после шипящих на конце наречий.

82


20. Повторение темы "Наречие".

83


21. Культура речи. Нормы образования наречий.

84


22. Контрольный диктант по теме "Наречие".

85


23. Р.р. Жанры публицистического стиля. Реклама.


86


24. Р.р. Сочинение-рассуждение на основе научно-популярного текста.



Слова категории состояния (1 час).

87



1. Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении.





88


1. Предлог как часть речи.

89


2. Предлоги производные и непроизводные.

90


3. Предлоги простые и составные.

91


4. Правописание предлогов (слитно, раздельно, через дефис).

92


5. Правописание предлогов (слитно, раздельно, через дефис).

93


6. Отличие и правописание омонимичных предлогов и наречий, деепричастий и предлогов, предлогов и существительных с предлогом.


94


7. Культура речи. Нормы образования и употребления предлогов в речи.

95


8. Морфологический разбор предлога.

96


9. Повторение темы "Предлог".

97


10. Контрольный диктант по теме "Предлог". Решение теста.

98


11. Р.р. Изложение прочитанного или прослушанного текста (подробное / сжатое / выборочное).

99


12. Р.р. Жанры научного стиля. Отзыв, рецензия на сочинение одноклассника.



Союз (14 часов)

100


1. Союз как часть речи.

101


2. Разряды союзов.

102


3. Сочинительные союзы.

103


4. Сочинительные союзы. Знаки препинания.

104


5. Подчинительные союзы.

105


6. Подчинительные союзы. Знаки препинания.

106


7. Р.р. Жанры научного стиля. Выступление на научную тему.

107


8. Союзы и союзные слова.

108


9. Отличие и правописание омонимичных союзов и слов других частей речи (местоимений, наречий) с предлогами и частицами.

109


10. Союзы в простых и сложных предложениях.

110


11. Морфологический разбор союза.

111


12. Повторение темы "Союз".

112


13. Контрольный диктант по теме "Союз". Решение теста.

113


14. Р.р. Жанры научного стиля. Дискуссия, дебаты.




114


1. Частица как часть речи.

115


2. Разряды частиц.

116


3. Правописание частиц.

117


4. Правописание частиц.

118


5. Правописание частицы НЕ с разными частями речи.

119


6. Правописание частицы НЕ с разными частями речи.

120


7. Разграничение частиц НЕ и НИ.

121


8. Правописание слов с частицами НЕ и НИ.

122


9. Повторение темы "Частица".

123


10. Контрольный диктант по теме "Частица". Решение теста.

124


11. Р.р. Изложение прочитанного или прослушанного текста (подробное / сжатое / выборочное).



Междометие и звукоподражательные слова (1 час).

125


1. Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий.

Звукоподражательные слова.

126


Омонимия слов разных частей речи (1 час).

1. Переход одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные).

Морфологический анализ слова.





127


1. Морфология. Причастие и деепричастие. Грамматические признаки, правописание.

128


2. Морфология. Наречие. Грамматические признаки, правописание.

129


3. Предлог. Грамматические признаки, правописание.

130


4. Союз. Грамматические признаки, правописание.

131


5. Частица. Грамматические признаки, правописание.

132


6. Пунктуация. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

133


7. Итоговая контрольная работа по русскому языку.

134


8. Итоговая контрольная работа по русскому языку.

135


9. Работа над ошибками.

136


10. Повторение. Обобщение изученного.