Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании ШМС зам. директора по УВР директор
МБОУ СОШ №8 МБОУ СОШ №8 МБОУ СОШ №8
х. Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв
Протокол №1 ____ /Айрумова М.А./ ____/Ожев Р.М./
от «18»07.2022г. «__»__________2022г. от «__»_______2022г.
Рабочая программа
по русскому языку
для 2 класса
на 2022-2023 учебный год
Разработала
Чувилко Л.Н.
учитель
начальных классов
х. Чернышёв
2022г
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №8 х.Чернышев на 2022-2023 учебный год во 2 классе на изучение предмета «Русский язык » отводится 4 часа в неделю из обязательной части, 136 часов в год (при 34 неделях)
планируемые результаты обучающихся
освоение с учетом рабочей программы воспитания
В результате изучения русского языка дети научатся:
понимать – предложение – это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
различать деление слов на слоги и для переноса;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
верно, употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой Й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
употребления прописной буквы в именах собственных;
работы со словарём (использование алфавита);
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов с изученными орфограммами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Наша речь (4 ч.)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Виды и особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (8 ч.)
Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Общее представление о типах текста. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
Предложение (14 ч.)
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами.
Слова, слова, слова… (22 ч.)
Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление).
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы. ( 34 ч.)
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч.)
Части речи. (47)
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи.
Имя существительное как часть речи.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи).
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными.
Повторение ( 17 ч.)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ | Разделы и темы | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Наша речь | День Знаний. Воспитание интереса к учению, к процессу познания | 4 | |
2. | Текст | Формирование представления о некоторых нормах произношения и правописания Воспитание культуры общения | 8 | |
3. | Предложение | Побуждение соблюдений норм русского языка в собственной речи | 14 | |
4. | Слова, слова, слова | Формирование умений и навыков способам словообразования, с целью обогащения лексического запаса обучающихся, успешного решения коммуникативных задач | 22 | |
5. | Звуки и буквы | Воспитание культуры общения | 34 | |
6. | Части речи. | Формирование и развитие морфологических компетенций, оценочных умений и навыков организации учащимися в своей деятельности | 47 | |
7. | Повторение | Формирование навыка орфографической грамотности, как части общей культуры человека, признака образованности и воспитания личности | 7 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Всего часов | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
1 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 1 | | |
2 | Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | | |
3 | Как отличить диалог от монолога? | 1 | | |
4 | Что такое текст? | 1 | | |
5 | Что такое тема и главная мысль текста? | 1 | | |
6 | Части текста. | 1 | | |
7 | Обобщение по теме «Текст». | 1 | | |
8 | Что такое предложение? | 1 | | |
9 | Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? | 1 | | |
10 | Как составить из слов предложения? | 1 | | |
11 | Члены предложения. Что такое главные члены предложения? | 1 | | |
12 | Что такое второстепенные члены предложения? | 1 | | |
13 | Контрольный диктант. | 1 | | |
14 | Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. | 1 | | |
15 | Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | 1 | | |
16 | Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | 1 | | |
17 | Как установить связь слов в предложении? | 1 | | |
18 | Обобщение по теме «Предложение». | 1 | | |
19 | Обобщение по теме «Предложение». | 1 | | |
20 | Слово и его значение. | 1 | | |
21 | Что такое лексическое значение слова? | 1 | | |
22 | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 | | |
23 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 | | |
24 | Что такое синонимы? | 1 | | |
25 | Что такое антонимы? | 1 | | |
26 | Контрольный диктант по теме «Лексикология». | 1 | | |
27 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Лексикология». | 1 | | |
28 | Что такое родственные слова? | 1 | | |
29 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 | | |
30 | Какие бывают слоги? | 1 | | |
31 | Как определить ударный слог? | 1 | | |
32 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 | | |
33 | Как переносить слова с одной строки на другую. | 1 | | |
34 | Списывание текста «Новый дом». | 1 | | |
35 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 | | |
36 | Как определить ударный слог? | 1 | | |
37 | Как различать звуки и буквы? | 1 | | |
38 | Как мы используем алфавит? | 1 | | |
39 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | | |
40 | Как определить гласные звуки? | 1 | | |
41 | Контрольный диктант. «Мягкие и твёрдые согласные» | 1 | | |
42 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Мягкие и твёрдые согласные». | 1 | | |
43 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | | |
44 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | | |
45 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | | |
46 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | | |
47 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | | |
48 | Обобщение по теме «Правописание безударной гласной в корне слова». | 1 | | |
49 | Обобщение по теме «Правописание безударной гласной в корне слова». | 1 | | |
50 | Согласные и гласные звуки. | 1 | | |
51 | Как определить согласные звуки? | 1 | | |
52 | Согласный звук [Й] и буква И краткое. | 1 | | |
53 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | | |
54 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | | |
55 | Наши проекты. И в шутку и в серьёз. | 1 | | |
56 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | | |
57 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 1 | | |
58 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | 1 | | |
59 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | 1 | | |
60 | Обобщение по теме «Согласные звуки и буквы». | 1 | | |
61 | Контрольный диктант по теме «Согласные звуки и буквы» | 1 | | |
62 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Согласные звуки и буквы» | 1 | | |
63 | Списывание текста «В ноябре». | 1 | | |
64 | Обобщающий урок. | 1 | | |
65 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | 1 | | |
66 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | | |
67 | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные». | 1 | | |
68 | Обобщение по теме «Твёрдые и мягкие согласные». | 1 | | |
69 | Закрепление знаний. | 1 | | |
70 | Наши проекты. Рифма. | 1 | | |
71 | Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | 1 | | |
72 | Проверь себя. | 1 | | |
73 | Как отличить звонкие согласные от глухих? | 1 | | |
74 | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 | | |
75 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | 1 | | |
76 | Изложение повествовательного текста. | 1 | | |
77 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | | |
78 | Изложение повествовательного текста. | 1 | | |
79 | Проверка знаний. | 1 | | |
80 | Контрольный диктант по теме «Парная согласная в корне слова». | 1 | | |
81 | Работа над ошибками . Обобщение по теме «Парная согласная в корне слова». | 1 | | |
82 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | | |
83 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | 1 | | |
84 | Списывание текста «Старые знакомые». | 1 | | |
85 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 1 | | |
86 | Проверка знаний. | 1 | | |
87 | Обобщение по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками». | 1 | | |
88 | Обобщение по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками». | 1 | | |
89 | Что такое части речи? | 1 | | |
90 | Что такое имя существительное? | 1 | | |
91 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | | |
92 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 1 | | |
93 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 1 | | |
94 | Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи. | 1 | | |
95 | Заглавная буква в географических названиях. | 1 | | |
96 | Обучающее изложение. | 1 | | |
97 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | 1 | | |
98 | Контрольный диктант по теме «Написание слов с большой буквы». | 1 | | |
99 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Написание слов с большой буквы». | 1 | | |
100 | Единственное и множественное число имён существительных. | 1 | | |
101 | Единственное и множественное число имён существительных. | 1 | | |
102 | Обучающее изложение. | 1 | | |
103 | Работа над ошибками. Обобщение знаний. | 1 | | |
104 | Словарный диктант Проверка знаний. | 1 | | |
105 | Работа над ошибками. Единственное и множественное число имён существительных. | 1 | | |
106 | Что такое глагол? | 1 | | |
107 | Что такое глагол? | 1 | | |
108 | Что такое глагол? | 1 | | |
109 | Единственное и множественное число глаголов. | 1 | | |
110 | Единственное и множественное число глаголов. | 1 | | |
111 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | | |
112 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». Контрольный диктант. | 1 | | |
113 | Что такое текст-повествование? | 1 | | |
114 | Проверка знаний. | 1 | | |
115 | Что такое имя прилагательное? | 1 | | |
116 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | | |
117 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 | | |
118 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 1 | | |
119 | Что такое текст – описание? | 1 | | |
120 | Проверка и обобщение знаний. | 1 | | |
121 | Общее понятие о предлоге. | 1 | | |
122 | Раздельное написание предлогов со словами. | 1 | | |
123 | Восстановление предложений. | 1 | | |
124 | Восстановление предложений. | 1 | | |
125 | Словарный диктант. Проверка знаний. | 1 | | |
126 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | | |
127 | Что такое местоимение? | 1 | | |
128 | Что такое местоимение? | 1 | | |
129 | Что такое текст – рассуждение? | 1 | | |
130 | Проверка и обобщение знаний. | 1 | | |
131 | Обобщение по теме «Местоимение». | 1 | | |
132 | Обобщение по теме «Имя существительное». | 1 | | |
133 | Повторение по теме «Текст». | 1 | | |
134 | Повторение по теме «Слово и его значение». | 1 | | |
135 | Обобщение знаний по курсу. | 1 | | |
136 | Обобщение знаний по курсу. | 1 | | |