Департамент Смоленской области по образованию и науке
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАРДЫМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.Н.РЕШЕТОВА»
КАРДЫМОВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят на заседании педагогического совета МБОУ «Кардымовская СШ» Протокол № 1 от 30.08.2022год | УТВЕРЖДАЮ Директор школы МБОУ «Кардымовская СШ»» __________С.С.Аношенкова Приказ № 067 от « 30 » августа 2022 года |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
спортивно-оздоровительной направленности
«Шахматы»
Возраст обучающихся: 7 -15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Ущаповская Виктория Владимировна
Учитель физической культуры
I квалификационной категории
п. Кардымово
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные игры» физкультурно-спортивной направленности разработана в соответствии с:
Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844),
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242).
Программа соответствует Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196).
Вид программы:типовая
Тип программы:образовательная общеразвивающая
По формам организации образовательного процесса – Программа рассчитана на очное групповое обучение детей обучающихся в основной школе.
Адресат программы: в кружок «Шахматы» принимаются дети школьного возраста от 7 до 16 лет. Состав группы от 5 до 15 человек. Набор обучающихся в кружок свободный, независимо от национальной и половой принадлежности, социального статуса родителей (или законных представителей).
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общий объем обучения – 36 учебных часов.
Основные формы обучения и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 60 минут.
Основной формой обучения является учебное занятие, обучение - очное. Место нахождения участников образовательных отношений свободное, единственным условием является обеспечение занимающихся спортивным инвентарем, спортивным оборудованием, учебным материалам по курсу. Время проведения – по расписанию.
Ведущая форма организации занятий является – групповая. Программа предусматривает использование комбинированных и практических занятий, игровых, соревновательных для более успешного усвоения данной программы.
Программа направлена на расширение знаний, умений и навыков по различным направлениям физкультурной ,оздоровительной, спортивной.
Уровень освоения программы – базовый.
Программа кружка «Шахматы» имеет социально-педагогическую направленность - направлена на развитие познавательных процессов,
физкультурно-оздоровительную направленность – направлена на приобщение детей к занятиям физической культурой и спортом.
Обучение по данной программе способствует созданию благоприятных условий для формирования умений и навыков занятиями физической культурой и спортом, привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Использование различных игровых и соревновательных элементов в занятиях делает процесс обучения более привлекательным и интересным, повышает мотивацию к занятиям спортом.
Программа способствует социализации детей , самостоятельности, повышает уровень знаний и понимание необходимости здорового образа жизни.
Новизна данной программы определяется формированием ценностно-смысловых установок на здоровый образ жизни.
Программа опирается на принципы систематичности, доступности, здоровьесбережения, творческой деятельности. Основная цель данного подхода состоит во всестороннем развитии развития личности через развитие интеллектуальных, физических, нравственных способностей, самопознания.
Актуальность данной программы:
Обеспечить условия для удовлетворения потребностей обучающихся в активных формах позновательной деятельности;
оказать поддержку семьям, в организации досуга детей;
обеспечить физическое, психическое и нравственное оздоровление обучающихся, приобщить к занятиям физической культурой и спортом по средством шахмат и шашек.
Вовлечение детей в соревновательную деятельность дает возможность отвлечения подростков от нарушения порядка и безнадзорности.
Главными ценностями программы являются:
право каждого обучающегося на получение образования независимо от его индивидуальных способностей и возможностей;
право педагога на творчество и профессиональную деятельность;
психологический комфорт всех субъектов педагогического взаимодействия;
сотрудничество между взрослыми и детьми.
Основные принципы построения программы:
принцип человечности – утверждение норм уважения к каждому ребёнку;
принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребёнка;
принцип доступности;
принцип целостности.
Педагогическая целесообразность
Способствует решению ряда общеобразовательных задач.
Игровые задания на развитие познавательных способностей улучшают память, внимание, логическое мышление и способствует повышению мотивации. Игры по шахматам и шашкам повышают уровень развития познавательных, интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей, формирует чувство товарищества и коллективизма, взаимопомощи.
Программа дает возможность к сотрудничеству, повышает самостоятельность детей и организованность при решении игровых, соревновательных и творческих заданий.
Программа охватывает несколько направления познавательного процесса, что дает возможность ребенку узнать о истории и развитии данного вида спорта. изучить жизнь шахматистов России.
Цель программы:
Создание условий для гармоничного когнитивного развития детей и подростков посредством их массового вовлечение в шахматную игру.
Задачи:
Образовательные:
закладывать первоначальные основы знаний истории игры в шахматы .шашки, освоение игры в дебюте
приобщение учащихся к шахматной культуре, воспитывая у них потребность к самостоятельным занятиям;
познакомить с основными понятиями в различных спортивных областях (шашки, шахматы).
Развивающие:
развивать познавательные, творческие способности;
развивать положительное восприятие здорового образа жизни;
способствовать развитию познавательных и интеллектуальных процессов (памяти, внимания, мышления), наблюдательности;
развивать такие личностные качества, как самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, организованность;
Воспитательные:
прививать культуру спорта; воспитанию эстетическому восприятию действительности
воспитывать чувство ответственности;
воспитывать чувство собственного достоинства; уважения к чужому мнению
содействовать отказу от вредных привычек;
содействовать развитию положительной эмоционально-волевой сферы ребенка.
Межпредметные связи: в процессе обучения по программе обучающиеся применяют полученные знания, умения и навыки на уроке физической культуры, математики, обществознанию и ОБЖ.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Обучающиеся должны:
з н а т ь:
простейшие приемы, используемые в игре;
технику безопасного поведения на занятиях;
основы технической и тактической подготовки игры в шахматы;
основные базовые элементы, комбинации, дебюты;
правила игры по шахматам, шашкам;
у м е т ь:
соблюдать правила безопасного поведения ,
осуществлять судейство игр;
подбирать эффективный способ решения шахматной задачи;
добросовестно относиться к самоконтролю;
оценивать свою деятельность; применять навыки игры в шахматных турнирах школьного уровня.
Личностные результаты:
сформирована коммуникативная культура; основа шахматной культуры ,готовность к саморазвитию.
установка на здоровый образ жизни, на мотивацию к занятиям спортом, бережному отношению к своему здоровью;
развита дисциплинированность, организованность, чувство товарищества, сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные результаты:
сформировано:
ответственное отношение к учению на основе мотивации к положительному формированию здорового образа жизни;
активная жизненная позиция в условиях общения с подростками;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, умение находить необходимую информацию.
строить логические цепи рассуждения, анализировать ситуацию и выбранное решение.
В результате реализации программы обучающиеся:
повысят уровень знаний, умений и навыков из истории шахмат, представление о роли шахмат в жизни человека;
приобретут знания, умения и навыки по оказанию первой помощи, безопасному поведению.
научатся взаимодействию и принятию решений, владению шахматной терминологией, приобретут навык организации досуга посредством шахматной игры.
повысят уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), наблюдательности и творческих способностей;
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Практика | Форма контроля аттестации |
всего | теории |
1 | Знания по физической культуре: История шахмат. Первые шахматные книги. Достижения российских спортсменов. Правила и судейство шахматных турниров | 5 | 5 | - | Педагогическое наблюдение |
2 | Базовые понятия шахматной игры: Шахматная доска, шахматные фигуры, роль каждой фигуры в игре, шахматные ходы, дебюты, основы миттельшпиля, основы эндшпиля | 25 | - | 25 | Участие в игре педагогическое наблюдение |
3 | Практико-ориентированная соревновательная деятельность: Тесты и контрольные точки на пройденные тактические приёмы шахматной комбинации | 6 | 2 | 4 | Викторины, тестирования товарищеская встреча |
|
| | | | |
Содержание программы
Содержание учебного плана:
Теория:
Знание по физической культуре: «История шахмат. Первые шахматные книги». «Достижение российских спортсменов»; « Чемпионы мира по шахматам»; «Правила соревнований по шахматам, этика спортсмена».
Практика:
Базовые понятия. Тесты и контрольные точки.
КАЛЕНДАРНЫЙ-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | месяц | число | время проведения | форма занятий | кол-во часов | тема | часы | дата |
1 | сентябрь | | | Очная Сообщение новых знаний | | Инструктаж по технике безопасного поведения Достижение российских спортсменов в шахматах | 1 | |
2 | сентябрь | | | Очная Сообщение новых знаний | | История шахмат и шашек. Правила соревнований . | 1 | |
3-4 | сентябрь | | | Очная комбинированн | | Знакомство с великими шахматистами. Этика шахматной культуры. | 2 | |
5- | октябрь | | | Очная | | Правила проведения шахматных турниров. | 1 | |
6 | октябрь | | | практическое | | Шахматная доска,фигуры | 1 | |
7-8 | октябрь | | | Очная практическое | | Шахматные фигуры, роль каждой фигуры | 2 | |
9-12 | ноябрь | | | Очная комбинированное | | Расстановка фигур на шахматной доске. Передвижение фигур во время игры. | 4 | |
13 | ноябрь | | | Очная комбинированное | | Фигуры в игре. | 1 | |
14-15 | Ноябрь декабрь | | | Очная практическое | | Правила игры, начало игры | 2 | |
16 | декабрь | | | Очная комбинированное | | Правила игры, начало игры. шахматные комбинации | 1 | |
17-20 | Декабрь-январь | | | Очная практическое | | Шахматные комбинации перегрузка» | 4 | |
21-22 | январь | | | Очная Диалог, сообщение новых знаний | | Шахматные комбинации «освобождение поля» | 2 | |
23-24 | февраль | | | Очная комбинированное | | Шахматные комбинации «освобождении линии» | 2 | |
25 | февраль | | | Очная практическое | | Выигрыш. Проигрыш или ничья .Дебют. | 1 | |
26-27 | март | | | Очная комбинированное | | Тактика: вилка, связка, перегрузка, двойной удар. | 2 | |
28 | март | | | Очная комбинированное | | Основы миттельшпиля. Учения В. Стеница | 1 | |
29-30 | апрель | | | Очная комбинированное | | Учения В. Стеница «хорошие» и «плохие фигуры» | 2 | |
31-32 | апрель | | | Очная практическое | | Решение шахматных упражнений | 2 | |
3334 | Май | | | Очная комбинированное | | Умение самостоятельно находить комбинации на изученные темы | 2 | |
35-36 | май | | | Очная комбинированное | | Анализ своих действий во время игры. | 2 | |
Диагностический инструментарий
Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является: контроль общих учебных умений и навыков (ОУУиН), который проводится два раза в год и оценивается по 5 - балльной системе. Контроль проводится в форме наблюдения в сроки, установленные для начального и итогового контроля, и осуществляется по следующим критериям: освоение теории, освоение практических навыков и умений, познавательная, соревновательная деятельность.
Формы текущего контроля приобретения навыков и умений:
наблюдение за поведением обучающегося, его организованностью и дисциплинированностью, отношением к сверстникам, пониманием инструкций и выполнением заданий;
опрос по теоретическим знаниям, проверка практических навыков;
Самоконтроль, самосовершенствование, анализ своей деятельности
Основной формой итогового контроля является смотр знаний, умений и навыков методом наблюдения, а также участие в соревнованиях и товарищеских встречах различного уровня.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИСЛЕДОВАНИЙ
Дата | Тема | Метод диагностики |
Сентябрь | - «Начальная характеристика уровня развития обучающегося» (начальная); - «Личностные результаты обучающихся» (стартовая); - «Метапредметные результаты обучающихся» (стартовая); - «Предметные результаты обучающихся» (стартовая); - «Использование образовательных технологий» (стартовая). | Наблюдение, тестирование, беседы с родителями, воспитанниками, опрос, анкетирование. |
Январь | - «Результаты освоения обучающимися общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Шахматы» (промежуточная); |
Май | - «Результаты освоения обучающимися общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Шахматы» (итоговая); - «Личностные результаты обучающихся» (итоговая); - «Метапредметные результаты обучающихся» (итоговая); - «Предметные результаты обучающихся» (итоговая); - «Использование образовательных технологий» (итоговая). - «Удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг. |
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
кружка«Шахматы»
Уважаемые родители!
Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением об образовательно-воспитательном процессе на занятиях кружка. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Поставьте напротив номера вопроса знак:
согласны - знак «+»;
не согласны – знак «-»;
есть сомнения/иногда – «v».
Ф. И. О._____________________________
1. __Образовательно-воспитательный процесс проведения занятий по программе «Шахматы» ориентирован на развитие личности моего ребёнка.
2. __Я согласен (а) с методами, приемами и содержанием образовательного процесса.
3. __Моего ребенка не утомляет учебная нагрузка на занятии1 раз в неделю.
4. __Меня устраивает, что на занятиях сохраняется доброжелательная психологическая атмосфера, ребенок постоянно вовлечен в процесс работы.
5. __Меня устраивают результаты полученных знаний, умений и навыков моим ребенком.
6. __Педагог учитывает индивидуальные особенности моего ребёнка.
7. __Педагог справедливо относятся к моему ребёнку.
8. __Мой ребенок не жалуется на недомогание и плохое самочувствие вовремя и после занятий.
9. ___Мой ребенок принимает участие в школьных шахматных турнирах.
10. __Мой ребенок рассказывает, чем мы занимаемся на занятиях.
11. __Меня устраивает посещение моим ребенком данных занятий.
12. __Моему ребенку нравится посещать занятия.
13.Пожелания по дальнейшему сотрудничеству в работе кружка «Шахматы»_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Спасибо!
Дата: ««_____» «_________» «20___г»
Подпись:________________________
САМООЦЕНКА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Периодически (полугодия, учебного года), обучающимся предлагается специальное занятие, на котором они осуществляют рефлексию и самооценку своего труда, организуемого с учетом образовательной программы. Например:
Рефлексия учебного года.
Ф.И. обучающегося_________________________________________________
1. Что больше всего мне понравилось за учебный год_____________________________
2. Какие качества я приобрел благодаря занятиям__________________________________________
3. Мой самый большой успех________________________________________
4. Моя самая большая трудность______________________________________
5. Что у меня раньше не получалось, а теперь получается_________________
__________________________________________________________________
6. Чему я научился , кто мой главный помощник и друг в трудных ситуациях__________________________
______________________________________________________________________
На основе рефлексии суждений обучающийся осуществляет собственную оценку своей деятельности.
Самооценка обучающегося по теме.
На занятиях по теме я:
- узнал____________________________________________________________
- понял___________________________________________________________
- научился________________________________________________________
2. Лучше всего на занятиях у меня получалось__________________________
3. Основные трудности у меня были__________________________________
4. Какие изменения произошли у меня:
- в знаниях _______________________________________________
- в умениях чувствовать и ощущать___________________________________
- в умении осознавать себя___________________________________________
5. Сам себе я желаю в спортивной деятельности________________________________________________
После ученической самооценки педагог имеет возможность составить собственную самооценку.
ФОРМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
За период обучения обучающиеся получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется ежегодно. Для этой цели проводится промежуточный контроль - участие в товарищеских встречах, спортивных соревнованиях, спортивных викторинах и конкурсах. Ежегодно проводится отчет о работе педагога и детей, проделанной за весь год. Отчет проводится в форме отчетного мероприятия (фото материалов для родителей), что позволяет подвести итог всей учебно-воспитательной работы и сделать анализ спортивных и творческих достижений детей.
СПОСОБЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Шахматы».
Для отслеживания результатов реализации данной программы, предусматривающей физическое развитие личности ребенка, необходимы следующие критерии:
1критерий: «Развитие познавательной активности в деятельности кружка».
Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни:
Высший: Присутствует устойчивый познавательный интерес, отмечается активная деятельность и участие в спортивно-массовой деятельности. Легко и быстро идет на сотрудничество.
Средний: Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, решить самостоятельные задания не может, необходима помощь педагога. Может придумать интересные идеи, но очень часто не может оценить их и выполнить, не всегда идет на сотрудничество.
Низкий: Интереса не проявляет. Производит сравнение предметов по заранее намеченному плану, пропускает занятие без уважительной причины, нет навыков самостоятельного решения проблем.
2 критерий: «Уровень сформированности умений и навыков игры в шахматы».
Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни:
Высший: Точно выражен интерес ребёнка к шахматам, сотрудничает и помогает руководителю в процессе обучения,
Средний: Обладает знаниями, не всегда организован к самостоятельной деятельности.
Низкий: Посещает занятия, не старается достичь определенных результатов, не проявляет активности, отсутствует коммуникативность со сверстниками.
Методическое обеспечение и техническое оснащение программы
Реализации поставленных задач способствует целый ряд наиболее эффективных практических методов, приемов, форм и средств обучения.
При обучении детей используются следующие приемы и методы: репродуктивный, отработка умений и навыков, игровая и соревновательная, самостоятельная работа, обсуждение, рефлексия.
Перечень методических материалов:
— разработки педагога для обеспечения образовательного процесса (викторины, тесты по разным видам спортивных игр, наглядные пособия по шахматным комбинациям);
— разработки информационного характера: памятки, рекомендации, консультация для родителей «Азбука юного шахматиста», «Играем в шахматы всей семьёй».
Оборудование и инвентарь: плаката, часы, комплекты шахмат и шашек . магнитная учебная шахматная доска, учебные книги по шашкам и шахматам.
Работа с родителями
Работа с родителями предусматривает:
-индивидуальные беседы и консультации;
-профилактические беседы;
-анкетирование, социологический опрос родителей;
-совместные воспитательные мероприятия;
-совместные товарищеские встречи, мастер-классы.
Список литературы:
Абрамов С.П. Шахматы: первый год обучение
Методика проведения занятий. – М.; «Дайв», 2009.
Гришин В. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 1991 г.
Гин Евгений. Шахматные вундеркинды. – М.: «Астрен», 2006 г.
Карякин С. А. Шахматы. Обучающий задачник. Медная книга. –М; ЭКСМО, 2019 г.
Интернет ресурсы:
1.sport.mail.ru- все новости спорта
2.http://fizkultura-na5.ru/- сайт учителей физической культуры
3.http://fizkulturnica.ru/-сайт с полезной информацией для учеников, родителей, учителей.