СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе  рабочей программы Технология. Лутцева Е. А. , Зуева Т. П. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы. – М: просвещение, 2015

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии»

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 77»

Рассмотрено на

заседании МО

Протокол №____

от «____»_______2019г.

Руководитель МО

______Негодяева Г.Е.


Рассмотрено на заседании МС

Протокол №____

От «____»________2019г.

Председатель МС _______Е.Г.Голенкова

«Утверждаю»

Директор школы

__________Дектярева Е.В.

«___»__________2019г.






Рабочая программа по технологии

для 1 класса


Составитель: Жапарова С.В.,

учитель начальных классов, первая квалификационная категория







Рабочая программа составлена на основе рабочей программы Технология. Лутцева Е. А. , Зуева Т. П. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы. – М: просвещение, 2015



Используемый УМК:

Технология. Лутцева Е.А. и др. (1-4) (Школа России)











Срок действия программы ____ лет, 20 г___





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Согласно базисному (образовательному) плану образова­тельных учреждений РФ всего на изучение технологии в на­чальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты освоения учебного предмета

Предметное содержание учебного предмета «Технология», распределенное по годам обучения

Первый год обучения

В результате первого года изучения учебного предмета «Технология» ученик научится:

  • организовывать рабочее место по предложенному образцу, удобно и рационально размещать инструменты и материалы согласно своим физиологическим возможностям;

  • осознанно соблюдать технику безопасной работы ножницами и иглой;

  • понимать и ориентироваться в условных обозначениях при выполнении различных технологических операций;

  • экономно расходовать используемые материалы;

  • выполнять изделия по образцу, шаблонам;

  • анализировать устройство изделия, определять в нем детали;

  • называть технологические операции при работе над изделием;

  • определять основные этапы создания изделий с опорой на рисунки и план работы;

  • узнавать и называть основные свойства бумаги, картона, пластичных, текстильных и природных материалов и использовать эти свойства в работе над изделием;

  • собирать, обрабатывать, сохранять и использовать природный материал в декоративных композициях;

  • составлять композиции, используя различные техники (аппликация, рваная аппликация, мозаика, коллаж, конструирование из различных материалов);

  • использовать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) для изготовления изделий;

  • называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах

Основные содержательные линии

1. Основы культуры труда (планирование и организация рабочего места, соблюдение правил безопасной работы инструментами, экономное расходование материалов). Самообслуживание.

2. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений.

3. Работа с условными обозначениями при выполнении различных технологических операций.

4. Технологические операции, их рациональное использование в зависимости от вида материала. Технология ручной обработки материалов.

5. Анализ устройства изделия, определение деталей и способов соединения, внесение творческих изменений в создаваемые композиции.

6. Практическая преобразовательная работа по изготовлению различных изделий индивидуально, в парах или в группах. Проектная деятельность.

7. Использование возможностей ИКТ в поисковой и проектной деятельности.

Технологии работы с бумагой и картоном

Бумага и картон, их основные свойства. Практическое применение бумаги и картона в работе над изделием.

Технологические операции: разметка деталей (при помощи шаблона, на глаз, сгибанием и складыванием), выделение деталей (отрывание, резание ножницами), сборка (склеиванием) и отделка (раскрашиванием, аппликацией) при работе над изделием.

Общие правила составления композиций (по образцу, в соответствии с собственным замыслом). Техники, используемые при работе с бумагой (аппликация, рваная аппликация, мозаика, коллаж, оригами).

Технологии работы с пластичными материалами

Пластичные материалы, их основные свойства. Практическое применение пластичных материалов в работе над изделием.

Технологические операции: выделение деталей (резание стекой), формообразование деталей (скатывание, сплющивание, вытягивание, раскатывание и др.), сборка и отделка при работе над изделием.

Общие правила составления композиций (по образцу, в соответствии с собственным замыслом). Техники, используемые при работе с пластичными материалами.

Технологии работы с текстильными материалами

Текстильные материалы, их основные свойства. Практическое применение текстильных материалов в работе над изделием.

Технологические операции: выделение деталей (раскрой ножницами), отделка (вышивка) при работе над изделием.

Общие правила составления композиций из ниток (по образцу, в соответствии с собственным замыслом). Техники, используемые при работе с текстильными материалами (строчка прямого стежка, декоративная вышивка по прямым линиям).

Технологии работы с природным материалом

Природные материалы, их основные свойства. Практическое применение природных материалов в работе над изделием.

Технологические операции: сборка (склеиванием, соединением на пластилин) и отделка при работе над изделием.

Подготовка природных материалов к работе (сбор, обработка, хранение) и их использование в декоративной композиции.

Общие правила составления композиций (по образцу, в соответствии с собственным замыслом). Техники, используемые при работе с природными материалами (аппликация, конструирование).

Элементы графической грамоты

Условные обозначения при выполнении различных технологических операций (линии сгиба, линии разреза и др.).

Информационно-коммуникационные технологии

Способы представления информации. Технологии поиска информации.

Проектная деятельность

Проект как коллективная творческая деятельность. Правила сотрудничества.

Технологии, профессии и производства

Профессиональная деятельность людей, работающих с бумагой, текстильными и пластичными материалами



Обучающиеся должны знать:

  • простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);

  • способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;

  • способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;

  • что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки;

  • условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;

  • способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы);

  • что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;

  • что такое барельеф, технику выполнения барельефа;

  • как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;

  • что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;

  • как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

  • швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;

  • о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;

  • о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;

  • с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;

  • читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;

  • выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;

  • чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);

  • выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;

  • выполнять разметку по предмету;

  • выполнять изображения в технике барельефа;

  • лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;

  • изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;

  • создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;

  • выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;

  • выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;

  • выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

  • выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;

  • выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);

  • анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;

  • придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.

Обучающиеся могут знать:

  • что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);

  • что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;

  • что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;

  • что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

  • о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;

  • что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;

  • что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.

Обучающиеся могут уметь:

  • планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;

  • выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;

  • вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;

  • создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;

  • расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);

выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Содержание курса

Тематическое планирование

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда

Мир, созданный мыслью, чувствами и руками человека1.

Формы и образы природы — первоисточник идей для мастера. Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.). Стилизация природных форм в бытовых вещах, технике, архитектуре и пр.; изготовление изделий на основе стилизации. Гармония предметного мира и природы, ее отражение в народном быту и творчестве, поэзии, музыке.

Основы культуры труда

Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Соблюдение в работе безопасных приемов труда.

Мастер учится у природы. Мастер учится у других мастеров

Ремесла и их роль в культуре народов мира; традиции и творчество мастера при создании предметной среды; изготовление изделий

по образцам изделий народных мастеров.

Основы дизайна

Основные правила дизайна и их учет при конструировании вещей (единство формы, функции и декора; стилевая гармония). Виды декоративно-прикладных изделий; изучение и изготовление

предметов декоративно-прикладного назначения; единство предмета и среды.

Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком

Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. Способы обработки материалов для достижения различных декоративно-художественных эффектов. Технологии и приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (аппликация, мозаика, лепка, оригами, бумажная пластика, изделия из папье-маше, соленого теста и пр.)

Инструменты и приспособления

для обработки материалов

Правила рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений

Общее представление о технологическом процессе

Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инструментов (в зависимости от назначения изделия и свойств материала), последовательности практических действий и технологических операций.

Технологические операции ручной

обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

Подбор материалов и инструментов.

Разметка (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля). Обработка материала (отрывание, сгибание, складывание, резание ножницами, канцелярским ножом). Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое). Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликаций и др)

Графические изображения в художественно-практической деятельности

Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема. Линии чертежа. Чтение условных графических изображений. Использование графических изображений при конструировании и моделировании несложных и доступных архитектурных и других форм.

Конструирование и моделирование

Изделие и его конструкция. Композиция в художественно-практической деятельности

Изделие, деталь изделия. Конструкция изделия; различные виды конструкций и способы их

сборки; изготовление изделий с различными конструктивными особенностями. Основные требования к изделию(соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Проектирование и изготовление изделий определенного назначения по принципу стилевой гармонии. Композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме, традиции и каноны декоративно-прикладного искусства в изделиях

Конструирование и моделирование несложных объектов

Ознакомление с конструкциями и способами конструирования предметов архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Проектирование изделий декоративно-прикладного назначения

Использование информационных технологий

Назначение основных устройств

компьютера для ввода, вывода,

обработки информации. Включение и выключение компьютера и

подключаемых к нему устройств.

Клавиатура, общее представление

о правилах клавиатурного письма,

пользование мышью, использование простейших средств текстового

редактора. Простейшие приемы

поиска информации: по ключевым

словам, каталогам. Соблюдение

безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное от_

ношение к техническим устройствам.

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица,

схема, рисунок): преобразование,

создание, сохранение, удаление.

Вывод текста на принтер.

Знакомство с компьютером. Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами). Примеры программ для выполнения действий с файлами и

папками (каталогами). Создание текстов и печатных публикаций. Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов. Оформление текста. Выбор

шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев. Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Иллюстрации в публикациях. Простые схемы и таблицы в публикациях

Узнаём, как работают мастера

Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологи.

Учимся работать с разными материалами

Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению.

Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы.

Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев.

Работа с яичной скорлупкой. Создание образа по ассоциации с исходной формой.

Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги.

Поднимаемся по ступенькам мастерства

Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приемы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. Простые приемы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.

Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок.

Конструируем и решаем задачи

Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации.


Тема урока

Кол – во часов

1

«Красота окружающей природы»

1

2

«Образы родного края. Царство деревьев»

1

3

Приёмы приклеивания деталей без разметки.

Изделие: «Получение и сушка семян»

1

4

Правила составления композиции из засушенных соцветий. Изделие: «Аппликация из листьев».

1

5

Правила составления композиции из засушенных соцветий

Изделие: аппликация «Ромашковая поляна».

1

6

Приёмы нанесения цветного пятна на центр заготовки.

Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».

1

7

Приёмы оклеивания крышки спичечного коробка. Изделие «Котенок»

1

8

Выкладывание простейшего мозаичного изображения от края к центру. Изделие: «Закладка для книги»

1

9

Способы выкладывания резаных кусочков при изготовлении мозаики. Изделие «Пчелы и соты»

1

10

Приёмы изготовления овальной выкройки для подноса

Изделие «Коллаж»

1

11

Роль салфетки в праздничной сервировке стола. Изделие «Зайчик»

1

12

Приёмы складывания квадрата «домиком», приёмы вырезания криволинейной заготовки. Изделие «Мудрая сова».

1

13

Способы разметки симметричных деталей. Правила склеивания и сушки объёмных изделий. Изделия «Чашка»

1

14

Приёмы разметки квадрата: сгибание прямоугольника. Изделие «Кораблик из бумаги»

1

15

Работа с бумагой. Свойства узора в орнаменте. «Украшения на елку»

1

16

Способ отделения заготовки вырыванием. Изделие «Волшебные фигуры»

1

17

Правила подготовки скорлупы к работе. Приёмы быстрого изготовления подставки. Изделие «Торшер»

1

18

Основные свойства ваты и возможность их использования в работе. Изделие «Кукла»

1

19

Приёмы оклеивания формы лоскутами ткани. Изделия «Закладка с вышивкой»

1

20

Знакомство с понятиями «долевая», «уточная» нити, «бахрома», мережная дорожка» Изделия «Строчка прямых стежков»

1

21

Приёмы прокладывания стежков «вперёд иголку» и его варианты. Изделия «Медвежонок»

1

22

Вязание петель на кольце Изделия «Дерево»

1

23

Оклеивание основы коробка бумагой. Изделие «Тачка»

1

24

Способы грунтовки деревянной катушки бумажными деталями. Изделия «Блюдце»

1

25

Способы грунтовки деталей из картонных трубочек. Изделие «Самолет»

1

26

Работа с бумагой. Плетение в ажурной заготовке.

Изделие «Плот»

1

27

Приёмы изготовления цветка из полосы бумаги и растягивание заготовки. Изделие «Тюльпан»

1

28

Составление композиций из цветов. Изделие «Букет для мамы»

1

29

Особенности разметки детали по половине шаблона на гофрированной заготовке. Изделие «Попугай»

1

30

Способы отделки пасхальных яиц, роспись скорлупы фломастером. Изделие «Пасхальное яйцо»

1

31

Работа с природным материалом, объёмные работы из шишек. Изделие «Домовенок»

1

32

Принципы действия вертушки. Правила её сборки. Изделие «Вертушка»

1

33

Сортировка материалов для нового учебного года.

1


VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Примерная программа по технологии (труду).

Учебно-методические комплекты (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические матери­алы и пр.).

Методические пособия и книги для учителя.

Предметные журналы


Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала


Информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету


Экранно-звуковые пособия

компьютер с программным обеспечением

мультимедийный проектор

экспозиционный экран


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.


Набор демонстрационных материалов.

Объёмные модели геометрических фигур


Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комп­лектом стульев.

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования

В соответствии с санитар­но-гигиеническими нормами