СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа при необходимости может быть реализована с использованием сетевой формы реализации образовательной программы, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии»

МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»









Рекомендована

РуководительШМО

...................Л. А. Марченкова

Протокол №1 от 27.08.2021г.


Согласована

Зам. директора

……………..Н. А. Богатырева

Утверждена

Директор школы

…………..И. Н. Кухаренкова

Приказ от 31.08.2021г. №42/1











Рабочая программа

по технологии

для 3 класса на 2021 – 2022 учебный год









Учитель: Казепина А.В.








2021 г.

Рабочая программа по технологии

для 3 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии разработана в соответствии с:

  • Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  • Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина».


Рабочая программа при необходимости может быть реализована с использованием сетевой формы реализации образовательной программы, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты изучения курса:

У третьеклассника продолжат формироваться умения:

  • объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

  • уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

  • понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметныерезультаты изучения курса:

Регулятивные УУД

У третьеклассника продолжат формироваться умения:

  • определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;

  • учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

  • учиться планировать практическую деятельность на уроке;

  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

  • учиться предлагать (из числа освоенных) конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

  • работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов);

  • определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД

У третьеклассника продолжат формироваться умения:

  • наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

  • сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

  • понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытого нового знания и умения;

  • находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

  • с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

  • самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД

У третьеклассника продолжат формироваться умения:

  • слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;

  • вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

  • выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Предметные результаты изучения курса:

Третьеклассники будут иметь представление:

  • о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальном и духовном);

  • о качествах человека-созидателя;

  • о производительности труда (не вводя термин);

  • о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования;

  • о способах получения искусственных и синтетических материалов;

  • о передаче вращательного движения;

  • о принципе работы парового двигателя;

  • о понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка.

Третьеклассники узнают:

  • сведения о древесине как сырье для получения искусственных материалов;

  • названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлов, ткани);

  • простейшие способы достижения прочности конструкций.

  • последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

  • линии чертежа (осевая и центровая);

  • правила безопасной работы канцелярским ножом;

  • косую строчку, её варианты, назначение;

  • агротехнические приёмы пересадки и перевалки растений, размножение растений отпрысками и делением куста;

  • назначение технологических машин;

  • несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

  • основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип её работы;

  • правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;

  • профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся.

Третьеклассники научатся:

  • под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

  • читать простейший чертеж (эскиз) развёрток;

  • соблюдать последовательность выполнения разметки развёрток (от габаритов – к деталям) и выполнять её с помощью контрольно-измерительных инструментов;

  • выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертёж;

  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

  • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;

  • выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;

  • оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;

  • осуществлять перевалку и пересадку растений;

  • выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;

  • безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом.

Третьеклассники овладеют общетрудовыми и общеучебными умениями

Самостоятельно:

  • анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы;

  • обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

  • выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

  • формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы решения проблем.

Содержание учебного предмета

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (13 ч)

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала ХХ в. Использование человеком энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества.

Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).

Гармония предметов и окружающей среды - соответствие предмета (изделия) обстановке.

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.

Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).

Самообслуживание — правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч)

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.

Разметка развёрток с опорой на простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т.д.

  1. Конструирование и моделирование (5 ч)

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения,

соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, щелевого замка, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.

Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.


  1. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (6 ч)

Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.

Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD).




Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

13

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

8

3

Конструирование и моделирование


6

4

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

6

5

Великие изобретатели

1


Итого

34


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Практическая часть

Кол-во часов

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Человек - строитель, созидатель, творец. Преобразование сырья и материалов(15ч)

1

Зеркало времени. Одежда и стиль эпохи. Отражение эпохи в культуре одежды, отделке интерьеров, стилевое единство внутреннего и внешнего. ТБ работы с режуще-колющими инструментами

Коллективная работа панно-коллаж

1

2-3


Постройки Древней Руси.


Домик из спичек и пластилина. Макет избы из картона и плотной бумаги. Работа над коллективным проектом.

2

4

Плоские и объёмные фигуры.

Изготовление поздравительной открытки ко Дню пожилого человека.

1

5

Делаем объёмные фигуры. Практическая работа

Изготовление объемных фигур из спичечных коробков и изготовление макетов мебели.

1

6

Изготовляем объёмные фигуры.

Изготовление коробки с сюрпризом

1

7-8

Доброе мастерство.

Изготовление роспись игрушки в стиле народного промысла.

1

9

Технология ручной обработки материалов.

Разные времена - разная одежда. Какие бывают ткани. Создание модели костюма.

1

10

Разные времена - разная одежда.

Салфетки, плетеные из бумаги.

1

11

Разные времена - разная одежда. Застёжка и отделка одежды. ТБ безопасности со швейными инструментами

Изготовление закладки

1

12

Разные времена - разная одежда

. Вышивка узора «крестом».

1

13 -15

От замысла - к результату: семь технологических задач (обобщение).


Игрушка – дергунчик «мишка», Работа с конструктором

3

Конструирование и моделирование Новогодняя мастерская (2ч)

16-

17

Новогодняя мастерская. ТБ работы с циркулем.


Изделие «Дед Мороз». Изготовление подвески

2

Растения в твоём доме. Секреты агротехнологии (4ч)

18

Живая красота. Выращивание комнатных цветов из черенка.


1

19

Размножение растений делением куста и отпрысками.


1

20

Когда растение просит о помощи.


1

21

Цветочное убранство интерьера.


1

Конструирование и моделирование Преобразование энергии сил природы (6ч)

22

Человек и стихии природы. Огонь работает на человека.


1

23

Главный металл. Изделия с металлической проволокой.


1

24

Ветер работает на человека. Устройство передаточного механизма.

Модель «ракета»

1

25

Вода работает на человека. Водяные двигатели.


1

26

Паровые двигатели.

Изготовление оригами — пароход с использованием парового двигателя.

1

27

Получение, использование электричества. Электрическая цепь.


1

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере). Информация и её преобразование (6ч)

28

Какая бывает информация? (Экскурсия в библиотеку).


1

29-

31

Практикум овладения компьютером.

Включение и выключение компьютера

3

32

Книга - источник информации. Изобретение бумаги. Конструкции современных книг.

Ремонт книг

1

33

Промежуточная аттестация. Творческая работа.


Книжка-самоделка

1

Великие изобретения человечества (1ч)

34

Великие изобретения человека. Для любознательных.


1


Учебно - методический комплект по технологии 3 класс


  • Лутцева Е. А. Технология: Ступеньки к мастерству: Учебник для уч-ся 3 класса. - М.: Вентана-Графф,2003г.

  • Лутцева Е. А. Технология: Рабочая тетрадь. Вентана - Графф 2016

  • Лутцева Е.А. Технология:3 класс: органайзер для учителя. М.:Вентана–Графф, 2013г




















8