ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Образовательная область "Технология" - составная часть содержания среднего образования, обеспечивающая учащимся необходимый круг технико-технологических понятий, знаний и умений для полноценного самоопределения и адаптации к современным условиям.
В программе нашли отражение современные требования к уровню подготовки обучающихся в технологическом образовании, которые предполагают переход от простой суммы знаний к интегративным результатам, включающим межпредметные связи. Обучение ставит своей целью не просто передачу обучюащимся некоего запаса знаний, но и формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Настоящая программа и поурочно-тематический план отражают актуальные подходы к образовательному процессу — компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный. В процессе обучения у старшеклассников должно быть сформировано умение осознавать и формулировать свои взгляды и мнения. Особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к профессиональному самоопределению, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.
В соответствии с требованиями стандарта образования программа ориентирует учителя на воспитание у школьников гражданской позиции, развитие духовно-нравственного начала, национального самосознания, патриотизма. В программе отражены тенденции времени: освещаются вопросы рыночной экономики, пропагандируются такие социально значимые качества личности, как предприимчивость, деловитость и ответственность, важность познавательной деятельности как необходимого элемента будущего профессионального труда.
Обучение направлено на формирование умения самостоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию, планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя различные источники (справочную литературу, интернет-ресурсы, СМИ, научные тексты, таблицы, графики, диаграммы, символы), осмысливать полученные сведения и использовать их на практике.
В целом программа направлена на освоение учащимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической компетенций. Система учебных занятий планируется с учётом возрастной специфики старших классов.
Изучение технологии на базовом уровне направленно на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
учебного предмета «Технология»
Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
На основе данной программы, в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и тем с сохранением объема времени, отводимого на их изучение.
Содержание программы предусматривает освоение материала, последующим сквозным образовательным линиям:
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
знакомство с миром профессий, выбор обучающимисяжизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектно-исследовательская деятельность;
технологическая культура производства;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
распространённые технологии современного производства;
способы решения творческих задач.
Базовыми для предмета «Технология»в 10-11 классах являются разделы:
«Технологии в современном мире»;
«Методы решения творческих задач»;
«Технология проектирования изделий»;
«Профессиональное самоопределение и карьера».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В качестве приоритетных методов обучения используются упражнения, учебно-практические работы, деловые игры, метод проектирования, контроль и самоконтроль. Изучение материала программы, связанного с практическими работами, предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.
Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
В основу курса технологии в 10-11 классах положены такие принципы, как:
научности – изучение техники и технологии должно вестись на строго научной основе, чтобы обучающимся давались научно достоверные, проверенные практикой знания. Для изучения надо отбирать новейшие достижения науки и техники, передовые методические технологии;
связи теории с практикой обучения – при изучении теоритического материала необходимо сохранять его систему и логику. При выполнении трудовых действий опираться на знания и руководствоваться ними;
систематичности и последовательности – сообщение учебного материала в строгой последовательности, когда получаемые знания опираются на ранее полученные;
сознательности и активности – организация обучения, чтобы школьники могли сознательно и активно овладевать знаниями и методами применения их на практике, чтобы у них развивалась творческая инициативность и самостоятельность в мышлении, труде, речи и формировалось научное мировоззрение;
наглядности – опора на занятиях на чувственно-практический опыт школьников;
воспитание в обучении – строгое выполнение обучающимися требований культуры труда, норм времени, взаимных обязательств в коллективе и т. д.
дидактической спирали - вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение: от простого к сложному;
развивающего обучения - активизация мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
учёта индивидуальных особенностей учащихся - ориентация обучения и воспитания на развитие природных задатков, творческого мышления;
сохранения здоровья учащихся - применение здравоохранительных технологий на всех этапах обучения.
Процесс обучения предмету «Технология» основывается на следующих принципах:
1. принцип личностных приоритетов (ориентация на личность школьника).
2. принцип доступности (ориентация на имеющиеся знания и умения обучающихся).
3. принцип необходимости (изучаемый в конкретных условиях учебный материал должен быть необходим для решения задач последовательного развития учащихся).
Реализация процесса обученияпредмету «Технология» должна удовлетворять следующим требованиям:
- соответствие (процесс обучения должен проходить в соответствии с требованиями нормативной и учебно-методической документации);
- функциональность (процесс обучения должен выполнять требуемые функции);
- действенность (процесс обучения должен быть технологичен, проблемные места идентифицированы и постоянно контролируемы, а также осуществление мер по улучшению организации процесса);
- эффективность (организация процесса обучения должна способствовать достижению результатов с установленными или ожидаемыми свойствами)
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Программа по технологии для 10-11 классов разработана для базового (универсального) уровня обучения по 1 часу в неделю всего 64 часа за 2 года. Программа составлена с учётом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по технологии и требований к уровню подготовки выпускников средней школы.
Содержание программы сохраняет преемственность по отношению к основным программам образовательной области «Технология» для основной школы, в частности к авторской общеобразовательной программе под редакцией В.Д. Симоненко (2010 г.).
Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.
Программа по технологии для базового уровня обучения может реализовываться в учебных заведениях с базовым уровнем подготовки или с нетехнологическими профилями подготовки.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является:
продолжение формирования культуры труда школьника;
развитие системы технологических знаний и трудовых умений;
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности;
уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Источники составления программы.
Фундаментальное ядро содержания общего образования, М.: Просвещение, 2011 год (стандарты второго поколения);
Программасредних общеобразовательных учреждений. Технология 5-11 классы, М.: Просвещение, 2000 год;
Авторская общеобразовательная программа под редакцией В.Д. Симоненко (2010 г.).
Программа предполагает двухлетнее обучение (в 10-11 классах) в объёме 68 часов, из расчёта 34 часов в год в 10 классе и 34 часа в 11 классе, по1 часу в неделю.
Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствует варианту авторской программы по технологиипод редакцией В. Д. Симоненко, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения творческих задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения:
перспективные (словесные, наглядные, практические);
логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником;
гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Проектное задание);
кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью;
контроля и самоконтроля (устный, письменный);
Стимулирования и мотивации;
Самостоятельной учебной деятельности;
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учеником;
Групповая формаобеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся;
Индивидуальная работав наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Формы контроля
Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме индивидуального и фронтального опроса, работы по карточкам. Большое внимание уделяется практическим работам.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения творческой работы;
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме тестирования, творческой работы.
Виды контроля:
самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания – главная составляющая учебного процесса.
Учебно-тематический план 10-11 класс
| 10 класс |
2 | Технология в современном мире | 16 часов | |
3 | Технология проектной деятельности | 16часов | |
4 | 11 класс |
5 | Технология в современном мире - | 16часов | |
6 | Технология проектной деятельности - | 16 часов | |
7 | Резерв | 4 часа | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Глава 1. Технологии в современном мире.
Тема 1. Технологии как часть общечеловеческой культуры.
Основные теоретические сведения:
Технологическая культура.
Понятие «Технология».
Технологические уклады.
Связь технологии с наукой, техникой и производством.
Практические работы:
Подготовка доклада об интересующем открытии (известном учёном, изобретателе) в области науки и техники.
Тема 2.Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества.
Основные теоретические сведения:
Энергетика и энергоресурсы.
Промышленные технологии и транспорт.
Сельское хозяйство в системе природопользования.
Практические работы:
Посадка деревьев и кустарников возле школы. Оценка запылённости воздуха. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах. В техногенном мире.
Тема 3. Природоохранные технологии.
Основные теоретические сведения:
Применение экологически чистых и безотходных производств.
Использование альтернативных источников энергии.
Экологическое сознание и экологическая мораль
Практические работы:
Оценка качества пресной воды. Уборка мусора около школы. Выявление мероприятий по охране окружающей среды на действующем промышленном предприятии.
Тема 4. Перспективныенаправления развития современных технологий.
Основные теоретические сведения:
От резца до лазера.
Современные электротехнологии.
Лучевые технологии. Ультразвуковые технологии.
Плазменная обработка.
Технология послойногопрототипирования.
Нанотехнологии. Новые принципы организации современного производства.
Автоматизация технологических процессов.
Практические работы:
Посещение промышленного предприятия (ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания).
Глава 2. Методы решения творческих задач.
Тема 5. Понятие творчества.
Основные теоретические сведения
Понятие творчества.
Понятие «творческий процесс».
Защита интеллектуальной собственности.
Логические и эвристические (интуитивные) пути решения творческих задач, их особенности и области применения.
Практические работы:
Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач.
Тема 6. Как ускорить процесс решения творческих задач.
Основные теоретические сведения:
Прямая мозговая атака (мозговой штурм).
Обратная мозговая атака.
Метод контрольных вопросов. Синектика.
Практические работы:
Конкурс «Генераторы идей».
Решение задач методом синектики.
Тема 7. Как найти оптимальный вариант.
Основные теоретические сведения:
Морфологический анализ (морфологическая матрица).
Функционально-стоимостный анализ (ФСА)
Практические работы:
Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач.
Тема 8. Эвристические методы, основанные на ассоциации.
Основные теоретические сведения:
Методы фокальных объектов.
Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
Практические работы:
Игра «Ассоциативная цепочка шагов».
Глава 3. Технология проектирования изделий.
Тема 9. Особенности современного проектирования.
Основные теоретические сведения:
Законы художественного конструирования.
Экспертиза и оценка изделия.
Практические работы:
Экспертиза ученического рабочего места и составление письменного заключения.
Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика.
Тема 10. Алгоритм дизайна.
Основные теоретические сведения:
Банк идей.
Дизайн отвечает потребностям.
Практические работы:
Создание банка идей и предложений. Оценка объектов на основе их потребительских качеств (по выбору школьников).
Тема 11. Мысленное построение нового изделия.
Основные теоретические сведения:
Мечта и реальность.
Научный подход в проектировании изделий.
Приступим к материализации проекта.
Практические работы:
Выдвижение идей усовершенствования своего проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с использованием метода морфологического анализа.
Глава 4. Профессиональное самоопределение и карьера.
Тема 12. Понятие профессиональной деятельности, структураи организация производства.
Основные теоретические сведения:
Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности.
Нормирование и оплата труда.
Практические работы:
Определение целей и задач своей будущей профессиональной деятельности.
Определение вида оплаты труда для работников определённых профессий.
Тема13 . Культура труда и профессиональная этика.
Основные теоретические сведения:
Понятие «культура труда».
Профессиональная этика.
Практические работы:
Анализ своего учебного дня и предложения по его реорганизации, повышающие эффективность учёбы. Обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей профессиональной деятельности.
Тема 14. Профессиональное становление личности.
Основные теоретические сведения:
Этапы и результаты профессионального становления личности.
Профессиональная карьера.
Практические работы:
Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.
Тема 15. Подготовка к профессиональной деятельности.
Основные теоретические сведения:
Рынок труда и профессий.
Виды профессионального образования.
Профессиональное резюме.
Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства.
Практические работы:
Изучение регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворённости трудом работников различных профессий.
Составление автобиографии и профессионального резюме.
Тема 16. Планирование профессиональной карьеры.
Основные теоретические сведения:
Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.
Практические работы:
Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Учебная литература
Технология : базовый уровень : 10-11классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией В.Д. Симоненко. –М. :Вентана-Граф», 2013.
. материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы:
// www.rosmisel.ru Игры и задачи на развитие творческого мышления
//www.designacademy.ru Академия школы дизайна
// www.sostav.ru Интернет- портал, посвященный рекламе, маркетингу
http://fcior.edu.ru/card/25185/ohrana-truda-osnovnye-polozheniya-i-prava-rabotnikov.html - основные положения и права работников
http://fcior.edu.ru/card/17925/bezbumazhnye-tehnologii-na-atp.html - безбумажные технологии
http://fcior.edu.ru/card/29576/klassifikaciya-i-osnovnye-komponenty-sovremennyh-informacionnyh-tehnologiy.html - классификация современных технологий
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер
Колонки
Мультимедийные презентации
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов. Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития). Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться…». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
10