СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии для 10 класса

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предполагает двухлетнее обучение (в 10-11 классах) в объеме 68 часов, из расчета: в 10 классе - 34 часа в год (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа в год (1 час в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для 10 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ряжская средняя школа № 1»






«Принято»

МО учителей естественно-математического цикла

Протокол №_________

от «___»_______20__

Руководитель МО

Цыбакова Л.В.

«Принято»

Педагогический совет

Протокол №________

от «___»_______20__



Утверждаю:

Директор МОУ

«Ряжская средняя школа № 1»

____________Елистратов А.В.

Приказ №________

от «___»_______20__





Рабочая программа по технологии

(вариант для девочек)

10 класс

по 1 часу в неделю (34 ч в год)

на 2019-2020 учебный год









Составитель:

учитель технологии

МОУ «Ряжская средняя школа № 1»

О.Н.Кочетова











2019 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень) к учебнику Технология. Базовый уровень.10 – 11классы. Под ред. Симоненко В.Д., Очинин О.П, Матяш Н.В и др.- Вентана–Граф, 2019 г.

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования и предназначен для учащихся непрофильного, или универсального уровня образования, готовит старшеклассников к активной профессиональной деятельности.
Специфика предмета.

Программа предполагает двухлетнее обучение (в 10-11 классах) в объеме 68 часов, из расчета: в 10 классе - 34 часа в год (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа в год (1 час в неделю)

Место предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение технологии в 10 и 11 классе отводится не менее 68 часов, из расчета 1 ч. в неделю в каждом классе.

Планируемые результаты.

Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются:

  • овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;

  • овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • наличие умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; 

  • формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;

  • развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.


Цели изучения курса

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры; 

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности; 

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда; 

  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.


Задачи предмета :

  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

  • ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации;

  • сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;

  • воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской деятельности;

  • ознакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности;

  • ознакомить с отраслями современного производства и сферы услуг;

  • ведущими предприятия региона;

  • творческими методами решения технологических задач;

  • назначением и структурой маркетинговой деятельности на предприятиях;

  • основными функциями менеджмента на предприятии;

  • основными формами оплаты труда;

  • порядком найма и увольнения с работы;

  • содержанием труда управленческого персонала и специалистов распространенных профессий;

  • устойчивостью конъюнктуры по отдельным видам работ;

  • источниками информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства;

  • путями получения профессионального образования и трудоустройства;

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

  • воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.

Одна из важных задач – научить учащихся добросовестно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги.


Знать:

  • понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;

  • понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

  • цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;

  • порядок создания предприятий малого бизнеса, организационно-правовые формы,

  • чем отличается предпринимательство от других видов экономической деятельности, что такое предпринимательский риск,

  • условия прибыльного производства;

  • роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей

  • кто может быть участником предпринимательской деятельности,

  • какие документы дают право на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.




Уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • осуществлять самоанализ развития своей личности;

  • анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

  • иллюстрировать на конкретных примерах роль предпринимательства в экономической жизни общества;

  • выдвигать деловые идеи;

  • характеризовать отдельные виды предпринимательской деятельности;

  • изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план;

  • находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации;

  • распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания;

  • решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности;

  • планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда;

  • уточнять и корректировать профессиональные намерения.



Использовать полученные знания для:


  • повышения активности процесса и результатов своего труда;

  • поиска и применения различных источников информации;

  • соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования;

  • составления резюме при трудоустройстве.














ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

10 КЛАСС

Технология в современном мире – 17 часов

Теоретические сведения. 

Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Технологические уклады и их основные технические достижения. Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Взаимовлияние уровня развития науки, техники, технологий и рынка товаров и услуг. Виды технологий. Характерные осо­бенности техно­логий различных отраслей про­изводственной и непроизводс­твенной сферы. Природоохранные технологии.

Практические работы. 


Технология проектной деятельности – 17 часов


Теоретические сведения. Проектирование как создаю новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Этапы проектирования. Формирование идей и предложений. Методы решения творческих задач. Логические и эвристические приемы решения практических задач. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, по­шаговое планирование действий. Алгоритм проектирования методы решения творческих задач . Процесс решения-мозговой штурм и метод обратной мозговой атаки. Меитод контрольных вопросов. Синектика, применение морфологического анализа при решении задач. Непредвиденные обстоятельства в проектирова­нии, действия по коррекции проекта. Алгоритмический метод решения изобретательных задач. \защита интеллектуальной собственности. Исследовательский проект и его защита.

Проектная деятельность – 9 часов

Практические работы. 

















Учебно-тематический план 10 класс


№ пп


Раздел темы


теория

практика

Технология в современном мире -17 часов.


1

Технология и техносфера.

Технология как часть общечеловеческой культуры

1


2

Виды технологий. Технологии электроэнергетики

2


3

Технологии индустриально­го производства

1


4

Технологии производства сельскохозяйственной продукции

1

1

5

Технологии агропромышленного Производства (АПК)

1


6

Технологии легкой промышленности и пищевых производств

1


7

Природоохранные технологии

Проектно исследовательская деятельность

1

1

8

Перспективные направления развития современных технологий

1

1

9

Новые принципы организации современного производства –инновационная деятельность

0,5

0,5

10

Информационный проект


3

11

Особенности современного проектирования

1


Технология проектной деятельности -17 часов


13

Алгоритм проектирования

1


14

Методы решения творческих задач Логические и эвристические методы решения задач.

Творческая работа «Создание товарного знака нового продукта или предприятия»

1

1

15

Процесс решения творческих задач.

Мозговой штурм - эффективный метод решения творческих задач.

0,5

0,5

16

Метод обратной мозговой атаки

0,5

0,5

17

Метод контрольных вопросов поиска решений творческих задач

0,5

0,5

18

Синектика

0,5

0,5

19

Применение морфологического анализа при решении задач.

0,5

0,5

20

Метод фокальных объектов

0,5

0,5

21

Алгоритмические методы решения изобретательных задач

0,5

0,5

22

Защита интеллектуальной собственности

1


23

Мысленное построение нового изделия

0,5

0,5

24

Исследовательский проект

1

3

Итого

18,5

15,5

Всего

34 часа






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС


урока

Дата проведения

Разделы Тема урока

Кол-во

часов

Ключевые понятия

и термины


Планируемые результаты

освоения обучающимися учебной программы

Тип урока

Д/З

По плану

По факту


I.Технология в современном мире -17 часов.






1



Технология и техносфера.

Технология как часть общечеловеческой культуры


1

Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения


Знать:

• определение понятия «культура»;

• основные виды культуры;

• определение понятия «технология».

Уметь:

• приводить примеры

взаимосвязи материальной и духовной культуры;

• приводить примеры влияния технологий на общественное развитие

Урок усвоения новых знаний

§8

Стр. 51-62







2-3



Виды технологий.

Технологии электроэнергетики




2

Взаимовлияние уровня развития науки, техники, технологий и рынка товаров и услуг. Виды технологий. Характерные осо­бенности техно­логий различных отраслей про­изводственной и непроизводс­твенной сферы. Технологии электроэнергетики и их альтернатива.

Знать:

виды технологий; характерные особенности технологий различных отраслей производственной и непроизводственной сферы.

Уметь: объяснять сущность взаимовлияния уровня развития науки, техники и технологий и рынка товаров и услуг; приводить примеры технологий производст­венной и непроизводст­венной сферы.

Урок усвоения новых знаний

§9

Стр. 62-70





4



Технологии

индустриально­го производства





1

Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Сов­ременные техно­логии электро­технического и радиоэлектрон­ного производс­тва. Современ­ные технологии строительства. Современные технологии лег­кой промышлен­ности и пищевых производств. Автоматизация и роботизация производствен­ных процессов

Знать: основные виды сов­ременных технологий индустриального произ­водства; характерные особен­ности современных тех­нологий индустриально­го производства.

Уметь: приводить примеры наиболее распростра­ненных современных технологий в различных отраслях индустриаль­ного производства



Урок усвоения новых знаний

§10

Стр. 70-73






5-6



Технологии

производства сельскохозяйственной продукции


Практическая работа №11 (стр.81)

2

Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции

Знать: основные виды современных технологий производства сельскохозяйственной продукции; характерные особенности современных технологий производства сельскохозяйственной продукции

Уметь: приводить примеры эффективного применения технологий производства сельскохозяйственной продукции

Комбинированный

§11

Стр. 73-78,

78-82

Доклад





7



Технологии агропромышленного

Производства (АПК)

1


Современные технологии АПК. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий

Знать: основные сферы АПК; характерные особенности современных технологий АПК.

Уметь: приводить примеры эффективного применения технологий производства сельскохозяйственной продукции


Урок усвоения новых знаний

§11

Стр. 83-85

Доклад




8



Технологии легкой промышленности и пищевых производств



1


Современные технологии производства легкой промышленности и пищевой промышленности

Знать: основные отрасли легкой промышленности; основные отрасли пищевой промышленности; характерные особенности.

Уметь: приводить примеры предприятий различных отраслей, описывая различные применяемые технологии производства

Урок усвоения новых знаний

§12

Стр. 85-94






9-10














Природоохранные технологии


Практическая работа №12 (стр.104)











Проектно исследовательская деятельность


2

Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей

среды. Экологические проблемы современного общества

Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды Методы и средства оценки

Экологического состояния окружающей среды.

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически

чистых и безотходных технологий; утилизация

отходов



Знать: основные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека; определения понятий «экологический мониторинг», «экологическая экспертиза»; методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды; предельно допустимые нормативы содержания вредных веществ в атмосфере, почве, воде; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду.

Уметь: указывать причины неблагополучного экологического состояния местной окружающей среды; приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на местную окружающую среду; приводить примеры экологически чистых и безотходных технологий

Комбинированный

§13

Стр. 95-104

Доклад









11-12



Перспективные направления развития современных

технологий


Практическая работа №13 (стр.113)


2

Возрастание роли информационных технологий. Нанотехнологии

Знать: основные виды современных перспективных технологий; определения понятий
«информационные технологии»; «нанотехнологии»; основные сферы применения современных перспективных техно­логий.

Уметь: приводить примеры применения современ­ных перспективных технологий во всех сферах жизни общества

Комбинированный

§14

Стр. 105-116

§14

Стр.116-127

Доклад

«Нано-технологии»








13



Новые принципы организации современного производства -инновационная

деятельность


Практическая работа №14 (стр.134)


1

Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии

Знать: определение понятия «инновационная деятельность»; сущность инновационной деятельности предприятия.

Уметь: приводить примеры инновационных продуктов и технологий; определять возможные

направления инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для

удовлетворения собственных потребностей

Комбинированный

§15

Стр. 127-134

Доклад.


Подготовка информаци-онного проекта





14-16




Информационный проект


Практическая работа №1 (стр.12)

3

Понятие информационного проекта, его особенности. Этапы выполнения:

1.Цель проекта

2.Предмет поиска

3. Поиск источников информации

4. обработка информации

5. оформление результата

Презентация проекта


Знать: понятие информационного проекта, алгоритм выполнения, правила оформления.

Уметь: указывать причины неблагополучного экологического состояния местной окружающей среды; приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на местную окружающую среду; приводить примеры экологически чистых и безотходных технологий

Комбинированный


Подготовка информационного проекта



17



Особенности современного проектирования


Защита проекта



1

Требования к проектированию, законы художественного конструирования и экспертиза изделия. Оценка изделия


Знать: сущность проектирования; особенности экспертной оценки.

Уметь: использовать изученные методы при решении творческих задач

Комбинирован-ный

§1

Стр. 6-12



Технология проектной деятельности -17 часов




18



Алгоритм проектирования

1

Этапы проектирования. Формирование идей и предложений

Знать: сущность алгоритма проектирования; принципы банка идей и предложений

Уметь: использовать изученные методы при решении творческих задач

Урок усвоения новых знаний

§2

Стр.13-17




19-20



Методы решения творческих задач Логические и эвристические методы решения задач.


Практическая работа №2 (стр.19)

2

Методы решения творческих задач. Логические и эвристические приемы решения практических

задач.


Знать: сущность эвристических приемов решения практических задач; особенности применения эвристических приемов решения творческих задач.

Уметь: использовать изученные методы при решении творческих задач

Комбинирован-ный

§3

Стр. 17-21

21



Процесс решения творческих задач.

Мозговой штурм-эффективный метод решения творческих задач.


Практическая работа №3 (стр.23)



1

Цели и правила

проведения мозгового штурма (атаки)

Знать: определение понятия «мозговой штурм»; условия применения метода мозгового штурма; правила проведения мозгового штурма.

Уметь: формулировать цели мозгового штурма; применять метод мозгового штурма с учетом решаемой задачи

Комбинированный

§4

Стр. 22-24




22



Метод обратной мозговой атаки

Практическая работа №4 (стр.25)



1

Метод недостатков - ключ к совершенству

Диверсионный метод

Знать: суть метода обратной МА

Уметь: использовать обратную МА для обнаружения скрытых задач

Комби-нирован-ный

§4

Стр. 25-26



23



Метод контрольных вопросов поиска решений творческих задач

Практическая работа №5 (стр.27)



1

Цели и правила проведения морфологического анализа

Знать: сущность метода «контрольных вопросов»; порядок проведения метода контрольных вопросов

Уметь: применять метод контрольных вопросов

Комби-нированный

§4

Стр.26-28


24



Синектика


Практическая работа №6 (стр.29)

1

Способы различных эффектов, используемые при решении задач

Знать: рабочие механизмы

Уметь: использовать банк эффектов при решении простейших практических задач

Комби-нирован-ный

§4

Стр. 28-30

25



Применение

морфологического анализа при решении задач.

Функционально-стоимостной анализ

Практическая работа №7 (стр.32)

1

Решение творческих задач с

помощью морфологического

анализа

Уметь: применять метод морфологического анализа при решении творческих


Комби-нированный

§4

Стр. 31-33

26



Метод фокальных объектов

Практическая работа №8 (стр.36)

1

Нестандартные методы поиска решений

Уметь пользоваться данным методом при решении творческих задач

Комби-ниро-ванный

§4

Стр. 34-36

27



Алгоритмические методы решения

изобретательных задач

Практическая работа №9 (стр.38)

1

Алгоритмические методы поиска решений. АРИЗ.

Основные рабочие механизмы АРИЗ

Знать:сущность алгоритмических методов поиска решений творческих задач; особенности АРИЗ; рабочие механизмы АРИЗ.

Уметь: приводить примеры задач, требующих при решении применения

АРИЗ

Комби-нированный

Работа над прикладным проектом

28



Защита интеллектуальной собственности

1

Понятие интеллек­туальной собствен­ности. Способы защиты авторских прав. Публикации

Знать: определение понятия «интеллектуальная собс­твенность»; виды интеллектуальной собственности; сущность понятия «авто­рское право»; способы защиты авто­рских прав; основы законодательства по защите авторских прав

Урок усвоения новых знаний

§4

Стр. 39-42

29



Мысленное построение нового изделия

Практическая работа 10 (стр.50)


1

Постановка целей и изыскание средств проектирования..

Материализация проекта.

Знать: сущность алгоритма проектирования; принципы банка идей и предложений

Уметь: использовать изученные методы при решении творческих задач

Комби-нированный

§7

Стр. 42-50

30-32



Исследовательский проект.


3


Проектная деятельность, основные этапы, особенности проекта,

  1. исследовательский этап;

  2. технологический этап

  3. анализ проектной деятельности;

  4. презентация результатов проектной деятельности

Знать основные понятия, алгоритм выполнения

Уметь: определять цель и задачи исследования, решения творческих задач в технологической деятельности.


Комбинированный

Подготовка исследовательского проекта

33-34



Защита проектов

2

Защита проектов разработанных учащимися

Умение вести защиту своей работы, дискутировать в процессе представления проекта, аргументировать свою позицию

Защита проекта













Учебно-методический комплекс

Учебники


  1. Учебник «Технология» базовый уровень 10-11 класс для учащихся общеобразовательной школы под редакцией В.Д. Симоненко М. «Вентана-Граф» 2019 г.

  2. Учебник «Технология Профессиональный успех» 10-11 Под редакцией С.Н. Чистяковой М. – Просвещение 2015 г.


Методическая литература


  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru.

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2015.-240 с.

  3. Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2019.

  4. Технология.10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие / Сос.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В.Озерова.-2–е изд., стереотип.-М.:Издательство «Глобус», 2015.-224 с.