Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО Вологина А.О. Протокол №1 «31» августа 2023г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР Клинская Е.О. | УТВЕРЖДЕНО Директор ОГАОУ «Центр образования «Ступени» Шкляр Н.В. Приказ №153 от 01.09.2023 г. |
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося 1дополнительного класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования с задержкой психического развития (вариант 2)
на 2024-2025 учебный год
Составитель: Чекалдина Е.О.
учитель начальных классов
Биробиджан, 2024г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для школьников с ЗПР (1 класса) составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 24.11.2022 № 1023;
Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2024 – 2025 учебный год.
Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;
Авторская программа «Литературно чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М. В. (Сборник рабочих программ «Школа России», Москва, Просвещение, 2016г.).
Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центра образования «Ступени» начального общего образования.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе ФГОС НОО с учетом Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с задержкой психического развития с использованием УМК «Школа России».
Основными целями начального обучения литературному чтению являются:
формирование у обучающегося навыков чтения и понимания прочитанного;
введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению;
коррекция нарушений психофизического развития с использованием специальных методов, приемов и средств обучения.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей литературного чтения:
учить выделять последовательность звуков и слогов в словах, использовать знаковосимволические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
формировать умение слитного послогового чтения слов с разной слоговой структурой, умение правильно понимать читаемые слова, предложения, небольшие тексты;
учить элементам выразительного чтения;
учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, передавать содержание прослушанного;
учить использовать формы речевого этикета;
познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы, доступными для восприятия младших школьников с ЗПР, развивать нравственные и эстетические представления и чувства;
учить создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению, на основе личного опыта или впечатлений;
развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт и словарь, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
воспитывать интерес к книгам и чтению;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Воспитательный потенциал предмета «Литературное чтение» реализуется через:
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрация детям примера ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формировании и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства с литературными произведениями);
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
овладение навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).
Метапредметные результаты
Регулятивные
понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по содержанию);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).
Познавательные
осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения;
кодировать и перекодировать информацию;
осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного, прочитанного).
Коммуникативные
слушать собеседника и вести диалог;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем
Предметные результаты
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
формирование потребности в систематическом чтении;
выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
Место предмета в учебном плане
Уроки в 1 дополнительном классе для обучающихся с задержкой психического развития проводятся индивидуально. Рабочая программа составлена на 132 часа (по 4 часа в неделю при 33 учебных неделях). В соответствии с ПрАООП длительность уроков 40 минут.
Содержание учебного предмета
В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе включает следующие разделы:
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи. Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух.
Говорение (культура речевого общения). Понимать вопросы, отвечать на них, выслушивать, не перебивая, собеседника. Использование норм речевого этикета. Передача содержания прослушанного. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание, повествование).
Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения классиков детской литературы, доступные для восприятия младших школьников с ЗПР.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Прозаическая и стихотворная речь. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, загадки). Сказки.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценирование, установление последовательности событий; создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Тематическое планирование
№ | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Послебукварный. | 14 |
2 | Жили-были буквы. | 20 |
3 | Загадки, сказки, небылицы. | 31 |
4 | Апрель, апрель. Звенит капель! | 13 |
5 | И в шутку и всерьёз. | 17 |
6 | Я и мои друзья. | 17 |
7 | О братьях наших меньших. | 20 |
| ИТОГО: | 132 часа |
Календарно-тематическое планирование |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки прохождения |
план | факт |
Первая четверть 32 часа. Послебукварный (14 часов). |
| Первоучители словенские. | 1 | | |
| Первый букварь. | 1 | | |
| А.С. Пушкин. | 1 | | |
| Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский — детям. | 1 | | |
| К.И, Чуковский «Путаница». | 1 | | |
| В.В. Бианки «Первая охота». | 1 | | |
| С.Я. Маршак «Угомон». | 1 | | |
| М.М. Пришвин «Глоток молока». | 1 | | |
| А.Л. Барто «Игра в слова». | 1 | | |
| С.В. Михалков «Котята». | 1 | | |
| Б.В. Заходер «Два и три». | 1 | | |
| В.Д. Берестов «Прощание с другом». | 1 | | |
| Повторение по теме «Как хорошо уметь читать». | 1 | | |
| Контрольное тестирование по теме «Как хорошо уметь читать». | 1 | | |
Жили-были буквы (20 часов). |
| Вводный. | 1 | | |
| В. Данько «Загадочные буквы». | 1 | | |
| И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». | 1 | | |
| C. Чёрный «Живая азбука». | 1 | | |
| Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет». | 1 | | |
| Г. Сапгир «Про медведя». | 1 | | |
| Г. Сапгир «Про медведя». | 1 | | |
| М. Бородицкая «Разговор с пчелой»; И. Гамазкова «Кто как кричит?». | 1 | | |
| Е. Григорьева «Живая азбука». | 1 | | |
| С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». | 1 | | |
| С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». | 1 | | |
| С. Маршак «Живая азбука». | 1 | | |
| С. Маршак «Живая азбука». | 1 | | |
| С. Маршак «Живая азбука». | 1 | | |
| С. Маршак. Сравнение стихотворений. | 1 | | |
| Из старинных книг. | 1 | | |
| Пословицы. | 1 | | |
| Разноцветные страницы. | 1 | | |
Вторая четверть 32 часа. |
| Повторение по теме «Жили-были буквы». | 1 | | |
| Закрепление изученного материала по теме «Жили-были буквы». | 1 | | |
Загадки, сказки, небылицы (30 часов). |
| Введение в раздел. Курочка Ряба. | 1 | | |
| Лиса и Журавль. | 1 | | |
| Е. Чарушин «Теремок». | 1 | | |
| Е. Чарушин «Теремок». | 1 | | |
| Е. Чарушин «Теремок». | 1 | | |
| Русская народная сказка «Рукавичка». | 1 | | |
| Русская народная сказка «Рукавичка». | 1 | | |
| Русская народная сказка «Рукавичка». | 1 | | |
| «Теремок» и «Рукавичка» - чем похожи, чем различаются. | 1 | | |
| Загадки. | 1 | | |
| Песенки. | 1 | | |
| Потешки. | 1 | | |
| Небылицы. | 1 | | |
| Л. Каменский «Про художника, который всё перепутал». | 1 | | |
| Л. Каменский «Про художника, который всё перепутал». | 1 | | |
| Учимся сочинять небылицы. | 1 | | |
| Учимся сочинять небылицы. | 1 | | |
| Рифмы Матушки Гусыни. | 1 | | |
| Перевод С. Маршка «Дом, который построил Джек». | 1 | | |
| Перевод С. Маршка «Дом, который построил Джек». | 1 | | |
| А.С. Пушкин. | 1 | | |
| Петух и собака | 1 | | |
| Петух и собака | 1 | | |
| Петух и собака | 1 | | |
| Гуси-лебеди | 1 | | |
| К. Ушинский | 1 | | |
| К. Ушинский «Жалобы зайки» | 1 | | |
| Разноцветные страницы | 1 | | |
| Обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы». | 1 | | |
| Повторение изученного материала. Самостоятельная работа. | 1 | | |
Третья четверть 36 часов. И в шутку и всерьёз (16 часов). |
| Введение в раздел «И в шутку и всерьёз». | 1 | | |
| И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». | 1 | | |
| Я. Тайц «Волк». | 1 | | |
| Н. Артюхова «Саша-дразнилка». | 1 | | |
| Н. Артюхова «Саша-дразнилка». | 1 | | |
| К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет». | 1 | | |
| О. Григорьев «Стук», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». | 1 | | |
| К. Чуковский «Телефон». | 1 | | |
| К. Чуковский «Телефон». | 1 | | |
| К. Чуковский «Телефон». | 1 | | |
| М. Пляцковский «Помощник». | 1 | | |
| М. Пляцковский «Помощник». | 1 | | |
| Поговорим о самом главном. К. Ушинский. | 1 | | |
| Поговорим о самом главном. К. Ушинский. | 1 | | |
| Повторение по теме «И в шутку и всерьез». | 1 | | |
| Обобщение по теме «И в шутку и всерьез».Контрольная работа. | 1 | | |
Я и мои друзья (17 часов). |
| Введение в раздел «Я и мои друзья». | 1 | | |
| Ю. Ермолаев «Лучший друг». | 1 | | |
| Е. Благинина «Подарок». | 1 | | |
| Пословицы о дружбе | 1 | | |
| В. Орлов «Кто первый?»; С. Михалков «Бараны». | 1 | | |
| Р. Сеф «Совет»; В. Орлов «Если дружбой дорожить…». | 1 | | |
| И. Пивоварова «Вежливый ослик». | 1 | | |
| Я. Ким «Моя родня». | 1 | | |
| Составление рассказа «Моя семья». | 1 | | |
| С. Маршак «Хороший день». | 1 | | |
| С. Маршак «Хороший день». | 1 | | |
| По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль». | 1 | | |
| По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль». | 1 | | |
| Из старинных книг. Рассказы Д. Тихомирова. | 1 | | |
| Из старинных книг. Рассказы Д. Тихомирова. | 1 | | |
| Разноцветные страницы. | 1 | | |
| Повторение по теме «Я и мои друзья». | 1 | | |
| Обобщение по теме «Я и мои друзья».Тестирование. | 1 | | |
Апрель, апрель. Звенит капель!(13 часов) |
| Введение в раздел. | 1 | | |
| А. Майков «Ласточка примчалась...», А. Плещеев «Травка зеленеет...». | 1 | | |
| А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники». | 1 | | |
| С. Маршак «Апрель», И. Томакова «Ручей». | 1 | | |
| Л. Ульяницкая «Горел в траве росистой..», Л. Яхнин «У дорожки...». | 1 | | |
| Е. Трутнева «Голубые, синие...», И. Токмакова «К нам весна шагает...». | 1 | | |
Четвертая четверть 32 часа. |
| Азбука загадок. | 1 | | |
| В. Берестов «Воробушки», Р. Сеф «Чудо». | 1 | | |
| К. Ушинский «Лёд тронулся». | 1 | | |
| Пословицы. | 1 | | |
| Разноцветные страницы. | 1 | | |
| Повторение по теме "Апрель, апрель. Звенит капель...». | 1 | | |
| Обобщение по теме "Апрель, апрель. Звенит капель...».Тестирование. | 1 | | |
О братьях наших меньших (22 часа). |
| Введение в раздел. | 1 | | |
| С. Михалков «Трезор». | 1 | | |
| С. Михалков «Трезор». | 1 | | |
| Р. Сеф «Кто любит собак…» | 1 | | |
| В. Осеева «Плохо». | 1 | | |
| Промежуточная аттестация. | 1 | | |
| В. Осеева «Вырванный лист». | 1 | | |
| В. Осеева «Вырванный лист». | 1 | | |
| И. Токмакова «Купите собаку». | 1 | | |
| И. Токмакова «Купите собаку». | 1 | | |
| М. Пляцковский «Цап Царапыч». | 1 | | |
| Г. Сапгир «Кошка». | 1 | | |
| В. Берестов «Лягушата». | 1 | | |
| В. Берестов «Лягушата». | 1 | | |
| В. Лунин «Никого не обижай». | 1 | | |
| С. Михалков «Важный совет». | 1 | | |
| Д. Хармс «Храбрый ёж». | 1 | | |
| Н. Сладков «Лисица и Еж». | 1 | | |
| Обобщение знаний по теме «О братьях наших меньших». | 1 | | |
| Систематизация знаний по теме «О братьях наших меньших». Тестирование. | 1 | | |
| Подведение итогов. | 1 | | |
Контрольно-оценочные материалы
для проведения промежуточной аттестации
Прочитай текст.
Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых. Днём летучие мыши заворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в тёмных местах вниз головой.
Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна.
(По Ю. Дмитриеву, 51 слово)
О каких животных говорится в тексте? Напиши. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Какую пользу приносят летучие мыши? Отметь правильный ответ.
висят в тёмных местах вниз головой
поедают вредных насекомых
Продолжи предложение. Летучие мыши
__________________________________________________________________ .
Подчеркни слова — действия, которые выполняют летучие мыши.
поедают
висят
заворачиваются
вылетают
наступает
спят
Какое произведение ты прочитал? Отметь правильный ответ.
Рассказ
Сказку
стихотворение
Придумай название тексту.
__________________________________________________________________
Учебно-методического обеспечение
Литературное чтение. Рабочие программы 1 — 4 классы: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина — М.: Просвещение, 2011.
Контрольно-измерительные материалы: Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: Промежуточный и итоговый контроль знаний. 1 класс. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019.
Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения: пособие для учителей начальных классов и студентов / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко. Тригер Р.Д.
ЭОР
http:/www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФ
http://pedsovet.org - Всероссийский Интернет-педсовет.
http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства «Просвещение». На сайте представлены Интернет-уроки.
(http://eor.edu.ru) Федеральный центр электронных образовательных ресурсов
Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
Интерактивная образовательная онлайн-платформа UCHi.RU
Электронные пособия для школьников http://learning-russian.gramota.ru
http://school.iot.ru/ - Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей
http://viki.rdf.ru/ - Детские электронные книги и презентации:
http://www.uchportal.ru/- Учительский портал
www.Ucheba.com/ - Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) , «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
https://ikp-rao.ru/ - институт коррекционной педагогики
https://www.fgosovz24.ru/ - учебно-методический центр
«Центр внедрения ФГОС ОВЗ».
https://fgosreestr.ru/- реестр примерных основных образовательных программ