Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №22»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Зам. директора по УР Приказ №_________
___________ от «___»____2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 5Г класса
на 2019 – 2020 учебный год
Учитель - Буркало Л.Н.
Рассмотрено на заседании МО ____________________________________ Протокол № ___________ от _____2019г. руководитель МО ___________________ |
(подпись, ФИО)
Содержание:
1.Пояснительная записка 2.
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета 3
3.Содержание учебного предмета 11
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на каждую тему 14
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012, №273-ФЗ);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897; Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 №1897 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 №40937);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол №1/15 от 08.04.2015 г.)
Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СШ №22» на 2019-2020 учебный год (5-8 класс);
Учебным планом МБОУ «СШ №22» на 2019-2020 учебный год;
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях;
Программой к завершённой предметной линии учебников по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, опубликованной в сборнике «Рабочие программы: Литература. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2013.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования. Рабочая программа по литературе разработана в целях конкретизации содержан ия образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учеников 5 класса.
Планируемые результаты изучения литературы
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении.
осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
потребность в самовыражении через слово;
устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,подтекстов ую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст
иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический апп арат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать
тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
осознанно воспринимать и понимать основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки;«бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса – сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления) фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорн ую сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); –выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основ у для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере; видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса; выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»; пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок; выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе | сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера; выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия); выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; – осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
воспринимать художественный текст как произведение искусства;
определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Содержание учебного предмета
Введение. Роль книги в жизни человека.(1ч)
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовн ое завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество(10ч)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты- волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Из древнерусской литературы(2ч)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Из литературы xviii века(2ч)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
Из литературы xix века (42ч)
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно- фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюби е. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Пле щеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы xx века (28ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…»,
«Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя.
«Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Вели кой Отечественной войны. К.М.Симонов«Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский«Рассказ танкиста».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы(16ч) Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на каждую тему
№ урока | Разделы/темы уроков | Кол-во часов, отводимое на каждую тему | Календарные сроки | Примечание |
план | факт | |
1 | Введение. Роль книги в жизни человека. | 1 | | | |
| РАЗДЕЛ 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. | 9 | | | |
2 | Понятие о фольклоре. | 1 | | | |
3 | Малые жанры фольклора. | 1 | | | |
4 | Сказка как вид народной прозы. «Царевна- лягушка» как волшебная сказка. | 1 | | | |
5 | «Царевна-лягушка». Образ Василисы премудрой и Ивана- царевича. | 1 | | | |
6 | «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки. | 1 | | | |
7 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. | 1 | | | |
8 | Образ главного героя сказки. | 1 | | | |
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Н.Р.К. Юрий Афанасьев «Сказка о добром сердце» | 1 | | | |
10 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». | 1 | | | |
| РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. | 3 | | | |
11 | Летопись «Повесть временных лет» как литературный памятник. | 1 | | | |
12-13 | Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока - киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 2 | | | |
| РАЗДЕЛ 3. Из ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. | 2 | | | |
14 | М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. | 1 | | | |
15 | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. | 1 | | | |
| РАЗДЕЛ 4. ЛИТЕРАТУР А XIX ВЕКА. | 47 | | | |
16-18 | Вн. Чт. Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев). | 3 | | | |
19 | И. А. Крылов. Рассказ о писателе. Обличение человеческих пороков в баснях. | 1 | | | |
20 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. | 1 | | | |
21 | Р.р. Мини-проект «Мои любимые басни Крылова». | 1 | | | |
22 | В.А. Жуковский. Рассказ о поэте «Спящая царевна» как литературная сказка. | 1 | | | |
23 | В.А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе. | 1 | | | |
24 | А.С. Пушкин. «Няне». Рассказ о детских и лицейских годах жизни. | 1 | | | |
25 | А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. | 1 | | | |
26 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» события и герои. | 1 | | | |
27 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» система образов сказки. | 1 | | | |
28 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета. | 1 | | | |
29 | Р.р. Подготовка к сочинению по сказкам С. Пушкина. | 1 | | | |
30 | Вн. Чт. А.С. Пушкин. Сказки. Художественный мир пушкинских сказок. | 1 | | | |
31 | Р.р. Подготовка к контрольному сочинению №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина (по выбору учащихся) | 1 | | | |
32 | Р/Р Контрольное сочинение№1 по творчеству И.А.Крылова,В.А. Жуковского,А.С.Пушкина | 1 | | | |
33 | А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители» как литературная сказка. | 1 | | | |
34-35 | Вн.чт. П.П. Ершов. «Конёк горбунок». | 2 | | | |
36 | Вн. Чт. В.П. Гаршин. «Аttaleaprinceps». | 1 | | | |
37 | М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». | 1 | | | |
38 | «Бородино»: проблематика и поэтика. | 1 | | | |
39 | Вн.чт. «Ашик-кериб» как литературная сказка. Добро и зло в сказке. | 1 | | | |
40 | Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | | | |
41 | «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. | 1 | | | |
42 | Вн. Чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация картин народной жизни. | 1 | | | |
43 | Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте отрывок из поэмы "Мороз. Красный нос» ("Есть женщины в русских селеньях ...»). | 1 | | | |
44 | «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. | 1 | | | |
45 | Вн. Чт. Н.А. Некрасов. «На волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 | | | |
46 | И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Му-му» как повесть о крепостном праве. | 1 | | | |
47 | Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Му-му. | 1 | | | |
48 | Р.Р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Му-му»). | 1 | | | |
49 | Р.Р. Классное контрольное сочинение №2 по рассказу «Му- му». | 1 | | | |
50-51 | А.А. Фет. Лирика. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь». НРК Роман Ругин «Мольба природы» | 2 | | | |
52 | Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | 1 | | | |
53 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. | 1 | | | |
54 | Р.р. Подготовка к контрольному сочинению №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. тургенева, Л.Н. Толстого. | 1 | | | |
55 | Контрольное сочинение №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. тургенева, Л.Н. Толстого. | 1 | | | |
56 | А.П.Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. | 1 | | | |
57 | Р.р. «Хирургия». Рассказ в актёрском исполнении. Ранние рассказы Чехова «Пересолил», «Каникулярные работы институтки Наденьки», «Письмо к учёному соседу». | 1 | | | |
58 | Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте. Юмор в рассказах Чехова. | 1 | | | |
59 | Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды». | 1 | | | |
60 | Русские поэты о родине и о родной природе (обзор) | 1 | | | |
61-62 | Русские поэты о родине и о родной природе (обзор). НРК. Андрей Тарханов «Соболёнок». | 2 | | | |
| РАЗДЕЛ 5. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА. | 30 | | | |
63-64 | И. А. Бунин. Рассказ о писателе «Косцы». Человек и природа в рассказе. НРК. Михаил Лесной «Хищный цветок». | 2 | | | |
65 | Вн. Чт. А.Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России. | 1 | | | |
66 | В.Г Короленко. Рассказ о писателе «В дурном обществе». Вася и его отец. | 1 | | | |
67 | «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. | 1 | | | |
68 | «В дурном обществе»: «Дурное общество» и «Дурные дела». | 1 | | | |
69-70 | Р.р. Защита коллективного проекта - электронного альбома «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». | 2 | | | |
71 | С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | 1 | | | |
72 | П.П. Бажов. Рассказ о писателе «Медной горы хозяйка» | 1 | | | |
73-74 | «Медной горы хозяйка»: сказ как жанр литературы. Сказ и сказка. НРК. Иван Ермаков «О чём шептал оленёнок» (отрывки из сказа) | 2 | | | |
75 | К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. | 1 | | | |
76 | «Тёплый хлеб»: язык сказки. | 1 | | | |
77 | Вн.чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы. Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского. | 1 | | | |
78 | Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». | 1 | | | |
79 | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. | 1 | | | |
80 | А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита»: человек и природа. | 1 | | | |
81 | «Никита»: быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя. | 1 | | | |
82 | В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. | 1 | | | |
83 | «Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения. | 1 | | | |
84 | Р.р. Подготовка к классному контрольному сочинению №4. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 в». | 1 | | | |
85 | Р.р. Классное контрольное сочинение №4. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв». | 1 | | | |
86 | Русские поэты 20 в. О родине и родной природе (И.А. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.). | 1 | | | |
87 | Д. Кедрин «Алёнушка», А. Прокофьев «Алёнушка», Н. Рубцов «Родная деревня». Образ родины в стихотворениях о природе. | 1 | | | |
88 | К.М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете». Дети и война. | 1 | | | |
89 | А.Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война. | 1 | | | |
90 | Саша Чёрный «Кавказский пленник». Краткий рассказ о поэте. Образы детей в рассказе. | 1 | | | |
91 | Саша Чёрный «Игорь- Робинзон». Юмор и его роль в рассказе. | 1 | | | |
92 | Ю.Ч. Ким. Песня «рыба- кит» как юмористическое произведение. | 1 | | | |
| РАЗДЕЛ 6. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. | 10 | | | |
93 | Р.Л. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед»: верность традициям предков. | 1 | | | |
94 | Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. | 1 | | | |
95 | Д. Дефо «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 1 | | | |
96 | Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. | 1 | | | |
97 | «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. | 1 | | | |
98 | «Снежная королева»: «Что есть красота?». | 1 | | | |
99 | Вн.чт. Сказки Андерсена. Победа добра, любви, дружбы над злом. | 1 | | | |
100 | Р.р. Сказки Х.-К. Андерсена. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов. | 1 | | | |
101 | Защита проектов «Мир сказок Х.-К. Андерсена» | 1 | | | |
102 | М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. | 1 | | | |