РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: - федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - концепци духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - планируемых результатов начального общего образования - примерной программы начального общего образования; - авторской программы по математике В. Н. Рудницкой (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой). Срок реализации программы 2018- 2019 учебный год. Цели обучения математике. Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей: обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач; предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины; умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения; реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов. Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе. Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе. Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у обучающихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения. С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе. В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: - анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; - возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; - обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; - обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе; - развитие интереса к занятиям математикой. Программа содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура. Основу данного курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура. В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования в современном учебном процессе предусмотрена работа с информацией (представление, анализ и интерпретация данных, чтение диаграмм и пр.). В данном курсе математики этот материал не выделяется в отдельную содержательную линию, а регулярно присутствует при изучении программных вопросов, образующих каждую из вышеназванных линий содержания обучения. Общее содержание обучения математике представлено в программе следующими разделами: «Число и счет», «Арифметические действия и их свойства», «Величины», «Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Логико-математическая подготовка», «Работа с информацией». Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует ее постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает ее роль в развитии личности младшего школьника. Содержание курса математики направлено прежде всего на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей. Решение математических (в том числе арифметических) текстовых задач оказывает положительное влияние на эмоционально-волевую сферу личности учащихся, развивает умение преодолевать трудности, настойчивость, волю, умение испытывать удовлетворение от выполненной работы. Кроме того, особой ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, баз данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов. Место учебного предмета в учебном плане Общий объем времени, отводимого на изучение математики в 3 классе, составляет 136 часов. В 3 классе урок математики проводится 4 раза в неделю (34 учебные недели). Класс | Федеральный базисный учебный план для ОУ | Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий на 2018-2019 учебный год | Потеря учебного времени | Причины потери учебного времени | 3 | 4 часа в неделю – 136 часов в год | 130 часов ( вторник, среда, четверг, пятница) | 7 часов | Праздничные дни – 08.03.2019 г., 01.05.2019 г., 02.05.2019 г., 03.05.2019 г., 09.05.2019г., 10.05.2019г. | РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса и система оценивания Личностными результатами обучения учащихся являются: - самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; - готовность и способность к саморазвитию; - сформированность мотивации к обучению; - способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения; - заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; - готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; - способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; - способность к самоорганизованности; - высказывать собственные суждения и давать им обоснование; - владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем). Метапредметными результатами обучения являются: - владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование); - понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; - планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; - выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.); - создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств; - понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха; - адекватное оценивание результатов своей деятельности; - активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач; - готовность слушать собеседника, вести диалог; - умение работать в информационной среде. Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются: - овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи; - умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений; - овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры; - умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные. Требования к уровню подготовки обучающихся. Учитель ориентируется на два уровня математической подготовки: обязательный и повышенный. Обязательный уровень Ученик научится: — знать названия и последовательность натуральных чисел до 1000 (включительно), уметь записывать их цифрами и сравнивать; — знать названия и обозначения действий умножения и деления; — знать наизусть таблицу умножения однозначных чисел и результаты соответствующих случаев деления; — выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 20 и 100; — выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000, используя письменные приемы вычислений; — знать названия компонентов четырех арифметических действий; — знать правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них, уметь находить их значения, выполняя два-три арифметических действия; — уметь решать арифметические текстовые задачи в три действия в различных комбинациях; — уметь вычислять: периметр многоугольника, периметр и площадь прямоугольника (квадрата). Повышенный уровень Ученик может научиться: — выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное числа в случаях, когда результат действия не превышает 1000, используя письменные приемы выполнения действий; — различать числовые равенства и неравенства, знаки «»; — называть единицы длины, массы, вместимости, времени, площади; — приводить примеры верных и неверных высказывании; — называть фигуру, изображенную на рисунке (ломаная, прямая); — вычислять длину ломаной; — изображать ломаную, обозначать ее буквами и читать обозначение; — изображать прямую с помощью линейки, обозначать ее буквами и читать обозначение; — различать луч и прямую; — делить окружность на 6 равных частей с помощью циркуля; — строить точку, симметричную данной, на клетчатом фоне. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: называть: – любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке; – компоненты действия деления с остатком; – единицы массы, времени, длины; – геометрическую фигуру (ломаная); сравнивать: – числа в пределах 1000; – значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах; различать: – знаки «» и « – числовые равенства и неравенства; читать: - записи вида: 120 850; воспроизводить: – соотношения между единицами массы, длины, времени; – устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000; приводить примеры: - числовых равенств и неравенств; моделировать: – ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка; – способ деления с остатком с помощью фишек; упорядочивать: – натуральные числа в пределах 1000; – значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах; анализировать: – структуру числового выражения; – текст арифметической (в том числе логической) задачи; классифицировать: - числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные); конструировать: - план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи; контролировать: – свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки; решать учебные и практические задачи: – читать и записывать цифрами любое трехзначное число; – читать и составлять несложные числовые выражения; – выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000; – вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений; – выполнять деление с остатком; – определять время по часам; – изображать ломаные линии разных видов; – вычислять значения числовых выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок); – решать текстовые арифметические задачи в 3 действия. К концу обучения в 3 классе обучающийся может научиться: формулировать: – сочетательное свойство умножения; – распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания); читать: - обозначения прямой, ломаной; приводить примеры: – высказываний и предложений, не являющихся высказываниями; – верных и неверных высказываний; различать: – числовое и буквенное выражение; – прямую и луч, прямую и отрезок; – замкнутую и незамкнутую ломаную линии; характеризовать: – ломаную линию (вид, число вершин, звеньев); – взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости; конструировать: - буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными; воспроизводить: - способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей; решать учебные и практические задачи: – вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв; – изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки; – проводить прямую через одну и через две точки; – строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной). Критерии оценки Знания, умения и навыки обучающихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов. Письменная проверка знаний, умений и навыков. В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. Ошибки: - незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; - неправильный выбор действий, операций; - неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков; - пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа; - несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам; - несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам. Недочеты: - неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин); - ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок; - отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа. Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше. При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки: Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно; Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочета; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета; Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок; При оценке работ, состоящих только из задач: Оценка "5" ставится, если задачи решены без ошибок; Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки; Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета; Оценка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок; При оценке комбинированных работ: Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно; Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета; Оценка "2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок; При оценке работ, включающих в себя решение выражений на порядок действий: считается ошибкой неправильно выбранный порядок действий, неправильно выполненное арифметическое действие; Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно; Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки; Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок; При оценке работ, включающих в себя решение уравнений: считается ошибкой неверный ход решения, неправильно выполненное действие, а также, если не выполнена проверка; Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно; Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки; Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок; При оценке заданий, связанных с геометрическим материалом: считается ошибкой, если ученик неверно построил геометрическую фигуру, если не соблюдал размеры, неверно перевел одни единицы измерения в другие, если не умеет использовать чертежный инструмент для измерения или построения геометрических фигур; Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно; Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки; Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок; Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. Оценка устных ответов. В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Ошибки: - неправильный ответ на поставленный вопрос; - неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; - при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения. Недочеты: - неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; - при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его; - неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; - медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; - неправильное произношение математических терминов. Оценка "5" ставится ученику, если он: - при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться; - производит вычисления правильно и достаточно быстро; - умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи); - правильно выполняет практические задания. Оценка "4"ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но: - ученик допускает отдельные неточности в формулировках; - не всегда использует рациональные приемы вычислений. При этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем. Оценка "3" ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов, допускает ошибки в вычислениях и решении задач, но исправляет их с помощью учителя. Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже с помощью учителя. Итоговая оценка знаний, умений и навыков 1. За учебную четверть и за год знания, умения и навыки учащихся по математике в 1-4 классах оцениваются одним баллом. 2. Основанием для выставления итого вой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение. 3. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно. Особенности организации контроля по математике. Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.). Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными. РАЗДЕЛ 3. Содержание учебного предмета, курса Элементы арифметики Тысяча Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000. Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика. Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «». Сложение и вычитание в пределах 1000. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Сочетательное свойство сложения и умножения. Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок). Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок. Числовые равенства и неравенства. Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств. Решение составных арифметических задач в три действия. Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000 Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения). Умножение и деление на 10, 100. Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двух- и трехзначного числа на однозначное число. Нахождение однозначного частного. Деление с остатком. Деление на однозначное число. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000 Умножение вида 23 • 40. Умножение и деление на двузначное число. Величины и их измерения Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм. Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм. Вычисление длины ломаной. Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношения: 1 кг = 1000 г. Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л. Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка. Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = 100 лет, 1 год = 12 месяцев. Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года. Решение арифметических задач, содержащих разнообразные зависимости между величинами. Алгебраическая пропедевтика Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв. Логические понятия Примеры верных и неверных высказываний. Геометрические понятия Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной. Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля. Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки. Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых. Контрольные уроки Практические работы. Тема | Выполнение деления с остатком с помощью фишек. | Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. | Взвешивание предметов на чашечных весах. | Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки. | Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды. | Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. | Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. | Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом. | РАЗДЕЛ 4. Календарно-тематическое планирование № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | по плану | фактически | 1. | Числа от 100 до 1000. Счет сотнями, чтение и запись цифрами чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | 04.09. | | 2. | Числа от 100 до 1000. Чтение и запись трехзначных чисел. | 1 | 05.09. | | 3. | Числа от 100 до 1000. Вспоминаем пройденное.Стартовая диагностика. | 1 | 06.09. | | 4. | Сравнение чисел. Знаки «», « | 1 | 07.09. | | 5. | Сравнение чисел. Знаки «» и « | 1 | 11.09. | | 6. | Использование знаков «» и « | 1 | 12.09. | | 7. | Контрольная работа 1 «Чтение, запись и сравнение трехзначных чисел». | 1 | 13.09. | | 8. | Работа над ошибками. Единицы длины: километр, миллиметр, их обозначение. | 1 | 14.09. | | 9. | Соотношение между единицами длины. | 1 | 18.09. | | 10. | Измерение длины в метрах, сантиметрах и миллиметрах. Практическая работа. | 1 | 19.09. | | 11. | Вспоминаем пройденное «Единицы длины». | 1 | 20.09. | | 12. | Ломаная. | 1 | 21.09. | | 13. | Ломаная и ее элементы. | 1 | 25.09. | | 14. | Ломаная и ее элементы. | 1 | 26.09. | | 15. | Длина ломаной. | 1 | 27.09. | | 16. | Построение ломаной и вычисление ее длины. | 1 | 28.09. | | 17. | Вспоминаем пройденное «Длина ломаной». | 1 | 02.10. | | 18. | Масса и ее единицы: килограмм, грамм. | 1 | 03.10. | | 19. | Соотношения между единицами массы – килограммом и граммом. | 1 | 04.10. | | 20. | Измерение массы с помощью весов. Практическая работа. | 1 | 05.10. | | 21. | Вспоминаем пройденное «Масса и ее единицы: килограмм, грамм». | 1 | 09.10. | | 22. | Вместимость и единица – литр. Практическая работа. | 1 | 10.10. | | 23. | Измерение вместимости с помощью измерительных сосудов. Практическая работа. | 1 | 11.10. | | 24. | Вспоминаем пройденное «Величины». | 1 | 12.10. | | 25. | Сложение в пределах 100. | 1 | 16.10. | | 26. | Устные и письменные приемы сложения. | 1 | 17.10. | | 27. | Письменные приемы сложения. | 1 | 18.10. | | 28. | Письменные приемы сложения. | 1 | 19.10. | | 29. | Решение задач по теме «Сложение в пределах 1000». | 1 | 23.10. | | 30. | Вспоминаем пройденное «Тысяча». | 1 | 24.10. | | 31. | Вычитание в пределах 1000. | 1 | 25.10. | | 32. | Письменные и устные приемы вычислений. | 1 | 26.10. | | 33. | Решение задач на вычитание в пределах 1000. | 1 | 06.11. | | 34. | Сложение и вычитание в пределах 1000. | 1 | 07.11. | | 35. | Контрольная работа 2 «Сложение и вычитание трехзначных чисел». | 1 | 08.11. | | 36. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 09.11. | | 37. | Сочетательное свойство сложения. | 1 | 13.11. | | 38. | Сочетательное свойство сложения. | 1 | 14.11. | | 39. | Сочетательное свойство сложения. | 1 | 15.11. | | 40. | Сумма трех и более слагаемых. | 1 | 16.11. | | 41. | Сумма трех и более слагаемых. | 1 | 20.11. | | 42. | Вспоминаем пройденное «Сложение и вычитание в пределах 1000». | 1 | 21.11. | | 43. | Сочетательное свойство умножения. | 1 | 22.11. | | 44. | Сочетательное свойство умножения. | 1 | 23.11. | | 45. | Вспоминаем пройденное «Сложение и вычитание в пределах 1000». | 1 | 27.11. | | 46. | Произведение трех и более множителей. | 1 | 28.11. | | 47. | Произведение трех и более множителей. | 1 | 29.11. | | 48. | Контрольная работа 3 «Свойства сложения и умножения». | 1 | 30.11. | | 49. | Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение и деление. | 1 | 04.12. | | 50. | Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение и деление. | 1 | 05.12. | | 51. | «Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение и деление» | 1 | 06.12. | | 52. | Симметрия на клетчатой бумаге. | 1 | 07.12. | | 53. | Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Практическая работа. | 1 | 11.12. | | 54. | Самостоятельная работа по теме «Симметрия на клетчатой бумаге». | 1 | 12.12. | | 55. | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. | 1 | 13.12. | | 56. | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. | 1 | 14.12. | | 57. | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. | 1 | 18.12. | | 58. | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. | 1 | 19.12. | | 59. | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. | 1 | 20.12. | | 60. | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. | 1 | 21.12. | | 61. | Контрольная работа 4 «Порядок выполнения действий в числовых выражениях». | 1 | 25.12. | | 62. | Работа над ошибками. Верные и неверные предположения. | 1 | 26.12. | | 63. | Верные и неверные предположения. | 1 | 27.12. | | 64. | Вспоминаем пройденное «Уравнения и неравенства». Математический диктант. | 1 | 28.12. | | 65. | Числовые равенства и неравенства. | 1 | 15.01. | | 66. | Свойства числовых равенств. | 1 | 16.01. | | 67. | Вспоминаем пройденное «Числовые равенства и неравенства». | 1 | 17.01. | | 68. | Самостоятельная работа «Числовые равенства и неравенства». | 1 | 18.01. | | 69. | Решение примеров и задач. | 1 | 22.01. | | 70. | Контрольная работа 5 «Числовые равенства и неравенства». | 1 | 23.01. | | 71. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Деление окружности на равные части. | 1 | 24.01. | | 72. | Деление окружности на равные части. Практическая работа. | 1 | 25.01. | | 73. | Вспоминаем пройденное «Деление окружности на равные части». | 1 | 29.01. | | 74. | Умножение суммы на число. | 1 | 30.01. | | 75. | Умножение суммы на число. | 1 | 31.01. | | 76. | Вспоминаем пройденное «Умножение суммы на число». | 1 | 01.02. | | 77. | Умножение на 10 и 100. | 1 | 05.02. | | 78. | Умножение на 10 и 100. | 1 | 06.02. | | 79. | Вспоминаем пройденное «Умножение на 10 и 100». | 1 | 07.02. | | 80. | Умножение вида: 50 * 9, 200 * 4. | 1 | 08.02. | | 81. | Умножение вида: 50 * 9, 200 * 4. | 1 | 12.02. | | 82. | Умножение вида: 50 * 9, 200 * 4. Математический диктант. | 1 | 13.02. | | 83. | Прямая. | 1 | 14.02. | | 84. | Прямая. | 1 | 15.02. | | 85. | Прямые пересекающиеся и непересекающиеся. Практическая работа. | 1 | 19.02. | | 86. | Умножение на однозначное число. | 1 | 20.02. | | 87. | Умножение на однозначное число. | 1 | 21.02. | | 88. | Письменный прием умножения трехзначного числа на однозначное. | 1 | 22.02. | | 89. | Умножение на однозначное число. | 1 | 26.02. | | 90. | Умножение двузначных и трехзначных чисел на однозначное число. | 1 | 27.02. | | 91. | Контрольная работа 6 «Умножение двузначных и трехзначных чисел на однозначное число». | 1 | 28.02. | | 92. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 01.03. | | 93. | Единицы времени. | 1 | 05.03. | | 94. | Решение задач с единицами времени. | 1 | 06.03. | | 95. | Решение задач с единицами времени. | 1 | 07.03. | | 96. | Вспоминаем пройденное «Измерение времени». Самостоятельная работа. | 1 | 12.03. | | 97. | Деление на 10 и 100. | 1 | 13.03. | | 98. | Деление на 10 и 100. | 1 | 14.03. | | 99. | Нахождение однозначного частного. | 1 | 15.03. | | 100. | Нахождение однозначного частного. | 1 | 19.03. | | 101. | Нахождение однозначного частного. | 1 | 20.03. | | 102. | Вспоминаем пройденное «Нахождение однозначного частного». | 1 | 21.03. | | 103. | Деление с остатком. | 1 | 22.03. | | 104. | Деление с остатком. Практическая работа. | 1 | 02.04. | | 105. | Решение задач с остатком. | 1 | 03.04. | | 106. | Деление с остатком. Самостоятельная работа. | 1 | 04.04. | | 107. | Деление на однозначное число. | 1 | 05.04. | | 108. | Деление на однозначное число. | 1 | 09.04. | | 109. | Деление на однозначное число. | 1 | 10.04. | | 110. | Деление на однозначное число. Математический диктант. | 1 | 11.04. | | 111. | Решение задач «Деление на однозначное число». | 1 | 12.04. | | 112. | Обобщение «Деление на однозначное число». | 1 | 16.04. | | 113. | Контрольная работа 7 «Деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число». | 1 | 17.04. | | 114. | Умножение вида: 23 * 40. | 1 | 18.04. | | 115. | Умножение вида: 23 * 40. | 1 | 19.04. | | 116. | Умножение вида: 23 * 40. | 1 | 23.04. | | 117. | Вспоминаем пройденное «Умножение вида: 23 * 40». | 1 | 24.04. | | 118. | Умножение на двузначное число. | 1 | 25.04. | | 119. | Умножение на двузначное число. | 1 | 26.04. | | 120. | Устные и письменные приемы умножения. | 1 | 30.05. | | 121. | Устные и письменные приемы умножения. | 1 | 07.05. | | 122. | Устные и письменные приемы умножения. | 1 | 08.05. | | 123. | Деление на двузначное число. | 1 | 14.05. | | 124. | Деление на двузначное число. | 1 | 15.05. | | 125. | Деление на двузначное число. | 1 | 16.05. | | 126. | Деление на двузначное число. | 1 | 17.05. | | 127. | Деление на двузначное число. | 1 | 21.05. | | 128. | Контрольная работа 8 «Деление на двузначное число». | 1 | 22.05. | | 129. | Деление на двузначное число. Работа над ошибками. | 1 | 23.05. | | 130. | Итоговая годовая контрольная работа. | 1 | 24.05. | | СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР Методического совета МБОУ Большеремонтненская СШ __________ Шапошникова И.И. от __________ 2018 года № _______ ______________ 2018 г. ___________ Скиданова Л. В. |