СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «МАТЕМАТИКА» для 2 класса начального общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабоча программа по Математики 2 класс Моро М.И.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «МАТЕМАТИКА» для 2 класса начального общего образования»

МКОУ Зональная СОШ Зонального района Алтайского края


«СОГЛАСОВАНО»


«УТВЕРЖДЕНА»

Протокол заседания

Школьного методобъединения


Директор МКОУ Зональной СОШ

Зонального района Алтайского края

от « » августа 2019г. №1


___________________ А.К.Штраух

Руководитель


Приказ №

______________/_________/


« » августа 2019г.



Рабочая программа

по учебному предмету «МАТЕМАТИКА»

для 2 класса начального общего образования

на 2019- 2020 учебный год.


Количество часов: 140


Учитель: Гущина Л.А.


Программа разработана на основе примерной рабочей программы М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой. Математика. Предметная линия учебников системы «Школа России».1-4 классы. М.: Просвещение, 2019 г.; учебника Математика. М.И Моро. 2 класс; в 2 частях, М. Просвещение, 2012 г.



с. Зональное

2019 г.

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Рабочая учебная программа по учебному предмету «Математика» для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями)

  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 18.12.2012 №1060, от 31.12.2015 №1576)

  3. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31 марта 2014 года № 253 (с изменениями и дополнениями).

  4. Основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом директора МКОУ Зональной СОШ от 31.08.2017 №48/2

  5. Учебного плана МКОУ Зональной СОШ на 2019/2020учебный год, утвержденного приказом директора МКОУ Зональной СОШ

  6. Календарного учебного графика МКОУ Зональной СОШ на 2019/2020 учебный год, утвержденного приказом директора МКОУ Зональной СОШ

  7. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, утвержденного приказом директора от 31.08.2016 № 38/9

  8. Математика. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».1-4 классы/М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова – М. Просвещение, 2019.


УМК по учебному предмету «Математика» образовательной системы «Школа России» включает:

  • Математика. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».1-4 классы/М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова – М. Просвещение, 2019.

  • Математика. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова– М.: Просвещение. : 2012.

  • Математика. Методические рекомендации. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. С.И. Волкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова.,– М.: Просвещение, 2019.

  • Волкова С.И. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы:- М.: Просвещение, 2017.


Содержание рабочей программы и логика его изучения не отличается от содержания программы «Математика» авторов: М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой. Рабочая программа предусматривает реализацию практической части программы «Математика» авторов: М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой в полном объеме.


Место учебного предмета «Математика» в учебном плане:

В соответствии с УМК «Математика» Моро М.И. .в начальной школе на учебный предмет «Математика» отводится 552 часов, из них во 2 классе 140 часов (35 учебных недель, 4 часа в неделю).

Основными целями математического образования в начальной школе являются:

• обеспечение интеллектуального развития ребёнка (математических знаний, мышления, пространственного воображения, речи);

• формирование универсальных учебных действий на основе математического содержания курса;

• обеспечение осознания школьниками универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира (взаимосвязей и зависимостей между

объектами, процессами и явлениями действительности) и формирование умений использовать (читать и строить) наглядные модели, отражающие количественные и пространственные отношения между объектами;

• формирование и развитие интереса к умственному труду, творческих возможностей, мотивации к обучению, умений применять полученные знания для получения новых знаний, умения учиться.


Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

• формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения между объектами);

• формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

• развитие основ логического, знаково-символического, алгоритмического мышления, пространственного воображения и речи младших школьников;

• формирование универсальных учебных действий, поволяющих учащимся ориентироваться в различных предметных областях знаний и усиливающих мотивацию к

обучению; вести поиск информации, фиксировать её разными способами и работать с ней; развивать коммуникативные способности, формирование критичности мышления, умения аргументированно обосновывать и отстаивать свои суждения, оценивать и принимать суждения других; осваивать навыки самоконтроля и самооценки;

• развитие творческих способностей.


РАЗДЕЛ 2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

Контрольные работы

Числа от 1 до 100. Нумерация

16 часов


Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

71 часов

2

Числа от 1 до 100.Умножение и деление

17 часов

1

Числа от 1 до 100.Табличное умножение и деление

22 час


Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе»

9 часов

1

Резервные уроки.

6 часов



ВСЕГО:

140 часов

4 ч.


РАЗДЕЛ 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Наименование раздела, тема урока

Количество часов

Дата

(по плану)

Дата (факт)

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100

НУМЕРАЦИЯ (16 ч)

1

2

Повторение: числа от 1 до 20

2

03.09

04.09


3

4

Счёт десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100

2

06.09

09.09


5

Поместное значение цифр в записи числа

1

10.09


6

Однозначные и двузначные числа

1

11.09


7

8

Единицы длины. Миллиметр. Закрепление

2

13.09

16.09


9

Число 100

1

17.09


10

Метр. Таблица единиц длины

1

18.09


11

Сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30

1

20.09


12

Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых (36=30+6)

1

23.09


13

14

Единицы стоимости. Рубль. Копейка. Соотношения между ними

2

24.09

25.09



15

Что узнали. Чему научились. «Странички для любознательных»

1

27.09


16

Что узнали. Чему научились. Проверим себя и оценим свои достижения.

1

30.09


СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (20 ч)

17

Задачи, обратные данной

1

01.10


18

Сумма и разность отрезков

1

02.10


19

Решение задач. Модели задачи: краткая запись задачи, схематический чертёж

1

04.10


20

21

Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

2

07.10

08.10


22

Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам

1

09.10


23

24

Длина ломаной. Закрепление. «Странички для любознательных»

2

11.10

14.10


25

26

Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки

2

15.10

16.10


27

Сравнение числовых выражений

1

18.10


28

Периметр многоугольника

1

21.10


29

Контрольная работа за 1 четверть по теме «Сложение и вычитание в пределах 100. Числовые выражения»

1

22.10


30

Анализ контрольной работы. Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений

1

23.10


31

32

Свойства сложения

2

25.10

5.11


33

34

Что узнали. Чему научились. «Странички для любознательных»

3

06.11

08.11

11.11


35

36

Наши проекты «Узоры и орнамент на посуде». Резервный урок.

2

12.11

13.11


ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (28 ч)

37

Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания

1

15.11


38

Приёмы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20

1

18.11


39

Приёмы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20

1

19.11


40

41

Приёмы вычислений для случаев вида 26+4, 30-7

2

20.11

22.11


42

Приёмы вычислений для случаев вида

60-24

1

25.11


43

44

45

Решение текстовых задач. Запись решения задачи выражением

3

26.11

27.11

29.11


46

47

48

49

Приёмы вычислений для случаев вида 26+7, 35-7. Закрепление. «Странички для любознательных»

4

02.12

03.12

04.12

06.12


50

51

Что узнали. Чему научились

2

09.12

10.12


52

53 54

Буквенные выражения. Выражения с переменной вида а+12, в-15, 48-с

3

11.12

13.12

16.12


55

56

Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа

Контрольная работа за 2 четверть по теме «Приёмы вычислений в пределах 100»

2

17.12

18.12


57

Анализ контрольной работы. Проверка сложения. Проверка вычитания

1

20.12


58

Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа

1

23.12


59

60

Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа


2

24.12

25.12


61

62

Решение задач. Проверка решения задач

2

27.12

13.01


63

64

Что узнали. Чему научились. Проверим себя и оценим свои достижения

2

14.01

15.01


СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (23 ч)

65

Письменные вычисления. Сложение вида 45+23

1

17.01


66

Письменные вычисления. Вычитание вида 57-26

1

20.01


67

68

Проверка сложения и вычитания

2

21.01

22.01


69

Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой

1

24.01


70

Решение задач

1

27.01


71

72

Письменные вычисления. Сложение вида 37+48, 37+53


2

28.01

29.01


73

74

Прямоугольник.

2

31.01

03.02


75

Сложение вида 87+13

1

04.02


76

Решение задач

1

05.01


77

Письменные вычисления: сложение вида 32+8, вычитание вида 40-8

1

07.02


78

Вычитание вида 50-24. «Странички для любознательных»

1

10.02


79

Что узнали. Чему научились

1

11.02


80

Вычитание вида 52-24

1

12.02


81

82

Решение задач, подготовка к умножению

2

14.02

17.02


83

84

Свойства противоположных сторон прямоугольника

2

18.02

19.02


85

86

Квадрат. «Странички для любознательных». Проект «Оригами»

2

21.02

25.02


87

Что узнали. Чему научились. «Странички для любознательных»

1

26.02


УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (17 ч)

88

89

Конкретный смысл действия умножение

2

28.02

02.03


90

Приём умножения с использованием сложения

1

03.03


91

Задачи, раскрывающие смысл действия умножения

1

04.03


92

Периметр прямоугольника

1

06.03


.03

Приёмы умножения единицы и нуля

1

10.03


94

95

Названия компонентов и результата действия умножения

2

11.03

13.03


96

97

Переместительное свойство умножения

2

16.03

17.03


98

99

Контрольная работа за 3 четверть по теме : «Сложение и вычитание в пределах 100. Периметр прямоугольника»

2

18.03

20.03


100

Анализ контрольной работы. Задачи, раскрывающие смысл действия деления

1

30.03


101

102

Конкретный смысл действия деление

2

31.03

01.04


103

Название чисел при делении

1

03.04


104

Что узнали. Чему научились

1

06.04


УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (22 ч)

105

Связь между компонентами и результатом действия умножения


1

07.04


106

Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения

1

08.04


107

Приёмы умножения и деления на 10

1

10.04


108

Решение задач, в том числе задачи с величинами: цена, количество, стоимость

1

13.04


109

Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого

1

14.04


110

Умножение и деление. Закрепление. Проверим себя и оценим свои достижения

1

15.04


111

112

Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2

2

17.04

20.04


113

Приёмы умножения числа 2

1

21.04


114

115

116

Деление на 2. «Странички для любознательных»

3

22.04

24.04

27.04


117

118

119

Что узнали. Чему научились

3

28.04

29.04

04.05


120

121

Умножение числа 3 и на 3

2

05.05

06.05


122

123

124

Деление на 3. Закрепление. «Странички для любознательных»

3

08.05

12.05

13.05


125

126

Что узнали. Чему научились. Проверим себя и оценим свои достижения

2

15.05

18.05


ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (9 ч)

127

Числа от 1 до 100. Нумерация. Числовые и буквенные выражения. Уравнение.

1

19.05


128

Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание.

1

20.05


129

130

131

Свойства сложения. Таблица сложения.

3

22.05

25.05

26.05


132

Контрольная работа за 2 класс по теме «Сложение и вычитание в пределах 100. Числовые выражения в 2 действия»

1

27.05


133

Анализ контрольной работы. Решение задач.Длина отрезка. Единицы длины. Геометрические фигуры.

Что узнали и чему научились во 2 классе. Проверим себя и оценим свои достижения.

1

29.05


134- 140

Резервные уроки

6




РАЗДЕЛ 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ) ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащегося будут сформированы:

• понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

• элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);

• элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;

• элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);

• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);

• уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Учащийся получит возможность для формирования:

• интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;

• первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;

•потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащийся научится:

• понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

• составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;

• выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

• в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.

Учащийся получит возможность научиться:

• принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;

• оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;

• выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

• контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.



ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащийся научится:

• строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;

• описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;

• понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

• иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;

• применять полученные знания в изменённых условиях;

• осваивать способы решения задач творческого и поискового характера; выполнять сравнение, обобщение, классификацию заданных объектов;

• выделять из предложенного текста информацию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

• осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);

• представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы).

Учащийся получит возможность научиться:

• фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);

• осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения

задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;

• анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблица).


КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащийся научится:

• строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

• оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;

• уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;

• принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;

• вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра, по обсуждаемому вопросу;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Учащийся получит возможность научиться:

• самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;

• контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

• образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;

• сравнивать числа и записывать результат сравнения;

• упорядочивать заданные числа;

• заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;

• выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30;

• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её

или восстанавливать пропущенные в ней числа;

• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

• читать и записывать значения длины, используя изученные единицы измерения этой величины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1 м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см; 1 см = 10 мм;

• читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;

• записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.

Учащийся получит возможность научиться:

• группировать объекты по разным признакам;

• самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.


АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:

• воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания;

• выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);

• применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.

• выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;

• называть и обозначать действия умножения и деления;

• заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение суммой одинаковых слагаемых;

• умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;

• читать и записывать числовые выражения в 2 действия;

• находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);

• использовать термины уравнение, буквенное выражение.

Учащийся получит возможность научиться:

• вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении;

• решать одношаговые уравнения подбором неизвестного числа;

• моделировать действия умножение и деление с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;

• раскрывать конкретный смысл действий умножение и деление;

• применять переместительное свойство умножения при вычислениях;

• называть компоненты и результаты действий умножения и деления;

• устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;

• выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.


РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Учащийся научится:

• решать задачи в 1—2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;

• выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;

• составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

• решать задачи, используя общий план работы над задачей, проверять решение задач указанным способом.


ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:

• распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;

• распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);

• выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;

• соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).

Учащийся получит возможность научиться:

• изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и угольника.


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

• читать и записывать значения длины, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);

• вычислять длину ломаной, состоящей из 2—5 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).

Учащийся получит возможность научиться:

• выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;

• вычислять периметр прямоугольника (квадрата);

• проводить логические рассуждения и делать выводы.


РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Учащийся научится:

• читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;

• заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;

• понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.

Учащийся получит возможность научиться:

• самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость.


РАЗДЕЛ 5. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ


Дата

Содержание

изменений

Нормативный акт, закрепляющий

изменения

Примечание