Волшебная кисточка
Составитель программы
Голованова Наталья Павловна
МБОУ СШ №7 г.Волгодонска
2018-2019 уч.год.
Пояснительная записка
Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах. Образовательная программа кружка «Волшебная кисточка» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.
Программа «Волшебная кисточка» предназначена для обучающихся в основной школе, а дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью.
В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории.
А также используется метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа кружка «Волшебная кисточка» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. . Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Это и вызвало к жизни образовательную программу.
Программа курса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Целью данной программы является:
Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.
Основными задачами являются:
Обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных умений и навыков.
Развитие стремления к углублению знаний.
Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.
Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.
Формирование чувства коллективизма.
Создание комфортной обстановки на занятиях.
Развитие аккуратности, опрятности.
Расширение детского кругозора при реализации творческих проектов используя нетрадиционные техники рисования и знакомство с художественными промыслами русских народов и малочисленных народов Севера.
Формы занятий:
беседы;
практические занятия ;создание творческих проектов;
индивидуальные и групповые занятия;
коллективная работа;
экскурсии.
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.
3. Ценить свой труд, уважать чужой.
4. Уметь применять теоретические знания на практике.
5. Уметь пользоваться художественным материалом.
6. Развитие способностей по интересам.
7. Выставка к выставкам.
Личностные результаты:
осознавать роль художественной культуры в жизни людей эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах, работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую:
с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приѐмами передачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание программы
«Мы учимся быть художниками»
На этом этапе формируется художественно- эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира.
Теоретическая часть:
- Свойства живописных материалов, приѐмы работы с ними: акварель, гуашь.
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
- Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
- Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование
литературных произведений.
- Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
Учебно-тематический план
3 года обучения (34 часа)
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Искусство в твоем доме. Рисование любимой игрушки. | Нарисовать свою любимую игрушку, показать в рисунке ее характер. Придумать и сделать игрушку из бумаги. | 1 | 04.09 |
2 | Роспись глиняной игрушки. | Знакомство с народными промыслами. Роспись глиняной игрушки. | 1 | 11.09 |
3 | Роспись посуды. | Рисование вазы, посуды. Придумывание узоров к различной форме посуды. | 1 | 18.09 |
4 | Роспись платков растительными узорами | Рисование платков повседневных и праздничных | 1 | 25.09 |
5 | Изготовление и украшение упаковки ,бумажных стаканчиков для канцелярских принадлежностей | Придумывание форм, узоров для упаковки и бумажных стаканчиков-подставок. | 1 | 02.10 |
6 | Украшаем жилище. Узоры для обоев. | Изготовление трафаретов – узоров для обоев | 1 | 09.10 |
7 | Создание иллюстраций для своей книги | Создание книжки-игрушки, придумывание иллюстраций на основе своих фантазий. | 1 | 16.10 |
8 | Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки» | Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа | 1 | 23.10 |
9 | Искусство на улицах твоего города. Рисование современного здания | Беседа об архитектуре городов. Создание своего творческого проекта о форме и украшении зданий. | 1 | 06.11 |
10 | Украшение ограды парка кружевными узорами. | Искусство приходит в парк(скульптура, ограда, скамейки, клумбы)Как фантазии художника могут украсить парк культуры и отдыха. | 1 | 13.11 |
11 | Украшение фонарного столба. | Фонарный столб на улице города(различные формы фонаря, светильника, ножки) | 1 | 20.11 |
12 | Украшение витрины магазина | Для чего оформляют витрины магазинов? Разные магазины- разные витрины .Сделаем ее яркой и привлекательной. | 1 | 27.11 |
13 | Создаем образы необычных машин | Придумываем и изображаем необычные машины, похожие на насекомых, рыб и др.животных. | 1 | 04.12 |
14 | Изображаем транспорт будущего. | Применяем фантазию и изображаем, например летающую машину и др. | 1 | 11.12 |
15 | Рисование улицы. | Изображаем улицу с красивыми зданиями, витринами магазинов, фонарями, ажурными оградами, транспортом. | 1 | 18.12 |
16 | Рисование волшебного города | В каком городе тебе б хотелось жить? Придумываем и рисуем. | 1 | 25.12 |
17 | Художник и зрелище. Рисование артистов цирка. | Кто выступает на арене? Рисуем акробата, клоуна, фокусника, дрессировщика или жонглера. | 1 | 15.01 |
18 | Рисование перчаточных кукол. | Из чего и как можно сделать перчаточных кукол? Создаем свои проекты. | 1 | 22.01 |
19 | Рисуем кукольный спектакль. | Придумываем декорации, героев спектакля. | 1 | 29.01 |
20 | Рисуем веселую и грустную маску. | Создаем эскизы театральных масок. Из чего их можно сделать? | 1 | 05.02 |
21 | Маски сказочных героев и животных. | Украшение масок, использование различных материалов(цветная бумага, ткань, блестки) | 1 | 12.02 |
22 | Создаем театральную афишу | Что такое афиша? Рисунок, шрифт для текста(как правильно все это расположить на афише) | 1 | 19.02 |
23 | Рисуем праздничный город | Как и чем украшают города к праздничным датам. | 1 | 26.02 |
24 | Конкурс рисунков « В праздничном городе» | Изобразить праздничный город в разное время года | 1 | 05.03 |
25 | Художник и музей | Познакомить ребят с известными музеями(Эрмитаж, Русский музей. Третьяковская галерея и др.) | 1 | 12.03 |
26 | Создаем картину-пейзаж «Весенняя гроза» | Какие детали нужно включить в работу и какой использовать цвет, чтобы передать настроение в пейзаже. | 1 | 19.03 |
27 | Изображаем картину-пейзаж «Сады в цвету» | Как передать настроение цветущего сада? | 1 | 02.04 |
28 | Рисуем портрет отважного капитана | Создаем картину-портрет, какие предметы могут окружать капитана, цвета, помогающие создать выразительный образ. | 1 | 09.04 |
29 | Портрет любимого книжного героя | Чем он близок и дорог тебе? | 1 | 16.04 |
30 | Рисуем праздничный натюрморт «День рождения» | Какое настроение в изображении можно передать цветом? | 1 | 23.04 |
31 | Натюрморт «Стол, где я делаю уроки» | Какие предметы ты включишь в данный натюрморт? | 1 | 30.04 |
32 | Натюрморт «Весенний букет» | Как через цвет передать настроение весны? | 1 | 07.05 |
33 | Пишем картину «Мои родные места» | Изображаем, наиболее значимые места, своих родных, друзей, любимых животных. | | 14.05 |
34 | Рисование на тему: «Лето красное» | Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению | 1 | 21.05 |
Список литературы
Рабочая тетрадь «Твоя мастерская»2018г.Школа Неменского