СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение"»

Ростовская область Неклиновский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Федоровская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю»____________________

Директор МБОУ Федоровской СОШ

Петрова Н.В.

Приказ № 74 от 28.08.2020г.



Программа по внеурочной деятельности

«Доноведение»

духовно-нравственное направление


Начальное общее образование; 2 класс

Количество часов – 34

Учитель: Покорская Наталья Павловна

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего

образования на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд. пед. наук Е.Ю.Сухаревская,

М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина,

Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко),





2020-2021 учебный год






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Доноведение» составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации « (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
    "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”;

  • ПРИКАЗ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Письмо Минобрнауки №09-1672 от 18.08.2017 г «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;

  • Основная образовательная программа школы начального общего образования на 2020 – 2021 учебный год.

  • Программы для общеобразовательных учреждений 1-4 классы. Авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская,М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева,Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко


МЕСТО КУРСА «ДОНОВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 2 КЛАСС


Содержание курса «Доноведение» для 2 класса рассчитано на 34 часа (1 час в неделю) - 34 рабочих недели. Рабочая программа по курсу «Доноведение» разработана фактически на 34 часа, исходя из календарного учебного графика школы на 2020-2021 учебный год.



УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  • Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2017.

  • Астапенко М.П, Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края: Книга для чтения в начальной школе,8-е изд.,доп. Ростов н/Д:» Издательство БАРА», 2015.-320с.

  • Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 1-4 классах.- Ростов н/Д:ЗАО «Книга»,2005-512с.

  • Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников(на региональном материале). – Ростов-на-Дону: Издательство «БАРО-ПРЕСС», 2003.-272с

  • Хрестоматия по истории донского казачества(с древнейших времен до 1920 года)/Сост.М.П.Астапенко.Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та,1994.-320с.

  • Левченко В.С. Страницы донской истории. Популярные очерки. Ростов, Кн.изд-во,1974.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ

И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ

1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Оценка достижения планируемых результатов освоения по курсу «Доноведение»

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки:

-однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

-постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

-тематические - по итогом изучения разделов, тем;

-итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался).

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля:

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался).









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Я и окружающий мир (7ч)

С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес образовательного учреждения, его история.

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до образовательного учреждения. Правила противопожарной безопасности.

Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.

Природа Донского края (20ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.

Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

Почва Донского края и её значение для растений и животных.

Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.

Жизнь на Дону (7ч)

Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)

С днём рождения, родное село.

Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения села.

Вместе дружная семья.

Экскурсии

«Родное село», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)

Исследовательские, проектные и практические работы

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.

Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.


Календарно-тематическое планирование по курсу «Доноведение»

34 часа (1 час в неделю)

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Я и окружающий мир (4 ч)

1

04.09


С чего начинается Родина…

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельностью

Определение общей цели и путей ее достижения.

2

11.09


Школа – светлая гавань детства

3

18.09


Родное село (экскурсия )


4

25.09


Дорога от дома до школы.

Природа Донского края (10 ч)

5

02.10


Природа (экскурсия)


Различать объекты природы и рукотворные объекты;

Давать словесное описание объектов окружающего мира, называя их внешние отличительные признаки;

Вести простейшие наблюдения за объектами окружающего мира; Узнавать группы растений: Дикорастущие и культурные;

Деревья, кустарники, травянистые растения;

Хвойные и лиственные деревья, Несколько растений пришкольного участка; Несколько видов садовых и полевых цветковых растений; Культурные растения поля, сада, огорода;

Некоторые лесные ягоды; Дикие ягоды (вороний глаз, волчье лыко);Многообразие растений нашей местности

Что такое Красная книга; Примеры местных растений Красной книги

6

09.10


Что дает человеку природа?

7

18.10


Село и природа (экскурсия)

8

23.10


Растительный мир Ростовской области.

9

06.11


Что за дерево такое?

10

13.11


Кустарники.

11

20.11


Травушка-муравушка .Описание травянистого растения

12

27.11


Растения и мы.

13

04.12


Краски Тихого Дона.

14

11.12


Красная книга Ростовской области

Я и окружающий мир (3 ч)

15

18.12


Мои имя, фамилия, отчество.

Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями.

16

25.12


Что ты знаешь о роде своём.

17

15.01


Проект «Моё генеалогическое дерево»

Жизнь на Дону (3 ч)

18

22.01


Обряды на Дону. Зимние обряды. Самый чудесный праздник.

Ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);-  составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;Находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений,

- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.  

19

29.01


Обряды на Дону. Зимние обряды. Коляда.

20

05.02


Обряды на Дону. Зимние обряды. Масленица.

Природа Донского края (10 ч)

21

12.02


Животный мир Ростовской области.

Группы животных: Дикие и домашние животные;

По 2-4 представителя млекопитающих, птиц, насекомых, рыб; пресмыкающихся; Некоторые внешние отличительные признаки каждого вида; Что такое Красная книга; Примеры местных животных из Красной книги; Животные нашего края.

Познакомиться с понятием «почва», её составом, образованием; проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ

Знать особенности поверхности родного края (холмистая равнина). Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края

22

19.02


Домашняя мохнатая азбука.

23

26.02


Мой домашний милый друг.

24

05.03


Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми.

25

12.03


Родные просторы.

26

19.03


Чем богаты недра?

27

02.04


Почва нам и дом, и стол.

28

09.04


Рядом с домом лес и луг, озеро и речка.

29

16.04


Человек – хозяин природы?

30

23.04


Защитим родную природу. Проект.

Жизнь на Дону (4 ч)

31

30.04


Вместе дружная семья

Ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

-  составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

Находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений,

- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края.

32

07.05


Знакомство со знаменательными событиями военных лет.

33

14.05


Я – гражданин Ростовской области

34

21.05


Обобщающее занятие по курсу «Доноведение»



РАССМОТРЕНО


Протокол №1 заседания

Методического совета

МБОУ Федоровской СОШ

от «28» 08 2020 г.

____________Е.А.Ткачева


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

МБОУ Федоровской СОШ

_________________Е.А.Ткачева


«28» 08 2020 г.