Муниципальное общеобразовательное учреждение
Семендяевская основная общеобразовательная школа
Рабочая программа по кружку «Капли радуги»
для 1-4 классов
в 2019-2020 учебном году
Составитель: Тарантина М.А.,
учитель начальных классов
2019 год
Введение
в дополнительную образовательную программу
«Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею работы объединения «Капли радуги». Изобразительное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения. Посредствам его реализуется богатый, исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально-личностном развитии человека.
Изобразительное творчество позволяет получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему, особенно при обращении к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально. Работа над рисунками картинами, скульптурами – это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К.Рудестам). Художественные методы позволяют проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
Помимо всего этого у ребенка развивается чувство внутреннего контроля, т.к. при проведении занятий задействованы кинестетические и зрительные анализаторы, что стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом – правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.
Направленность
дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Капли радуги» имеет художественно-эстетическую направленность.
Кружковые занятия по обучению рисованию направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к познанию окружающего мира, а также познанию самого себя, как целостной единицы. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Программа рассчитана на обучающихся первой ступени образования, т.е. на младший школьный возраст. Именно в этом возрасте закладываются основы духовной и коммуникативной культуры. В процессе работы учащиеся творчески самовыражаются, развивают свои художественные способности в целом, повышают свои адаптационные способности за счет раскрытия внутренних ресурсов.
Новизна
дополнительной образовательной программы
Программа носит модифицированный характер. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое мы называем «счастьем»... А всё потому, что изобразительное творчество удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации...
Школа – это особое образовательное пространство, один из основополагающих принципов которого – опора на актуальные потребности каждого ученика, повышение продуктивности его познавательной и творческой деятельности.
Школьная среда способствует созданию социально-психологических условий для успешного обучения, но сложность программ и загруженность могут стать предпосылками для появления "психологически неблагополучных" школьников. Новизна в том, что программа предусматривает различные формы работы с обучающим, начиная с наблюдения за окружающим миром и заканчивая созданием готового изделия, отображащего суть внутриличностного состояния.
В процессе реализации данной программы, педагог подходит к каждому обучающемуся как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера и способностями. Поэтому программа предусматривает дифференцированное обучение детей.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является то, что в ней органично соединяются изобразительное, декоративно – прикладное, театральное искусство и трудовое обучение. Практическая работа занимает главное место в данной программе. Обучающиеся не усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира, прочувствование и познание самих себя, а также изделий изобразительного и декоративно – прикладного искусства, знакомятся с технологией художественного творчества. Затем приобретённые знания обучающиеся используют в своей творческой деятельности, повседневной жизни.
Актуальность
дополнительной образовательной программы
Стратегической направленностью школы XXI века становится подготовка ученика, обладающего опытом творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески реализующего знания в практике. Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений учащихся.
Данная программа отвечает этим задачам.
.
Педагогическая целесообразность
В процессе освоения программы решаются вопросы образования, духовно-нравственного воспитания, приобщения детей к общечеловеческим ценностям через освоение художественного опыта.
В процессе реализации данной программы учащиеся не только обучаются рисовать, а постигают как, посредством изобразительной деятельности, справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Учащиеся вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.
Цель программы
Развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами изобразительного искусства.
Задачи программы
Воспитательные:
- формировать осознанную необходимость определённого поведения в коллективе, со сверстниками, со взрослыми;
- формировать понимания ценности труда;
- воспитания эстетического отношения к действительности;
Обучающие:
- обучить грамотно компоновать предметы в листе.
- обучить различать планы в композиции листа.
- обучить основам композиции, цветоведения, лепки
- расширить знания о пропорциональном изображении фигуры человека.
- углубить знания о строении животных, растений;
- расширять знания обучающихся о достижениях русской и западноевропейской художественной культуры;
Развивающие:
- развивать умение фантазировать, передавать на листе бумаги прочувствованные образы;
- развивать способность к эмоциональной художественной передаче увиденного, задуманного.
- развивать художественный вкус;
- реализация творческого потенциала.
Возраст учащихся
Данная программа предназначена для обучающихся 7 – 10 лет
Сроки реализации программы
Содержание программы реализуется за 1 год обучения.
Форма и режим занятий
Форма занятий - групповая
Учебный процесс строится согласно календарно-тематическому планированию.
Занятия проводится 1 раз в неделю по 1 часу.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Обучающиеся будут знать:
Правила поведения в коллективе со сверстниками и с взрослыми.
Нравственную ценность труда.
Компоновку листа.
Плановость композиции.
Основы цветоведения, лепки, театрального мастерства.
Более детально пропорции фигуры человека.
Более подробно о строении животных, растений.
Более широко достижения русской и западной художественной культуры.
Обучающиеся будут уметь:
Вести себя в коллективе, со сверстниками и с взрослыми.
Бережно относиться к своему труду.
Грамотно компоновать предметы в листе.
Различать планы в композиции листа.
Пользоваться знаниями по основам цветоведения, лепки, театрального мастерства.
Более пропорционально изображать фигуру человека.
Применять знания о строении животных,растений.
Использовать знания по достижению русской и западноевропейской художественной культуры в своём творчестве.
Передавать эмоции в рисунке.
Способы проверки ожидаемых результатов
- беседа;
- устный опрос;
- викторина;
-инсценировка;
- выставка.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- выставки;
-викторины;
-тематические игры;
- педагогическая диагностика образовательного процесса.
Учебно - тематический план
Второй год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение в дополнительную образовательную программу. | 1 | 1 | - |
2 | « Этот прекрасный мир». | 3 | 1 | 2 |
3 | « Поэзия в картинках». | 3 | 1 | 2 |
4 | «Мой любимый город». | 3 | 1 | 2 |
5 | «Зима-волшебница». | 5 | 1 | 3 |
6 | «Рисуем музыку». | 3 | 1 | 2 |
7 | «Ты мой друг, и я твой друг». | 3 | 1 | 2 |
8 | «Сказка за сказкой». | 4 | 1 | 3 |
9 | « Я- актер». | 5 | 1 | 4 |
10 | « Я и все,все,все». | 4 | 1 | 3 |
Итого: 34 часа