СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Акварелька
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Л. В. Рябинина»
городского округа город Шарья Костромской области
Согласовано: Утверждено:
заместитель директора по УВР директор школы
Лелина А.Ю._____________/__________ / Колобов Д.Л.____________________ ______ «____» __________ 2021г. «____» __________ 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Акварелька»
2021-2022учебный год
3 «Б» класс
Лебедева Ольга Владимировна
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Акварелька» составлена в соответствии с Федеральным государственным компонентом государственного образовательного стандарта, авторских программ начального общего образования. Программа «Акварелька» разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.Предназначена для использования в работе с детьми младшего школьного возраста. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, согласно календарно- учебному графику МБОУ СОШ №2.
Искусство — форма познания мира. Изображая мир, люди учатся его понимать.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Заниматься с ребёнком художественной деятельностью — это значит активно способствовать его всестороннему гармоничному развитию.
Задача программы - развивать ручную умелость детей через самые разнообразные движения. Наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Уровень развития речи детей напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. И поэтому стимулировать речевое развитие рекомендуется путём активных движений пальцев. Изобразительное искусство — универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность .
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования изучение изобразительного искусства в начальной школе должно быть направлено на достижение следующих целей: развитие способности к творческому самовыражению; освоение первичных знаний о мире пластических искусств; овладение умениями, навыками, способами художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства; знакомство с героическим прошлым России, ее культурой и историей, воспитание любви к родной природе, своему народу, Родине.
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству, направлена на формирование духовной культуры средствами художественно - творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа «Акварелька» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно – творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Цель данной программы – состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства, формировать художественную культуры у учащихся как неотъемлемую часть культуры духовной.
Целью курса является обще эстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Цель определяет следующие задачи:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
Художественно - эстетическое воспитание учащихся, развитие их творческих способностей и вкуса;
расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни общества;
влияние декоративно - прикладного искусства на жизненную среду человека;
приобщение детей к наследию русского народного искусства и его традициям;
развитие образного мышления, воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира;
развитие творческой фантазии, индивидуальности и воображения;
научить приёмам исполнительского мастерства;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить правильно, использовать термины, формировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
формировать у учащихся нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
формировать художественно - творческую активность школьника;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
расширение художественно-эстетического кругозора;
приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
освоение простейших технологий дизайна и оформления;
воспитание зрительской культуры.
Курс внеурочной деятельности «Акварелька» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Рабочая программа «Акварелька» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Структура программы
Развитие учащихся предлагается осуществлять по следующим направлениям:
- образно-сематическое;
- поисково-системное;
- сравнительно-оценочное;
- технологическое.
Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также с учетом уровня развития детей. Наряду с традиционными методами ведения занятий используются новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, урок-экскурсия, пленэр, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками и т.д.
Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликациях предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Особое внимание уделено развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
На занятиях дети научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка. Экскурсии, прогулки позволяют учащимся параллельно с обучением и оздоравливаться.
Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности «Акварелька».
Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности «В мире красоты» - духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Программа поможет решить следующие учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении курсу «Акварелька» способствует развитию умения экспериментировать с разными художественными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддержит интерес учащихся начальной школы к художественному творчеству.
Преподавание курса «Акварелька» рассчитано на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования художественно-творческой деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.
Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
В основу рабочей программы положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятии и художественного выражения (языка изобразительного искусства). Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин, будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Данная рабочая программа создаёт условия для формирования:
- патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества, чувство гордости за русскую художественную культуру;
- интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры;
- уважение к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру;
- ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- нравственных чувств, этического сознания;
-ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;
-ценностного отношения к здоровью; уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.
Общая характеристика курса
Программа «Акварелька» предназначена для детей в возрасте от 7до10 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ.
Содержание программы «Акварелька» полностью соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования и уровнем образовательной программы по изобразительной деятельности.
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ребёнка средствами курса изобразительного искусства. Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати – двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в тоже время у многих из них существуют проблемы с эмоционально – образным мышлением и восприятием красоты мира.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Актуальность и перспективность курса:
Программа «Акварелька» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
2. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования и внеурочной деятельности «Акварелька» изучается с 1 по 4 класс.
Курс обучения составляет 34 часа 2 класс,3 класс (1 час в неделю,34 учебные недели) в год.
Продолжительность одного занятия во 2 классе:35- 45 минут,в 3 классе-40 минут.
3.Содержание курса программы
2 класс
1. Живопись. Дать начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, портретов, натюрмортов, бытовых сцен, сказочных животных, птиц, растений, трав.
2. Графика. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами: с засушенными цветами, травинками. Что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например, с фантиками, обёртками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
5. Бумажная пластика. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природными материалами. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7.Организация и обсуждение выставки детских работ. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержанием учебных задач.
Содержание курса программы
3 класс
Золотая осень Красота природы русского леса
Многоцветие земли в произведениях художников. И снова осень к нам пришла
Выставка рисунков «Дары осени». Узоры на вазе.
Форма в живописи и графике. Красота родной земли (нетрадиционные формы рисования)
Богатый урожай. Филимоновская игрушка. Готовимся к выставке
«Зимняя сказка»
Мы рисуем сказочную птицу. Мы готовимся к рисованию любимой сказки
Иллюстрирование любимой сказки. Гжельская роспись на предметах быта. Чародейка-зима в произведениях художников
Готовимся к встрече сказки, праздника Нового года.
Выставка рисунков «Здравствуй, гостья – зима!»
«Русские картины»
Зимний пейзаж в произведениях художников. Зимние развлечения с друзьями
Лыжная прогулка. Русские воины. Волшебный мир русского костюма. Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.
Украшение деревянных саночек (детской деревянной лошадки)
Нетрадицион ные формы рисования
«Весенние деньки» Тематическая композиция о весне. Весна разноцветная.
Космическая красота. Полхов-Майданские игрушки
Образ доблестного воина. Праздничный салют. Цветы нашей Родины
Элементы растительного орнамента
Декоративная композиция в цвете. Выставка лучших рисунков.
Нетрадиционные формы рисования
Выставка рисунков «Вот и лето пришло!»
Описание курса «Акварелька»
Программа построена содержательными блоками, охватывающими как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получат не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениями о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.
Важнейшим средством приобщения к художественной культуре являются художественные знания, умения и навыки. Яркие, красочные задания позволяют освоить многие художественные материалы (цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, акварель, гуашевые краски). В заданиях, наравне с индивидуальными формами работы, вводятся формы коллективной работы над общим панно. Коллективное творчество обучает ребят к сотрудничеству, умению договариваться, лучше понимать собственные намерения, создает общую атмосферу совместного игрового действия. Но главное - это радость результата, а также отсутствие безуспешных работ.
4.Учебно-тематический план (2 класс)
№ п\п | Наименование разделов и тем. | Всего часов |
1. | Учимся наблюдать, видеть красоту вокруг себя. Ты учишься изображать. | 9 ч. |
2. | Красоту надо уметь замечать. | 8 ч. |
3. | Как украшает себя человек. | 8 ч. |
4. | Красота природы. | 9 ч. |
Всего: 34 часа |
Учебно-тематический план (3 класс)
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
| Золотая осень | 10 ч. |
| Зимняя сказка | 6 ч. |
| Русские картины | 8 ч. |
| Весенние деньки | 10 ч. |
Итого: | 34 ч. |
5. Требования к уровню подготовки обучающихся.
2 класс
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности
Освоение детьми программы внеурочной деятельности направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- учебно – познавательный интерес к изобразительному искусству;
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные рузультаты.
Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка изобразительного искусства, декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами изобразительного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
- различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в изобразительном икусстве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию.
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий изобразительным искусством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты
-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
-понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
–создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Учащиеся должны знать:
- Материалы и приспособления, применяемые в работе художника, разнообразие техник;
- жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;
- историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно.
-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;
- историю возникновения и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги;
- виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;
Учащиеся должны уметь
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
-моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;
-понимать культурные традиции;
-учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства;
– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах
-добывать необходимую информацию (устную и графическую).
Предполагаемые результаты реализации программы
В данной программе учитываются все уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности.
- взаимодействие первоклассника с учителем;
- взаимодействие учащихся в коллективе, малых группах;
- самостоятельное достижению результатов;
У учащихся формируются в результате благоприятной внеурочной деятельности коммуникативные, этические, социальные, гражданские компетентности.
На протяжении всей работы внеурочной деятельности учитывается здоровьесберегающий аспект.
К концу обучения учащиеся должны знать:
- правила безопасности и личной гигиены;
- название материалов и инструментов и их назначение;
- названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
- основы декоративного искусства;
- основные виды и жанры изобразительного искусства;
- художников разных жанров, разного периода развития искусства.
Должны уметь:
- правильно работать кисточкой, карандашом;
- пользоваться различными изобразительными материалами;
- использовать в работе нетрадиционные техники рисования (монотипия, «по-сырому», мятая бумага, кляксография и т.д.);
- определять теплохолодность и светлоту оттенков;
- рисовать от руки простые формы, элементы, геометрические фигуры;
- рисовать предметы с натуры и по представлению;
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления младших школьников: выступление педагога на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений, мастер – классов.
В достижение высоких результатов необходимо также и реализация рабочего места учащегося: мольберт, планшет, использование компьютера, мультимедийное и интерактивное оборудование, учебно-наглядный материал, муляжи, пособия, художественные инструменты и материалы, рабочие тетради и учебники.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
3 класс
Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В результате изучения курса внеурочной деятельности «акварелька» ученик должен:
Знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России;
- ведущие художественные музеи России.
Уметь:
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения отечественных и зарубежных художников;
- сравнивать различные виды и жанры искусства;
- использовать различные художественные материалы;
- применять основные средства художественной выразительности в живописи, рисунке,декоре, в иллюстрировании произведений литературы и музыки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений искусства;
- оценки произведений искусства при посещении выставок.
3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания;
- умение организовать рабочее место;
- бережное отношение к инструментам, материалам;
- развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера;
- ознакомление с художественными терминами и понятиями;
- развитие наблюдательности зрительной памяти;
- развитие художественного вкуса.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- приобретение навыка работы в паре, группе; диагностирование причин успеха (неуспеха);
- формирование способности действовать в различных ситуациях;
- участие в коллективном обсуждении; самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
6.Формы контроля
В программе используются различные формы контроля работы учащихся: творческие выставки работ, соревнования, турниры, конкурсы, анализ рисунков и т.д.
Средства контроля
Виды: рисование, игры, сочинение сказок и рассказов, рисование диафильмов, лепка, слушание рассказа учителя, обсуждение, экскурсии, проведение праздников.
Формы оценки результатов: выставки, творческие встречи; составление художественных композиций; участие детей в художественных конкурсах.
Итог творческих достижений - это участие в выставке, отчётном спектакле юных художников, приглашение родителей детей, друзей, педагогов.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов учебных заведений.
7.Учебно-методические средства обучения.
Кузин В.С.Изобразительное искусство. 1-2 части. Волгоград: И/д. Корифей.-2006;
Комплект уроков по ИЗО по программам Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я.Диск.
www.IZOCD .ru
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 2009. – 54 с.
Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 2010. – 64 с.
Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 – 4 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 – 4 кл. – М.: Просвещение, 2007г.
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 – 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 1 - 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.
Компьютер, проектор, магнитофон, звукозаписи для проведения физминуток, репродукции произведений Васнецова, Ван Гога, Врубеля,Ацвазовского.
Наглядные таблицы по ИЗО для 1 – 4 класса (Основные цвета, Цветоведение, Тёплые и холодные цвета, Натюрморт, Пейзаж).
Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1- 4 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
Календарно-тематическое планирование курса «Акварелька»
2 класс - 34 часа в год (1 час в неделю)
Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые умения | Дата |
1 - 2. Три основные краски, строящие многоцветие мира. | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, цветовой круг. | Объяснительно-иллюстративная, игровая. | Индивидуальная, изображение цветов (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. | Развитие композиционного мышления и воображения. Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Различать основные и составные цвета. |
|
3- 4. Тёплые и холодные цвета в живописи. «Краски осеннего листа». | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных иллюстраций, рисунок. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. | Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями.
| Развитие композиционного мышления и воображения. Умение различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и черной краской. Различать жанры произведений изобразительного искусства – пейзаж. |
|
5- 6. Пастель и цветные мелки, их выразительные возможности. «Живая клякса». | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. | Индивидуальная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению). | Овладение навыками построения композиции, создание творческих работ на основе собственного замысла, использование художественных материалов. Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников. |
|
7. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников». | Рассказ, беседа, презентация. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, парная. | Коллективная, индивидуальная. | Умение вступать в общение друг с другом по поводу произведений искусства. Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников |
|
8 -9. Выразительные возможности графических материалов. «Осенний лес. Мы рисуем осень». | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра. | Объяснительно-иллюстративная, частично- поисковая. | Индивидуально – коллективная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению), коллективная композиция фриз.
| Умение вступать в общение друг с другом по поводу произведений искусства. Умение передавать настроение в творческой работе с помощью линии, используя художественные материалы. Различать виды изобразительного искусства – графика. |
|
10 – 11. Рисование с натуры. Овощи и фрукты. «Натюрморт в творчестве художников». | Рассказ, демонстрация наглядных пособий, рисунок. | Объяснительно-иллюстративная, частично- поисковая. | Групповая, коллективная, индивидуальная. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке с натуры. Учить рисовать с натуры. Иметь представление о натюрморте, особенности композиции в натюрморте. |
|
12. Беседа «Художники анималисты». | Наглядность, демонстрация. | Объяснительно-иллюстративная. Презентация | Индивидуальная, коллективная, диалог, обсуждение. | Различать элементарные основы изобразительного языка художников – анималистов. Иметь представление о художниках анималистах и их творчестве. |
|
13 -14. Рисование с натуры животных. Заяц, бабочка. | Беседа, наглядность, наглядные пособия. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. | Индивидуальная, изображение животных или зверей. | Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. |
|
15. Беседа «Художники – сказочники». | Наглядность, демонстрация. | Объяснительно-иллюстративная, наглядная. | Индивидуальная, коллективная, диалог, обсуждение. | Различать элементарные основы изобразительного языка художников – сказочников. Иметь представление о художниках сказочниках и их творчестве.
|
|
16 -17. Русские народные сказки (добрый и злой образ). | Беседа, наглядность, наглядные пособия. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. | Индивидуальная, изображение сказочных героев (по памяти и представлению). | Использовать различные элементарные основы изобразительного языка художников – сказочников. Создавать композицию иллюстрирующую русскую сказку
|
|
18 -19. Изображение и реальность. | Беседа, упражнения, наглядные пособия. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. | Индивидуальная, коллективная, диалог, обсуждение. | Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. |
|
20 -21. Изображение и фантазия. | Беседа, демонстрация, наглядные пособия. | Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, | Индивидуальная, коллективная, диалог, обсуждение. | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. |
|
22 -23. Украшение и реальность. | Беседа, рассказ, наглядные пособия, игра. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. | Индивидуальная, украшение закладки для книги узором заданной формы. | Умение применять знания об орнаменте: ритм, цвет, семантика элементов, использование художественных материалов. Умение вести диалог.
|
|
24 -25. Постройка и реальность. «Подводное царство» | Беседа, рассказ, демонстрация. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. | Индивидуально-коллективная, конструирование из бумаги. | Развитие художественного объёмного – пространственного мышления. Применение основных средств художественной выразительности в конструктивных работах; использование навыка конструктивной работы с бумагой. |
|
26 -27. Постройка и фантазия. «Необычные здания». | Беседа, демонстрация, макеты. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. | Индивидуальная, групповая, конструирование фантастического города. | Умение участвовать в диалоге. Развитие художественного объёмного – пространственного мышления. |
|
28 -29. Все работаем совместно. | Беседа, демонстрация, технологические карты, наглядные пособия. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. | Индивидуальная, конструирование (моделирование) и украшение. | Умение выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. Умение вступать в общение друг с другом.
|
|
30 – 31. Выражение характера (мужской и женский образ). | Рассказ, беседа, наглядные материалы, демонстрация, игра. | Объяснительно-иллюстративная, частично – поисковая. | Индивидуальная. Изображение доброго и злого воина, противоположные по характеру женские сказочные образы. | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Узнавать отдельные произведения выдающихся художников. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. |
|
32. Изображение природы в разных состояниях. | Рассказ, наглядные пособия, демонстрация. | Репродуктивная, объяснительно – иллюстративная. | Индивидуальная, изображение контрастных состояний природы. | Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета и композиции, узнавать отдельные произведения выдающихся художников. |
|
33-34. «Лето, ах лето!» | Беседа, наглядность. | Продуктивная. | Индивидуальная, создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы. | Знать жанр изобразительного искусства-пейзаж. Уметь использовать художественные материалы, применять основные средства художественной выразительности. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных в природе. |
|
Календарно-тематическое планирование курса «Акварелька»
3 класс - 34 часа в год (1 час в неделю)
N п/п | Наименование разделов и тем занятий | Планируемые результаты | Дата | |||
предметные | личностные | метапредметные | ||||
1 | Золотая осень Красота природы русского леса
| Знать/понимать начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре; об основных цветах спектра. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах | Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
| Организовывать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Пользоваться языком изобразительного искусства. |
| |
2 | Многоцветие земли в произведениях художников | Знать/понимать начальные сведения об основных цветах спектра; основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; об особенностях работы акварелью и гуашью. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах | Мотивация к учебной деятельности, владение культурой поведения и общения. | Работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. |
| |
3 | И снова осень к нам пришла | Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения рабо-ты. Умение сравнивать и правильно оп-ределять пропорции предметов, их цвет | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
| Проговаривать последовательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
| |
4 | Выставка рисунков «Дары осени» | Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах. | Формирование эстетических потребностей — потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Пользоваться языком изобразительного искусства. |
| |
5 | Узоры на вазе. | Знать: об особенностях работы акварелью и гуашью, об основных цветах спектра. Уметь: отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения. Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
| Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам). Слушать и понимать высказывания собеседников. |
| |
6 | Форма в живописи и графике | Знать/понимать начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре; об основных цветах спектра. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах | Формирование эстетических потребностей — потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
| Организовывать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства.
|
| |
7 | Красота родной земли (нетрадиционные формы рисования) | Знать/понимать начальные сведения об основных цветах спектра; основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; об особенностях работы акварелью и гуашью. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
| Работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. |
| |
8 | Богатый урожай | Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения работы. Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
| Проговаривать последовательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Согласованно работать в группе. |
| |
9 | Филимоновская игрушка | Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах. | Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Пользоваться языком изобразительного искусства.
|
| |
10 | Готовимся к выставке | Знать: об особенностях работы акварелью и гуашью, об основных цветах спектра. Уметь: отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения. Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц.
| Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Организовывать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. |
| |
11 | «Зимняя сказка» Мы рисуем сказочную птицу | Знать/понимать начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре; об основных цветах спектра. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах | Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
| Работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Слушать и понимать высказывания собеседников. |
| |
12 | Мы готовимся к рисованию любимой сказки | Знать/понимать начальные сведения об основных цветах спектра; основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; об особенностях работы акварелью и гуашью. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
| Проговаривать последовательность действий на уроке. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Согласованно работать в группе. |
| |
13 | Иллюстрирование любимой сказки | Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения рабо-ты. Умение сравнивать и правильно оп-ределять пропорции предметов, их рас-положение, цвет. | Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру. | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Пользоваться языком изобразительного искусства. |
| |
14 | Гжельская роспись на предметах быта | Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
| Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства. |
| |
15 | Чародейка-зима в произведениях художников Готовимся к встрече сказки, праздника Нового года. | Знать: об особенностях работы акварелью и гуашью, об основных цветах спектра. Уметь: отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения. Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц. | Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
| Организовывать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Пользоваться языком изобразительного искусства.
|
| |
16 | Выставка рисунков «Здравствуй, гостья – зима!» | Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; Уметь: верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет; отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения; лепить животных, игрушки; составлять простейшие аппликационные композиции. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
| Работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. |
| |
17 | «Русские картины» Зимний пейзаж в произведениях художников | Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; Уметь: отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения; лепить животных, игрушки; составлять простейшие аппликационные композиции.
| Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
| Проговаривать последовательность действий на уроке. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
| |
18 | Зимние развлечения с друзьями | Знать/понимать начальные сведения об основных цветах спектра; основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; об особенностях работы акварелью и гуашью. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах.
| Мотивация к учебной деятельности, владение культурой поведения и общения. | Организовывать рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. |
| |
19 | Лыжная прогулка. | Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения рабо-ты. Умение сравнивать и правильно оп-ределять пропорции предметов, их рас-положение, цвет. | Формирование эстетических потребностей — потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
| Работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников.
|
| |
20 | Русские воины | Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
| Проговаривать последовательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Согласованно работать в группе. |
| |
21
| Волшебный мир русского костюма | Знать: об особенностях работы акварелью и гуашью, об основных цветах спектра. Уметь: отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения. Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц. | Формирование эстетических потребностей — потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
| Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Пользоваться языком изобразительного искусства. |
| |
22 | Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. | Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; Уметь: верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет; отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения; лепить животных, игрушки; составлять простейшие аппликационные композиции. | Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. | Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Слушать и понимать высказывания собеседников. |
| |
23 | Украшение деревянных саночек(детской деревянной лошадки) | Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; Уметь: отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения; лепить животных, игрушки; составлять простейшие аппликационные композиции. | Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы, выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. | Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Слушать и понимать высказывания собеседников. |
| |
24 | Нетрадиционные формы рисования | Знать: основные жанры и виды искусств; об основных цветах спектра. Уметь: высказывать суждения о картинах; верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, цвет. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
| Работать по предложенному учителем плану. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
| |
25 | «Весенние деньки» Тематическая композиция о весне. Весна разноцветная. | Знать/понимать начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре; об основных цветах спектра. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах | Мотивация к учебной деятельности, владение культурой поведения и общения. | Организовывать своё рабочее место. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт. |
| |
26 | Космическая красота. | Знать/понимать начальные сведения об основных цветах спектра; основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; об особенностях работы акварелью и гуашью. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах | Мотивация к учебной деятельности, владение культурой поведения и общения. потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. | Организовывать своё рабочее место. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Согласованно работать в группе. |
| |
27 | Полхов-Майданские игрушки | Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения работы. Умение правильно определять пропорции предметов. | Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. |
| |
28 | Образ доблестного воина. | Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах. | Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников. | Организовывать своё рабочее место. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт. |
| |
29 | Праздничный салют | Знать: об особенностях работы акварелью и гуашью, об основных цветах спектра. Уметь: отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения. | Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы. | Проговаривать последовательность действий на уроке. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. |
| |
30 | Цветы нашей Родины | Знать/понимать начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре; об основных цветах спектра. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах | Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Пользоваться языком изобразительного искусства. |
| |
31 | Элементы растительного орнамента | Знать начальные сведения об основных цветах спектра; основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах | Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы, выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. | Организовывать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике (в оглавлении, в словаре). Пользоваться языком изобразительного искусства. |
| |
32 | Декоративная композиция в цвете. Выставка лучших рисунков.
| Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения рабо-ты. Умение сравнивать и правильно оп-ределять пропорции предметов, их рас-положение, цвет. | Формирование эстетических потребностей —общения с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. | Работать по предложенному учителем плану; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Слушать и понимать высказывания собеседников.
|
| |
33 | Нетрадиционные формы рисования | Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Проговаривать последовательность действий на уроке. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы. |
| |
34 | Выставка рисунков «Вот и лето пришло!» | Знать: об особенностях работы акварелью и гуашью, об основных цветах спектра. Уметь: отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения. Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц. | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунке. Расширять кругозор учащихся. Формировать умение составлять композиции по рисункам. |
|
|