СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности Основы компьютерной грамотности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности Основы компьютерной грамотности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 23 города Димитровграда Ульяновской области»










Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дистанционная программа технической направленности


«ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ»





Возраст обучающихся: 8-12 лет

Количество часов 18


Составитель:

Мисько

Наталья Владимировна












г. Димитровград 2020



Содержание:


1.

Пояснительная записка

стр.

2

Цель и задачи программы


3

Содержание программы



3.1 Учебный план



3.2 Содержание учебно-тематического плана 


3.

Календарный учебный график


4

Планируемые результаты


5

Условия реализации программы


6

Формы аттестации 


7

Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы


8

Методические материалы


9

Список литературы



9.1. Литература для педагога



9.2. Литература для обучающихся и родителей








































1. Пояснительная записка.

Программа «Основы компьютерной грамотности» модифицированная, составлена на основе авторской дополнительной образовательной программы Антипьевой Т. А., педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории «Дома детского творчества» г.Гремячинска, 2018 г. имеет техническую направленность, по уровню усвоения программа общеразвивающая.


Актуальность программы

Актуальность программы состоит в том, что она готовит детей к программно-технической деятельности и позволяет более уверенно чувствовать себя при работе с ПК. Персональный компьютер уже давно превратился в доступный инструмент работы с информацией, такой как карандаш, ручка или калькулятор. В наше время практически не осталось сфер деятельности, в которых не применялись бы компьютеры.

Современный человек должен уметь использовать имеющиеся в его распоряжении средства вычислительной техники, информационные ресурсы для автоматизации трудоемких операций, связанных с подготовкой документов, организацией документооборота.

Программой предусмотрено индивидуальное творчество обучающихся в наиболее интересном для них направлении. Программа предлагает обучающимся разные виды деятельности при работе на ПК: работа в текстовом редакторе Word, в графическом редакторе Paint, в программе PowerPoint, развитие творческой активности детей.

Программа «Основы компьютерной грамотности» призвана дополнить знания школьников по информатике, причем она ориентирована в основном на практические умения. Данная программа позволяет детям приобрести устойчивые навыки работы на персональном компьютере, обеспечивает развитие внимания, памяти, мышления, познавательных интересов у обучающихся.


Новизна предлагаемой программы выражена в ее практической ориентированности. В условиях дистанционного общения программа предполагает знакомство и изучение основных программ Microsoft Office, дает сведения практического характера, которые позволят участникам интегрировать полученные знания, умения и навыки с другими предметными областями, поможет им использовать теоретические и практические знания для обработки и создания собственных проектов в последующей учебной деятельности .


Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих в том, что в условиях дистанционного общения она открывает для школьников возможности при минимальном количестве времени не только получить основные навыки работы с компьютерными программами, но и увидеть, как их можно использовать для решения разнообразных задач, максимально реализовав именно творческие способности.


Психолого-педагогические особенности

Занятия ориентированы на обучающихся 11-14 лет, возможно, без каких-либо первоначальных знаний в области информационных технологий.

Цель данной программы заключается в необходимости подготовки детей идти в ногу со временем путем развития личностно-ориентированного процесса, в совокупности идей о единстве учебной и вне учебной деятельности.

Разработанная образовательная программа дополнительного образования детей «Основы компьютерной грамотности» также будет способствовать профориентации детей в области современных компьютерных технологий.


Объем программыобщее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы 18 часов .


Форма обучения: дистанционная

Формы организации образовательного процесса: групповая


Формы обучения и особенности организации образовательного процесса

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть проходит в виде видео-лекций, разбираются возможные задачи и методы их решения, практическая часть – выполнение практических заданий за компьютером, закрепление пройденного материала, проверка знаний обучающихся. Форма подачи преподаваемого материала меняется в зависимости от индивидуальных особенностей контингента обучающихся, предоставляя возможность каждому продвигаться оптимальным темпом в усвоении знаний, умений и навыков работы на ПК: комбинированное занятие, практическое занятие, собеседование, индивидуальная форма обучения.

Основные методы обучения

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

Словесный (устное изложение, беседа, анализ полученных знаний и т.д.)

Наглядный (показ видеоматериалов, тематических презентаций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

Практический (тренинг, упражнения, выполнение по образцу и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно-иллюстративныйдети воспринимают и усваивают готовую информацию

Частично-поисковыйучастие детей в поиске, решение поставленной задачи самостоятельно

Исследовательский самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

Индивидуальныйиндивидуальное выполнение заданий, решение проблем

Приемы – конкретное проявление определенного метода на практике: упражнения, решение проблемных ситуаций, устное изложение; анализ полученных ЗУН и др.; показ видеоматериалов, иллюстраций; показ (исполнение) педагогом; работа по образцу и др.


Формы организации учебного занятия - беседа, защита проектов, игра, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс


педагогические технологии - технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности.


Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий.)

2 раза в неделю по 2 часа


Формы подведения итогов реализации программы: реализация творческого проекта, презентации с использованием интернет-ресурсов.



2. Цель и задачи программы.

Цель программ: помочь ребенку научиться самостоятельно осваивать и работать в прикладных программах, используя компьютер в качестве «орудия труда» обучения и получения новых знаний.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Обучающие:

- ознакомить обучающихся с пользованием ПК

- способствовать формированию умения применять полученные знания и опыт в практической деятельности.

2. Развивающие:

  • развить творческие способности при помощи работы на ПК.

  • развить умение работать с литературой и справочными файлами, умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать, обобщать, делать выводы;

  • развить художественный вкус, повышая уровень образного и абстрактного мышления;

3. Воспитательные:

  • вызвать интерес и желание работать, самостоятельно принимая пути решения поставленных задач.


3. Содержание программы


3.1.Учебный план


п/п

Разделы и темы занятий

Количество часов

Формы контроля/ аттестации

общее

кол-во часов

теория

практика

1. Введение

1

Инструктаж по ТБ

0,5

0,5



2

Рабочий стол

1

0,5

0,5

2. Текстовый редактор Word

1

Знакомство с текстовым редактором Word

0,5

0,5



2

Шрифт, размер, цвет, выравнивание

1


1


3

Форматирование и редактирование текста

1


1


4

Как бороться с ошибками?

0,5


0,5


5

Обобщающее занятие («Мой режим дня»)

2

0,5

1,5

практическое задание

«Работа с текстом»

2. Графический редактор Paint «Художник»

1

Знакомство с графическим редактором Paint «Художник»

1


1


2

Выбор и изменение палитры

0,5


0,5


3

Атрибуты и действия с рисунком

1


1


4

Картина – это просто!

1


1


5

Поздравительная открытка

1


1

практическое задание

3. Программа PowerPoint

1

Знакомство с программой

PowerPoint. Конструктор слайдов.

1

0,5

0,5


2

Вставка текста и картинок в слайд

1

0,5

0,5


3

Эффекты анимации

1

0,5

0,5


4

Переходы

1

0,5

0,5


5

Работа с фоном

1

0,5

0,5


6

Создание презентации на тему «Мои любимые животные»

1

0,5

0,5

практическое задание

7

Итоговое занятие (итоговая аттестация)

1

0,5

0,5

практическое задание


Итого

18

5,5

12,5





































3.2 Содержание учебно-тематического плана

№п/п

Содержание программы

по

учебному плану

Учебный материал, которым сможет овладеть обучающийся

Раздел

Тема

Теоретическая часть

Практическая часть. Формы практической

деятельности

1.

Введение

Инструктаж по ТБ

Техника безопасности при работе с компьютером.

Правила пожарной безопасности.

Вводный инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером.

Просмотр учебного видео «Правила работы за компьютерном» последующее обсуждение

Рабочий стол компьютера

Интерфейс ОС Windows

Назначение папок

Создание файла. Создание папки с вложенными файлами

Создать папку, дать название. Создать документ Word с именем файла.

2.







Текстовый редактор Word

Знакомство с текстовым редактором Word

Операции с папками и файлами

Работа с файлами: создание, копирование, переименование, удаление

Шрифт, размер, цвет, выравнивание

Набор заданного текста

Копирование фрагмента текста из одного документа в другой. Изменение шрифта, размера, цвета, выравнивание

Форматирование и редактирование текста

Набор и форматирование текста

Практическое задание «Копирование»

Как бороться с ошибками?

Рецензирование. Проверка набранного текста

Практическое задание «Проверь себя»

Обобщающее занятие («Мой режим дня»)

Набор, форматирование и редактирование текста

Практическое задание «Немного о себе»

3.

Работа в графическом редакторе

Paint

Знакомство с графическим редактором Paint «Художник»

создание изображений, ввод текста

Практическое задание

Выбор и изменение палитры

Инструменты Paint

Практическое задание

Атрибуты и действия с рисунком

редактирование деталей изображения

Практическое задание. Рисование по образцу

(«Котёнок»,

«Бегемот» и др.)

Картина – это просто!

Рисование с использованием примитивов. Рисование с использованием 2-4 инструментов.


Практическое задание. Рисование по образцу

(«Аквариум», «Наш город» и др.)

Поздравительная открытка

Рисование с использованием инструментов, палитры, копирования

Итоговое практическое задание.

«Моя праздничная открытка»

4.

Работа в программе PowerPoint


Знакомство и работа в графическом редакторе Paint.

Рабочее поле программы. Конструктор слайдов.

Практическое задание «Мой класс», «Моя семья», «Димитровград – мой город родной»

Создание презентаций(создание слайдов, конструктор слайдов, фон, вставка текста и картинок, эффекты анимации)

Панель управления .Вставка текста и картинок в слайд

Практическое задание. Создание презентации по теме: «Моя семья»

(демонстрация презентации).

Создание презентации из готового материала

Практическое задание. Создание презентации по теме: «Моя малая Родина» (наложение эффектов, демонстрация презентации).

Создание презентации с элементами самостоятельного поиска информации

Практическое задание. Создание презентации по теме: «Мир моих увлечений» (наложение эффектов, демонстрация презентации)

Создание презентации самостоятельно

(поиск теоретического и визуального материала)

Итоговое практическое задание. Создание презентации на тему «Мои любимые животные» (наложение эффектов, демонстрация презентации)

5.

Итоговое занятие (итоговая аттестация)

«Знатоки информатики»

Подведение итогов работы

Итоговый тест «Инфознайки». Защита творческих самостоятельных работ. Подведение итогов работы и анализ совместной творческой деятельности.



3.3.1 Календарный учебный график


№ п/п

месяц

число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

май


Комплексное

занятие


0,5

Инструктаж по ТБ

Место жительства учащихся

Наблюдение, опрос



май


Комплексное

занятие

1

Рабочий стол

Место жительства учащихся

Наблюдение, опрос

май


Комплексное

занятие

0,5

Текстовый редактор Word

Знакомство с текстовым редактором Word

Место жительства учащихся

Практическая работа






май


Комплексное

занятие

1

Шрифт, размер, цвет, выравнивание

Место жительства учащихся

Опрос, анализ, практическая работа

май


Комплексное

занятие

1

Форматирование и редактирование текста

Место жительства учащихся

Опрос, анализ, практическая работа

май


Комплексное

занятие

0,5

Как бороться с ошибками?

Место жительства учащихся

Опрос, анализ, практическая работа

май-июнь


Комплексное

занятие

2

Обобщающее занятие («Мой режим дня»)

Место жительства учащихся

Опрос, анализ, практическая работа

июнь


Комплексное

занятие

1

Графический редактор Paint «Художник». Знакомство с графическим редактором Paint «Художник»

Место жительства учащихся

Опрос, анализ, практическая работа

июнь


Комплексное

занятие

0,5

Выбор и изменение палитры

Место жительства учащихся

Опрос, анализ, практическая работа

июнь


Комплексное

занятие

1

Атрибуты и действия с рисунком

Место жительства учащихся

Опрос, анализ, практическая работа

июнь


Комплексное

занятие

1

Картина – это просто!

Место жительства учащихся

Опрос, анализ, практическая работа



июнь


Комплексное занятие

1

Поздравительная открытка

Место жительства учащихся

Опрос, анализ, практическая работа

июнь


Комплексное занятие

1

Программа PowerPoint. Знакомство с программой

PowerPoint. Конструктор слайдов.

Место жительства учащихся

Опрос, анализ, практическая работа

июнь


Комплексное занятие

1

Вставка текста и картинок в слайд

Место жительства учащихся

Опрос, анализ, практическая работа

июнь


Комплексное занятие

1

Эффекты анимации

Место жительства учащихся

Опрос, анализ, практическая работа

июнь


Комплексное занятие

1

Переходы

Место жительства учащихся

Опрос, анализ, практическая работа

июнь


Комплексное занятие

1

Работа с фоном

Место жительства учащихся

Опрос, анализ, практическая работа

июль


Комплексное занятие

1

Создание презентации на тему «Мои любимые животные»

Место жительства учащихся

Опрос, анализ, практическая работа

июль


Комплексное занятие

1

Итоговое занятие (итоговая аттестация)

Место жительства учащихся

Опрос, анализ, практическая работа


4.Планируемые результаты.


Знание:

  • основные возможности работы с офисными программами;

  • основные функции текстового редактора, электронного процессора, презентации;

Умение:

  • создавать графические изображения;

  • создавать и редактировать текстовые документы;

  • создавать презентации;

  • подбирать необходимые программы и выполнять действия для воплощения поставленных творческих задач;

  • использовать возможности работы с документами;

  • работать с текстом, использовать инструменты работы с текстом.

Личностные результаты:

  • сформируется положительное отношение к обучению;

  • пополнится «копилка личных достижений»;

  • обучающиеся будут выполнять практические задания с элементами творчества;

  • повысится самооценка;

  • станут активными гражданами-патриотами любимого города, родного края;

  • обучающиеся будут уметь создавать работы в программах Word, Paint, PowerPoint;

  • у обучающихся разовьются познавательные способности, мышление, память, воображение.

Метапредметные результаты:

  • овладение элементами самостоятельной организации деятельности, умение ставить цели и планировать деятельность, оценивать собственный вклад, проводить самооценку уровня личных достижений;

Предметные результаты:

  • ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений о взаимодействии между человеком и техникой, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

  • познавательная сфера – применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.


5.Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение

Для дистанционного обучения у обучающийся и педагога должен быть:

- рабочий стол,

- персональный компьютер или ноутбук

- операционная система Microsoft Windows

- пакет МS Office

- доступ к сети Интернет

Обучающемся предоставляются наглядные пособия в виде: изображений, текстовых документов, видео занятий.

Методическое обеспечение

- методические материалы для проведения теоретических занятий;

- дидактический материал (обучающие ролики, наглядность).





6. Формы аттестации



Процесс обучения по дистанционной дополнительной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы диагностики и аттестации:

    1. Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы.

Формы контроля: опрос

    1. Текущий контроль осуществляется в течение всего периода обучения.

Формы контроля: в ходе наблюдения и практических работ по отдельным темам.

    1. Итоговая диагностика проводится после завершения всей учебной программы.

Формы контроля: тестирование по вопросам и схемам, защита проекта.

7.Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.

Возможно использование следующих методов отслеживания результатов:

  • педагогическое наблюдение;

  • педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися творческих заданий, защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.;

  • мониторинг: карты оценки результатов освоения программы, портфолио учащихся документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося (табл. 5):

Таблица 5

Педагогический мониторинг

Мониторинг образовательной деятельности детей

диагностика личностного

роста и продвижения

самооценка воспитанника

анкетирование

ведение творческого

дневника обучающегося

педагогические отзывы

оформление листов индивидуального образовательного маршрута

ведение журнала учета или педагогического дневника

ведение летописи

введение оценочной системы

оформление фотоотчетов




8. Методические материалы

Методические материалы

- обеспечение программы методическими видами продукции : разработки игр, бесед,

- рекомендации по проведению практических работ,

  • дидактический и лекционный материалы

  • виды методической продукции: методическая инструкция.

Виды дидактических материалов


  • презентации

  • картинки, иллюстрации, слайды,

  • видеозаписи

  • дидактические пособия - тесты, практические задания,





9.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА для педагога

  1. Журин А.А.”Microsoft Power Point 2000”, Краткие инструкции для новичков, М., «Аквариум ЛТД», К.:ГИППВ, 2002

  2. Журин А.А «Учимся работать на компьютере» Начинающим и школьникам, М., «Лист Нью, Большая медведица», 2002

  3. Курилович Вик «Как изучить компьютер за пять минут» Самоучитель. М., Солон-пресс,2004»

  4. Левин А.Ш. «Word - это очень просто» СПб, «Питер», 2004

  5. Удалова Т.Л. «Создание текстовых документов в текстовом редакторе Microsoft Word» 2003г.

  6. Шнейдеров В. «Рисунок на компьютере» Самоучитель, СПб, «Питер»,2004

ЛИТЕРАТУРА для учащихся

  1. Лагутина С.И. - «Компьютерная грамотность»- Методическое пособие для начинающих пользователей , М., 2006г., МУК № 19

Электронные Интернет - ресурсы:

  1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/19.php - Библиотека Гумер - Педагогика

  2. http://uroki.net/docdir/docdir57.htm - всё для учителя

  3. http://rutor.org/torrent/40199 и http://yrod.fatal.ru – сборник полезных программ

  4. http://metodist.lbz.ru/ - сайт методической службы

  5. http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  6. http://window.edu.ru- единое окно доступа к образовательным ресурсам

  7. http://fcior.edu.ru - Каталог и Хранилище Электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для открытой мультимедиа среды (ОМС)