СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности _Квесториум_

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности _Квесториум_»



















Рабочая программа внеурочной деятельности «Квесториум»

для 4 классов






















Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности младших школьников «Квесториум» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы внеурочной деятельности для младших школьников «Игра в общении» Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. Программа представляет собой вариант организации внеурочной деятельности младших школьников. Курс «Квесториум» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, позволяет приобрести школьником знаний о правилах социальной коммуникации; о принятых в обществе нормах отношения к другим людям, риска и угроза и нарушения этих норм; о правилах конструктивной групповой работы; способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.


Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребенка через систему ценностно-ориентированных занятий.


Программа по изучению курса «Квесториум» внеурочной деятельности младших школьников рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.



Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

У учащихся будут сформированы:


-внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;


-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; -начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

  • положительная мотивация учебной деятельности;


Учащиеся получат возможность иметь :


-систему нравственных качеств и этическое сознание;


-потребность в самовоспитании и саморазвитии;


-чувство уважения к правам и обязанностям человека;


-чувство трудолюбия, уважения к людям труда;


-ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;


-ценностное отношение к природе, к окружающей среде;


-потребность в чтении художественной литературы.








Личностные результаты:


  • учащийся получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.


  • знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

  • с помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.


  • система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика.


  • учащийся получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?», «Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).


  • учащийся научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение;


  • классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)


Метапредметные результаты:


  • способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);


  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;


  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).


  • способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;


  • совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.


  • приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).


Познавательные УУД


Обучающиеся научатся:


  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;


  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;


  • проявлять познавательную инициативу;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;


  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);


  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;


  • осуществлять синтез как составление целого из частей;


  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;


  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;


  • обобщать, устанавливать аналогии;


  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;


Коммуникативные УУД:


  • учащийся научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.


  • учащийся научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.


  • учащийся научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.


  • учащийся научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.


Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • соблюдения гигиенических правил;


  • бережного отношения к природе;


  • развития чувства ответственности, самостоятельности;


  • формирования стремления быть полезным окружающим;


  • стремления к здоровому образу жизни.




Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:


–ставить цель


–планировать пути достижения этой цели


–прогнозировать результат своей деятельности


–производить контроль и коррекцию


–производить само- и взаимооценку


В результате прохождения курса «Квесториум» к концу 3 класса обучающиеся получат возможность научиться:


формировать позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества


  • к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к другому человеку как таковому (гуманность), как к ДРУГОМУ ( альтруизм), как ИНОМУ ( толерантность); стремление к свободному, открытому общению.

Содержание курса внеурочной деятельности


Форма организации внеурочной деятельности: творческая мастерская, что создаёт условия


для формирования познавательной и творческой активности детей.


Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.


Формы проведения занятий: беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление.


Содержание курса включает в себя следующие циклы:


Новое открытие игры, Интеллектуально-познавательные игры, Игры-квесты, Игры-стратегии, Игра – драматизация, Ситуативные – ролевые игры, Ситуативно-ролевые игры полигонные (34 часа)


Новое открытие игры.2 часа. Игра как область отдыха и самосовершенствования человека. Человек играющий. Индивидуальная культура игры человека и игровые культуры.


Интеллектуально-познавательные игры. 8 часов. Разработка вопросов для интеллектуально- познавательной игры. Разработка идей, схем (правил) и антуража игры. Подготовка игроков к интеллектуально-познавательной игре. Проведение игры.


Игры - квесты. 8 часов. Подсказки и головоломки. Категории подсказок.


Использование подсказок в игре-квест.


Ситуативно-ролевые игры. 10 часов. Индивидуальные особенности общения и мир человеческих профессий. Подбор области профессиональной самореализации в соответствии с индивидуальными особенностями общения. Общение: притворство и


естественность. Манипуляция и блокирование манипуляции. Тактические коммуникативные задачи и жизненные ориентиры.


Ситуативно-ролевые игры полигонные. 6 часов. Индивидуальная безопасность.


участие в игре. Командная игра. Работа в игровой команде. Руководство игровой группы.


Игровой мир. Вживание в игровой мир. Игровой костюм.




Воспитательные результаты распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.


Второй уровень результатов получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса,

образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.


Третий уровень результатов получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.


  • переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:


-на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;


-на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;


-на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.


Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.


  • первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.


Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

Учебные часы распределены следующим образом:


п/п

Содержание

Количество часов








1

Новое открытие игры

2





2

Интеллектуально-познавательные

8



игры.





3

Игры - квесты.

8





4

Ситуативно-ролевые игры.

10





5

Ситуативно-ролевые игры

6



полигонные.






Итого

34







Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Форма организации работы

Дата

Новое открытие игры 2 часа


Игра как область отдыха и самосовершенствования человека. Человек играющий.

коллективная


Индивидуальная культура игры человека и игровые культуры.

коллективная


Интеллектуально-познавательные игры 8 часов


Разработка вопросов для интеллектуально-познавательной игры.

коллективная


Разработка вопросов для интеллектуально-

познавательной игры.

коллективная


Разработка вопросов для интеллектуально-

познавательной игры.

коллективная


Разработка идей, схем (правил) и антуража игры.

коллективная


Разработка идей, схем (правил) и антуража игры.

коллективная


Подготовка игроков к интеллектуально-познавательной

игре.

коллективная


Проведение игры.

коллективная


Проведение игры.

коллективная


Игры – квесты 8 часов


Подсказки и головоломки

коллективная


Подсказки и головоломки

коллективная


Категории подсказок

коллективная


Категории подсказок

коллективная


Использование подсказок в игре-квест.

коллективная


Использование подсказок в игре-квест.

коллективная


Игра-квест

коллективная


Игра-квест

коллективная


Ситуативно-ролевые игры 10 часов


Индивидуальные особенности общения и мир

человеческих профессий.

коллективная


Индивидуальные особенности общения и мир

человеческих профессий.

коллективная


Подбор области профессиональной самореализации в соответствии с индивидуальными особенностями общения.

коллективная


Подбор области профессиональной самореализации в соответствии с индивидуальными особенностями общения.

коллективная


Общение: притворство и естественность.

коллективная


Манипуляция и блокирование манипуляции.

коллективная


Тактические коммуникативные задачи и жизненные ориентиры.

коллективная


Игра «Профессии»

коллективная


Игра «Профессии»

коллективная


Игра «Профессии»

коллективная


Ситуативно-ролевые игры полигонные 6 часов


Индивидуальная безопасность. участие в игре.

Командная игра.

коллективная


Работа в игровой команде.

групповая


Руководство игровой группы.

коллективная


Игровой мир

коллективная


Вживание в игровой мир.

коллективная


Игровой костюм.

коллективная




Список литературы


  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя М., 1987


  1. Афанасьев С.П. Весёлые конкурсы для больших и маленьких М., 2004


  1. Афанасьев С.П. Чем занять детей в пришкольном лагере Кострома, 1998


  1. Жуков М.Н. Подвижные игры М.,2000


  1. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе М.,2000


  1. Куприянов Б.В. Организация ми методика проведение подвижных игр М., 2004


  1. Куприянов Б.В. Ролевая игра в загородном лагере М., 2010


  1. Шмаков С.А. Дети на отдыхе СПб., 2001


9.Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», Программа; -М., РОСТ - книга, 2017г.


10.Л.В. Мищенкова Методическое пособие «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо». Изд.: РОСТкнига 2017г.4. Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»,рабочая тетрадь в 2-х частях; - М., РОСТ – книга, 2017г.


11.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2012г.


12.Информационно-методическое обеспечение:


«Начальная школа»: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября».


13.Образовательные Интернет- порталы


  • Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/


  • Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www.informika/ru


    1. Д.В.Григорьев Б.В.Куприянов «Программа внеурочной деятельности»


Москва «Просвещение» 2011