Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Момская начальная общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО __________ Новгородова В.В. от ____________________ | «Согласовано» Зам. директора по УВР ____________ Петрова А.А. от ____________________ | «Утверждено» Директор МБОУ «МНОШ» ___________ Михалева М.П. от ____________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
интеллектуального направления
Составила: Иманова Татьяна Сергеевна,
Учитель начальных классов первой категории
на 2021-2024 уч. год
Пояснительная записка
Программа «Школа развития речи» реализует интеллектуальное направление во внеурочной деятельности во 2-4 классах, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, обучение написанию сочинений.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом, обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Программа предлагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определённые речевые сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа во 2-4 классах.
Целью программы является создание условий для формирования интеллектуальной активности, развитие устной и письменной речи, создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников.
Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у ребенка – задача важная, но очень непростая. Важные компоненты ее – это написание сочинений и изложений. Образная, яркая логически построенная речь- основной показатель интеллектуального уровня ребенка.
Задачи программы:
Образовательные:
Совершенствование у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения;
Формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли, реализации творческих способностей;
Создавать условия для развития умения писать сочинения и изложения;
Обучать младших школьников работе с различными источниками.
Развивающие:
Способствовать расширению кругозора;
Развивать мотивацию к познанию и творчеству;
Формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;
Развивать внимание к языку, к фразам и словосочетаниям;
Воспитательные:
Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
Обеспечение эмоционального благополучия детей.
Методы работы:
Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умения детей.
Основные виды деятельности:
Работа по тетрадям на печатной основе;
Работа с различными источниками;
Составление собственных рассказов, текстов.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные УУД:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к учению и познанию;
- умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
- ценностно-смысловой ориентации учащихся;
- опыта нравственных и эстетических переживаний.
Метапредметные УУД:
- работать с соседом по парте (распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле, осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата).
Предметные УУД:
- освоение обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт;
- получение новых знаний, преобразований и применений для каждой предметной области деятельности;
- освоение элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины.
Содержание курса
2 класс
Тема занятия | Распределение материала курса |
Теория | Практика | Всего часов |
Знакомство с планом кружка. Секреты волшебной речи. | 1 | 2 | 3 |
Предложение. Конструирование предложений. Порядок слов в предложении. | 1 | 3 | 4 |
Составление предложений, объединённых общей темой | 1 | 3 | 4 |
Текст. Тема текста. Признаки текста. Структура текста. | 2 | 4 | 6 |
План текста. Составление текста по готовому плану | 2 | 2 | 4 |
Работа с деформированным текстом. Восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок | 2 | 2 | 4 |
Составление текста по сюжетным картинкам | 2 | 3 | 5 |
Сочинение. Написание сочинения – описание предмета | 1 | 3 | 4 |
Всего часов | 12 | 22 | 34 |
3 класс
Тема занятия | Распределение материала курса |
Теория | Практика | Всего часов |
Работа над составлением плана текста повествовательного характера | 2 | 3 | 5 |
Составление текста | 3 | 6 | 9 |
Лексическая сочетаемость слов | 1 | 2 | 3 |
Составление текстов различного вида | 3 | 6 | 9 |
Обучение изложению | 2 | 6 | 8 |
Всего часов | 11 | 23 | 34 |
4 класс
Тема занятия | Распределение материала курса |
Теория | Практика | Всего часов |
Сочинение | 3 | 8 | 11 |
Стили речи | 3 | 6 | 9 |
Аннотация | 3 | 6 | 9 |
Знакомство с различными видами объявлений | 1 | 4 | 5 |
Всего часов | 9 | 25 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
| Знакомство с планом кружка. | 1 | 3.09 | |
| Секреты волшебной речи. | 1 | 10.09 | |
| Секреты волшебной речи. | 1 | 17.09 | |
| Предложение | 1 | 24.09 | |
| Конструирование предложений | 1 | 1.10 | |
| Порядок слов в предложении | 1 | 8.10 | |
| Лексическое значение слова | 1 | 15.10 | |
| Учимся строить предложения. Работа с предложением «Редкие цветы» | 1 | 22.10 | |
| Связь между предложениями в тексте | 1 | 29.10 | |
| Составление предложений, объединенных общей темой | 1 | 12.11 | |
| Составление предложений, объединенных общей темой | 1 | 19.11 | |
| Составление предложений, объединенных общей темой | 1 | 26.11 | |
| Составление предложений, объединенных общей темой | 1 | 3.12 | |
| Найди ошибку и восстанови текст «Лось» | 1 | 10.12 | |
| Работа с текстом «Ежик». Упражнение на замену слов | 1 | 17.12 | |
| Текст. Тема текста. Заглавие. | 1 | 24.12 | |
| Текст. Признаки текста | 1 | 14.01 | |
| Текст. Структура текста | 1 | 21.01 | |
| Текст. Структура текста | 1 | 28.01 | |
| Текст. Структура текста | 1 | 4.02 | |
| Работа с деформированным текстом | 1 | 11.02 | |
| Работа с деформированным текстом | 1 | 18.02 | |
| Восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок | 1 | 25.02 | |
| Восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок | 1 | 4.03 | |
| Составление текста по сюжетным картинкам | 1 | 11.03 | |
| Составление текста по сюжетным картинкам | 1 | 18.03 | |
| Составление текста по сюжетным картинкам | 1 | 1.04 | |
| Составление устных рассказов по аналогии с прочитанным | 1 | 8.04 | |
| Составление устных рассказов по аналогии с прочитанным | 1 | 15.04 | |
| Сочинение. | 1 | 22.04 | |
| Написание сочинения – описание предмета | 1 | 29.04 | |
| Написание сочинения – описание предмета | 1 | 6.05 | |
| Написание сочинения – описание предмета | 1 | 13.05 | |
| Итоговое занятие | 1 | 20.05 | |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
| Работа над составлением плана текста повествовательного характера | 1 | | |
| Работа над составлением плана текста повествовательного характера | 1 | | |
| Работа над составлением плана текста повествовательного характера | 1 | | |
| Работа над составлением плана текста повествовательного характера | 1 | | |
| Работа над составлением плана текста повествовательного характера | 1 | | |
| Составление текста по заголовку и заданному началу | 1 | | |
| Составление текста по заголовку и заданному началу | 1 | | |
| Составление текста по заголовку и середине рассказа | 1 | | |
| Составление текста по заголовку и середине рассказа | 1 | | |
| Составление текста по заголовку и заданному концу | 1 | | |
| Составление текста по заголовку и заданному концу | 1 | | |
| «Тавтология» в сочинениях | 1 | | |
| Составление текста по коллективно составленному плану. Редактирование | 1 | | |
| Стиль речи | 1 | | |
| Лексическая сочетаемость слов | 1 | | |
| Лексическая сочетаемость слов | 1 | | |
| Лексическая сочетаемость слов | 1 | | |
| Составление текста различного вида | 1 | | |
| Составление текста различного вида | 1 | | |
| Составление текста различного вида | 1 | | |
| Составление текста различного вида | 1 | | |
| Составление текста различного вида | 1 | | |
| Использование местоимений в тексте | 1 | | |
| Использование местоимений в тексте | 1 | | |
| Обучение изложению текста с творческими дополнениями | 1 | | |
| Обучение изложению текста с творческими дополнениями | 1 | | |
| Составление текста по сюжетным картинкам | 1 | | |
| Обучение краткому изложению текста | 1 | | |
| Обучение краткому изложению текста | 1 | | |
| Обучение краткому изложению текста | 1 | | |
| Обучение составлению текста с элементами описания | 1 | | |
| Обучение составлению текста с элементами описания | 1 | | |
| Обучение составлению текста с элементами описания | 1 | | |
| Итоговое занятие | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
| Использование литературных терминов (эпитет, аллегория) в сочинениях | 1 | | |
| Использование литературных терминов (эпитет, аллегория) в сочинениях | 1 | | |
| Использование литературных терминов (эпитет, аллегория) в сочинениях | 1 | | |
| Создание текста на заданную тему. Редактирование текста | 1 | | |
| Создание текста на заданную тему. Редактирование текста | 1 | | |
| Создание текста на заданную тему. Редактирование текста | 1 | | |
| Особенности работы с сочинениями разного жанра | 1 | | |
| Особенности работы с сочинениями разного жанра | 1 | | |
| Особенности работы с сочинениями разного жанра | 1 | | |
| Стили речи | 1 | | |
| Чтение и анализ произведений, разных по стилю изложения | 1 | | |
| Чтение и анализ произведений, разных по стилю изложения | 1 | | |
| Чтение и анализ произведений, разных по стилю изложения | 1 | | |
| Написание статьи в газету. Редактирование | 1 | | |
| Написание статьи в газету. Редактирование | 1 | | |
| Написание статьи в газету. Редактирование | 1 | | |
| Написание по самостоятельно составленному плану | 1 | | |
| Написание по самостоятельно составленному плану | 1 | | |
| Аннотация | 1 | | |
| Аннотация | 1 | | |
| Аннотация | 1 | | |
| Составление аннотации к книгам | 1 | | |
| Составление аннотации к книгам | 1 | | |
| Составление аннотации к книгам | 1 | | |
| Сочинение на основе прочитанного | 1 | | |
| Сочинение на основе прочитанного | 1 | | |
| Сочинение на основе прочитанного | 1 | | |
| Сочинение по сюжетным картинкам | 1 | | |
| Сочинение по сюжетным картинкам | 1 | | |
| Сочинение по сюжетным картинкам | 1 | | |
| Знакомство с различными видами объявлений | 1 | | |
| Знакомство с различными видами объявлений | 1 | | |
| Знакомство с различными видами объявлений | 1 | | |
| Итоговое занятие | 1 | | |