ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ООО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением английского языка
г. Жуковского Московской области
«Утверждаю»
Директор МОУ школа № 3
____________В.А.Рыбина
Приказ № от 02.09.2022___г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Школьный музей боевой славы»
для 10 класса
Составитель программы:
Коровина Е.С.,
учитель
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курсу внеурочной деятельности «Школьный музей боевой славы» для 10-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Выбор программы обусловлен анализом образовательных потребностей, запросов и возможностей обучающихся и их родителей, с учетом специфики данного образовательного учреждения.
В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности МОУ школы №3 курс «Школьный музей боевой славы» изучается в 10 классе 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год (34 учебные недели).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Регулятивные:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
Познавательные:
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
Коммуникативные:
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др
Требования к уровню подготовки
Обучающиеся научатся:
- работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;
- находить и осуществлять отбор нужной информации;
- анализировать источники по заданным критериям;
- высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
- наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;
- находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве;
- выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
- вести записи при работе с документами.
Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея.
Формы работы в школьном музее
- Научно-просветительская работа
Экскурсия: методика организации и проведения; составление текста; определение маршрута. Занятие - экскурсия. Лекция. Беседа. Викторина. Игровые программы: «Звёздный час», «Счастливый случай», «Поле чудес», КВН, «Умники и умницы». Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, экспозиционер, хранитель фондов, реставратор.
Практическая работа:
1.Написание сценария одной из игровых программ (по желанию).
2.Работа над имиджем «экскурсовод»: оснащённость.
- Поисковая работа
Актуальность проблемы. Сбор документальных памятников, их учёт. Знакомство с «книгой памяти» (областной), начало работы над «Книгой уважаемых учителей». Оформление каталога публикаций, записей на радио и телевидении.
Практическая работа:
1.Сбор материала по уважаемым учителям школы.
2.Оформление книги “Все мои учителя”.
3.Репетиции экскурсий.
4.Работа над имиджем «экскурсовод»: вербальные и невербальные средства общения.
- Оформление выставок
Планирование. Отбор экспозиционного материала. Заголовки к разделам. Композиционное построение.
Практическая работа:
1.Оформление тематических выставок в течении года.
.
Календарно-тематическое планирование 10 а класса
№ п/п | № занятия в триместре | Название раздела (количество часов), темы/занятия | Характеристика основных видов учебной деятельности ученика | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
I триместр (11 недель/11часов) |
1 | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | Планирование деятельности, обсуждение форм занятий, выявление потребностей и запросов обучающихся – «Копилка идей» | 01.09-02.09 | |
2 | 2-3 | Что такое Школьный музей. Обзорная экскурсия по школьному музею | Планирование деятельности, обсуждение форм занятий, выявление потребностей и запросов обучающихся – «Копилка идей» | 05.09-09.09 12.09-16.09 | |
3 | 4 | Вводное занятие «Юные краеведы» | Планирование деятельности, обсуждение форм занятий, выявление потребностей и запросов обучающихся – «Копилка идей» | 19.09-23.09 | |
4 | 5 | Наследие в школьном музее | Мини-лекция, просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом; составление словаря музейных терминов; разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея. | 26.09-30.09 | |
5 | 6-7 | Родной край в истории государства Российского | Сбор информации по истории родного края, города.Беседа. Лекция. Викторина. | 03.10-07.10 17.10-22.10 | |
6 | 8-9 | Функции школьного музея боевой славы | Беседы, проведение тематических конкурсов стихов, песен, рисунков, экскурсий | 24.10-28.10 31.10-03.11 | |
7 | 10-11 | Организация школьного музея Боевой славы | Музейные фонды и их комплектование. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Работа с информацией: музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий. | 07.11-11.11 14.11-18.11 | |
II триместр (11 недель/11 часов) |
8 | 12-13 | Моя семья и родной край | Подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов | 28.11-02.12 05.12-09.12 | |
9 | 14-15 | Оформление фондов школьного музея | Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд Работа с информацией: музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий. | 12.12-16.12 19.12-23.12 | |
10 | 16-17 | Оформление экспозиции школьного музея | Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий. Лекция с элементами беседы. | 26.12-30.12 09.01-13.01 | |
11 | 18-19 | Музеи мира. Виртуальные экскурсии | Отработка навыков по следующим направлениям деятельности: экскурсии; составление кроссвордов на тему музея; поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями; просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом | 16.01-20.01 23.01-27.01 | |
12 | 20 | Роль экскурсовода в деятельности музея | Лекция-беседа о роли экскурсовода. | 30.01-03.02 | |
13 | 21 | Значение, виды краеведческой экскурсии | Лекция-беседа | 06.02-10.02 | |
14 | 22 | Этикет. Умение вести беседу во время экскурсии | Тестирование по этикету экскурсовода | 13.-2-17.02 | |
III триместр (12 недель/12 часов) |
15 | 23 | Правила выбора художественной мемуарной, справочной литературы. | Экскурсия: методика организации и проведения; составление текста; определение маршрута. Занятие - экскурсия. Лекция. Беседа. Викторина. | 27.02.-03.03 | |
16 | 24-27 | Сбор материала для ведения экскурсии | Сбор и обработка материала по темам. Фотографии, газетные вырезки, портреты . | 06.03-10.03 13.03-17.03 20.03-24.03 27.03-30.03 | |
17 | 28-29 | Составление текста экскурсии | Собеседование, разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея. | 10.04-14.04 17.04-21.04 | |
18 | 30-31 | Корректировка текста экскурсии | Собеседование | 24.04-28.04 02.05-05.05 | |
19 | 32 | Экскурсия для начальной школы | Проведение экскурсии | 08.05-12.05 | |
20 | 33 | Экскурсия для основной школы | Проведение экскурсии | 1505-19.05 | |
21 | 34 | Экскурсия для старшей школы | | Проведение экскурсии | 22.05-26.05 | |
Календарно-тематическое планирование 10 б класса
№ п/п | № занятия в триместре | Название раздела (количество часов), темы/занятия | Характеристика основных видов учебной деятельности ученика | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
I триместр (11 недель/11часов) |
1 | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | Планирование деятельности, обсуждение форм занятий, выявление потребностей и запросов обучающихся – «Копилка идей» | 01.09-02.09 | |
2 | 2-3 | Что такое Школьный музей. Обзорная экскурсия по школьному музею | Планирование деятельности, обсуждение форм занятий, выявление потребностей и запросов обучающихся – «Копилка идей» | 05.09-09.09 12.09-16.09 | |
3 | 4 | Вводное занятие «Юные краеведы» | Планирование деятельности, обсуждение форм занятий, выявление потребностей и запросов обучающихся – «Копилка идей» | 19.09-23.09 | |
4 | 5 | Наследие в школьном музее | Мини-лекция, просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом; составление словаря музейных терминов; разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея. | 26.09-30.09 | |
5 | 6-7 | Родной край в истории государства Российского | Сбор информации по истории родного края, города.Беседа. Лекция. Викторина. | 03.10-07.10 17.10-22.10 | |
6 | 8-9 | Функции школьного музея боевой славы | Беседы, проведение тематических конкурсов стихов, песен, рисунков, экскурсий | 24.10-28.10 31.10-03.11 | |
7 | 10-11 | Организация школьного музея Боевой славы | Музейные фонды и их комплектование. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Работа с информацией: музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий. | 07.11-11.11 14.11-18.11 | |
II триместр (11 недель/11 часов) |
8 | 12-13 | Моя семья и родной край | Подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов | 28.11-02.12 05.12-09.12 | |
9 | 14-15 | Оформление фондов школьного музея | Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд Работа с информацией: музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий. | 12.12-16.12 19.12-23.12 | |
10 | 16-17 | Оформление экспозиции школьного музея | Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий. Лекция с элементами беседы. | 26.12-30.12 09.01-13.01 | |
11 | 18-19 | Музеи мира. Виртуальные экскурсии | Отработка навыков по следующим направлениям деятельности: экскурсии; составление кроссвордов на тему музея; поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями; просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом | 16.01-20.01 23.01-27.01 | |
12 | 20 | Роль экскурсовода в деятельности музея | Лекция-беседа о роли экскурсовода. | 30.01-03.02 | |
13 | 21 | Значение, виды краеведческой экскурсии | Лекция-беседа | 06.02-10.02 | |
14 | 22 | Этикет. Умение вести беседу во время экскурсии | Тестирование по этикету экскурсовода | 13.-2-17.02 | |
III триместр (12 недель/12 часов) |
15 | 23 | Правила выбора художественной мемуарной, справочной литературы. | Экскурсия: методика организации и проведения; составление текста; определение маршрута. Занятие - экскурсия. Лекция. Беседа. Викторина. | 27.02.-03.03 | |
16 | 24-27 | Сбор материала для ведения экскурсии | Сбор и обработка материала по темам. Фотографии, газетные вырезки, портреты . | 06.03-10.03 13.03-17.03 20.03-24.03 27.03-30.03 | |
17 | 28-29 | Составление текста экскурсии | Собеседование, разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея. | 10.04-14.04 17.04-21.04 | |
18 | 30-31 | Корректировка текста экскурсии | Собеседование | 24.04-28.04 02.05-05.05 | |
19 | 32 | Экскурсия для начальной школы | Проведение экскурсии | 08.05-12.05 | |
20 | 33 | Экскурсия для основной школы | Проведение экскурсии | 1505-19.05 | |
21 | 34 | Экскурсия для старшей школы | | Проведение экскурсии | 22.05-26.05 | |
Лист согласования
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
___________________________________/_____________/
_________________________________________________