Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей истории, обществознания и ОДНК НР _________Ахметова А.М. протокол №__ от « __»__________20____ г. | СОГЛАСОВАНО Председатель методического совета _______ Гайсина В.Е. протокол №____ от « __»____________20____ г. | Утверждаю Директор ________ Суздаль А.Н. Приказ о введении в действие протокол № _____ от « __»____________20____ г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
направление «Духовно-нравственное»
«История в вопросах и ответах»
9 классы
на 2022 – 2023
(учебный год)
Составитель: Ильясов Айбулат Азаматович
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной рабочие программы и тематическое планирование курса «Истории России» А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. 6-9 классы – М.: Просвещение, 2016
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«История в вопросах и ответах».
Личностные результаты:
1) формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
2) формирование исторической компетентности;
3) осознание своей идентичности как гражданина страны;
4) локальной и региональной общности;
5) освоение гуманистических традиций и ценностей;
6) осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
7) понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
Метапредметные результаты:
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений;
учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов;
уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
уметь осуществлять сравнение;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
уметь устанавливать аналогии;
осуществлять расширенный поиск информации;
выбирать средства для организации своего поведения;
запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
начинать и заканчивать действие в нужный момент.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
основные понятия и термины, используемые в исторической науке;
основные этапы и особенности исторического процесса в России;
содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды её истории;
основные хронологические рубежи, календарные даты истории России;
составлять хронологические и синхронистические таблицы; читать историческую карту с опорой на легенду;
составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;
соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
раскрывать, чем объясняются различия;
излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;
сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; определять, объяснять, аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку;
решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности.
Содержание у курса внеурочной деятельности «История в вопросах и ответах» с указанием форм организации и основных видов деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Знакомство со структурой экзаменационной работы по истории России и особенностями выполнения различных видов заданий.
РАЗДЕЛ I. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВОА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ В ДРЕВНОСТИ.
ТЕМА 1. ЗАСЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ
Народы, проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй.
ТЕМА 2. РУСЬ В IX - НАЧАЛЕ XII в.
Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Крещение Руси. Владимир I. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Владимир Мономах.
ТЕМА 3. РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА В XII - СЕРЕДИНЕ XV в.
Политическая раздробленность Руси. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский. Начало объединения русских земель. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
ТЕМА 4. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV - XVII в.
Свержение золотоордынского ига. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Судебник Иван III. Правление и реформы Иван IV Грозного. Внешняя и внутренняя политика Ивана Грозного. Прекращение династии Рюриковичей. Смута в начале XVII вв. Борьба против внешней экспансии. Россия при первых Романовых. Соборное уложение 1649 г. Церковный раскол. Социальные движения второй половины XVII в. Внешняя политика России в XVII в. Вхождение в состав России Левобережной Украины.
ТЕМА 5. КУЛЬТУРА НАШЕЙ СТРАНЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVII в.
Культура древнерусcкого государства в IX – XIII вв. Культура российского государства в XIV – XVII вв.
РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В XVIII – СЕРЕДИНЕ XIX вв.
ТЕМА 1. РОССИЯ В XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ.
Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Северная война. Дворцовые перевороты (1725 – 1762 гг.). Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Социальные движения во второй половине XVIII в. Внешняя политика России во второй половины XVIII в. Правление Павла I. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Внутренняя и внешняя политика Александра I в первой половине XIX в. Отечественная война 1812 г. Начало правление Николая I. Движение декабристов. Общественные движения в первой половине XIX в. Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в. Крымская война.
ТЕМА 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ вв.
Реформы 1860 - 1870-х гг. Александра II. Отмена крепостного права. Попытки контрреформ 1880-х гг. Правление Александра III. Общественные движения второй половины XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Правление Николая II. Россия в военно-политических блоках. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг. Деятельность государственной Думы. Политические течения и партии. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Россия в начале Первой мировой войне.
ТЕМА 3. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII – НАЧАЛЕ ХХ вв.
Культура Российской империи XVIII – начале ХХ вв.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Решение КИМов
Формы организации деятельности.
Занятия учебной группы проводятся:
1 занятие в неделю по 40 минут.
- практико – ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
-фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини – группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся.
-Целеполагание, прогнозирование результатов деятельности, рефлексия;
-решение проблемной задачи;
-оценивание и интерпретация информации из разных источников;
-моделирование ситуации;
-деятельность по алгоритму;
-решение текстовых количественных и качественных задач.
-выполнение заданий по разграничению понятий.
-систематизация учебного материала.
-анализ графиков, таблиц, схем.
-анализ проблемных ситуаций.
-решение экспериментальных задач.
-работа с раздаточным материалом.
-выполнение работ практикума.
Тематическое планирование с указанием количество часов,
отводимых на освоения каждой темы.
.
№ урока | Модуль/Тема | Количество часов |
ВВЕДЕНИЕ | 1ч |
1. | Знакомство со структурой экзаменационной работы по истории России и особенностями выполнения различных видов заданий. | 1 |
РАЗДЕЛ I. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВОА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ В ДРЕВНОСТИ. ТЕМА 1. ЗАСЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ | 17ч 2ч |
2. | Народы, проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. | 1 |
3. | Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. | 1 |
ТЕМА 2. РУСЬ В IX - НАЧАЛЕ XII в. | 3ч |
4. | Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. | 1 |
5. | Крещение Руси. Владимир I. | 1 |
6. | Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Владимир Мономах. | 1 |
ТЕМА 3. РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА В XII - СЕРЕДИНЕ XV в. | 4ч |
7. | Политическая раздробленность Руси. | 1 |
8. | Монгольское завоевание. Золотая Орда. | 1 |
9. | Экспансия с Запада. Александр Невский. | 1 |
10. | Начало объединения русских земель. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. | 1 |
ТЕМА 4. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV - XVII в. | 6ч |
11. | Свержение золотоордынского ига. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Судебник Иван III. | 1 |
12. | Правление и реформы Иван IV Грозного. Внешняя и внутренняя политика Ивана Грозного. | 1 |
13. | Прекращение династии Рюриковичей. Смута в начале XVII вв. Борьба против внешней экспансии. | 1 |
14. | Россия при первых Романовых. Соборное уложение 1649 г. | 1 |
15. | Церковный раскол. Социальные движения второй половины XVII в. | 1 |
16. | Внешняя политика России в XVII в. Вхождение в состав России Левобережной Украины. | 1 |
ТЕМА 5. ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ | 2ч |
17. | Культура древнерусcкого государства в IX – XIII вв. | 1 |
18. | Культура российского государства в XIV – XVII вв. | 1 |
РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В XVIII – СЕРЕДИНЕ XIX вв. ТЕМА 1. РОССИЯ В XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ. | 14ч 7ч |
19. | Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Северная война. | 1 |
20. | Дворцовые перевороты (1725 – 1762 гг.). | 1 |
21. | Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Социальные движения во второй половине XVIII в. Внешняя политика России во второй половины XVIII в. | 1 |
22. | Правление Павла I. Внутренняя и внешняя политика Павла I. | 1 |
23. | Внутренняя и внешняя политика Александра I в первой половине XIX в. Отечественная война 1812 г. | 1 |
24. | Начало правление Николая I. Движение декабристов. Общественные движения в первой половине XIX в. | 1 |
25. | Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в. Крымская война. | 1 |
ТЕМА 3. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ вв. | 7ч |
26. | Реформы 1860 - 1870-х гг. Александра II. Отмена крепостного права. | 1 |
27. | Правление Александра III. Попытки контрреформ 1880-х гг. Общественные движения второй половины XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 |
28. | Правление Николая II. Россия в военно-политических блоках. Русско-японская война. | 1 |
29. | Революция 1905-1907 гг. | 1 |
30. | Деятельность государственной Думы. Политические течения и партии. | 1 |
31. | Аграрная реформа П.А. Столыпина. | 1 |
32. | Россия в начале Первой мировой войне. | 1 |
ТЕМА 4. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII – НАЧАЛЕ ХХ вв. | 1ч |
33. | Культура Российской империи XVIII – начале ХХ вв. | 1 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1ч). | 1ч |
34. | Решение КИМов | 1 |
Тематическое планирование.
№ занятий | Тема разделов | Количество часов |
1. | ВВЕДЕНИЕ | 1 |
2 – 17 | РАЗДЕЛ I. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВОА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ В ДРЕВНОСТИ. | 17 |
2 – 3 | ТЕМА 1. ЗАСЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ | 2 |
4 – 6 | ТЕМА 2. РУСЬ В IX - НАЧАЛЕ XII в. | 3 |
7 – 10 | ТЕМА 3. РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА В XII - СЕРЕДИНЕ XV в. | 4 |
11 – 16 | ТЕМА 4. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV - XVII в. | 6 |
17 - 18 | ТЕМА 5. ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ | 2 |
19 - 33 | РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В XVIII – СЕРЕДИНЕ XIX вв. | 14 |
19 - 25 | ТЕМА 1. РОССИЯ В XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ. | 7 |
26 - 32 | ТЕМА 3. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ вв. | 7 |
33 | ТЕМА 4. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. | |
34 | ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1ч). | 1 |
| Итого | 34 |