СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности Музейное дело

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности Музейное дело

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности Музейное дело»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ….. СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


Согласована

Зам. директора по УВР

_________________ 2019 г.


Принята

на заседании ШМО классных руководителей

______2019 г. Протокол № __


Приложение № 4-РП-ВД

к ООП НОО

Утверждена

приказом директора

№ ___ от _________2019 г.







Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Музейное дело»

Духовно-нравственное направление Основное общее образование, 7 класс (ФГОС ООО)







Содержание рабочей программы


1

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Музейное дело»…………………………………………

стр. 3

2

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности…………………………..

стр. 10

3

Тематическое планирование (с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)…………………………..

стр. 11

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Музейное дело»

Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.

В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:

  1. Личностные результаты представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

  2. Метапредметные результаты представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.

  3. Предметные результаты представлены в соответствии с группами результатов курса, раскрывают и детализируют их.

Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Музейное дело»:

  1. Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к ценностям народов России и народов мира. Чувство ответственности и долга перед Родиной.

  2. Ответственное отношение к учению. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

  3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

  5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических способностей.

  6. Развитость морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, сформированность нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

  7. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

  8. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

  9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

  10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  11. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально- ценностному освоению мира, самовыражению).

Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Музейное дело»:

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. На занятиях будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении курса внеурочной деятельности обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Музейное дело»:

Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Музейное дело»на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Требования к уровню подготовки

Обучающиеся должны знать:

- историю родного города, школы; - основные музейные профессии; - музейную терминологию.

Обучающиеся должны уметь:

- составлять тексты экскурсий; - работать с экспозицией музея; - проводить экскурсии в соответствии с методикой; - владеть музейной терминологией; - оформлять документацию.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.


1. Введение. Определение понятий: «музей», «школьный музей». Музей как хранитель и пропагандист лучших традиций. Музей разных типов и принципов работы.

Роль музея в развитии интеллектуальных возможностей учащихся, формировании духовных ценностей. Музеи города Ирбита, городов Свердловской области, России, мира. Правила поведения во время экскурсии.

Инструктаж по технике безопасности.


2. Основы музееведения

- Музейная терминология.

Музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.

Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс – экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.

Практическая работа:

1.Составление словарика музейных терминов.

2.Знакомство с экспозицией музея.

3.Работа над имиджем «экскурсовод»: костюм.

- Музейные фонды и их комплектование. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Аудивизуальные средства. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.

Практическая работа:

1.Знакоство с фондами музея.

2.Оформление картотеки фонда.

3.Работа над имиджем, «экскурсовод»; место экскурсовода.

4.Написание текста экскурсии.

- Основные формы учёта.

Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации. Хранение музейных фондов. Ответственность за сохранность музейных коллекций. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.

Практическая работа:

1.Работа над имиджем «экскурсовод»: речь. Музейные занятия с классом: «Правила поведения в музее», «Что такое экспонат», «Обзорная экскурсия», «Музейные профессии», «Какие бывают музеи»


3. История края, села, школы

- Научно-просветительская работа

Экскурсия: методика организации и проведения; составление текста; определение маршрута. Урок - экскурсия. Лекция. Беседа. Викторина. Игровые программы: «Звёздный час», «Счастливый случай», «Поле чудес», КВН, «Умники и умницы». Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, экспозиционер, хранитель фондов, реставратор.

Практическая работа:

1.Написание сценария одной из игровых программ (по желанию).

2.Работа над имиджем «экскурсовод»: оснащённость.

- Поисковая работа

4. Исследовательская деятельность в области истории, краеведения Актуальность проблемы. Сбор документальных памятников, их учёт. Знакомство с «книгой памяти» (областной), начало работы над «Книгой уважаемых учителей». Оформление каталога публикаций, записей на радио и телевидении.

Практическая работа:

1.Сбор материала по уважаемым учителям школы.

2.Оформление «Книги заслуженные учителя ».

3.Репетиции экскурсий.

4.Работа над имиджем «экскурсовод»: вербальные и невербальные средства общения.

- Оформление выставок

Планирование. Отбор экспозиционного материала. Заголовки к разделам. Композиционное построение.

Практическая работа:

Оформление тематических выставок в течение года.


Формы и методы проведения занятий:

- проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;

- экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;

- поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;

- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;

- составление словаря музейных терминов;

- разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;

- встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;

- подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов


Учебно-теоретические

Практические

Изучение литературы, работа с документацией

Экспедиции по сбору материала

Рассказ педагога

Обработка собранного материала

Беседа

Научно – исследовательская деятельность

Учебная игра

Экскурсии

Презентация

Посещение музеев

Игровые занятия

Организация передвижных выставок

Организация выставок

Защита проектов

Экскурсии





  1. Тематическое планирование (с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)

Номер урока

Тема занятия

Количество часов

1

Введение

1


Основы музееведения


2

Практика. Обзорная экскурсия по школьному музею

1

3

Музейный экспонат, его значимость. Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната

1

4

Музейная терминология как азбука музейного дела.

1

5

Музейные профессии. Экскурсовод

1

6

Музейные фонды и их комплектование

1

7

Основные формы учёта и хранения музейных фондов

1

8

Документ. Документальная информация. Подлинность документа. Копия документа. Информация, содержащаяся в документе. Отношение к документу, как к источнику информации

1


Итого:

8


История края, села, школы


9

Страницы истории края

1

10

Страницы истории школы

1

11

Практика. Сбор информации по истории края

1

12

Практика. Сбор информации по истории школы

1

13

История деятельности пионерской и комсомольской организации

1

14

Музейный стенд. Правила оформления

1

15

Практика. Обновление музейных стендов

1

16

Практика. Сбор информации для школьного музея на тему «Образование в годы Великой отечественной войны»

1

17

Практика. Сбор информации о родственниках учащихся, педагогов сражавшихся на фронтах Красной армии

1

18

Дети войны

1

19

Реставратор и его роль в изучении истории родного края

1

20

Практика. Создание презентаций, подготовка докладов «Земляки – Герои советского союза»

1

21

Практика. Презентация докладов на тему: «Земляки – Герои советского союза»

1

22

Практика. Сбор информации для школьного музея на тему «Великая Победа – 75 лет»

1

23

Практика. Обновление музейных стендов

1

24

Города-герои. Города воинской славы России

1

25

Памятники родного края

1

26

Практика. Экскурсия на тему «Памятники нашего села»

1

27

Практика. Подготовка и оформление собранного материала, фотографий на тему «Памятники нашего села»

1

28

Урок нравственности на тему «Величие подвига народа-победителя в Великой Отечественной войне».

1


Итого:

20


Исследовательская деятельность в области истории, краеведения


29

Историческое краеведение как наука

1

30

Записи историко-краеведческих наблюдений

1

31

Практика. Встреча с ветеранами педагогического труда, детьми войны

1

32

Практика. Посещение историко-этнографического музея

1

33

Оформление отчетного фотоальбома по итогам экскурсии в музей

1

34

Практика. Подготовка исследовательских работ

1

35

Практика. Защита исследовательских работ

1


Итого:

7


Итого всего:

35


3