МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ….. СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Согласована Зам. директора по УВР _________________ 2019 г. Принята на заседании ШМО классных руководителей ______2019 г. Протокол № __ | | Приложение № 4-РП-ВД к ООП НОО Утверждена приказом директора № ___ от _________2019 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Музейное дело»
Духовно-нравственное направление Основное общее образование, 7 класс (ФГОС ООО)
Содержание рабочей программы
1 | Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Музейное дело»………………………………………… | стр. 3 |
2 | Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности………………………….. | стр. 10 |
3 | Тематическое планирование (с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)………………………….. | стр. 11 |
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Музейное дело»
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
Личностные результаты представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
Метапредметные результаты представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
Предметные результаты представлены в соответствии с группами результатов курса, раскрывают и детализируют их.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Музейное дело»:
Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к ценностям народов России и народов мира. Чувство ответственности и долга перед Родиной.
Ответственное отношение к учению. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических способностей.
Развитость морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, сформированность нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально- ценностному освоению мира, самовыражению).
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Музейное дело»:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. На занятиях будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении курса внеурочной деятельности обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Музейное дело»:
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Музейное дело»на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Требования к уровню подготовки
Обучающиеся должны знать:
- историю родного города, школы; - основные музейные профессии; - музейную терминологию.
Обучающиеся должны уметь:
- составлять тексты экскурсий; - работать с экспозицией музея; - проводить экскурсии в соответствии с методикой; - владеть музейной терминологией; - оформлять документацию.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
1. Введение. Определение понятий: «музей», «школьный музей». Музей как хранитель и пропагандист лучших традиций. Музей разных типов и принципов работы.
Роль музея в развитии интеллектуальных возможностей учащихся, формировании духовных ценностей. Музеи города Ирбита, городов Свердловской области, России, мира. Правила поведения во время экскурсии.
Инструктаж по технике безопасности.
2. Основы музееведения
- Музейная терминология.
Музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.
Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс – экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.
Практическая работа:
1.Составление словарика музейных терминов.
2.Знакомство с экспозицией музея.
3.Работа над имиджем «экскурсовод»: костюм.
- Музейные фонды и их комплектование. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Аудивизуальные средства. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.
Практическая работа:
1.Знакоство с фондами музея.
2.Оформление картотеки фонда.
3.Работа над имиджем, «экскурсовод»; место экскурсовода.
4.Написание текста экскурсии.
- Основные формы учёта.
Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации. Хранение музейных фондов. Ответственность за сохранность музейных коллекций. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.
Практическая работа:
1.Работа над имиджем «экскурсовод»: речь. Музейные занятия с классом: «Правила поведения в музее», «Что такое экспонат», «Обзорная экскурсия», «Музейные профессии», «Какие бывают музеи»
3. История края, села, школы
- Научно-просветительская работа
Экскурсия: методика организации и проведения; составление текста; определение маршрута. Урок - экскурсия. Лекция. Беседа. Викторина. Игровые программы: «Звёздный час», «Счастливый случай», «Поле чудес», КВН, «Умники и умницы». Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, экспозиционер, хранитель фондов, реставратор.
Практическая работа:
1.Написание сценария одной из игровых программ (по желанию).
2.Работа над имиджем «экскурсовод»: оснащённость.
- Поисковая работа
4. Исследовательская деятельность в области истории, краеведения Актуальность проблемы. Сбор документальных памятников, их учёт. Знакомство с «книгой памяти» (областной), начало работы над «Книгой уважаемых учителей». Оформление каталога публикаций, записей на радио и телевидении.
Практическая работа:
1.Сбор материала по уважаемым учителям школы.
2.Оформление «Книги заслуженные учителя ».
3.Репетиции экскурсий.
4.Работа над имиджем «экскурсовод»: вербальные и невербальные средства общения.
- Оформление выставок
Планирование. Отбор экспозиционного материала. Заголовки к разделам. Композиционное построение.
Практическая работа:
Оформление тематических выставок в течение года.
Формы и методы проведения занятий:
- проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;
- экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;
- поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;
- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
- составление словаря музейных терминов;
- разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;
- встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;
- подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов
Учебно-теоретические | Практические |
Изучение литературы, работа с документацией | Экспедиции по сбору материала |
Рассказ педагога | Обработка собранного материала |
Беседа | Научно – исследовательская деятельность |
Учебная игра | Экскурсии |
Презентация | Посещение музеев |
Игровые занятия | Организация передвижных выставок |
Организация выставок | Защита проектов |
Экскурсии | |
Тематическое планирование (с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)
Номер урока | Тема занятия | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
| Основы музееведения | |
2 | Практика. Обзорная экскурсия по школьному музею | 1 |
3 | Музейный экспонат, его значимость. Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната | 1 |
4 | Музейная терминология как азбука музейного дела. | 1 |
5 | Музейные профессии. Экскурсовод | 1 |
6 | Музейные фонды и их комплектование | 1 |
7 | Основные формы учёта и хранения музейных фондов | 1 |
8 | Документ. Документальная информация. Подлинность документа. Копия документа. Информация, содержащаяся в документе. Отношение к документу, как к источнику информации | 1 |
| Итого: | 8 |
| История края, села, школы | |
9 | Страницы истории края | 1 |
10 | Страницы истории школы | 1 |
11 | Практика. Сбор информации по истории края | 1 |
12 | Практика. Сбор информации по истории школы | 1 |
13 | История деятельности пионерской и комсомольской организации | 1 |
14 | Музейный стенд. Правила оформления | 1 |
15 | Практика. Обновление музейных стендов | 1 |
16 | Практика. Сбор информации для школьного музея на тему «Образование в годы Великой отечественной войны» | 1 |
17 | Практика. Сбор информации о родственниках учащихся, педагогов сражавшихся на фронтах Красной армии | 1 |
18 | Дети войны | 1 |
19 | Реставратор и его роль в изучении истории родного края | 1 |
20 | Практика. Создание презентаций, подготовка докладов «Земляки – Герои советского союза» | 1 |
21 | Практика. Презентация докладов на тему: «Земляки – Герои советского союза» | 1 |
22 | Практика. Сбор информации для школьного музея на тему «Великая Победа – 75 лет» | 1 |
23 | Практика. Обновление музейных стендов | 1 |
24 | Города-герои. Города воинской славы России | 1 |
25 | Памятники родного края | 1 |
26 | Практика. Экскурсия на тему «Памятники нашего села» | 1 |
27 | Практика. Подготовка и оформление собранного материала, фотографий на тему «Памятники нашего села» | 1 |
28 | Урок нравственности на тему «Величие подвига народа-победителя в Великой Отечественной войне». | 1 |
| Итого: | 20 |
| Исследовательская деятельность в области истории, краеведения | |
29 | Историческое краеведение как наука | 1 |
30 | Записи историко-краеведческих наблюдений | 1 |
31 | Практика. Встреча с ветеранами педагогического труда, детьми войны | 1 |
32 | Практика. Посещение историко-этнографического музея | 1 |
33 | Оформление отчетного фотоальбома по итогам экскурсии в музей | 1 |
34 | Практика. Подготовка исследовательских работ | 1 |
35 | Практика. Защита исследовательских работ | 1 |
| Итого: | 7 |
| Итого всего: | 35 |
3