СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Акварелька" (3 класс)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Акварелька" (3 класс)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА

     Программа разработана учителем начальных классов Пискарёвой Валентиной Николаевной  с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования, программы формирования универсальных учебных действий². Программа рассчитана  на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся 2, 3 классов для организации занятий по художественно – эстетическому  направлению раздела «Внеурочная деятельность» вариативной части  учебного плана образовательного учреждения. Запланировано 32 занятия, так как 2 ч. совпали с праздничными днями.

Основная цель программы: 

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  1. воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

  2. художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

  3. технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  1. Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

  2. Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

  3. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

  4. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

  5. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

  6. Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

  1. Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

  2. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

  3. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

  4. Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

  5. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Формы организаций занятий :

  • информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.

  • художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;

  • изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.

  • художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.

Ожидаемые результаты:

личностные

предметные

метапредметные

  • развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания

  • умение организовать рабочее место.

  • бережное отношение к инструментам, материалам.

развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.

  • ознакомление с художественными терминами и понятиями.

  • овладение основами художественной грамоты

  • знание цветов и рисовальных материалов

  • умение передавать форму, величину изображения.

  • приобретение навыка работы в паре, группе

Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах, акциях

Прогнозируемые результаты

Обучаемые должны знать:

  1. названия основных и составных цветов;

  2. понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;

  3. изобразительные основы декоративных элементов;

  4. материалы и технические приёмы оформления;

  5. названия инструментов, приспособлений.

должны уметь:

  1. пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

  2. полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

  3. подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

  4. владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

  5. моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;

  6. пользоваться материалами.

Программа:

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.



Разделы программы:

Тема

Коли –во

часов

1

Радужный мир

Выставки, экскурсии, рисование на воздухе

30

2

Конкурсы, фестивали

3


Итого:

34





























Календарно-тематический план:

Тема

Дата проведения

1

Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)

04. 09

2

«Что могут краски?» Основные цвета. Смешение красок. Радуга.

11.09

3

«Изображать можно пятном». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях.

18.09

4

Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.

25.09

5

«Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель.

02.10

6

«Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета предметов.

09.10

7

«Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра.

16.10

8

«Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.

23.10

9

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

30.10

10

«Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки.

06.11

11

«Узоры снежинок». Орнамент в круге.

13.11

12

Рисуем дерево тампованием. Создание творческие работы .

20.11

13

«Зимний лес». Характер деревьев.

27.11

14

«Портрет Снегурочки». Холодные цвета.

04.12

15

«К нам едет Дед Мороз». Контраст тёплых и холодных цветов.

11.12

16

«Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Орнаментальная композиция

18.12

17

«Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен.

25.12

18

«Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.


19

«Кто живёт под снегом». Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).


20

«Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.


21

«Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем

21.02

22

«Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

28.02

23

«Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи

07.03

24

«Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики».

14.03

25

«Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики».

21.03

26

«Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.

04.04

27

«Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.

11.04

28

«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.

18.04

29

«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.

25.04

30

Выполнение объёмного портрета.

16.05

31

«Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

23.05

32

Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. Выставка работ, награждение активных кружковцев

30.05