СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир" 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир" 1 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Средняя общеобразовательная школа №11"

г Сергиев Посад

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №11

_______________

«____»_______________

приказ №____ от "___"__________

 





Рабочая программа

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Мы и окружающий мир»

для 1 «Б» класс

(базовый уровень)

Срок освоения программы: 2015 – 2016 учебный год



Составитель: Давлетова Елена Михайловна

учитель I квалификационной категории


2015


Пояснительная записка


Данная рабочая программа внеурочной деятельности по по общеинтеллектуальному направлению «Мы и окружающий мир» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:

  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №11;

  • учебного плана на 2015-2016 учебный год МБОУ СОШ №11;

  • авторской программы «Мы и окружающий мир» Н.Ямшининой, М.-Академкнига/учебник, 2013.

Актуальность программы В соответствии с концептуальным положением системы программа учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой и рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей города, стремишься быть похожим на них.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.


Цели курса:

  • овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе и культуре родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями

  • формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды

  • формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.


Задачи курса:

  • воспитывать любовь к своему родному краю, семье, к окружающей природе;

  • развивать личностные качества младшего школьника – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

  • формировать культуру общения и поведения в социуме; формировать познавательный интерес к изучению природы, истории, культуры родного края.


Данная программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю). Авторская программа используется без изменений.



Формы занятий – краеведческие игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки, конкурсы, презентации, выставки, утренники, беседы, викторины, проекты

Формы организации деятельности: проведение кружковых, факультативах, экскурсионных занятий, круглых столов проходит в групповых и коллективных формах организации деятельности.


Планируемые результаты изучения программы

Предметные результаты:

  • интерес к познанию мира природы;

  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере;

  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.


Метапредметные результаты:

  • овладение начальными формами исследовательской деятельности;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • формирование коммуникативных навыков.

  • Обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнёром; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предполагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;

  • вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

  • формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносит правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

  • поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах ( текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор ( извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение;

  • классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно- следственных связей;

  • осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы;

  • самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

  • применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели;

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • моделировать, т.е выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.


Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности;

  • гуманистическое сознание;

  • социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности.

Форма проведения занятий: экскурсия, практическая работа, творческая работа. эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.


Форма подведения итогов реализации программы: защита проекта, фотоотчёт, изготовление макетов, оформление книжки-малышки, защита портфолио, консультация, доклад, защита исследовательских работ, выставка, мини-конференция.






















Календарно - тематическое планирование



Дата


Тема разделов и занятий


Характеристика деятельности учащихся

Использование

учебно-лабораторного оборудования

план

факт

1

02.09


Школьник и его жизнь в школе.


Принятие и освоение социальной роли обучающегося,

формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.


2

09.09


Я и моя семья.

Формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций.


3

16.09


Какие вопросы из окружающего мира интересуют. Моё домашнее животное.

Различать способы и средства познания окружающего мира. Осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме. Вступать в учебный диалог.


4

23.09


Правила безопасного поведения. Что такое адрес и для чего его надо знать?

Научатся: следовать правилам поведения на школьном дворе; знакомиться с объектами живой и неживой природы, определять безопасный маршрут.

ИКТ

5

30.09


«Путешествие от дома до школы».

Научатся: соблюдать правила дорожного движения, наблюдать за прохожими, которые переходят улицу, следовать правилам поведения на улице, определять безопасный маршрут.


6

07.10


Живая и неживая природа. Кто живёт в цветке или для чего нужна лупа?

Научатся знакомиться с объектами живой и неживой природы, характеристика их признаков и свойств. Учатся задавать вопросы и отвечать на них. Умение

классифицировать предметы окружающего мира

ИКТ

7

14.10


Оформление настольной игры «Живое-неживое».

Учатся отличать природные объекты и изделия человека, различать живое и неживое. Умение

классифицировать предметы окружающего мира.


8

21.10


Органы чувств человека. Для чего нужна человеку кожа?

Умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Понимание важности бережного отношения к своему

здоровью. Анализируют рисунки, собирают информацию, учатся высказывать свои предположения и аргументировать их.

ИКТ

9

28.10


Уход за кожей. Правила безопасности.

Умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Понимание важности бережного отношения к своему здоровью.


10

11.11


Органы чувств человека. Почему конфета сладкая, а лимон кислый?

Моделируют различные ситуации поведения. Анализируют рисунки, учатся высказывать свои предположения и аргументировать их. Умение описывать предметы, называя их отличительные признаки и свойства.

ИКТ

11

18.11


Правила ухода за полостью рта. Правила безопасности.

Умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Понимание важности бережного отношения к своему здоровью.


12

25.11


Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?

Умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Понимание важности бережного отношения к своему здоровью.


13

02.12


Как сделать фильтр своими руками.

Умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Понимание важности бережного отношения к своему здоровью.


14

09.12


Времена года. Почему год круглый?

Различать времена года по признакам.

Приводить примеры явлений природы в разные времена года.


15

16.12


Жизнь растений и животных в каждое время года.

Характеризовать способы питания, размножения; условия необходимые для жизни животных.

Слушание, анализ текста, беседа по вопросам. Извлекать необходимую информацию из разных источников, обсуждать полученные сведения.

ИКТ

16

23.12


Человек- часть живой природы.


Устанавливать взаимосвязи в природе, характеризовать их признаки и свойства. Учатся задавать вопросы и отвечать на них. Умение

классифицировать предметы окружающего мира.


17

30.12


Отличия человека от живых организмов.


18



Живая и неживая природа. Как путешествуют растения?


Описывать особенности распространения плодов и семян. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Сравнивать отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

ИКТ

19



«Путешествие семян».

Знать способы распространения семян (ветром, животными, человеком). Описывать особенности распространения плодов и семян. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

ИКТ

20



Природа моего края. Что такое Красная книга?


Актуализируют собственные наблюдения и знания о редких растениях и животных своей местности; анализ иллюстративного материала, сбор необходимой информации из учебника и

Дополнительных источников знаний; оценка деятельности людей и собственных действий.

ИКТ

21



Растения и животные родного края, которые занесены в Красную книгу.

Актуализируют собственные наблюдения и знания о редких растениях и животных своей местности; анализ иллюстративного материала, сбор необходимой информации из учебника и

Дополнительных источников знаний; оценка деятельности людей и собственных действий.


22



Как живут растения и животные зимой?


Различать объекты живой и неживой природы, иметь представление о животных. Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Слушание, анализ текста, беседа по вопросам. Извлекать необходимую информацию, обсуждать полученные сведения

ИКТ

23



Конструирование кормушки.

Выделять особую группу птиц (зимующие птицы). Оказывать помощь зимующим птицам.

Обобщать жизненные наблюдения.


24



Правила безопасного поведения. Тайны волшебного озера.

Проводить несложные опыты в группах с применением простейшего оборудования Раскрывать потенциально опасные

ситуации для жизни и здоровья.


25



Подготовка к защите проекта «Календарь природы».

Устанавливать взаимосвязи в природе. Приводить примеры изменений в природе

по иллюстрациям и личным наблюдениям

(деревья, пруд, птицы, животные). Работать в паре с соседом по парте.


26



Природные явления. Правила безопасного поведения.


Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из иллюстративного ряда для составления рассказа. Проводить несложные опыты в группе. Проводить самостоятельные и групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года».

ИКТ

27



Подготовка к защите проекта «Календарь природы».

Проводить несложные опыты в группах с применением простейшего оборудования Раскрывать потенциально опасные

ситуации для жизни и здоровья.


28



Времена года. Почему летом жарко, а зимой холодно?


Приводить примеры изменений в природе

с приходом весны по иллюстрациям и личным наблюдениям (деревья, пруд, птицы, животные). Работать в паре с соседом по парте.

ИКТ

29



Защита проекта «Календарь природы».

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


30



Конференция. Защита портфолио.


Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литер туры; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.


31



Представление творческих работ, выполненных в течение учебного года.


32



Школьник и его жизнь в школе. Хочу вступить в клуб!


Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и

ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

ИКТ

33



Задания для будущих членов клуба «Мы и окружающий мир».

ИКТ



Учебно-методическое обеспечение

Для детей:

  1. Цветные карандаши

  2. Картон

  3. Бумага для проектов

  4. Клей

  5. Ножницы, нитки

  6. Вырезки из журналов

  7. Фото

  8. Природный материал




Для учителя:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: «Просвещение», 2010

  2. Программа внеурочной деятельности “Мы и окружающий мир” С. Н. Ямшинина; М; Академкнига/Учебник, 2012 г.

  3. Программа внеурочной деятельности “Расчетно-конструкторское бюро” О.А. Захарова; М; Академкнига/Учебник, 2012 г.

  4. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» М.: «Просвещение», 2010

  5. К. Господникова, Н.Б.Полянина, Е. И. Самохвалова. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. Волгоград, 2009 г

  6. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  7. Интернет-сайты:

  8. www solnet.ru;

  9. www festival.ru.

  10. www.pedsovet.su (http://www.pedsovet.su/index/8)

  11. www.nayrok.ru (http://nayrok.ru/index.php?subaction=userinfo&user=c hermovadim)

  12. www.uchportal.ru (http://www.uchportal.ru/index/8)

  13. www.pedmir.ru (http://chermovadim.pedmir.ru/)

  14. Цветные карандаши

  15. Картон

  16. Бумага для проектов

  17. Клей

  18. Ножницы, нитки

  19. Вырезки из журналов

  20. Фото

  21. Природный материал










СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО начальных классов заместитель директора по УВР

от «___»_____________ _____________

протокол №_________ «____»________