Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №24 г. Химки
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ___________Д.О. Шестопалова _____________________2017г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ №24 ______________М. А. Пономарева ____________________2017г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Уроки толерантности»
3 класс
Составитель: учитель начальных классов,
классный руководитель 3 «А» класса
Шевелёва О.В.
2017-2018 учебный год
Паспорт программы
Объем программы: | 34 часа |
Наполняемость группы | 14 человек |
Цель | формирование толерантных отношений между детьми с какими–либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развитие желания становится лучше, самосовершенствоваться. |
Задачи | ● воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями; ● формировать стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать; ● воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать её историю, традиции и обычаи. |
Предполагаемый результат | У учащихся будут сформированы толерантные отношения. |
Ресурсы | Материально – технические, финансовые, кадровые, методические, информационно-организационные, мотивационные |
Консультант | Грошева Роза Назифовна, аспирант |
Пояснительная записка.
Программа строится опирается на следующие нормативные документы: Закон об образовании РФ, государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020гг», государственная программа Московской области «Образования Подмосковья на 2014 – 2018 гг.», СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""
, концепция толерантного воспитания. Проблема взята исходя из социального паспорта класса из которого следует (п. 25), что для многих ребят русский язык неродной или они являются билингвистами, что осложняет процесс обучения и социализацию. Также ребята исповедуют разную религию (п. 27).
Социальный паспорт класса
№ | Категории | Кол-во |
1. | Кол-во учащихся | 30 |
Из них: мальчиков | 13 |
Девочек | 17 |
2. | Всего семей | 29 |
3 | Из них: с одним ребенком | 15 |
с двумя детьми | 10 |
с тремя и более детьми | 4 |
4. | Неблагополучные семьи | 4 |
5. | Приёмные семьи | 0 |
6. | Малообеспеченные семьи | 10 |
7. | Многодетные семьи | 1 |
8. | Семьи беженцев и переселенцев | 8 |
9. | Полные семьи | 21 |
10. | Дети, воспитываемые одним родителем (неполные семьи) | 8 |
11. | Матери – одиночки (с удостоверением) | 0 |
12. | Дети-инвалиды | 0 |
13. | Опекаемые семьи | 0 |
14. | Приёмные семьи | 0 |
15. | Дети, чьи родители инвалиды или пенсионеры | 0 |
16. | Семьи, находящиеся в социально-опасном положении | 3 |
17. | Всего семей, относящихся к льготным категориям | 1 |
18. | Дети, состоящие на учёте ПДН ОВД | 0 |
19. | Дети, состоящие на учёте КНД и ЗП | 0 |
20. | Дети, состоящие на внутришкольном учёте. | 0 |
21. | Дети, склонные к бродяжничеству и правонарушениям | 2 |
22. | Дети девиантного поведения | 1 |
23. | Учащиеся «группы риска», трудные дети | 5 |
24. | Слабоуспевающие дети | 6 |
25. | Дети, для которых русский язык не является родным | 14 |
26. | Дети с ослабленным здоровьем | 2 |
27. | Исповедуют: христанство | 23 |
| ислам | 5 |
| другое | 2 |
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится, современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров.
Перед образованием стоит задача выделения нового типа ценностей гуманизма. Общей чертой гуманистических ценностей является то, что все они обретают свой статус в результате их оценки по критерию «человечность» и «античеловечность». Все соответствующие или не противоречащие критерии человечности становятся ценностью гуманизма как мировоззрения и образа жизни. Нравственные ценности, а также этика гуманизма составляют ядро гуманистического мировоззрения.
Нравственные ценности слагаются из тех реальностей и поступков, которые не просто оцениваются и одобряются, а оцениваются как добрые, благие, хорошие. Сюда входят качества гуманности, которые составляют позицию личности, единственную основу её нравственности, а также моральные принципы и нормы поведения, которые определяются качествами человека. Среди некоторых моральных ценностей гуманизма заметное место принадлежит терпимости, которая в последнее время заменяется термином «толерантность».
Современная проблематика терпимости и толерантности поддерживается интересом к развитию сотрудничества, сотворчества, созидания, ненасильственного взаимодействия на разных уровнях решаемых вопросов.
В основе терпимости и толерантности лежит терпение (психическое состояние, проявляемое в виде способности подавлять импульсивные, мало продуманные эмоциональные реакции). В основе терпения лежат такие волевые качества личности, как выдержка, самообладание, самоконтроль.
Постепенно терпение как психологическое состояние закрепляется и перерастает в личностное свойство – терпеливость. Терпеливость помогает личности переносить жизненные невзгоды, страдание и постепенно, обогащаясь эмоциональной уступчивостью, перерастает в толерантность.
Настоятельная необходимость воспитания детей в духе уважения культуры, традиций всех народов подчеркнута в трудах великих русских педагогов: П.Ф.Каптерева, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского.
Идеи гуманного отношения к человеку, терпимости и уважения в межличностном и межэтническом общении развивали великие мыслители татарского народа: Г.Баруди, И.Гаспринский, Ш.Марджани, К.Насыйри, Г.Тукай, Г.Утыз-Имяни.
В психолого-педагогической литературе освещены различные аспекты данной проблемы. Среди этих исследований необходимо отметить труды А.Г.Асмолова, Ю.В.Арутюняна,
В последние годы отечественные ученые активно занимаются проблемами межэтнической толерантности и поликультурного образования (С.Х.Алишев, В.Ф.Афанасьев, Ю.В.Бромлей, Изучением национальной самобытности и традиций народной педагогики (В.И.Баймурзина, Г.Н.Волков, А.Э.Измайлов.)
Вместе с тем заслуживают внимания достижения отечественной науки в исследовании различных аспектов национального самосознания и этнической толерантности. Ряд имеющихся педагогических исследований затрагивает вопросы смежные с проблемой толерантности, в частности, межнационального общения (Л.Р.Заурбекова, Н.Р.Маликова, Г.Ф.Хасанова), воспитания культуры межнационального общения (П.В.Комаров, М.Куранов), воспитания межнациональной терпимости (Р.Т.Гарданов, З.Ф.Мубинова, Л.М.Си-машина).
Проблема формирования толерантности в рамках теории поликультурного образования разрабатывалась А.Г.Джуринским, Г.Д.Дмитриевым, В.В.Макаевым, З.А.Мальковой, Л.А.Супруновой, Г.В.Палаткиной.
Целью данной программы является – формирование толерантных отношений между детьми с какими–либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развитие желания становится лучше, самосовершенствоваться.
Задачи:
● воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;
● формировать стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать;
● воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать её историю, традиции и обычаи.
Направление: социальное.
Форма проведения занятий: беседы, классные часы, подвижные игры, праздники, проекты, экскурсия, игры-путешествия, конкурсы.
Режим проведения: занятия проводятся во внеурочное время. Продолжительность – 35 минут.
Место проведения: кабинет, спортивный зал, актовый зал, музей.
Виды деятельности: внеучебная.
Количество учебных часов: 34ч.
Планируемые результаты:
Обучающие должны иметь общее представление о принципах толерантности:
- отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой либо идее;
- добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности его убеждений;
- умение принудить себя, не принуждая других;
- подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественным потребностям;
- принятие Другого, который может отличаться по разным признакам: национальным, расовым, культурным, религиозным, и т.п.;
- толерантность каждого способствует равновесию и целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению золотой середины на основе золотого правила нравственности.
Обучающиеся научатся:
- уважать себя, сверстников и старших;
- жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
- соблюдать традиции классного коллектива;;
-терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;
- любить Родину, знать её историю, традиции и обычаи;
- разделять труд при выполнении заданий;
- действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Содержание:
1. «Добро – Вежливо» (4 часа).
Аудиторные часы: диагностика учащихся (социометрия, методика незавершённых предложений), занятие «Добро – Вежливо». Внеаудиторные часы: «Дружно и весело» - часы любимых подвижных игр.
2. «Поговорим о доброте» (4часа).
Знакомство с русской национальной культурой. Фольклорный праздник «Посиделки разных национальностей» (с участием родителей). Занятие «Поговорим о доброте».
3. «В одном счастливом детстве» (4 часа).
Экскурсия в краеведческий музей «История национального костюма». Работа над проектом «Костюм для моего зарубежного друга», защита проекта. Занятие «В одном счастливом детстве».
4. «Дорогой доброты и терпения» (3 час).
Проект «Как встречают Новый год в разных странах?»: подготовка, сбор информации. Защита проекта – игра – путешествие. Занятие «Дорогой доброты и терпения».
5.«Мы – команда одного корабля» (2 часа).
Классный час «Мы – команда одного корабля. Возможно ли никогда не ссориться с другом» игра – тренинг «Потерпевшие кораблекрушение». Конкурс «Дружный экипаж».
6. «Урок толерантности» (4 часа).
Классный час «Я среди людей». Занятие «Урок толерантности». Подготовка и проведение конкурса «Сильный – значит добрый».
7.«Научи своё сердце добру» (5 часов).
Подготовка и проведение читательской конференции по сказкам народов мира: сбор информации, выставка книг, поход в библиотеку, интерьюирование взрослых, конкурс рисунков. Занятие «Научи своё сердце добру».
8. «Стремись делать добро» (5 часов).
Занятие «Стремись делать добро». Работа над проектом «Игры для малышей». Защита проектов в детском саду или у первоклассников.
9. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» (3 часа).
Подготовка и проведение праздника.
Учебно – тематический план:
№ | Раздел. | часов | ауд. | внеауд. | Умения |
1 | Добро –Вежливо. | 4 | 2 | 2 | Соотношение своих поступков с нравственными ориентирами; самостоятельное выполнение действий в сотрудничестве; логические рассуждения при поиске причинно-следственных связей; аргументирование своей точки зрения |
2 | Поговорим о доброте. | 4 | 2 | 2 | Познание собственного «Я»; контроль своих действий; изучение причинно-следственных связей; контроль своего поведения в сотрудничестве |
3 | В одном счастливом детстве. | 4 | 3 | 1 | Осознание «Я» в коллективе; рефлексия своих поступков; контроль своего поведения и поведения других в сотрудничестве |
4 | Дорогой доброты и терпения. | 3 | 3 | | Изучение общечеловеческих нравственных норм и ценностей; оценка правильности выполнения своих действий; дифференциация понятий «добро», «зло», «терпение»; контроль своего поведения в сотрудничестве |
5 | Мы – команда одного корабля. | 2 | 2 | | Осознание себя как субъекта социума; изучение причинно-следственных связей; действия при решении учебных задач с учётом позиции другого участника |
6 | Урок толерантности. | 4 | 4 | | Оценка собственных умений и оперативных навыков для оказания помощи людям; рефлексия своих поступков; формировать понятия «толерантность», «милосердие», «сопереживание», «доброта»; контроль своего поведения в сотрудничестве |
7 | Научи своё сердце добру. | 5 | 2 | 3 | Осознание себя как человека, живущего в обществе; оценка правильности выполнения своих действий; логические рассуждения и отстаивание своей точки зрения; учебное сотрудничество и осознание своей позиции |
8 | Стремись делать добро. | 5 | 3 | 2 | Осознание собственных нравственных позиций; самоконтроль производительности познавательных процессов |
9 | Я, ты, он, она – вместе дружная семья. | 3 | 2 | 1 | Групповая коммуникация, рефлексия. |
Этапы реализации:
1. Организационный этап.
А) период информирования родителей и учащихся с помощью: электронной почты, объявления.
Б) изучение готовности детей.
В) диагностики: социометрия, методика незавершенных предложений.
2. Основной этап.
3. Этап рефлексии и анализа.
Механизмы реализации программы:
Толерантное поведение начинается, как любое действие, с потребности вести себя именно так – принимать позицию Другого, жить без конфликтов, в согласии с самим собой и окружающим миром. Поэтому воспитание толерантности должно начинаться с воздействия на мотивационную сферу ребёнка.
Один из основных мотивационных методов – стимулирование толерантности.
Учитель, прежде всего, всячески поддерживает доброжелательное взаимодействие школьников, выражает положительное отношение к толерантным поступкам своих учеников, предостерегает от интолерантного поведения школьников, в чём бы оно ни выражалось.
Для формирования толерантной мотивации используют также метод воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребёнок ставится перед необходимостью решить какую – либо проблему. Это, прежде всего, проблема выбора способа отношений с другими людьми.
Осознанность толерантного поведения достигается при воздействии на интеллектуальную сферу младших школьников. Это, прежде всего, метод убеждения.
Такие доказательства легко найти в литературных произведениях, изучаемых на уроках литературного чтения, в текстах о живой природе, даже в некоторых математических задачах. Не должно быть нотаций, скучных назиданий и нудных нравоучений. Слушая предложенные доказательства важности толерантного поведения, учащиеся воспринимают, прежде всего, логичность изложения учителем своей позиции. Оценивая полученную информацию, они или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Опираясь на сказанное учителем, автором литературных или художественных произведений, учащиеся формируют свою систему взглядов на отношения между людьми.
Методом воспитания толерантности является рефлексия, обозначающая процесс размышления ребёнка о происходящем в его собственном сознании
Одним из методов, оказывающих влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение. Данный метод является очень сильным, ведь под влиянием внушения могут возникать представления даже не соответствующие действительности, создаваться немотивированное настроение, складываться определённые суждения о людях и событиях.
Ещё одним методом воздействия на эмоциональную сферу младшего школьника при воспитании толерантности является самовнушение (переживание) – попытка ребёнка внушать себе ту или иную эмоциональную оценку своему поведению.
Очень важно при воспитании толерантного отношения к миру опираться на нравственно-волевые качества личности: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов.
Ресурсное обеспечение
Для реализации программы необходимы следующие ресурсы:
А) материально-технические: кабинет для проведения занятий, спортивный зал, библиотека, компьютер, проектор, канцелярские принадлежности, иллюстрации и карточки.
Б) финансовые: бюджетное финансирование.
В)организационные: организационное сопровождение в циклограмме совещаний, заседаний МО, заседания родительского комитета.
Г) кадровые: классный руководитель.
Д) методические: библиотека, интернет, рекомендации, полученные на методических объединениях, литература, используемая преподавателем.
Е) мотивационные: поощрение учащихся устно, на общешкольной линейке, письменно (грамота), выставка работ.
Формы и виды контроля
Выставки, концерты, соревнования, конкурсы, конференции, защиты проектов.
Список используемой литературы:
Для учителя:
1.Романычева Н.В., Печёрина Г.М.. Воспитание толерантности.
Традиция,2011
2. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. Под редакцией Е.А. Левановой. – СПб. : Питер, 2007г. – 208с.
3. Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. М.: Педагогика – Пресс, 1992г.-224с.
4. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М.: Академический проект, 2004г.-176с.
5. Ковинько Л.В. Воспитание младших школьников.М.: 2000г.
6. Кузнецова В.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Аквариум, ГПГТВ, 1998г.
7. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно- двигательный тренинг. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004г.-160с.
8. Маленкова Л. В одном классе – два разных мира. Народное образование, 2002г., №1
9. Петрусинский В.В. Исскуство общения в играх. М.: Владос, 2007г. -157 с.
10. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль: Академия развития, 2001г.
11.Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль: Академия развития, 2003г. – 192с.
12. Риэрдон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001г.
13. Степанов П. Как воспитать толерантность? Народное образование, 2001г., №9; 2002г., №9
14. Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе. М., 2002г.
15. Учитель и ученик; возможность диалога и понимания. М.: Бонфи, 2002г
16. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. М.: Ось – 89, 2004г. – 80с.
17. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. — Махачкала, 1990.
18. Аль-Хашими, Мухаммад Али. Личность мусульманина. 5-е издание. -М.: ООО «ИнфоЕдинство», Благотворительный Фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 2001. — 416 с.
19. Бюкай Морис. Библия, Коран и Наука. Киев: Ансар Фаундейшн, 2001.
20. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т.VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С.Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2003. — 208 с
21. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966. — 340 с.
22. Воспитание толерантной личности ребенка средствами дополнительного образования. Научно-практическая конференция работников учреждений дополнительного образования 19 февраля 2002 года. Казань, 2002.56,57,58
Для обучающихся:
1.Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. - СПб., 2006.
2.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург, 2007.
3.Игры и развлечения. - М., 2008.
4. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. - М., 2009.
5. Энциклопедия российских праздников. - М, 2009.
6. Тубельский Г.Н. Детские праздники в семье. - М, 2009.