СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театр""

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Театр"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театр""»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Автор: И.А. Генералова

программа «ТЕАТР»



Программа внеурочной деятельности «Театр» составлена на основе программы И.А.Генераловой «Театр». Руководитель издательской программы – чл. корр. АПСН Р.Н.Бунеев.

Образовательная система («Школа 2100»). –М.:Баласс, 2005 год.


Пояснительная записка.

Программа составлена на основе программы «Театр» Ирины Альбертовны Генераловой, работающей в системе «Школа 2100».

В 1 классе планирование внеурочной деятельности было составлено на основе «Программы внеурочной деятельности» Художественное творчество (Авторы Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов). – М, Просвещение», 2011 год. Планирование было составлено из расчёта-2 часа в неделю.

Во 2, 3 и 4 классе дети продолжат знакомиться с театральным искусством. Планирование учебного материала составлено из расчёта – 1 час в неделю по программе И.А.Генераловой. Учебно-методический комплект по данному курсу включает методические рекомендации для учителя и пособие «Театр» для учеников 2, 3 и 4-го классов, содержащие задания для самостоятельного выполнения.

Курс «Театр» в начальной школе, является предметом дополнительного образования, предназначен для учащихся начальной школы и входит составной частью в Образовательную систему «Школа 2100»: опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка, помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе. Программа реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.

От других предметов данный курс отличает ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного театрального зрителя, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними знаниями, имеющей собственное мнение.

Очевидно, что театр искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен помочь ребёнку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Ведь игра - непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем именно она позволяет детям и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.

Театр – необыкновенный волшебный мир! С ним у всех поколений связано множество приятных воспоминаний. Но именно в школьном возрасте театр пробуждает у детей особые чувства: восторг, терпение, увлечённость.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети умеют решать логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Куклы Барби, компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского общения, без которого невозможно полноценное психологическое и социальное развитие личности ребенка. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых обучающихся, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. В период обучения ребенка к школе у многих возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

Театрализованная игра должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций. Необходимо научить ребёнка не бояться неудач, т.к. это прекрасно закаляет характер ребенка, учит переживать свой проигрыш, воспитывает способность искать компромиссы.


Цели программы

Главной целью программы является развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися  навыками коллективного взаимодействия и общения. Предлагаемая программа соответствует:

        Современным целям общего образования

        Основным положениям Концепции модернизации российского образования

        Перспективным целям начального образования в школе.


Задачи программы

  1. Развивать ритмические способности и координацию движений.

  2. Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела.

  3. Развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики.

  4. Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.

  5. Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.

  6. Развивать правильное речевое дыхание, тренировать три вида выдыхания.

  7. Развивать ритмические способности и координацию движений.

  8. Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.

  9. Расширять диапазон и силу звучания голоса.

  10. Научить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, таинственность, восхищение, жалость, тревогу, презрительность, осуждение и.т.д).

  11. Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом, пополнять словарный запас, строить диалог между героями разных сказок, подбирать рифмы к заданным словам, строить четкую, грамотную речь.

  12. Развивать способность представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.

  13. Развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое предложение.

  14. Знакомить детей с терминологией театрального искусства.

  15. Познакомить с театральными профессиями.

  16. Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.


Организация театральных занятий

  • Театральная игра;

  • Ритмопластика;

  • Культура и техника речи;

  • Основы театральной культуры;

  • Создание спектакля.

  • Обсуждение спектакля.

  • Работа с театральным словариком.


Формы работы:

  • Посещение театров, музеев, выставок, экскурсий.

  • Просмотр видеофильмов.

  • Прослушивание музыки.

  • Игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, викторины, тренинги.

  • Работа с подручным материалом и изготовление бутафорий, пальчиковых, перчаточных кукол.


Одной из идей программы «Театр» является постепенное усложнение материала – от игр через импровизации к сценическим постановкам, основанным как на литературном материале, так и на придуманных детьми историях.

Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учётом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Игровой тренинг включает в себя ряд игр, упражнений на развитие внимания, памяти, воображений, чувства ритма и импровизаций на заданные темы.

Пособие по данному предмету предлагает различные виды действий: раскрашивание, рисование, вырезание, составление композиций, мозаик, склеивание, изготовление бутафорий, игрушек, масок, декораций и.т.д.

Данный курс тесно связан с уроками литературного чтения. Чтение вслух, чтение пьес по ролям, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов – задача не только программы «Литературно чтение», но и программы «Театр» в начальной школе.


Программа рассчитана для работы по годам в различных театральных мастерских.

2 класс – знакомство с работой актёра и режиссёра в театре: «Мастерская тела», «Мастерская чувств».

3 класс – «Волшебные краски чудной страны», или в мастерской художника; «На берегу прекрасных звуков в Стране скрипичного ключа», или музыка в театре.

4 класс – «Магия слов», или литературная часть в театре; «Дом чудесных представлений», или спектакль как объединение работы всех театральных мастерских.


Предполагаемые умения и навыки

  • Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

  • Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

  • Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки. Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

  • Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

  • Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.

  • Находить оправдание заданной позе.

  • На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.

  • Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

  • Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

  • Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

  • Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах.

  • Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.

  • Знать и четко произносить в разных темпах 8 - 10 скороговорок.

  • Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «ТЕАТР»

4 класс


ТЕМА


Ч

Дата

план

Дата факт


1.


Повторение.


5




2


Язык жестов, или как стать воспитанным.


1




3


Учимся говорить красиво, или как избавиться от каши во рту.


3




4


Интонация, или «Спрашивайте – отвечаем».


1




5


Тема речи: торопимся или медлим.


1




6


Создатели спектакля. Писатель. Поэт. Драматург.


3




7


Театральные жанры, или грустное и смешное рядом.


1




8


Рифма.


2




9


Ритм.


1




10


Детские считалки.


1




11


Искусство декламации.


1




12


Скороговорка.


2



13.


Играем в слова.

2



14.

Импровизация или театральный экспромт.


3



15.

Диалог, монолог, или театр одного актёра.


4



16.

Театр кукол, или как самому сделать перчаточную куклу.

2



17.

Праздничный концерт.

1





ИТОГО:


34










Календарно-тематическое планирование по курсу «Театр»

4 класс

34 часа. 1 час в неделю


Дата

Часы

Название и содержание темы

Страницы пособия

Страницы методички

1


1

  1. Повторение (5 ч.)

Чтение по ролям пьесы В.Лифшица «Петрушка и подушка».



1-5


110

2


1

Чтение по ролям пьесы В.Лифшица «Петрушка и подушка». Характеристика главных героев.

1-5

111

3


1

Пьеса В.Лифшица «Петрушка и подушка». Инсценирование по ролям.

1-5

112

4


1

Рисование афиши к спектаклю.

-

-

5


1

Показ пьесы. Обсуждение.



6


1

  1. Язык жестов, или как стать воспитанным (1 ч)

Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра. Разыгрывание этюдов «Из жизни древнего племени» без слов.


6,7,8


113

7


1

  1. Учимся говорить красиво, или как избавиться от каши во рту (3 ч.)

Осанка, Самомассаж.


9


114-115

8


1

Гимнастика для губ, или артикуляционная гимнастика.


10

116

9


1

Упражнения для хорошей дикции.

Театральный словарик: дикция.

11

117-118

10


1

  1. Интонация, или спрашивайте – отвечаем (1.ч.)

Интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная). Чтение стихотворения О.Григорьева «Конфеты» с различной интонацией.


12-13


119


11


1

  1. Темп речи: торопимся или медлим (1 ч.)

Понятие темпа. Медленный и быстрый темп. Чтение стихотворения Д.Хармса Таракан», «Бегал Петька».


14-15


120

12


1

  1. Создатели спектакля. Писатель. Поэт. Драматург (3 ч.)

Литературная часть в театре. Театральный словарик.


16-17


121

13


1

Чтение сказки Г.Юдина «Поэты».


-

122

14


1

Сказка Н.Носов «Приключения Незнайки». Иллюстрирование любимых героев.

-

-

15


1

  1. Театральные жанры, или грустное и смешное рядом (1 ч.)

Детские энциклопедии о драме и комедии. Театральный словарик.


18-19


123-126

16


1

  1. Рифма, или похожие хвосты (2 ч.)

Чтение стихотворения С.Миланга «Призрак». Овладение темпом речи и интонацией.


20,21


127

17


1

Чтение отрывка из сказки Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи».

22

128-131

18


1

  1. Ритм (1 ч.)

Понятие ритма в природе, в различных видах искусства. Чтение стихотворения О.Григорьева с различным ритмом.


23


131-132

19


1

  1. Детские считалки (1 ч.).

Разучивание и сочинение считалок.


24-25


133-134

20


1

  1. Искусство декламации (1 ч.).

История возникновения ораторского искусства.

Чтение стихотворений в различных жанрах.


26,27,28


135

21


1

  1. Скороговорки (2 ч.).

Значение скороговорок.

Развитие интонационной выразительности.


29-30


136-137

22


1

Весёлые истории со скороговорками.

31

137-138

23


1

  1. Игры со словами (2 ч.).

Роль воображения в жизни человека.


32


139

24


1

Чтение стихов и сказок.

Составление сказки на тарабарском языке.


33


140-142

25


1

  1. Импровизация, или театр – экспромт (3 ч.).

Что такое импровизация, экспромт.

Работа с театральным словариком.


34


143

26


1

Разыгрывание «Сказки без названия» без репетиции.

35

144

27


1

Разыгрывание «Сказки без названия» без репетиции.

36-37

145

28


1

  1. Диалог, монолог, или театр одного актёра (4 ч.).

Понятия «диалог», «монолог». Работа с театральным словариком. Чтение стихотворений.


38,39


146-147

29


1

Внутренний монолог.

Чтение сказки С.Козлова «Снежный цветок»


40



148

30


1

Чтение сказки С.Козлова «Поющий поросёнок».

41-44


149-150

31


1

Чтение сказки С.Козлова «Поющий поросёнок» по ролям.

41-44


149-150

32


1

  1. Театр кукол, или как самому сделать перчаточную куклу (2 ч.).

Истории про кукольный театр. Изготовление куклы из подручного материала. Разыгрывание этюдов.



45



150-151

33


1

Изготовление куклы из подручного материала. Разыгрывание этюдов.


46-47


152

34


1

  1. Праздничный концерт (1 ч).

Показ лучших номеров.


-


-


ИТОГО: 34 часа




















Список литературы


  1. Альтшуллер А.Я.Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александрийской сцены. – Л., 1968.


  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.


  1. Бояджиев Г.Н. от Софокла до Бреста за сорок театральных вечеров. – М.,1969.


  1. Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. – М., 1979.


  1. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. – Л – М.: Искусство, 1967.


  1. Горчаков Н.М. Режиссёрские уроки Станиславского. М., 1952.


  1. Захава Б.Л. Мастерство актёра и режиссёра. – М., 1978.


  1. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М., 1984.


  1. Кристи К. Воспитание актёра школы Станиславского.- М., 1968.


  1. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. – М., 1968.


  1. Станиславский К.С. Работа актёра над собой // Собр.соч. – Т.2. – М., 1954.


  1. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. – Т. – 1-2. – Л., 1980.


  1. Товстоногов Г.А. О профессии режиссёра. – М., 1968.


  1. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.


  1. Эфос А.В. Профессия: режиссёр. – М., 1979.


  1. Эфос А.В. Репетиция – любовь моя. – М.: Искусство,1979.


  1. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Театр – М.: Изд. «Аст», Изд. «Астрель», 2000.