ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»
Согласовано Председатель ПЦК ___________Г.В. Монастырева «___»________________2021г. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР __________А.В. Хакамова «____» ___________2021г. |
рабочая ПРОГРАММа
общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИны
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
по специальности
35.02.16 Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования
Кожевниково 2021 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС), примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. № 2/16-з) по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Кожевниковский техникум агробизнеса"
Разработчики: Синявина Ольга Ивановна, преподаватель русского языка и литературы
Рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
протокол №____________ от «____»__________20__ г.
Председатель ПЦК _________________Монастырева Г.В..
Содержание
Пояснительная записка 4
Общая характеристика учебной дисциплины «Родная литература»………………….. …..8
Место учебной дисциплины в учебном плане 8
Результаты освоения учебной дисциплины 9
Содержание учебной дисциплины…………………………………………………………..11
Тематическое планирование 16
Тематический план 16
Характеристика основных видов деятельности студентов 17
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины 20
Рекомендуемая литература 21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родная литература» предназначена для изучения произведений писателей Сибири в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена (ППССЗ).
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016г. № 637-р, и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. № 2/16-з).
Проблема изучения регионального аспекта русской литературы является актуальной на современном этапе, приобретая все большее значение в связи с наблюдающимся возрождением интереса к истории, культуре, литературе родного края, который чаще всего нечем удовлетворить.
Острота проблемы заключается еще и в том, что русская классическая литература, изучаемая в курсе школьной программы, формирует и закрепляет у обучающихся на уровне подсознания искаженное представление о Сибири:
Программа учебного предмета «Литературная Сибирь» является частью общего курса литературы – базовой учебной дисциплины, формирующей духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, которой принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах.
Сложность учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. При этом в учебном предмете «Родная литература» соотношение литературного материала (художественных произведений) с историко- и теоретико-литературными знаниями оказывается несколько иным, в сравнении с базовым курсом литературы, поскольку определенный объем сведений историко- и теоретико-литературного характера учащиеся приобретают в курсе русской литературы.
Главная цель курса – поиск нового содержания дополнительного образования и принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему воспитания гармонично развитой личности и формирования духовно-нравственного содержания жизни общества путем деятельного приобщения учащихся к сокровищам сибирской литературы.
Цель предмета «Родная литература» - формирование компетентного творческого читателя, носителя социокультурных ценностей сибирского региона. Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:
лингво – коммуникативная (обогащение устной и письменной речи учащихся путем анализа языка художественных произведений и творческих имитаций, развитие коммуникативных способностей посредством работы в «малых группах»);
эстетическая (знакомство с художественным миром идей и образов, непреходящими художественными ценностями, созданными сибирскими писателями; формирование общей культуры);
просветительская (приобщение к истории литературы Сибири и социокультурным традициям «малой родины», раскрытие удивительных человеческих судеб литераторов, живших и творивших в нашем крае).
программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Программа учебной дисциплины «Родная литература» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, учитывая специфику программы подготовки специалистов среднего звена, осваиваемой специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА »
Учебный предмет «Родная литература» входит в общеобразовательную область «Филология».
В соответствии с концепцией национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования перед современной школой ставится одна из приоритетных задач, – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего.
Данная задача должна обеспечить право каждого обучающегося на получение знаний об истории, культуре и литературе Сибири, Томской области в частности; формирование деятельностной личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций.
Данной задаче должно способствовать литературное образование в рамках регионального компонента: учебный предмет «Родная литература» направлен на изучение творчества писателей-сибиряков, призван обеспечить усвоение основных принципов литературно-художественного развития родного края на значительном отрезке времени: от фольклора народов Сибири до произведений современных писателей. Программа расширяет и дополняет знания учащихся о литературном процессе XIX – XX веков в Сибири, даёт представление о жизни народов региона как в прошлом, так и в настоящее время.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины « Родная литература» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Родная литература» является учебным предметом регионального компонента ФГОС среднего общего образования.
профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Родная литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Родная литература» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений сибирского фольклора и фольклора других народов Сибири, сибирских писателей XIX – XX веков, литературы народов Сибири;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры Сибири, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов и регионов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова и сибирского диалекта в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение. Цели и задачи предмета.
Литературное краеведение как специфическая отрасль науки о литературе, связанная с историко-культурным развитием общества, историей и теорией литературы.
Фольклористика.
Обобщение сведений о сибирском фольклоре. Роль общенародного идеала в формировании сибирского менталитета. Проблематика. Жанры. Сибирские фольклористы: М.К Азадовский, В.П.Зиновьев. Формирование рукописной литературы в Сибири в ХVII – ХVIII веках.
Литература Сибири ХIХ века.
С. И. Черепанов
Жизнь и творчество.
Повесть «Сибирячка». Приисковый рассказ «Неотысканное богатство». Охотничья «трилогия».
Жизнь С.И. Черепанова в Иркутске в 1828-29 годах, в 1833-34 годах, в 1837-38 годах. Сочинения: «Путешествие сибирского казака в Пекин» (1854), «Отрывки из воспоминаний сибирского казака» (1879); повести «Сибирячка» (1855), «Неотысканное богатство» (1857).
Повесть «Сибирячка» (1855). Авантюрно-романтическое произведение с элементами физиологического очерка. Пародийный характер повествования. Образ главного героя – молодого человека Дутикова, ищущего легких путей для быстрого продвижения по карьерной лестнице. Поиск богатой невесты для выгодной женитьбы – основной двигатель сюжета повести и возможность описать климат, природу, ремесла и занятия местного населения. Изображение типов провинциального русского общества, обычаев и быта сибиряков, своеобразие языка. Мотив путешествия в отдаленный от цивилизации город Кяхту – аллюзия на путешествие Чичикова из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Детально прописанный сюжет, острота конфликта, подчеркнутая иронией автора, колоритные характеры. Близость мировоззрения автора к сибирской буржуазии. Противопоставление патриархальности нравов сибирских купцов корыстолюбию дворянства и общей денежной лихорадке, ставшей характерной «чертой» века.
Приисковый рассказ «Неотысканное богатство» (1857). Власть золота, пагубно влияющая на душу человека и ведущая к ее гибели.
Охотничья «трилогия» С.И. Черепанова: «Воспоминания о ловле зверей в Сибири» (1854) (фрагмент «Медведь»), «О рыбном лове в Сибири» (1855), «О сибирских птицах» (1859). Жанр охотничьего очерка. Живое изображение мира дикой природы, осуждение жадности охотников, призыв пользоваться дарами природы благоразумно, с мыслью о будущем.
Сибирская литература на просторах России.
В.М. Шукшин Жизнь. Творчество. Личность.
«До третьих петухов». Фольклорная основа сказки, социальная и нравственная проблематика её. Образ «чудика» в рассказах. Самобытность языка.
В.Ф. Горн« Василий Шукшин».
В.П. Астафьев. Жизнь. Творчество. Личность.
Повествование в рассказах «Царь-рыба», цикл рассказов «Затеси». Тесная взаимосвязь экологических и нравственных проблем. «Звездопад», «Прости меня».
Тема первой любви во время войны. Обвинение войне, лишающей человека возможности любить, разъединяющей два чистых сердца. Память о любви, тоска по ней способна сделать жизнь «легче среди серых будней». Основная мысль повести: нельзя, чтобы перед слепой силой войны обрывалась любовь.
А.П. Ланщиков « Виктор Астафьев».
В.Г. Распутин. Жизнь. Творчество. Личность.
Повесть «Прощание с Матёрой» – интерпретация мифа о конце света. Обращённость к прошлому как хранилищу идеала. Разрушительные следы современной цивилизации в природе, в обществе, в сознании человека. Трагическая судьба деревни, гибнущей под колёсами научно-технической революции. Этическая и философская проблематика, духовная наполненность повести. Тема ответственности человека перед будущим Родины. Образы главных героев повести. Глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей. Образ старухи Дарьи, «самой старой из старух»: воплощение нравственного идеала, переданного предками. Роль внутреннего монолога в раскрытии внутреннего мира героини. Поэтическая глубина картин природного мира, элементы недосказанности, иррациональности, тайны, народнопоэтической мифологии. Мистический обряд прощания с традиционным укладом жизни, «дедовскими святынями», нравственными и духовными заветами предков. Раскрытие нравственных качеств людей в переломный для человеческого сознания момент прощания со старой деревней Матёрой, уходящей под воду. Тончайший психологизм в переживаниях людей, лишенных своих корней и жизненной силы родной земли.
«Изба». Тема памяти и преемственности поколений. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Боль автора за судьбу русской деревни, русской женщины – символа России. Символические образы. Символика названия рассказа и его нравственная проблематика: У кого нет исторической памяти, у того нет и жизни. Вера и надежда в лучшее будущее. Основная мысль: Россия как неопалимая купина: горит, но не сгорает: и нет уже старухи Агафьи, умерла, но ее изба живет, хотя жестокий внешний мир давит на избу, но она «держит достоинство». Пока народ не растерял в себе традиции, духовность, историческую память, пока есть жизнь в избе, пока будет жива деревня – будет жива и Россия.
Из сибирской литературы начала XX века (серебряный век).
П. Л. Драверт
Жизнь. Творчество. Личность.
«Байкальские сонеты», «Из якутских мотивов», «Самоедскую девушку с круглым лицом», «Четыре», «Бродяга», «Моей собаке».
Сибирь как родная и отдельная страна. Научная точность наблюдения за байкальскими пейзажами, способность отделять главные признаки от второстепенных, выбирать наиболее точные слова и образы для выражения какого-либо явления, профессиональный «взгляд геолога», проникающий за пределы видимого и дающий возможность более глубокого понимания истины. Комплексное мироощущение, охватывающее все стороны бытия. Ориентация на опыт космического переживания загадок бытия. Выбор твёрдой стихотворной формы сонета для преодоления хаотичности мира, утратившего высокие ценностные ориентиры.
Г. А. Вяткин
Жизнь. Творчество. Личность.
«Мне чужд, Сибирь, твой блеклый небосвод», «Беженцы», «Сибирь», «У переселенческого тракта», «В море унынья и пошлости», «Ты входишь в храм моей души», «Твои шаги, как трепетание», «Говорил лицемерно и грубо», «Из письма», «Мне кажется, что я когда-то жил».
Стихи о природе Сибири – художественное и географическое открытие поэта. Тема любви к родной земле, мир неласковой сибирской природы. Родной и милый край лирического героя при всей его скудости и суровости. Тема Сибири, переплетающаяся с темой любви в лирике. Неповторимая краса пейзажей родного края. Лирический мир героя стихотворений.
И. Г. Гольдберг
Жизнь. Творчество. Личность.
«Закон тайги».
Изображение тяжелой судьбы тунгусов-эвенков. Проблема распространения законов природы на человеческое общество. Закон тайги и закон жизни: трагическое столкновение древней тунгусской цивилизации с цивилизацией современной.
Из сибирской литературы XX века.
Проза
В. Я. Шишков
Жизнь. Творчество. Личность.
«Угрюм-река».
Роман «Угрюм-река» – эпопея Сибири, «движущаяся панорама десятилетий». Историческая содержательность и достоверность романа, примат правды жизни над вымыслом, авантюрно-занимательный сюжет. Автобиографический характер романа. Яркость и самобытность характеров. Образ Прохора Громова. Действующие лица романа – участники «завязки» и «развязки» трагической судьбы главного героя. Красочность и неповторимость языка и стиля. Символический образ Синильги. Образ Угрюм-реки, как Жизни человеческой, состояния души, мечты, веры в будущее. Образ башни – символ стремления человека покорить себе мир, заведомый тупик. Главная тема романа: «капитал со всем его специфическим запахом и отрицательными сторонами». Традиции Ф.М. Достоевского в романе.
Г.Марков
Жизнь. Творчество. Личность.
Повесть «Тропинка на ветру». Рассказ о девушке, ищущей свою дорогу в жизни.
М.Халфина
Жизнь. Творчество. Личность.
Сборник «Дела семейные». Произведения о проблемах семьи, о чуткости и внимательном отношении к людям старшего поколения, раскрытие душевной чистоты человека, важных жизненных проблем.
Виль Липатов
Жизнь. Творчество. Личность.
«Деревенский детектив». Цикл добрых, немножко грустных, а где-то и веселых историй об участковом оперуполномоченном Фёдоре Анискине.
С.Заплавный
Жизнь. Творчество. Личность.
«Рассказы о Томске». Историческое повествование о рассказах, охватывающее период протяженности в 375 лет. Литературная энциклопедия Томска, яркая и поучительная, возбуждающая чувство любви и патриотизма к родному краю.
В.Н.Афонин
Жизнь. Творчество. Личность.
«Поленница». Основная тема произведений Афонина - духовное возрождение человека. Писатель хорошо знает деревню, любит ее как сын, от нее оторвавшийся, горюет, что все прежнее, от его детского века, исчезает.
Поэзия
Е. К. Стюарт
Жизнь. Творчество. Личность.
«Войди в мой мир», «А ты простишь мне долгую отлучку?», «Подснежник», «Весна опять разводит нежность», «Я стану портретом», «Среди других российских поэтесс», «Ни чинов, ни богатства, ни славы», «Грампластинка с записью голоса Анны Ахматовой», «Я все пойму», «Прощание», «В деревне пахнет солнцем и укропом», «Что осталось от любви?»
Собственный неповторимый поэтический мир поэта, который негромок, но многоцветен, многозвучен и гармоничен. Умение в обыкновенном видеть необыкновенное, за малым – большое, находить настоящую поэзию в вещах незначительных. Соединение в поэзии двух начал: горечи и боли с радостью бытия и светом надежд. Память сердца и опыт души – краеугольные камни поэзии. Ощущение себя частью природы, питающей поэта творческой и жизненной силой. Обретение мудрости и чистоты, красоты и доброты, предельная честность и искренность лирического слова, высочайшее поэтическое мастерство. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы), продолжение поэтических традиций А.А. Ахматовой.
Е.Р. Квятковский
Жизнь. Творчество. Личность.
«Из школьной тетради», «Военные годы», «Любовь и грезы», «по городам и весям», «Поздравления», «Посвящения». Статьи, очерки, воспоминания.
Стихи Е.Р.Квятковского, воспоминания об отце и жизни семьи после его расстрела в 1937 г., отрывки из публикаций в прессе Томской области, в которых отражена производственная деятельность Квятковского. Материалы следственного дела Р.Б.Квятковского. Отец автора - поляк по национальности - был арестован и расстрелян по обвинению во вредительстве и диверсионной деятельности.
В. И. Казанцев
Жизнь. Творчество. Личность.
«Баллада о картошке», « Я вернусь — ты узнать постарайся», « Не стремись быть совершенным», « Исаакиевский собор», «Старик», «Средь наклонившихся кустов», «Июль», «Весна 1944 года».
Поэт света, радости. За светлыми образами русской природы проглядывает трудное послевоенное детство. Поэтический кристалл Казанцева открывает нам полноту счастья и в такой, казалось бы, скудной повседневности.
В этом вся сущность Казанцева-поэта. В его жизни было очень много тяжёлого, трагичного, а в стихах, пронизанных солнечным светом, искрилась радость бытия.
Томская писательская организация.
Общественная и творческая работа. Литературные традиции. Литературные объединения. Стихотворения студентов и преподавателей Томских профессиональных лицеев и техникумов.
Поэты Кожевниковского района.
Творчество жителей Кожевниковского района: В.И.Вашест, А.П.Гарагуля, О.Б.Чайковская, Г.А.Шпак, В.А. Нечаев. Сведения из биографии, стихотворения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Родная литература» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: по специальности СПО технического профиля профессионального образования — 39 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Введение. Цели и задачи предмета. | 2 |
2 | Фольклористика. | 2 |
3 | Литература Сибири ХIХ века | 2 |
4 | Сибирская литература на просторах России. | 10 |
5 | Из сибирской литературы начала XX века (серебряный век). | 4 |
6 | Из сибирской литературы XX века | 16 |
7 | Томская писательская организация | 1 |
8 | Поэты Кожевниковского района | 2 |
| Итого: | 39 |
ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение. Цели и задачи предмета. | Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; ведение конспекта. |
Фольклористика. | Выразительное чтение произведений. Устное рецензирование выразительного чтения студентов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведений. Характеристика героев произведений и их нравственная оценка. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники). Проектная и учебно-исследовательская работа. |
Литература Сибири ХIХ века | Выразительное чтение произведений. Устное рецензирование выразительного чтения студентов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведений. Характеристика героев произведений и их нравственная оценка. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники). Проектная и учебно-исследовательская работа. |
Сибирская литература на просторах России. | Выразительное чтение произведений. Устное рецензирование выразительного чтения студентов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведений. Характеристика героев произведений и их нравственная оценка. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение образов лирического героя и автора. Презентация и защита собственных иллюстраций. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве сибирских поэтов. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и его письменный анализ. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции. Отбор стихов для поэтических сборников. Работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники). Проектная и учебно-исследовательская работа. |
Из сибирской литературы начала XX века (серебряный век) | Выразительное чтение произведений. Устное рецензирование выразительного чтения студентов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведений. Характеристика героев произведений и их нравственная оценка. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение образов лирического героя и автора. Презентация и защита собственных иллюстраций. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве сибирских поэтов. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и его письменный анализ. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции. Отбор стихов для поэтических сборников. Работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники). Проектная и учебно-исследовательская работа. |
Из сибирской литературы XX века | Выразительное чтение произведений. Устное рецензирование выразительного чтения студентов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведений. Характеристика героев произведений и их нравственная оценка. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение образов лирического героя и автора. Презентация и защита собственных иллюстраций. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве сибирских поэтов. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и его письменный анализ. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции. Отбор стихов для поэтических сборников. Работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники). Проектная и учебно-исследовательская работа. |
Томская писательская организация | Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение образов лирического героя и автора. Презентация и защита собственных иллюстраций. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве сибирских поэтов. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и его письменный анализ. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции. Отбор стихов для поэтических сборников. Работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники). Проектная и учебно-исследовательская работа. |
Поэты Кожевниковского района | Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение образов лирического героя и автора. Презентация и защита собственных иллюстраций. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве сибирских поэтов. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и его письменный анализ. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции. Отбор стихов для поэтических сборников. Работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники).Проектная и учебно-исследовательская работа. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение программы учебной дисциплины «Родная литература» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета «Филологии и иностранного языка».
Оборудование учебного кабинета «Филологии и иностранного языка» удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и включает:
ученические места - 30 шт.,
рабочее место преподавателя,
доску,
Оборудование является достаточным для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Технические средства обучения:
Данные технические средства обеспечивают участникам образовательного процесса возможностью просматривать визуальную информацию по литературе, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Родная литература» входят:
наглядные пособия;
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят тексты произведений. Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по словесности, вопросам литературоведения.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Родная литература» студенты могут иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, справочным материалам и др.).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Литературная Сибирь: критико-библиограф. словарь писателей Восточной Сибири. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд., 1986. - 304 с. Статья Литературная жизнь Восточной Сибири. В.П. Трушкин.
Земля Кожевниковская: Сборник научно-популярных очерков/ Отв. Ред. Я.А.Яковлев._ томск: ИздательствоТомского ун-та, 2006.-478с.
Томские писатели.- Томск. ОАО «Издательство «Красное знамя», 2009г.- 448с.
Т.Заплавная. Томские писатели.- Западно-Сибирское книжное издательство, Томское отделение, - 1074г.- 128с.
С.Заплавный. Рассказы о Томске.- Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск.- 1984г.- 416с.
Евгений Квятковский «…И все по жизни». Стихи, статьи, воспоминания. Томск, 2005.-281с.
Мария Халфина «Дела семейные». Томское книжное издательство.- 1986г.-156с.
Валентин Распутин Повести. Москва.- 1991г.- 336с.
Виктор Астафьев «Излучина». Москва. Издательство «Современник». – 1978г.- 308с.
Сибирский рассказ.Западно-Сибирское книжное издательство, -1978г. – 448с.
В.А.Нечаев «Играй, гармонь моя певучая!, «Кожевниково.-2005г – 92с.
В.А.Нечаев Сборник стихов, Кожевниково.-2004г – 72с.
«Вдохновение». Сборник стихотворений студентов и преподавателей Томского радиомеханического профессионального лицея №16,Томск, 2005г. – 120с.
Писатели Сибири и Дальнего Востока: Очерки о писателях. – Красноярск: «Буква Статейнова», 2012.
Черепанов С.И. Сибирячка: Повесть. – Улан-Удэ: Журнал «Байкал» №1, 1993.
Для преподавателей
1. Об образовании в Российской Федерации:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. От 19.12.2016).
.
Интернет-ресурсы
http://detstvo.irkutsk.ru - Писатели Приангарья - детям
http://www.lib.ru/ - Библиотека Максима Мошкова
http://www.poezia.ru/ - Поэзия.ру
http://www.vavilon.ru/ - Вавилон.ру
http://www.klassika.ru/ - Классика.ру
http://www.belousenkolib.narod.ru/ - Библиотека Белоусенко
http://www.tobolsk.org/ - Библиотека «Тобольск и вся Сибирь»
http://russlit.utmn.ru/ - Проект «Сибирь в русской поэзии