Министерство образования и науки РФ
Министерство образования и науки РК
БПОУ РК «Политехнический техникум»
Согласовано: зам.директора по УР Бурулова О.Г ___________________ «01» сентября 2017г | Утверждаю Директор «ПТ» Харкебенов А.Б. ________________ «01» сентябрь 2017 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 выполнение окрашивания волос
профессия 43.01.02
Рассмотрено на заседании МК спец.дисциплин протокол №1 от 30.08.2017 ____________________ | Преподаватель спец.дисциплин Наранова В.У. |
г. Лагань
2017
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО) по профессии 43.01.02 Парикмахер
- СОДЕРЖАНИЕ
-
-
- 1. ПАСПОрт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
- 3. СТРУКТУРА содержание профессионального модуля
| 7 |
- 4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| 11 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 13 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Выполнение окрашивания волос
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии СПО 43.01.02 Парикмахер в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение окрашивания волос и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.
2. выполнять окрашивание и обесцвечивание волос.
3. выполнять колорирование волос.
4. выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников по оказанию парикмахерских услуг населению при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
Организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;
Выполнения окрашивания, обесцвечивания и колорирования волос красителями разных групп;
Выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов;
уметь:
Организовывать рабочее место;
Подбирать препараты для окрашивания волос;
Пользоваться парикмахерским инструментом;
Выполнять все виды окрашивания в соответствии инструкционно-технологической картой;
Производить коррекцию выполненной работы;
Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов;
знать:
Состав и свойства профессиональных препаратов;
Современные направления моды в парикмахерском искусстве;
Нормы расходов препаратов, времени на выполнение работ;
Технологии окрашивания волос;
Критерии оценки качества выполненной работы
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – ____ часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –72часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося – ____ часа;
учебной и производственной практики –_____ часа.
- 2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Выполнение окрашивания волос, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1 | Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов |
ПК 3.2 | Выполнять окрашивание и обесцвечивание волос |
ПК 3.3 | Выполнять колорирование волос |
ПК 3.4 | Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ПК 3.1-3.4 | Раздел 1. Выполнение окрашивания волос | | 72 | 36 | 36 | |
| Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | | |
| Всего: | | | | | |
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовых работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел ПМ. 03. Выполнение окрашивания волос | | |
МДК 03.01. Окрашивание волос | | 72 |
Тема 03.01.1 Введение | Содержание материала | |
1 | Общие сведения. История возникновения окраски волос. | |
2 | Окрашивание волос. Цели и назначение. | |
3 | Строение волоса. | |
4 | Группы пигментов. | |
5 | Подготовительные и заключительные работы при окрашивании волос. Инструменты и приспособления для окрашивания волос. | |
6 | Основные понятия при окрашивании волос. | |
7 | Теория цвета. Классификация цветов. | |
8 | Глубина тона. Фон осветления. | |
9 | Система нумерации красителей фирмы Estel. Цветовые направления красителей фирмы Estel | |
| Практическая работа | |
| Подготовительные и заключительные работы при окрашивании волос. Определение красителя согласно классификации цветов. | |
| Контрольная работа №1 по теме: «подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов» | |
Контрольная работа №2 по теме: «Теория цвета. Классификация цветов» | |
Самостоятельная работа обучающихся | |
1 | Проработка конспектов занятий | |
Тема 03.01.2. Классификация красителей и технология окрашивания волос. | Содержание материала | |
1 | Группы красителей. Общие сведения. | |
2 | 1 группа красителей. Характеристика и назначение. Технология окрашивания 1 группы красителей; особенности. | |
3 | 2 группа красителей. Характеристика и назначение Технология окрашивания 2 группы красителей; особенности | |
4 | 3 группа красителей. Характеристика и назначение Технология окрашивания 3 группы красителей; особенности | |
5 | 4 группа красителей. Характеристика и назначение. Технология окрашивания 4 группы красителей; особенности | |
6 | Перманентные красители фирмы Estel. Полуперманентные красители фирмы Estel. | |
7 | Тонирующие красители фирмы Estel. Натуральные красители фирмы Estel. | |
8 | Обесцвечивающие красители фирмы Estel. | |
9 | Оксигенты и активаторы фирмы Estel (палитра Essex) | |
10 | Сервисная группа ( корректоры и микстона) | |
11 | Корректоры фирмы Estel (цветные и бесцветные) Цветные корректоры | |
12 | Корректор аммиачный. Корректор нейтральный. | |
13 | Красители фирмы Estel спец. серия: Extra Red, Lumen, Lumen Contrast, Fashion, S-OS. | |
| Практическая работа | |
| Окрашивание волос красителями различных групп. | |
| Контрольная работа №3 по теме: «Красители 1 группы. Характеристика и технология окрашивания» Контрольная работа №4 по теме: «Красители 2 группы. Характеристика и технология окрашивания» Контрольная работа №5 по теме: Красители 3 группы. Характеристика и технология окрашивания. Контрольная работа №6 по теме: Красители 4 группы. Характеристика и технология окрашивания Контрольная работа №7 по теме: Оксигенты и активаторы фирмы Estel | |
|
Самостоятельная работа обучающихся. | |
1 | Проработка конспектов занятий | |
2 | Подготовка докладов, рефератов по теме 03.01.2 | |
Тема 03.03.3 Уход и лечение окрашенных волос. | Содержание материала | |
1 | Препараты используемые при окрашивании волос. Шампуни и бальзамы. | |
2 | Флюиды и лосьоны фирмы Estel | |
3 | Хромоэнергетический комплекс (ХЭК) | |
4 | Уход за волосами после окрашивания волос. | |
5 | Уход за волосами после применения Essex S-OS, Essex Super Blond Plus, красок Essex | |
| Практическая работа | |
| Уход за волосами после окрашивания волос. | |
Самостоятельная работа обучающихся. | |
1 | Проработка конспектов занятий | |
2 | Подготовка докладов, рефератов по теме 03.01.3 | |
Тема 03.03.4 Характерные особенности окрашивания волос. | Содержание материала | |
1 | Современные способы окрашивания волос. | |
2 | Мелирование. Способы мелирования. | |
3 | Колорирование волос. Различные техники колорирования. | |
4 | Особенности окрашивания седых волос. | |
5 | Окрашивание седины красителями фирмы Estel(Essex,DeLuxe,Silver) | |
6 | Очаговая седина. Мордонсаж. | |
7 | Особенности окрашивания обесцвеченных волос. | |
8 | Выбор красителя в зависимости от индивидуальных особенностей клиента. | |
9 | Создание прически с помощью цвета | |
10 | Варианты неудачного окрашивания волос; причины, меры предупреждения и способы устранения. | |
11 | Декапирование волос. Эмульсия Color Off | |
12 | Решение задач по окраске волос | |
| Практическая работа | |
| Выполнение мелирования волос. Выполнение колорирования волос. Окрашивание седых волос. Выбор красителя в зависимости от индивидуальных особенностей клиента. Создание прически с помощью цвета. | |
| Контрольная работа №8 по теме: Характерные особенности окрашивания. | |
| Контрольная работа №9 по теме: «Решение задач». | |
Самостоятельная работа обучающихся. | |
1 | Проработка конспектов занятий | |
2 | Подготовка докладов, рефератов по теме 03.01.3 | |
3 | Составление инструкционных карт по окрашиванию волос. | |
| | |
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ – _____ч.
1 | Техника безопасности с красителями. Подготовительные и заключительные работы по окрашиванию волос. Группы красителей, их приготовление | |
2 | Первичное и повторное окрашивание волос. Тренировочные работы. | |
3 | Техники окрашивания. Мелирование на фольгу. Тренировочные работы. | |
4 | Мелирование через шапочку. Тренировочные работы. | |
5 | Колорирование. Тренировочные работы | |
6 | Окрашивание волос различными способами | |
- 4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
- 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие:
кабинетов
мастерских
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета Парикмахерского искусства
- рабочее место мастера-парикмахера
комплект инструментов, приспособлений;
парикмахерское кресло
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия ( манекен голова)
Оборудование и рабочие места в парикмахерской мастерской:
рабочие места по количеству обучающихся: туалетный столик, кресло.
мойка, сушуар, климазон, стерилизатор.
Учебная доска
Расчесывающий инструмент (расчески и щетки)
Инструменты для укладки волос.
Палитра для окрашивания волос
огнетушитель
Плакаты «Техники окрашивания волос»
- 4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Константинов А.В. «Как стать парикмахером» А. Азбука 2013г.
Кулешкова О.Н. «Основы дизайна прически» - М. Академия 2011г.
Одинокова И.Ю. «Технология парикмахерских работ»-М. Академия 2013г.
Учебное пособие Pivot Point «Научный подход к стрижке волос»
Уэйдесон Д. «Модные прически» М. Росмэн 1998г.
Черниченко Т.А. «Моделирование причесок и декоративная косметика»-М. Академия 2014 г.
Академия Эстель «Основы колористики»
Дополнительные источники:
1. «Ваш тип прически»: серия «Подруга»/ Э. Больц.-М.: Издательство «Кристина и Ко», 1993
2 Учебное пособие «Шаг за шагом» Schwarzkopf
3 Учебное пособие «Шаг за шагом» ESTEL
4 Энциклопедия парикмахерского искусства, Аникина И.Ю. издательство «Вече» 1999г.
Журналы
-«Долорес»
- «Hairs»
- 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение программы модуля базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин охрана труда, материаловедение, санитария и гигиена, основы физиологии кожи и волос, специальный рисунок.
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля «Выполнения окрашивания волос» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках данного профессионального модуля. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
При работе над курсовой работой обучающимся оказываются консультации.
Медицинские ограничения регламентированы Перечнем медицинских противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.
-
- 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели дисциплин «Материаловедение», «Санитария и гигиена», «Основы физиологии и кожи волос», «Специальный рисунок», «Охрана труда».
-
Мастера производственного обучения наличие 4–5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
- 5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - наличие положительных отзывов от мастера производственного обучения - демонстрация интереса к будущей профессии - активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности | - наблюдение и оценка мастера производственного обучения на практических занятиях при выполнении квалификационных работ, при выполнении практических заданий во время учебной и производственной практики. |
Применять по назначению инструменты и приспособления при выполнении окрашивания и обесцвечивания волос | - соблюдение техники безопасности при работе с инструментами; - соблюдение техники безопасности при работе с препаратами; - соблюдать санитарные правила и нормы (СанПины); - правильность выполнения подготовительных и заключительных работ при выполнении окрашивания и обесцвечивания волос; | - экспертное наблюдение и оценка работы на практических занятиях. |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | - организация рабочего места; - правильный выбор и применение инструментов и приспособлений при обслуживания клиентов; - демонстрация правильной последовательности при выполнении химической завивки волос; - выполнять все виды химической завивки; - знать нормы расхода препаратов и время на выполнение работ | -соответствие нормативам и последовательности выполнения тех или иных видов работ |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Наличие положительных отзывов от мастера производственного обучения демонстрация интереса к будущей профессии активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности; | Наблюдение и оценка мастера производственного обучения на практических занятиях при выполнении квалификационных работ, при выполнении практических заданий во время учебной и производственной практики. Профориентационное тестирование |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | правильный выбор и применение способов решения профессиональных задач в области выполнения окрашивания волос демонстрация правильной последовательности выполнения действий во время выполнения лабораторных, практических работ, заданий во время учебной, производственной практики; | |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | | |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | | Выполнение и защита реферативных работ |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | | Тестирование Проверка практических навыков |
*
3