 | МИНИСТЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО - АЛАНИЯ ГБПОУ «ЭЛЬХОТОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
рассмотрено На заседании МО ГБПОУ ЭМК Протокол № ____ «_____» __________ 2016г. _______________З.П.Саралиева | СОГЛАСОВАНО Начальник отдела ГО и ликвидации последствий стихийных бедствий АМС МО Кировского района ________________Г.А. Ходов «____»___________2016г. | утверждаю Директор ГБПОУ ЭМК _______________Г.Г. Кайтуков «______»____________ 2016г |
Рабочая ПРОГРАММа Профессионального модуля
ПМ.03 «Ремонт и техническое обслуживание аварийно-спасательной техники и оборудования»
2016
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)
280707(20.02.02) Защита в чрезвычайных ситуациях
Организация-разработчик:Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Эльхотовский многопрофильный колледж»
Разработчики:
Газзаев А.А., преподаватель ОБЖ ГБПОУ «Эльхотовский многопрофильный колледж».
Кудзиев Х.М., мастер п/о ГБПОУ «Эльхотовский многопрофильный колледж».
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 8-15 |
4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 16-17 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 18-20 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений на чрезвычайных ситуациях (ЧС)
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
280707(20.02.02)Защита в чрезвычайных ситуациях (базовой подготовки)
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Ремонт и техническое обслуживание аварийно-спасательной техники и оборудования и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Организовывать эксплуатацию и регламентное обслуживание аварийно-спасательного оборудования и техники.
2. Организовывать ремонт технических средств.
3. организовывать консервацию и хранение технических аварийно-спасательных и автотранспортных средств.
4. Организовывать учет эксплуатацию технических средств.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована:
для подготовки студентов по специальности 280707(20.02.02)Защита в чрезвычайных ситуациях на базе среднего общего образования;
в дополнительном профессиональном образовании для подготовки обучающихся по профессии «Спасатель»
на базе основного общего образования
опыт работы не предусмотрен;
в профессиональной подготовке работников МЧС по профессии «Спасатель»
на базе основного общего образования и среднего общего образования
опыт работы в подведомственных учреждениях Главного управления МЧС по РСО-Алания не менее 2 месяцев.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- проведения периодических испытаний технических средств;
- регламентного обслуживания аварийно-спасательного оборудования;
- оформления документов складского учета имущества;
-ведения эксплуатационной документации;
- уметь:
-оценивать неисправности и осуществлять текущий ремонт аварийно-спасательного оборудования;
-принимать решения на прекращение эксплуатации неисправных технических средств:
-использовать слесарный и электротехнический инструмент;
--консервировать и хранить аварийно-спасательную технику и оборудование;
-расконсервировать и подготовить к работе аварийно-спасательную технику и оборудование;
-осуществлять ведение эксплуатационной документации;
-организовывать учет расхода горюче-смазочных и расходных материалов;
-организовывать и проводить техническое обслуживание и периодическое освидетельствование аварийно-спасательной техники и оборудования;
-осуществлять ведение документации по регламентному обслуживанию по складскому учету и ремонту аварийно-спасательной техники и оборудования;
-рассчитывать потребность в расходных материалах в зависимости от объемов и условий эксплуатации аварийно-спасательной техники и оборудования;
знать:
- классификацию спасательных средств;
-назначение, характеристики, технологию применения и принцип работы спасательных средств;
-основные нормативные технические параметры аварийно-спасательной техники и оборудования;
-назначение и применение слесарного и электротехнического инструмента;
-режимы и условия эксплуатации основных видов аварийно-спасательной техники и оборудования;
-технические требования по проведения периодического освидетельствования аварийно-спасательной техники и оборудования;
-порядок проведения периодических испытаний технических средств;
-правила хранения, расконсервирования и подготовки к работе аварийно-спасательной техники и оборудования;
-организацию складского учета имущества;
-основные свойства и классификацию горюче-смазочных материалов;
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 399часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 255 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 170 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 85 часов;
учебной практики -72 ч.;
производственной практики – 72 ч.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1 | Организовывать эксплантацию и регламентное обслуживание аварийно-спасательного оборудования и техники |
ПК 3.2. | Организовывать ремонт технических средств |
ПК 3.3. | Организовывать консервацию и хранение технических аварийно-спасательных и автотранспортных средств |
ПК 3.4. | Организовывать учет эксплуатации |
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды Профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов
| В т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | В т.ч., курсовая работа (проект), часов | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 1-5 | Раздел 1. Ремонт и техническое обслуживание аварийно-спасательной техники и оборудования | 327 | 170 | 100 | | 85 | ____ | 72 | ___ |
Производственная практика, часов (итоговая (концентрированная) практика) | 72 | | 72 |
Всего: | 399 | 170 | | | 85 | ----- | 72 | 72 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ.03) Ремонт и техническое обслуживание аварийно-спасательной техники и оборудования.
МДК.03.01. Аварийно-спасательная техника и оборудование
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел ПМ 1. Ремонт и техническое обслуживание аварийно-спасательной техники и оборудования | | 399 | |
МДК.03.01. Аварийно-спасательная техника и оборудование | | 170 |
Тема 1.1 Аварийно-спасательная техника | Содержание | 14 |
1. | Классификация аварийно-спасательной техники | 1 | 2 |
2. | Комплектация аварийно-спасательной техники | 1 | 2 |
Практические занятия | 12 | |
1 | Использование сильного громкоговорящего устройства | 2 |
2 | Использование электрогенератора | 2 |
3 | Использование линейного электрогенератора | 2 |
4 | Использование компрессора | 2 |
5 | Использование бензопилы | 2 |
6 | Обрезка веток, валка деревьев | 2 |
Тема: 1.2. Аварийно-спасательные машины | Содержание | 34 | |
1 | Определение, назначение и классификация аварийно-спасательных машин | 1 | 2 |
2 | Индексация (обозначение) автомобилей | 1 | 2 |
3 | Типы шасси | 1 | 2 |
4 | АСМ сверхлегкого класса | 1 | 2 |
5 | АСМ легкого класса | 1 | 2 |
6 | АСМ среднего класса | 1 | 2 |
7 | АСМ тяжелого класса | 1 | 2 |
8 | АСМ сверхтяжелого класса | 1 | 2 |
9 | Основные направления развития АСМ | 1 | 2 |
10 | Разработка аварийно-спасательных машин | 1 | 2 |
Практические занятия | 30 | |
1 | Доставка к месту аварии команд спасателей, специального оборудования и инструментов на АСМ | 4 |
2 | Проведение разведки и оценки обстановки на местах ЧС | 2 |
3 | Поиск и извлечение пострадавших из под завалов строительных конструкций | 2 |
4 | Поиск и извлечение пострадавших из поврежденных транспортных средств | 2 |
5 | Организация радиосвязи и оповещение на места чрезвычайной ситуации | 2 |
6 | Работа со стационарными и переносными радиостанциями | 2 |
7 | Обозначение зоны проведения АСР | 2 |
8 | Эвакуация пострадавших на АСМ | 2 |
9 | Применение гидростанции с бензоприводом СГС-1-80Д для обеспечения гидравлической энергией аварийно-спасательных инструментов | 2 |
10 | Применение гидростанции с бензоприводом СГС-2п-80Д для попеременной подачи гидравлической энергии на два инструмента | 2 |
11 | Расшифровка цифровых индексов АСМ | 2 |
12 | Классификация легковых автомобилей в соответствии с ОН 025270-66 | 2 |
13 | Классификация грузовых автомобилей в соответствии с ОН 025270-66 | 2 |
14 | Использование гидравлического аварийно-спасательного инструмента «Спрут» | 2 |
Тема: 1.3. Аварийно-спасательные инструменты | Содержание | 50 |
1 | Определение, назначение, классификация аварийно-спасательного инструмента | 2 | 2 |
2 | Гидравлический инструмент | 2 | 2 |
3 | Пневматический инструмент | 2 | 2 |
4 | Электрический инструмент | 2 | 2 |
5 | Мотоинструмент | 2 | 2 |
6 | ДТП Инструмент для резки и перекусывания конструкций | 2 | 2 |
7 | Эксплуатация АСИ, применяемого при ликвидации | 2 | 2 |
8 | Кусачки (ножницы), разжимы (расширители) | 2 | 2 |
9 | Резаки | 2 | 2 |
10 | Инструменты для подъема, перемещения и фиксации строительных конструкций | 2 | 2 |
11 | Цилиндры, насосы и насосные станции | 2 | 2 |
12 | Домкраты | 2 | 2 |
13 | Лебедки | 2 | 2 |
14 | Инструменты для пробивания отверстий и проемов в строительных конструкциях, дробление крупных элементов | 2 | 2 |
15 | Инструмент, применяемый при закупорке отверстий в трубах различного диаметра, заделке пробион в емкостях и трубопроводах | 2 | 2 |
Практические занятия | 32 | |
1 | Проведение специальных работ с использованием ручных немеханизированных инструментов (топор, багор, крюк, лом) | 4 |
2 | Проведение специальных работ с использованием ручных механизированных инструментов (с электроприводом, мотоприводом, пневмоприводом, гидроприводом) | 4 |
3 | Использование инструмента для резки и перекусывания конструкций | 4 |
4 | Использование инструмента для подъема, перемещения и фиксации строительных конструкций | 4 |
5 | Использование инструмента для пробивания отверстий и проемов в строительных конструкциях, дробление крупных элементов | 4 |
6 | Использование инструмента, применяемый при закупорке отверстий в трубах различного диаметра, заделке пробоин в емкостях и трубопроводах | 4 |
7 | Использование гидравлического аварийно-спасательного инструмента «Медведь» | 4 |
8 | Использование малогабаритного аварийно-спасательного инструмента «Марс-АИ» | 4 |
Тема: 1.4. Приборы поиска пострадавших в ЧС | Содержание | 9 |
1. | Методы поиска пострадавших в ЧС | 1 | 2 |
2. | Акустические методы поиска | 1 | 2 |
3. | Метод визуального телевизионного осмотра скрытых плоскостей завала | 1 | 2 |
4. | Метод обнаружения пострадавших по активным меткам | 1 | 2 |
5. | Метод нелинейного радиолокационного зондирования | 1 | 2 |
Практические занятия | 6 | |
1. | Поиск пострадавших с помощью «Пеленг» | 2 |
2. | Использование универсальной радиофицированной каски спасателя (УРКС-01) | 2 |
3. | Оптико-телевизионная система обнаружения пострадавших "ПОИСК" | 2 |
Тема: 1.5. Робототехнические средства | Содержание | 17 |
1. | Определение и классификация робототехнических средств | 1 | 2 |
2. | Виды робототехнических средств, их характеристика и эксплуатация | 1 | 2 |
3. | Разработка и развитие робототехнических средств | 1 | 2 |
Практические занятия | 14 | |
1. | Использование мобильного робототехнического комплекса МРК-25 | 2 |
2. | Использование мобильного робототехнического комплекса МРК-27Х | 2 |
3. | Аварийно-спасательные работы с помощью робототехнического комплекса «Щит» | 2 |
4. | Выполнение аварийно-спасательных работ с помощью электрогидравлической установки с дистанционным управлением «ВROKK-MiniCut» | 2 |
5. | Использование мобильного робототехнического комплекса MF-4 | 2 |
6. | Использование робототехнического комплекса Hodo | 2 |
7. | Телевизионный поиск и обслуживание данных с помощью телеуправляемого манипуляционного подводного аппарата «АКВА-ЧС» | 2 |
Тема: 1. 6. Специальная техника и средства малой механизации | Содержание | 34 |
1 | Средства инженерного обеспечения аварийно-спасательных работ | 1 | 2 |
2 | Требования к средствам инженерного обеспечения | 1 | 2 |
3 | Виды инженерной техники, ее характеристика и эксплуатация | 1 | 2 |
4 | Грузоподъемные машины | 1 | 2 |
5 | Машины для земляных работ | 1 | 2 |
6 | Распределители реагентов | 1 | 2 |
7 | Машины разграждения и технические средства тылового обеспечения | 1 | 2 |
8 | Пожарная техника | 1 | 2 |
9 | Плавательная средства | 1 | 2 |
10 | Поисково-спасательные самолеты, вертолеты | 1 | 2 |
11 | Средства оповещения | 1 | 2 |
12 | Средства радиационной, химической и биологической защиты | 1 | 2 |
13 | Средства индивидуальной защиты | 1 | 2 |
14 | Средства коллективной защиты | 1 | 2 |
15 | Средства выявления и оценки радиационной, химической и биологической обстановки | 1 | 2 |
16 | Средства специальной обработки | 1 | 2 |
17 | Средства технического обеспечения РХБ защиты | 1 | 2 |
Практические занятия | 20 | |
1 | Подъем и подача грузов с помощью строительных кранов | 2 |
2 | Использование погрузчиков и разгрузчиков | 2 |
3 | Разработка выемок, котлованов и траншей с помощью машин для земельных работ | 2 |
4 | Использование машин разграждения и технических средств тылового обеспечения | 2 |
5 | Использование пожарной техники | 2 |
6 | Поисково-спасательные работы с применением плавательных средств | 2 |
7 | Поисково-спасательные работы с применением летательных средств | 2 |
8 | Средства оповещения | 2 |
9 | Контроль воздуха с помощью автоматических газосигнализаторов | 2 |
10 | Авторазливочные станции | 2 |
Тема: 1.7. Техническое обслуживание и ремонт АСМ | Содержание | 3 |
| Техническое обслуживание АСМ | 1 | 2 |
| Консервация спасательной техники | 1 | 2 |
| Ремонт АСМ | 1 | 2 |
| | | |
Самостоятельная работа при изучении раздела. Виды аварийно-спасательных машин Виды аварийно-спасательной техники Аварийно-спасательные машины Поиск пострадавших при ЧС Робототехнические средства | 168 |
Примерная тематика домашних заданий Классификация и комплектация аварийно-спасательной техники Громкоговорящие устройства, электрогенераторы, компрессоры Аварийно-спасательные машины всех классов Аварийно-спасательный инструмент «Спрут» Метод обнаружения пострадавших по активным меткам Виды робототехнических средств, их характеристика и эксплуатация Средства инженерного обеспечения аварийно-спасательных работ Грузоподъемные машины Поисково-спасательные самолеты, вертолеты Средства радиационной, химической и биологической защиты | |
Учебная практика Виды работ: Разведка завалов и определение мест нахождения людей Способы и технологии поиска пострадавших Способы и порядок спасения людей, находящихся в завалах Способы и порядок спасения людей, находящихся на верхних этажах поврежденных и горящих зданий Способы эвакуации пострадавших с мест блокирования Разведка заваленного защитного сооружения. Определение наиболее доступного места вскрытия и подачи воздуха в защитное сооружение, установление связи с пострадавшими Способы и порядок вскрытия заваленных убежищ и укрытий и подача в них воздуха. Механизмы и инструменты, применяемые для производства работ Вывод людей и вынос пострадавших из защитного сооружения. Особенности по спасению людей, находящихся в загазованных, затопленных водой и нечистотами убежищах и укрытиях Строительство защитных сооружений и укрытий простейшего типа Подготовка защитного сооружения к приему укрываемых Устранение нарушений в системах подачи воздуха, электроснабжения, в герметичности ограждающих конструкций и угрозы затопления Проведение дезактивации Проведение дезинфекции Перемещение и разрушения силовых элементов конструкций при проведении противопожарных, аварийно-спасательных, ремонтно-восстановительных и монтажных работ с помощью Комби-ножницы «Мерлан» Перерезание тросов, арматурного прутка, кабеля и т.п. при проведении противопожарных, аварийно-спасательных, ремонтно-восстановительных и монтажных работах. С помощью Комби-ножницы «Мерлан-Т» Резка металлических конструкций и различного проката, разделки транспортных средств с помощью Моторез МР-230 «Корунд» Использование Мотобур МБ-1 для бурения скважин (шпуров) в немерзлых дисперсных грунтах для проведения взрывных работ, бурения выемок для установки опор ограждений. Бурение осуществляется сменными винтовыми бурами различных типоразмеров. Использование пиротехнических ножниц для автономного ведения спасательных работ в труднодоступных местах при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Использование кусачки КГС-80 для резания листового металла труб, перекусывания арматуры из стали. Перемещение различных объектов, проделывания проходов в завалах, расширения щелей в стыке трудно раздвигаемых объектов, удержания грузов в фиксированном положении, деформирования и стягивания с помощью большого расширителя РБГС-80 Приподнимания и удержания грузов, раздвижения или стягивания грузов цилиндром с одном штоком ЦГС-1/80 Дистанционное перекусывание стальных тросов и арматуры диаметром до 25 мм с помощью Тросорез ТДПС-80 аварийного вскрытия дверей, расширения узких щелей. Комплектуется ручным насосом с быстроразъемным соединением дверным расширителем РДС-80 Перекусывание арматурной стали и прутков из любых незакаленных материалов специальными кусачками КС-2080М
| |
Производственная практика Виды работ: Правила охраны труда при работе с ручным механизированным пожарным инструментом Вскрытие строительных конструкций Работа с аварийно-спасательными инструментами Работа с гидравлическим АСИ Работа с пневматическим АСМ Правила охраны труда при работе с ручными пожарными лестницами, работе с пожарными рукавами Отработка норматива по подъему в окно3-го этажа по штурмовой лестнице Отработка норматива по развертыванию выдвижной трехколенной лестницв Работа с напорными рукавами, напорно-всасывающими рукавами, с пожарным стволом Работа с пожарными гидрантами и колонками Работа с лафетными и пенными стволами. Организация пенной атаки Отработка подготовки, предварительного, полного развертывание сил и средств от АЦ Установка и забор воды от гидранда и открытого водоисточника Развертывание сил и средств на специальных пожарных автомобилях общего назначения Правила охраны труда при работе со спасательной веревкой Вязка двойной спасательной петли с надеванием на пострадавшего. Вязка петли, подъем руковной линии на высоту Самоспасение с высоты 3-го этажа учебной башни Переноска пострадавшего. Спуск пострадавшего в косынке | 72 |
Всего | 399 |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие
Учебных кабинетов:
Лаборатории:
Мастерские:
Тренажеры, тренажерные комплексы:
для работы на высотных объектах;
для работы в условиях разрушенных зданий и конструкций (завалов);
дымокамера;
для работы с дорожно-транспортными происшествиями.
Учебная пожарно-спасательная часть.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование:
тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т.п.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Охрана труда спасателя. МЧС России, 1998.
2. Учебник спасателя. МЧС России. 1997.
3. Справочник спасателя, книга 2. ВНИИ ГОЧС. М., 1995.
4. Российская Федерация. Федеральный закон от 11.11.1994 г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
5. Российская Федерация. Федеральный закон от 14.07.1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 5.11.1995 г. № 1113 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 3.08.1996 г. № 924 «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 г. № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей».
10. Методическое пособие по тактико-специальной подготовке спасательных подразделений Войск ГО Российской Федерации. Под общей редакцией генерал-полковника Кириллова Г.Н. М., 1997.
11. Вахтин А.К. Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий. М.," Энергоиздат", 1984.
12. Учебно-методическое пособие по выполнению приемов и способов спасения и самоспасения пострадавших (пораженных) в очагах поражения. М., МВКУДИВ, 1997.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.mchs.gov.ru/ - сайт Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
2. http://pojaru.net.ru – сайт создан пожарными, для пожарных и спасателей;
3. http://www.amchs.ru/ - официальный сайт ФГОУ ВПО "Академия гражданской защиты МЧС России";
4. http://spasinfo.ru/editions/6/ - Газета "Спасатель МЧС России";
5. http://www.6pch.ru/ - пожарная библиотека;
6. http://mchs-112.tv/ - информационный интернет телеканал МЧС России.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Образовательное учреждение, располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.
Профессиональный модуль «Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений на чрезвычайных ситуациях (ЧС)» изучается студентами первого курса с первого семестра.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
педагогические кадры, имеющие высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой те же
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 3.1. Организовывать эксплуатацию и регламентное обслуживание аварийно-спасательного оборудования и техники
| -выбор методов организации и технологии проведения ремонта аварийно-спасательного оборудования и техники -диагностика технического состояния и определения неисправностей аварийно-спасательного оборудования и техники -подбор технологического оборудования для организации работ по обслуживанию и ремонту аварийно-спасательного оборудования и техники | - оценка на практике; Отчет по практике - оценка выполнения практического задания (решение ситуативной задачи) на практическом занятии и / или экзамене (зачете) |
ПК 2.2. Организовывать ремонт технических средств. | -выявлять и оценивать неисправности аварийно-спасательного оборудования и техники и осуществлять их текущий ремонт | оценка выступлений с сообщениями (докладами) на занятиях; оценка анализа (самоанализа) деятельности, конкретных ситуаций в период (учебной и производственной) практики, на практических занятиях. Отчет по практике Экспертная оценка |
ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических аварийно-спасательных и автотранспортных средств
| -консервировать и хранить аварийно-спасательную технику и оборудование; -расконсервировать и подготовить к работе аварийно-спасательную технику и оборудование; | - оценка оформления и презентации наработок; экспертная оценка оформления отчетов по производственной практике |
ПК 3.4. Организовывать учет эксплуатации технических средств | -осуществлять ведение документации по регламентному обслуживанию по складскому учету и ремонту аварийно-спасательной техники и оборудования | Экзамен - оценка в процессе защиты курсовой и / или выпускной квалификационойработы; экспертная оценка на практике; |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - демонстрация интереса к будущей профессии. | наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов; - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач. | Устный экзамен наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. | наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | - проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий. | наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня. | наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. | наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | - демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности. | наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик |
3