Управление образования и науки Тамбовской области
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Котовский индустриальный техникум»

СОГЛАСОВАНО:
директор по производству
ОАО «Пигмент»
_________ И.Е.Григорьев
«01» сентября 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.05 Выполнение работ по профессии «Оператор технологических установок»
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
240113 «Химическая технология органических веществ»
заочное отделение
Котовск, 2014
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Рабочая программа профессионального модуля
«Выполнение работ по профессии «Оператор технологических установок»»
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по профессии «Оператор технологических установок» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту в части требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы и учебному плану, разработанному в соответствии с потребностями работодателя и особенностями развития отрасли «Промышленность» Тамбовской области, позволяет определить освоение курса в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Организация разработчик:
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Котовский индустриальный техникум».
Программа рассмотрена и рекомендована областным методическим советом ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный техникум».
Протокол №1 от 30 августа 2014 г.
СОГЛАСОВАНО:
директор по производству
ОАО «Пигмент»
_________ И.Е.Григорьев
«01» сентября 2014 г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 240113 «Химическая технология органических веществ», входящих в укрепленную группу 240000 «Химическая и биотехнологии», по направлению 240100 «Химическая технология».
Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Котовский индустриальный техникум (ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный техникум»)
Разработчик:
Ульянов Д.А. преподаватель спец.дисциплин
_______________
Рассмотрено на заседании ПЦК 240113 «Химическая технология органических веществ» 28 августа 2014 г. протокол №1, на заседании методического совета от 30 августа 2014 г., протокол №1, утверждена зам.директора по УР И.В. Улуханова.
Председатель ПЦК _______ Н.П. Павлинова
Зам. директора ___________ И.В. Улуханова
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 7 |
4 условия реализации рабочей программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 11 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 14 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.05 Выполнение работ по профессии: Оператор технологических
установок
1.1, Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 240113 Химическая технология органических веществ (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Выполнение работ по профессии Оператор технологических установок и соответствующих профессиональных компетенций (ПК)
Обслуживать аппараты, насосы, системы вентиляции и отопления под
руководством оператора более высокой квалификации.
Перекачивать, разливать и затаривать смазки, масла, парафина, битума
и других аналогичных продуктов.
Замерять мерники и отбирать пробы.
Загружать и выгружать катализаторы.
Чистить аппаратуру и печи.
Устранять возникающие неполадки в процессе работы оборудования.
7. Принимать сдавать вахту в соответствии с установленными правилами.
Программа профессионального модуля может быть использована в
профессиональном образовании в рамках специальности СПО 240113 Химическая технология органических веществ.
1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- самостоятельного выполнения обязанности- оператора технологических установок.
уметь:
Обслуживать оборудование на технологических установках, колонные
аппараты,теплообменники,печи,сепараторы,насосы,компрессоры,вентиляторы
и другую аппаратуру.
Вести технологический процесс установки в соответствии с
технологическим регламентом, под руководством оператора более высокой
квалификации.
Наблюдать за работой вентиляционных установок, электромоторов,
контрольно-измерительных приборов.
Следить за горением в печах.
Регулировать подачу сырья на установку.
Следить за подачей сырья на установку .
Действовать в аварийных ситуациях согласно планам ликвидации
аварий.
Соблюдать правила безопасности труда, электро- , пожарной и газо
безопасности.
знать:
Устройство, принцип действия и правила эксплуатации оборудования,
арматуры и коммуникаций на обслуживаемом участке.
Назначение контрольно-измерительных приборов, значение их
показаний.
Физико-химические свойства сырья и вырабатываемых продуктов.
-Правила затаривания и оформление продукции.
Основы экономических знаний. Основные показатели
производственного плана предприятия, цеха, бригады и своего личного плана.
Устройство универсальных приспособлений и применяемых
контрольно-измерительных приборов.
Правила внутреннего трудового распорядка .
Производственную должностную инструкцию.
Правила пожарной безопасности и тушения пожаров, правила
пользования противопожарным инвентарем, свое место при ликвидации
пожара.
Правила безопасности труда, промышленной санитарии, правила
оказания первой помощи при несчастных случаях, инструкции по правилам
безопасности и газобезопасности, свои действия при аварии.
Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 186 часов, в том числе:
самостоятельного изучения тем обучающегося - 158 часа;
учебной и производственной практики - 144 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Оператор технологических установок 2-го разряда, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Контролировать эффективность работы оборудования. |
ПК 1.2. | Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования и коммуникаций при ведении технологического процесса. |
ПК 1.3. | Подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ различного характера. |
ПК 2.3. | Контролировать расход сырья, продукции реагентов, катализаторов, топливно-энергетических ресурсов. |
ОК 1. | Принимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
| ! | | Обьем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов | Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (но профилю специальности).** часов |
Всего, | в т.ч. лабораторные работы и | в т.ч., курсовая работа | Всего, | в т.ч., курсовая работа |
| | | часов | практические занятии. | (проект), | часов | (проект). | | |
| | | | | часов | | часов | | |
| | | | чаеов | | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 1.1 -1.3 | Выполнение работ по профессии | 186 | 28 | 16 | - | 158 | - | - | 144 |
ПК 2.3 | оператор технологических установок | | | | | | | | |
| Производственная практика (на | | | |
| получение рабочей профессии). | 144 | 144 |
| часов | | |
| Всего: | 186 | 28 | 16 | - | 158 | - | - | 144 |
Раздел профессионального модуля - часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенции, умений и знаний.
Производственная практика (по профилю специальности) может проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 05. Выполнение работ по профессии: оператор
технологических установок
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, Лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Количество часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
МДК.05.01 Общетехнический курс. | | 6 | |
Раздел 1. Материаловедение и технология общеслесарных работ. | Содержание: | 2 | |
| 1. | Металлические и неметаллические материалы | 10 | 2 2 2 2 2 |
| 2. | Конструкционные материалы | | |
| 3. | Смазочные материалы | | |
| 4 | Технология выполнения слесарных работ | | |
| | Практические занятия | | |
| 1 | Инструменты и контрольно-измерительные приборы при выполнении слесарных работ | 8 | 3 |
Раздел 2. Охрана труда и техника безопасности • | ПК 1 ..2 ' Содержание: | 2 | 2 |
| 1. Общие вопросы охраны труда. Правовые и организационные вопросы охраны труда | | |
| 2. Организация работ по охране труда | | |
| 3. Производственный травматизм, профессиональные заболевания, меры предупреждения | | |
| Самостоятельная работа: | 56 | 2 |
| 1. Производственная санитария. | | |
| 2. Микроклимат производственных помещений | | |
| 3. Общие мероприятия по технике безопасности | | |
| 4. Безопасность при выполнении работ | | |
| 5. Электробсзопасность | | |
| 6.Пожарная безопасность на предприятии | | |
| 7.Способы и средства тушения пожаров | | |
| 8. Охрана окружающей среды. Законодательные акты | | |
Раздел 3. Контрольно- ПК 1.1 .' измерительные приборы | Содержание: | 2 | |
1. Регулировка и наладка средств автоматики | | |
2. Проверка контрольно-измерительных приборов | | |
Самостоятельная работа: | 62 | |
1. Подготовка приборов к ремонту и прием после ремонта | | |
МДК.05.02 Специальный курс. | ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.3, ОК 1, ОК 2, ОК4, ОК 5, ОК 6 | | |
Содержание: | 6 | 2 |
Раздел 1. «Специальная технология» | 1. Ведение Характеристика технологического процесса на установках III категории | | |
2 . Химико-технологические процессы | | |
3. Технологические процессы | | |
Практические занятия | 8 | 3 |
1.Контроль качества сырья, полупродуктов, готовой продукции, реагентов, катализаторов | | |
Самостоятельная работа | 40 | |
1. Производственные инциденты | | |
Практика на получение рабочей профессии: | Виды работ: плоскостная разметка; рубка металла; правка и гибка металла; резка металла; опиливание металла; сверление и зсикование; нарезание резьбы; выполнение комплексных работ; сборка неподвижных, неразъемных соединений; сборка неподвижных, разъемных соединений; сборка механизмов вращательного движения; сборка механизмов передачи движения; сборка механизмов преобразования движения; сборка трубопроводов; сборка узлов гидравлических и пневматических приводов; монтаж и демонтаж оборудования нефтегазовой отрасли; выполнение комплексных работ; ремонт типовых деталей и узлов оборудования; устройство и ремонт промышленного оборудования; изготовление и ремонт приспособлений: такелажные работы; выполнение комплексных работ | 144 | 3 |
Всего | | 186 | |
| | | |
Примечание: Проведение практики на получение рабочей профессии предусмотрено после изучения ПМ. О1
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
• Бородок
•'Верстак
. Ключ гаечный, ключ разводной, отвертка.
. КПП (ареометр, манометр, и др)
*
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Константинов, В.В. «Материаловедение для металлистов». [Текст]/
В.В. Константинов М., Высшая школа, 2006
Макиенко, Н.И. «Общий курс слесарного дела». [Текст]/ Н.П.
Макиенко. М., Академия, 2006
Новиков, В.Ю. «Слесарь-ремонтник». [Текст]/ В.Ю. Новиков; М.,
Академия, 2008
4. Покровский Б.С., Скакун В.А. «Слесарное дело». [Текст]/ Б.С.
Покровский, В.А. Скакун. М., Академия, 2006
13
Покровский, Б.С. «Слесарь-ремонтник». [Текст]/ Б.С. Покровский.
М, Академия, 2009
Скакун ,В.А. «Производственное обучение общеслссарным работам».
[Текст]/ В.А. Скакун. М., МО и Н РФ ИРПО, 2006
Соколова С.В. «Основы экономики» учебн. пособ. для нач. проф.
Образов. [Текст]/ С.В. Соколова. М., Академия, 2008
Феофанов, А.Н. «Чтение рабочих чертежей». [Текст]/ А.Н. Феованов
М., Академия, 2009.
Череданова, Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства».
[Текст]/ Л.Н. Череданова. М., Академия, 2006
10. Чумаченко. Ю.Т., Чумачснко. Г.В. «Материаловедение». [Текст]
Ю.Т. Чумаченко, Г.В. Чумаченко. Ростов-на-Дону., Феникс, 2008
Интернет источники:
http://www.tehdoc.ru
http://books.str200.ru
http://www.slesar.ru
http://spk.tatneft.ru
http://www.bookarchive.ru
http://www.tehlib.org/booksdubrovskij-posobie-slesarya-remontika/.ru
Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Получение рабочей профессии «Оператор технологических установок» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков по данному модулю.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
Наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Получение рабочей профессии Оператор технологических установок по специальности 240113 Химическая технология органических веществ СПО базовой подготовки.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты, преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин.
Мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Выполнять сборку сборочных единиц, узлов и механизмов машин, оборудования агрегатов | Демонстрация верной последовательности работ при выполнении сборки -демонстрация использования инструмента необходимого для проведения сборочных работ демонстрация работы с чертежами, эскизами, шаблонами организация рабочего места при выполнении работ и соблюдение техники безопасности | Экспертная оценка процесса и результата выполненных работ |
Выполнить регулировку и испытание сборочных единиц, узлов и механизмов машин., оборудования агрегатов | демонстрация верной последовательности регулировки и испытания сборочных единиц, узлов и механизмов машин, оборудования агрегатов -демонстрация использования инструмента необходимого для проведения работ организация рабочего места при выполнении работ и соблюдение техники безопасности | Экспертная оценка процесса и результата выполненных работ |
Выполнять разборку и сборку узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин | демонстрация верной последовательности работ при выполнении разборки и сборки демонстрация использования инструмента необходимого для проведения работ демонстрация работы с чертежами, эскизами, шаблонами организация рабочего места при выполнении работ и соблюдение техники безопасности | Экспертная оценка процесса и результата выполненных работ |
Выполнять ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин | -демонстрация верной последовательности работ при выполнении ремонтных работ демонстрация использования инструмента необходимого для проведения работ демонстрация работы с чертежами, эскизами, шаблонами | Экспертная оценка процесса и результата выполненных работ |
Выполнить испытание узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин | демонстрация верной последовательности работ при выполнении ремонтных работ демонстрация использования инструмента необходимого для проведения работ демонстрация работы с чертежами, эскизами, шаблонами организация рабочего места при выполнении работ и соблюдение техники безопасности | оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Экспертная оценка процесса и результата выполненных работ |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | - обоснование выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов; - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач. | Результаты наблюдений за обучающимися на производственной практике; |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | -демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Экспертная оценка процесса и результата выполненных работ |
Демонстрация интереса к своей будущей профессии | демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных | наблюдений за обучающимися в процессе получения рабочей профессии |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности | Экспертная оценка, защита сообщений, докладов |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90- 100 | 5 | отлично |
80-89 | 4 | хорошо |
70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | Не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Рабочая программа профессионального модуля
ПМ.05 Выполнение работ по профессии: Оператор технологических
установок
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 «Выполнение работ по профессии: Оператор технологических установок» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и учебному плану, разработанному в соответствии с потребностями работодателя и особенностями развития отрасли «Промышленность» Тамбовской области, позволяет обеспечить освоение курса в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Организация разработчик:
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Котовский индустриальный техникум».
Программа рассмотрена и рекомендована методическим советом ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный техникум».
Протокол № 1 30 августа 2013г.
СОГЛАСОВАНО:
Директор по производству
ОАО Пигмент»
И.Е.Григорьев
«_____» _________ 20___г.