СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Работа с текстом и информацией" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Работа с текстом и информацией" разработана для 1 класса на основе пособий 

Калинина О.Б. Обучающие комплексные работы. и  Рыдзе О.А.. Математика: работа с информацией

Календарно-тематическое планирование на 34 часа составлено в соответствии с КТП по УМК "Планета знаний", но может использоваться при работе по любым учебникам, т.к. программа направлена на формирование УУД

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Работа с текстом и информацией" 1 класс»

Пояснительная записка


Цель: создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, формирования у обучающихся информационной грамотности.


Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;

  • понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);

  • адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • умение признавать собственные ошибки.


Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

  • осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом),

  • устанавливать и соблюдать очерёдность действий, работая в паре;

  • осуществлять контроль правильности, выразительности чтения текстов;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать цель выполняемых действий;

  • в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе работы.

  • оценивать правильность выполнения задания;

  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.


Познавательные

Учащиеся научатся:

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

  • использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

  • устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице);

  • сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных задач;

  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах;

  • выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.


Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

  • высказывать свое мнение при обсуждении задания.

  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

  • объяснять смысл названия произведения;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).


Содержание курса


Раздел «Комплексная работа с текстом» включает в себя обучающие комплексные работы, созданные на материале УМК «Планета знаний» и нацеленные на формирование УУД.


Понимание смысла текста в целом. Нахождение в тексте информации, данной в явном виде. Нахождение в тексте информации, данной в неявном виде. Выделение существенной информации. Осуществление перевода информации из одной формы в другую (текст, рисунок, схема, таблица). Сравнение, классификация объектов и явлений, установление взаимосвязей, упорядочивание действий. Оценивание истинности утверждения при соотнесении его с текстом. Объяснение значения слов с опорой на текст. Установка последовательности изложения текста. Составление плана текста. Формулирование собственного мнения. Написание небольших текстов. Употребление слов в прямом и переносном значении. Подбор синонимов. Характеристика личностных качеств человека (героя текста). Соотнесение заголовка и содержания текста. Работа с моделями, чертежами, планом, диаграммой.

Раздел «Работа с информацией» » содержит круг заданий математической направленности, нацеленных на формирование умения понимать таблицы и диаграммы, читать их, правильно находить данные, необходимые для ответа на вопрос (или решения математической задачи) и универсальные учебные действия.

Чтение таблицы: нахождение, сравнение и интерпретация данных. Заполнение таблицы предложенными или самостоятельно найденными данными. Использование таблиц при решении разных задач. Чтение столбчатой диаграммы: нахождение, сравнение и интерпретация данных. Построение столбцов диаграммы по предложенным или самостоятельно найденным данным. Диаграммы и их применение.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Формы организации: учебное занятие, занятие-интервью, проект.

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Основные виды

деятельности учащихся

Дата

Корректировка

Работа с текстом. Работа с информацией. Таблицы.

Знакомиться с учебными пособиями. Работать с таблицей. Понимать устройство таблицы. Применять информацию из таблицы для ответов на вопросы. Анализировать данные из таблицы. Задавать вопросы. Отвечать на вопросы одноклассников. Записывать ответ.

05.09


Работа с информацией. Числа. Работа по правилу.

Применять информацию для ответов на вопросы. Пользоваться указанием к решению. Действовать по плану. Записывать ответ. Делать вывод. Контролировать свои действия. Участвовать в самопроверке.

12.09


Работа с информацией. Числа. Работа по правилу.

19.09


Поиск и запись информации. Информация на рисунке.

Применять информацию рисунка для ответов на вопросы. Пользоваться указанием к решению. Действовать по плану. Записывать ответ. Делать вывод. Контролировать свои действия. Участвовать в самопроверке.

26.09


Поиск и запись информации. Информация на рисунке.

03.10


Поиск и запись информации. Информация в тексте.

Применять информацию из таблицы для ответов на вопросы. Пользоваться указанием к решению. Действовать по плану. Анализировать, сравнивать данные из таблицы. Записывать ответ. Делать вывод. Контролировать свои действия. Участвовать в самопроверке.

10.10


Поиск и запись информации. Информация в тексте

17.10


Верно и неверно.

Представлять предложенную информацию в соответствующих ячейках таблицы. Выполнять задание разными способами. Пользоваться указанием к решению. Анализировать, сравнивать данные из таблицы. Записывать ответ. Делать вывод. Контролировать свои действия. Участвовать в самопроверке.

24.10


Верно и неверно.

07.11


Работа с информацией. Таблицы. Чтение таблицы.

Применять информацию из таблицы для ответов на вопросы. Пользоваться указанием к решению. Действовать по плану. Анализировать, сравнивать данные из таблицы. Записывать ответ. Делать вывод. Контролировать свои действия. Участвовать в самопроверке.

14.11


Работа с информацией. Таблицы. Чтение таблицы.

21.11


Работа с информацией. Таблицы. Чтение таблицы.

28.11


Работа с информацией. Таблицы. Чтение таблицы. Запись информации в таблицу.

Пользоваться указанием к решению. Представлять предложенную информацию в соответствующих ячейках таблицы. Применять информацию из таблицы для ответов на вопросы. Анализировать, сравнивать данные из таблицы. Записывать ответ. Делать вывод. Контролировать свои действия. Участвовать в самопроверке.

05.12


Работа с информацией. Таблицы. Чтение таблицы. Запись информации в таблицу.

12.12


Способы сохранения и передачи информации

Привлекать собственный жизненный опыт. Участвовать в обсуждении. Выбирать необходимые информационные ресурсы. Составлять план. Отвечать на вопросы. Участвовать во взаимооценке, самооценке.

19.12


Занимательные таблицы

Участвовать в обсуждении. Выбирать правильное решение из предложенных. Отвечать на вопросы. Участвовать во взаимооценке, самооценке.

26.12


Занимательные таблицы

Участвовать в обсуждении. Выбирать правильное решение из предложенных. Отвечать на вопросы. Участвовать во взаимооценке, самооценке.

09/01


Таблица: разные задания.

Пользоваться указанием к решению. Представлять предложенную информацию в соответствующих ячейках таблицы. Применять информацию из таблицы для ответов на вопросы. Анализировать, сравнивать данные из таблицы. Записывать ответ. Делать вывод. Контролировать свои действия. Участвовать в самопроверке.

16.01


Таблица: разные задания.

Пользоваться указанием к решению. Представлять предложенную информацию в соответствующих ячейках таблицы. Применять информацию из таблицы для ответов на вопросы. Анализировать, сравнивать данные из таблицы. Записывать ответ. Делать вывод. Контролировать свои действия. Участвовать в самопроверке.

23.01


Таблица: разные задания.

Пользоваться указанием к решению. Представлять предложенную информацию в соответствующих ячейках таблицы. Применять информацию из таблицы для ответов на вопросы. Анализировать, сравнивать данные из таблицы. Записывать ответ. Делать вывод. Контролировать свои действия. Участвовать в самопроверке.

30.01


Составляем таблицы

Привлекать собственный жизненный опыт. Участвовать в обсуждении. Выбирать необходимые информационные ресурсы. Презентовать собственные работы. Отвечать на вопросы. Участвовать во взаимооценке, самооценке.

06.02


Составляем таблицы

Привлекать собственный жизненный опыт. Участвовать в обсуждении. Выбирать необходимые информационные ресурсы. Презентовать собственные работы. Отвечать на вопросы. Участвовать во взаимооценке, самооценке.

20.02


Комплексная работа с текстом №1 («Путешествие точки»)

Понимать смысл текста в целом. Находить в тексте информацию, данную в явном виде. Понимать информацию в разных формах (текст, рисунок), осуществлять ее перевод из одной формы в другую. Делать простые логические заключения, сравнивать. Упорядочивать действия. Самопроверка записи, сверка с текстом, внесение исправлений. Оценивать правдивость утверждения, соотнося его с текстом. Высказывать мысли, формулировать собственное мнение, писать небольшие тексты. Работать с моделями, чертежами. Осуществлять контроль и корректировку, используя предметные знания.

27.02


Комплексная работа с текстом №3 («Животные»)

Понимать информацию в разных формах (текст, рисунок, схема, таблица), осуществлять ее перевод из одной формы в другую. Делать простые логические заключения, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, относить к группе, группировать. Самопроверка записи, сверка с текстом, внесение исправлений. Оценивать правдивость утверждения, соотнося его с текстом. Объяснять значения слов с опорой на текст. Устанавливать последовательность изложения текста. Устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, группировать, делать выводы. Осуществлять контроль и корректировку, используя предметные знания. Логические заключения.

05.03


Комплексная работа с текстом №5 («Измерение величин»)

Понимать смысл текста в целом. Находить в тексте информацию, данную в явном виде. Понимать информацию в разных формах (текст, рисунок, схема, таблица), осуществлять ее перевод из одной формы в другую. Делать простые логические заключения, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, относить к группе, группировать. Упорядочивать действия. Самопроверка записи, сверка с текстом, внесение исправлений. Оценивать правдивость утверждения, соотнося его с текстом. Высказывать мысли, формулировать собственное мнение. Работать с моделями, чертежами, планом, диаграммой. Осуществлять контроль и корректировку, используя предметные знания. Логические заключения

12.03


Комплексная работа с текстом №2 («Лежебока» Джанни Родари)

Понимать смысл текста в целом. Находить в тексте информацию, данную в явном виде. Выделять существенную информацию. Понимать информацию в разных формах (текст, рисунок, схема, таблица), осуществлять ее перевод из одной формы в другую. Делать простые логические заключения, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, относить к группе, группировать. Упорядочивать действия. Самопроверка записи, сверка с текстом, внесение исправлений. Оценивать правдивость утверждения, соотнося его с текстом. Объяснять значения слов с опорой на текст. Высказывать мысли, формулировать собственное мнение, писать небольшие тексты.

19.03


Комплексная работа с текстом №4 («Ручейки»)

Находить в тексте информацию, данную в явном виде. Выделять существенную информацию. Делать простые логические заключения, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, относить к группе, группировать. Самопроверка записи, сверка с текстом, внесение исправлений. Оценивать правдивость утверждения, соотнося его с текстом. Объяснять значения слов с опорой на текст. Высказывать мысли, формулировать собственное мнение, писать небольшие тексты. Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

02.04


Комплексная работа с текстом №6 («Лиса и рак». Сказка.)

Понимать смысл текста в целом. Находить в тексте информацию, данную в явном виде. Понимать информацию в разных формах (текст, рисунок, схема, таблица), осуществлять ее перевод из одной формы в другую. Самопроверка записи, сверка с текстом, внесение исправлений. Оценивать правдивость утверждения, соотнося его с текстом. Высказывать мысли, формулировать собственное мнение. Осуществлять контроль и корректировку, используя предметные знания.

0.04


Комплексная работа с текстом №7 («Зайчата»)

Понимать смысл текста в целом. Находить в тексте информацию, данную в явном виде. Понимать информацию в разных формах (текст, рисунок, схема, таблица), осуществлять ее перевод из одной формы в другую. Самопроверка записи, сверка с текстом, внесение исправлений. Оценивать правдивость утверждения, соотнося его с текстом. Высказывать мысли, формулировать собственное мнение, писать небольшие тексты. Осуществлять контроль и корректировку, используя предметные знания.

16.04


Комплексная работа с текстом в рамках промежуточной аттестации

Понимать смысл текста в целом. Находить в тексте информацию, данную в явном виде. Понимать информацию в разных формах (текст, рисунок, схема, таблица), осуществлять ее перевод из одной формы в другую. Самопроверка записи, сверка с текстом, внесение исправлений. Оценивать правдивость утверждения, соотнося его с текстом. Высказывать мысли, формулировать собственное мнение, писать небольшие тексты. Осуществлять контроль и корректировку, используя предметные знания.

23.04


Комплексная работа с текстом №8 («Первоцветы»)

Понимать смысл текста в целом. Находить в тексте информацию, данную в явном виде. Понимать информацию в разных формах (текст, рисунок, схема, таблица), осуществлять ее перевод из одной формы в другую. Самопроверка записи, сверка с текстом, внесение исправлений. Оценивать правдивость утверждения, соотнося его с текстом. Высказывать мысли, формулировать собственное мнение, писать небольшие тексты. Осуществлять контроль и корректировку, используя предметные знания.

30.05


Комплексная работа с текстом №9 («Винни-Пух»)

Понимать смысл текста в целом. Находить в тексте информацию, данную в явном виде. Понимать информацию в разных формах (текст, рисунок, схема, таблица), осуществлять ее перевод из одной формы в другую. Делать простые логические заключения, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, относить к группе, группировать. Упорядочивать действия. Оценивать правдивость утверждения, соотнося его с текстом. Высказывать мысли, формулировать собственное мнение, писать небольшие тексты. Устанавливать причинно-следственные связи. Осуществлять контроль и корректировку, используя предметные знания. Логические заключения.

07.05


Комплексная работа с текстом №10 («Ежели вы вежливы»)

Понимать смысл текста в целом. Находить в тексте информацию, данную в явном виде. Понимать информацию в разных формах (текст, рисунок, схема, таблица), осуществлять ее перевод из одной формы в другую. Делать простые логические заключения, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, относить к группе, группировать. Упорядочивать действия. Оценивать правдивость утверждения, соотнося его с текстом. Высказывать мысли, формулировать собственное мнение, писать небольшие тексты. Устанавливать причинно-следственные связи. Осуществлять контроль и корректировку, используя предметные знания. Логические заключения.

14.05





Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Литература

Основная

  • Калинина О.Б. Обучающие комплексные работы. 1 класс / О.Б. Калинина. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа; Астрель, 2019.

  • Рыдзе О.А.. Математика: работа с информацией: таблицы, диаграммы. Тренировочные задания для формирования предметных и метапредметных учебных действий: 1-й класс / О.А. Рыдзе, Т.С. Позднева. – М.: ACT, Астрель, 2014.

Дополнительная

  • Башмаков М.И. Математика: 1 кл.: учебник: В 2 ч./ М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова. – М.: ACT, Астрель, 2017.

  • Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык. 1 класс. Учебник. В 2 ч. — М., ACT, Астрель, 2018.

  • Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель, 2017.

  • Кац Э. Э. Литературное чтение: 1-й кл.: учебник; / Э.Э. Кац. - М.: ACT: Астрель, 2017.


Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор.

Магнитно-маркерная доска