Цели обучения немецкому языку
Авторы серии УМК «Alles klar!» рассматривают предмет «Немецкий язык» как одну из важнейших составляющих основной образовательной программы основного общего образования, обладающую огромным интеллектуальным зарядом. Преподавание немецкого языка в основной школе предусматривает реализацию трёх групп требований, находящих непосредственное отражение в материалах учебников и иных компонентов УМК. В числе этих требований следует выделить:
1) личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению в условиях поликультурной среды, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности средствами иностранного языка, системы значимых социальных и межличностных отношений, цен-ностно-смысловых установок, проистекающих из позитивных установок на диалог с ино-язычными культурами, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в ситуации культурного контраста;
2) метапредметные, охватывающие межпредметные понятия и универсальные учеб-ные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, в том числе — в инокультурной среде, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории с опорой на современный учебник немецкого языка;
3) предметные, включающие умения, специфические для сферы освоения иностранного языка и иноязычной культуры, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета «Немецкий язык», его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение лингвистической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами лингвистического анализа.
Направленность предлагаемой серии УМК на оказание поддержки обучающемуся в достижении им значимых личностных результатов означает выдвижение на первый план и решение следующих задач:
– способствовать формированию целостного мировоззрения, соответствующего совре-менному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, опираясь на многооб-разие и специфику культур народов — носителей немецкого языка;
– воспитывать российскую гражданскую идентичность у обучающихся (патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осо-знание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего наро-да, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества) посредством диалога и полилога культур;
– помочь обучающимся усвоить гуманистические, демократические и традиционные ценности российского общества, показав их глубокую взаимосвязь с аналогичными тра-дициями и ценностями немецкоязычных стран;
– сформировать в этой связи осознанное, уважительное и доброжелательное отноше-ние к носителю немецкого языка и культуры, его мнению, мировоззрению, культурным традициям, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с представите-лями немецких языковых сообществ и достигать в нём взаимопонимания;
– сформировать ответственное отношение обучающегося к учению, его готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и по-знанию, с учётом устойчивых познавательных интересов;
– оказать поддержку обучающемуся в освоении социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социаль-ные сообщества, реально существующие в странах немецкого языка;
– помочь осознанию обучающимися значения семьи в жизни человека и общества, принятию ими ценностей семейной жизни, уважительному и заботливому отношению к членам своей семьи;
– развивать компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, опираясь на актуальный материал современного учебника немецкого языка;
– формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образова-тельной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности на уроке немецкого языка, за его пределами и в ходе участия в проектной деятельности;
– формировать ценности здорового и безопасного образа жизни; помочь усвоению обучающимися правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрез-вычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транс-порте и на дорогах на примерах реальных ситуаций из жизни народов стран немецкого языка;
– формировать основы экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях с привлечением материала, освещающего рост экологического движения в странах немецкого языка;
– развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и немецкоязычного региона, творческой деятельности эстетического характера.
Серия УМК по немецкому языку «Alles klar!» призвана помочь обучающимся достичь важных метапредметных результатов рамках изучения основ иностранного языка и куль-туры:
1) умение самостоятельно определять цели изучения немецкого языка, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтерна-тивные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач для достижения наибольшей эффективности в освоении немецкого языка;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять кон-троль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы дей-ствий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией и вариативностью требований и задач в процессе изучения немецкого языка и культуры;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возмож-ности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности в рамках предмета «Ино-странный язык»;
6) умение определять лингвистические понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии между родным и немецким языками, классифицировать языковые категории и единицы, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач коммуникативного и иного характера в процессе изучения немецкого языка;
8) смысловое чтение с использованием текстов на немецком языке, отражающих акту-альные реалии жизни народов этого региона;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учи-телем и сверстниками на уроке немецкого языка и за его пределами; работать индивиду-ально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласова-ния позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мне-ние;
10) умение осознанно использовать средства немецкого языка в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение немецкой устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информацион-но-коммуникационных технологий, важных для лингводидактики;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в по-знавательной, коммуникативной, социальной практике, опираясь на информацию, полу-ченную как из учебника, так и в процессе самостоятельного целенаправленного поиска в информационных средах.
Эти цели и результаты нашли отражение в структуре и содержании серии, представ-ляющей собой первый опыт разработки нового учебника немецкого языка силами между-народного авторского коллектива с привлечением носителей языка в качестве полноправ-ных участников лингводидактического проекта.
Требования к результатам освоения содержания программы по немецкому языку для основной школы
Предметные результаты, обладающие особенной важностью для изучения немецкого языка в основной общей школе, отражены во ФГОС нового поколения и предусматривают:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур (на примере культур народов немецкоязычных стран), оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в странах немецкоязычного региона, с образцами немецкой, австрийской и швейцарской литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности в области немецкого языка;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о немецком языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой, в том числе в условиях немецко-русского языкового и культурного контраста;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения немецким языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию немецкого языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предмет-ных областях.
В коммуникативной сфере планируемые результаты призваны отразить процесс со-вершенствования и систематизации ранее приобретённых коммуникативных умений для достижения более высокого уровня владения коммуникативной и межкультурной компе-тенциями. В частности:
1. Речевая компетенция в четырёх видах речевой деятельности:
говорении:
– в условиях диалогического общения в стандартных речевых ситуациях начинать, поддерживать, вести, заканчивать различные виды диалогов, соблюдать нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивать, уточнять, расспрашивать партнёра по обще-нию и отвечать на его вопросы, выражать согласие/отказ, высказывать своё мнение, просьбу, личную, используя эмоционально-оценочные суждения;
– строить монологические высказывания, рассказывая о себе, своей семье, школе, сво-их интересах и планах на будущее, сообщая краткие сведения о себе, своём городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка, описывая события/явления, передавая основную мысль прочитанного или прослушанного, выражая своё отношение к прочитанно-му/услышанному, давая краткую характеристику персонажей;
аудировании:
– воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя и одноклассников;
– воспринимать на слух несложные аутентичные аудио- и видеотексты и, опираясь на языковую догадку и контекст, понимать основное содержание (сообщение, рассказ, ин-тервью) и выделять необходимую/нужную/значимую информацию (прагматические аудио- и видеотексты);
чтении:
– читать аутентичные тексты разных жанров и стилей, используя различные стратегии извлечения информации (с пониманием основного содержания, с полным и точным пониманием, с выборочным пониманием значимой/нужной/необходимой информации);
– использовать различные приёмы смысловой переработки текста (языковая догадка, контекстуальная догадка, выборочный перевод), а также справочные материалы;
– творчески перерабатывать содержание прочитанного, оценивать и выражать своё мнение к прочитанному;
письме:
– заполнять анкеты и формуляры;
– писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в немецкоязычных странах;
– составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать ре-зультаты проектной деятельности.
2. Языковая компетенция (владение языковыми средствами общения):
– применение правил написания слов, усвоенных в основной школе;
– адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка; со-блюдение правильного ударения в словах и фразах;
– соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных комму-никативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
– распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц;
– знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конвер-сия);
– понимание и использование явлений многозначности слов немецкого языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
– распознавание и использование в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка, знание признаков изученных грамматических явлений;
– знание основных различий систем немецкого и русского/родного языка.
3. Социокультурная компетенция:
– знания о национально-культурных особенностях различных регионов России и немецкоязычных стран, полученных на уроках немецкого языка, в процессе изучения других предметов, а также в процессе поиска дополнительной информации, в том числе и в Интернете;
– знание наиболее употребительной фоновой лексики, реалий немецкоязычных стран, некоторых образцов фольклора;
– распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета, принятых в немецкоязычных странах;
– знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
– представление об особенностях образа жизни, быта, культуры немецкоязычных стран, о сходстве и различиях в традициях своей страны и страны изучаемого языка;
– понимание роли владения немецкого языка в современном мире.
4. Компенсаторная компетенция: умение выходить из трудного положения в усло-виях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использо-вания языковой и контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, пере-спроса, словарных замен, жестов, мимики.
В познавательной сфере планируемые результаты связаны с развитием у учащихся следующих умений:
– сравнивать языковые явления родного и немецкого языков на разных уровнях: грам-матические явления, слова, словосочетания, предложения;
– использовать разные стратегии чтения/аудирования в зависимости от ситуации и коммуникативной задачи;
– действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и в процессе порож-дения собственных высказываний в пределах предметного содержания обучения немец-кому языку в основной школе;
– осуществлять индивидуальную, групповую, исследовательскую и проектную работу на уроке немецкого языка и вне его;
– пользоваться справочным материалом и словарями, разными источниками информа-ции, в том числе интернет-ресурсами;
– пользоваться способами и приёмами самостоятельного изучения немецкого языка.
В ценностно-ориентационной сфере:
– представление о немецком языке как средстве выражения чувств, эмоций;
– достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения в ситуа-циях межкультурного общения, установление и поддержание контактов в доступных пре-делах;
– осознание роли и места родного и немецкого языков как средств общения, познания и самореализации в поликультурном и многоязычном мире;
– приобщение к ценностям мировой культуры в различных формах реального и вирту-ального общения.
В эстетической сфере:
– знание элементарных выражений чувств и эмоций на немецком языке и умение их использовать;
– знание некоторых образцов художественного творчества на немецком языке;
– осознание (понимание) прекрасного в процессе обсуждения/восприятия современ-ных тенденций в литературе и искусстве.
В трудовой сфере:
– умение рационально планировать свой учебный труд;
– умение работать в соответствии с намеченным планом.
В физической сфере:
– стремление вести здоровый образ жизни.
Содержание курса
Предметное содержание устной и письменной речи:
1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Решение конфликт-ных ситуаций. Внешность и черты характера человека.
2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Виды отдыха, путеше-ствия. Молодёжная мода, покупки.
3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.
4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
5. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
6. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окру-жающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт.
7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Ин-тернет).
8. Немецкоязычные страны и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (нацио-нальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выда-ющиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности:
Говорение
Диалогическая речь: умения вести диалоги разного типа (диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог — обмен мнениями и комбини-рованные диалоги).
Объём диалога: от трёх реплик (5–7 классы), до 4–5 реплик (8–9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога — 2,5–3 мин (9 класс).
1) Монологическая речь: умения строить связные высказывания с использованием ос-новных типов коммуникативных высказываний (описание, сообщение, рассказ, рассуждение/характеристика) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию.
Объём монологического высказывания: от 8–10 фраз (5–7 классы) до 10–12 фраз (8–9 классы). Продолжительность монолога — 1,5–2 мин (9 класс).
Аудирование
Развитие и совершенствование восприятия на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с пониманием основного содержания, выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста прагматического или публицистического характера.
Типы текстов: объявления, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотво-рение, песня и др.
Содержание текстов актуально для учащихся подросткового возраста, соответствует их интересам, потребностям и возрастным особенностям, имеет воспитательную и образо-вательную ценность.
Аудиотексты, предъявляемые для полного понимания, построены на полностью знако-мом языковом материале. Время звучания аудиотекста — до 1 мин.
Аудиотексты, предъявляемые для понимания основного содержания, имеют аутентич-ный характер и содержат наряду с изученным языковым материалом некоторое количе-ство незнакомых языковых явлений. Время звучания аудиотекста — до 2 мин.
Аудиотексты, предъявляемые для выборочного понимания, имеют аутентичный и прагматический характер. Время звучания аудиотекста — до 1,5 мин.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание:
1) понимание основного содержания;
2) полное понимание содержания;
3) выборочное понимание нужной или интересующей информации.
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, рассказ, интервью, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, стихотворение и др.
Содержание текстов актуально для учащихся подросткового возраста, соответствует их интересам, потребностям и возрастным особенностям, имеет воспитательную и образо-вательную ценность.
Объём текста для понимания основного содержания — 600—700 слов, включая неко-торое количество незнакомых слов.
Объём текста, предназначенного для понимания нужной, необходимой информации, — 350 слов.
Объём текста, предназначенного для полного понимания содержания и построенного в основном на изученном языковом материале, — 500 слов.
Письмо
– писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объём — 30–40 слов, включая адрес);
– заполнять формуляры, бланки краткими сведениями о себе;
– писать личное письмо с опорой и без опоры на образец. Объём — около 100—140 слов, включая адрес;
– составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать ре-зультаты проектной деятельности.
Языковые знания и навыки пользования ими
Орфография: знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи:
– навыки различения на слух и адекватного произнесения всех звуков немецкого языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации при чтении вслух и в устной речи, ритмико-интонационные навыки различения коммуникативных типов предложе-ния(утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное).
Лексическая сторона речи:
– навыки распознавания и употребления в устной и письменной речи лексических единиц (слова, словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише этикетного характера) в объёме 1200 единиц (включая 500, усвоенных в начальной школе), обслуживающих те-мы, проблемы и ситуации общения в пределах основной школы;
– знание основных способов словообразования
– аффиксация:
– существительных с суффиксами -ung, -keit, -heit, -schaft, -tum, -ik, -e, -ler, -ie;
– прилагательных с суффиксами -ig, -lich, -isch, -los, -sam, -bar;
– существительных и прилагательных с префиксами un-, vor-, mit-;
– глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками;
– словосложение:
– существительное + существительное;
– прилагательное + прилагательное;
– прилагательное + существительное;
– глагол + существительное;
– конверсия (переход одной части речи в другую), знание интернациональных слов и навыки их распознавания и употребления;
– понимание явления многозначности слов немецкого языка, синонимии, антонимия, омонимия.
Грамматическая сторона речи
Дальнейшее расширение объёма значений грамматических средств, изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями. Нераспространённые и распростра-нённые предложения, безличные предложения, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Использование прямого и обратного порядка слов.
Управление глаголов liegen-legen, stehen-stellen, sitzen-setzen, hängen-hängen.
Глаголы liegen-legen, stehen-stellen, sitzen-setzen, hängen-hängen в Perfekt.
Предложения с Infinitiv с zu и без zu.
Побудительные предложения типа Lesen wir!
Все типы вопросительных предложений.
Предложения с неопределённо-личным местоимением man.
Предложения с инфинитивной группой um...zu, statt...zu, ohne...zu, (an)statt...zu + Infini-tiv.
Сложносочинённые предложения с союзами darum, deshalb, deswegen, denn.
Сложноподчинённые предложения дополнительные с союзами dass, ob.
Сложноподчинённые предложения причины с союзами da, weil.
Сложноподчинённые предложения с условным союзом wenn.
Сложноподчинённые предложения времени с союзами союзов wenn, als, nachdem.
Сложноподчинённые предложения определительные с относительными местоимения-ми die, deren, dessen.
Сложноподчинённые предложения цели с союзом damit.
Придаточные уступительные предложения с союзом obwohl.
Предложения с конструкцией haben/sein + zu + Infinitiv.
Распознавание структуры предложения по формальным признакам.
Слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt.
Сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt.
Präteritum сильных и слабых глаголов, вспомогательных и модальных глаголов.
Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в разных временных формах.
Все временные формы глаголов в Passiv. Passiv с модальными глаголами. Zustandspas-siv в Prösens, Pröteritum.
Местоименные наречия.
Возвратные глаголы в основных временных формах.
Распознавание и употребление в речи определённого, неопределённого и нулевого ар-тиклей; склонения имён существительных, имён прилагательных; наречий; предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ, предлогов, требующих Ak-kusativ.
Двойные союзы entweder...oder, nicht nur...sondern auch, weder...noch, bald...bald, so-wohl...als auch, je...desto.
Местоимения: личные, притяжательные, неопределённые (jemand, niemand, einige, an-dere).
Омонимичные явления: предлоги и союзы (wenn, als, zu).
Plusquamperfekt и его употребление в речи при согласовании времён.
Количественные числительные свыше 100 и порядковые числительные свыше 30. Дата и год. Дроби.
Социокультурные знания и умения
– знания национально-культурных особенностей регионов России и стран немецкого языка, полученные на уроках немецкого языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера);
– осознание роли и места родного и немецкого языков в современном мире;
– знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран немецкого языка;
– представление о социокультурном портрете немецкоязычных стран, их культурном наследии;
– понимание различий в речевом этикете в ситуациях формального и неформального общения в рамках изучаемых предметов речи;
– умение осуществлять адекватное речевое и неречевое поведение, в том числе с носи-телями немецкого языка, в распространённых ситуациях бытовой, учебно-трудовой, социокультурной/межкультурной сфер общения;
– умение представлять родную страну и культуру на иностранном языке, оказывать помощь зарубежным гостям нашей страны в ситуациях повседневного общения.
Компенсационные умения
Совершенствуются умения:
– переспрашивать, просить повторить, уточняя значение новых слов;
– использовать в процессе своей устной и письменной речи в качестве опоры план к тексту, ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
– прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставлен-ных вопросов;
– догадываться о значении новых слов по контексту, по используемой собеседником мимике и жестам;
– использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные учебные действия:
– работать с информацией (сокращать, создавать второй текст на основе образца, за-полнение таблиц и др.);
– работать с текстом: извлекать основную, полную, необходимую/нужную информа-цию;
– работать со справочной литературой и другими источниками информации на немец-ком языке, в том числе с интернет-ресурсами;
– составлять план работы, анализировать, обобщать полученную информацию, разра-батывать проект (задание в общем проекте) как краткосрочного, так и долговременного характера, представлять его результаты в устной форме, взаимодействовать с партнёрами по общению в рамках проекта;
– работать индивидуально, в парах, в группе.
Специальные учебные умения:
– находить ключевые слова и социокультурные реалии в тексте;
– семантизировать слова на основе языковой и контекстуальной догадки;
– осуществлять словообразовательный анализ;
– выборочно использовать перевод;
– пользоваться двуязычным и толковым словарём;
– участвовать в проектной деятельности.