Планируемые результаты.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
интерес к изучению языка;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Гражданского воспитания
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского обществ;
Патриотического воспитания
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения – «Родной русский язык» науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной предмета « Родной русский язык» , заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
Духовно-нравственного воспитания
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов;
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Эстетического воспитания
приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия
осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия
вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;
Трудового воспитания
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей.
Регулятивные:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омофоны;
изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
особенности эпистолярного жанра;
типы текстов;
понятие фразеологизмов и заимствованных слов;
основные элементы композиции текста.
Обучающиеся получат возможность научится:
распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
выразительно читать небольшой текст по образцу;
определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
быть хорошим слушателем;
определять лексическое значение слова;
отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
редактировать предложения;
определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
распознавать типы текстов;
устанавливать связь основных элементов композиции текста;
распознавать стили речи.
Содержание учебного предмета
«Родной русский язык» - 17 часов
4 класс
Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Язык в действии (4 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Словосочетание как строительный материал предложения.
Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности.
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Секреты речи и текста (6 часов)
Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как? я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации.
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Правила общения. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.
Практическая работа: инсценировка художественного произведения (чтение по ролям, драматизация).
Тематическое планирование.
№ | Название раздела | Кол-во часов | Основные направления воспитательной деятельности |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 7 | 1,2,3,4,5,6. |
2 | Язык в действии | 4 | 1,2,3,4,5,6. |
3 | Секреты речи и текста | 6 | 1,2,3,4,5,6. |
| Итого | 17 ч. | |
Приложение Календарно-тематическое планирование предмета «Родной русский язык» Класс: 4 Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации программы 2023 / 2024 гг. Количество часов по учебному плану: всего – 17 ч/пол.год; 1 ч/неделю |
№ п/п | Содержание урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов) |
| Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный). Слова, связанные с обучением. | 1 | | |
| Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). | 1 | | |
| Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. | 1 | | |
| Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями. Проектное задание: «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре». | 1 | | |
| Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. | 1 | | |
| Проект: «Откуда это слово появилось в русском языке». Русские слова в языках других народов. | 1 | | |
| Проектное задание «Русские слова в языках других народов». Проверочная работа: представление результатов выполнения проектных заданий. | 1 | | |
Язык в действии (4 часов) |
| Язык в действии. Произношение слов в русском языке. Орфоэпический словарь. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. | 1 | | |
| Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов. Словосочетание как строительный материал предложения. | 1 | | |
| Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений. Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. | 1 | | |
| История возникновения и функции знаков препинания. Практическая работа. Пунктуационное оформление текста. | 1 | | |
Секреты речи и текста (6 часов) |
| Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как? я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. | 1 | | |
| Диалог и монолог. Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков. | 1 | | |
| Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. | 1 | | |
| Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. | 1 | | |
| Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. | 1 | | |
17. | Правила общения. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Практическая работа: инсценировка художественного произведения (чтение по ролям, драматизация). | 1 | | |
| Итого: | 17 | | |