Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы – школе» разработана в соответствии с программой И.Г. Сухина "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений"
Обучение игре в шахматы во внеурочной деятельности выстроено на основе программы факультативного курса «Шахматы – школе» автора И.Г. Сухина, имеющей гриф «Рекомендовано Министерства образования российской Федерации».
Цели программы:
способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Задачи курса:
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;
Объем программы: На реализацию курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
Содержание программы
Раздел № 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Раздел №2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Раздел №3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Раздел №4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Раздел №5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Раздел №6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
в эндшпиле.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Повторение изученного материала. | 2 часа |
1. | Ходы шахматных фигур. | 1 |
2. | Игровая практика | 1 |
Краткая история шахмат. | 1час |
3. | Краткая история шахмат. | 1 |
Шахматная нотация. | 2 часа |
4. | Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | 1 |
5. | Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. | 1 |
| Ценность шахматных фигур. | 4 часа |
6. | Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | 1 |
7. | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | 1 |
8. | Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | 1 |
9. | Ценность шахматных фигур. Защита. | 1 |
Техника матования одинокого короля. | 4часа |
10. | Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. | 1 |
11. | Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. | 1 |
12. | Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. | 1 |
13. | Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. | 1 |
Достижение мата без жертвы материала. | 2часа |
14. | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | 1 |
15. | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | 1 |
16. | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | 1 |
Шахматная комбинация. | 15 часов |
17. | Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. | 1 |
18. | Матовые комбинации. Тема завлечения. | 1 |
19. | Матовые комбинации. Тема блокировки. | 1 |
20. | Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. | 1 |
21. | Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». | 1 |
22. | Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. | 1 |
23. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | 1 |
24. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. | 1 |
25. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия | 1 |
26. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. | 1 |
27. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. | 1 |
28. | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. | 1 |
29. | Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. | 1 |
30. | Типичные комбинации в дебюте. | 1 |
31. | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | 1 |
Повторение программного материала. | 3 часа |
32 | Дидактические игры и задания. Игровая практика. | 3 |
| Итого: | 34 часа |