СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа ( СИПР) для работы с детьми с ТМНР.
Содержание.
Нормативно-правовая база для составления специальной индивидуальной программы развития.
1. Индивидуальные сведения о ребёнке.
2. Психолого-педагогическая характеристика.
3. Индивидуальный учебный план.
4. Расписание индивидуальных занятий.
5. Содержание образования.
5.1. Базовые учебные действия.
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
5.3. Нравственное воспитание.
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
7. Программа сотрудничества с семьей.
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
10. Шкала возможного результата личностного развития
Нормативно-правовая база для составления специальной индивидуальной программы развития
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) МОАУ СОШ № 3 г. Шимановска в организации образовательного процесса для Касаткина Данила, обучающегося по адаптированным основным общеобразовательным программам с нарушением интеллекта составлена в соответствии с нормативными документами
Федерального уровня:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятым Государственной Думой 21.12.2012 г., одобренным Советом Федерации 26.12.2012 г. (с изменениями);
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1598;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015;
Регионального уровня:
Законом Амурской области от 28.11.2006 № 246-ОЗ «О воспитании и обучении детей-инвалидов в Амурской области»;
Приказом Минобрнауки Амурской области от27.07.2016 г. № 1037«Об утверждении «дорожной карты» по обеспечению введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях Амурской области»;
Муниципального уровня:
Приказом Управления образования администрации г. Шимановска от 08.09.2016 г. № 287 «Об организации эксперимента по введению федерального государственного образовательного стандарта НОО обучающихся с ОВЗ».
Школьного уровня:
Уставом МОАУ СОШ № 3;
Приказом МОАУ СОШ № 3 от 08.09.2016 г. № 66 «Об организации эксперимента по введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и утверждении «дорожной карты»;
Основной образовательной программой МОАУ СОШ № 3.
Положением об организации обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на дому, утверждённым приказом МОАУ СОШ № 3 г. Шимановска от 31.08.2016 г. № 60;
Учебным планом на 2018/19 учебный год МОАУ СОШ № 3, утверждённым приказом МОАУ СОШ № 3 г. Шимановска от 30.08.2018 за №57
Индивидуальные сведения о ребёнке
ФИО ребенка: Касаткин Данил
Возраст ребенка: 9 лет (23.02.2008г.)
Место жительства: г.Шимановск, ул. Кирова, д.39
Мать: Мамаева Надежда Сергеевна
Отец: Касаткин Сергей Борисович
Год обучения в МОАУ СОШ №3: 3
Ступень обучения:3
Группа (особые потребности): 3
Психолого-педагогическая характеристика
Данил до школы не посещал детский сад. Семья не полная. Мальчик проживет с мамой, бабушкой и старшим братом. Брат обучается в общеобразовательной школе. Семья проживает в частном доме.
Все члены семьи заботливо и доброжелательно относятся к Данилу. Мама заинтересована в успешном развитии ребенка. Папа с семьей не проживает, не оказывает помощь в воспитании мальчика.
По результатам обследования на ПМПК от 24.09.2015 г., протокол № К-45 выявлена тяжелая умственная отсталость, проблемы опорно-двигательного аппарата, ДЦП, несформированность языковых средств на фонетико-фонематическом лексико-грамматическом уровнях с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи.
Мальчик самостоятельно не передвигается, сидит в специальном кресле (стуле) с частичной фиксацией. В течение некоторого времени удерживает вложенный в руку предмет. Взгляд на предмете фиксирует на некоторое время.
Эмоциональное состояние ребенка неустойчивое. Реагирует на громкий звук. Не понимает обращенную речь, только некоторые слова. Соотносит себя с именем и эмоционально реагирует на интонацию говорящего с ним.
Характерно полное отсутствие словесных средств общения, только некоторые звуковые комплексы. Воспринимает происходящее вокруг него посредством тактильных ощущений. Спокойно реагирует на воду, акварельную краску, сыпучие, твердые и вязкие предметы.
Предметно-практическая деятельность не сформирована.
Данилу нравится, когда окружающие взаимодействуют с ним: тактильные прикосновения, игры-взаимодействия.
У ребенка отсутствует контроль выделений, он находится в памперсе. Ест
протертую пищу только лежа. Во время приема пищи, одевания, раздевания требуется полная помощь взрослого.
Взаимоотношения со сверстниками: со сверстникам не контактирует, т.к. находится на домашнем обучении.
Взаимоотношения с педагогом: от общения не отказывается, вступает в тактильный контакт. Инструкции взрослого понимает плохо.
Особенности социальных контактов: низкая познавательная активность, полное отсутствие речи.
Трудности в освоении норм поведения: усвоены недостаточно.
Трудности в обучении: на индивидуальных занятиях работает активно.
Особенности различных видов деятельности:
Игровая деятельность: выполняет простые игровые действия с предметами, но нет усидчивости, игрушками манипулирует, разбрасывает. Не прослеживается положительная динамика в дидактических и подвижных играх.
Продуктивные виды деятельности: навыки и умения не соответствуют возрасту. Во всех видах деятельности требуется помощь и постоянный контроль взрослых.
Навыки самообслуживания: все за ребенка делает мама.
Хозяйственно-бытовой труд: участие не принимает.
Приоритетные образовательные предметы:
1. Речь и альтернативная коммуникация
2.Сенсорное развитие
3. Предметно-практические действия
4. Изобразительная деятельность (аппликация, рисование, лепка).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Касаткина Данила (3 класс),
обучающегося по адаптированным основным общеобразовательным
программам с нарушением интеллекта (обучение на дому, 34 учебных недели)
(ФГОС с ОВЗ, 2 вариант)
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в нед. |
I.Обязательная часть |
| |
1. Окружающий мир | 1.1. Окружающий природный мир | 1 (34) |
2.Изобразительная деятельность | 2.Рисование, лепка, аппликация | 1 (34) |
Коррекционные курсы | 3.1. Предметно-практические действия | 3(102) |
| 4.1. Сенсорное развитие | 3 (102) |
Итого | 8 (272) | |
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) | 8 (272) | |
Всего к финансированию | 8 (272) |
Расписание индивидуальных занятий.
День недели | Время проведения | Предмет | Форма (очная, дистанционная) | Учитель ФИО | |
Среда | 14.15-14.55 | Изобразительная деятельность | очная | Ковалюк Лариса Викторовна | |
15.05-15.45 | Сенсорное развитие | ||||
15.55-16.35 | Предметно-практические действия | ||||
Четверг | 14.15-14.55 | Предметно-практические действия | очная | Ковалюк Лариса Викторовна | |
15.05-15.45 | Сенсорное развитие | ||||
Пятница | 14.15-14.55 | Предметно-практические действия | очная | Ковалюк Лариса Викторовна | |
15.05-15.45 | Сенсорное развитие | ||||
Окружающий природный мир |
| ||||
| |||||
|
|
|
5. Содержание образования.
5.1. Базовые учебные действия.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР) направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
Формирование учебного поведения:
Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);
Использование по назначению учебных материалов;
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Формирование умения выполнять задание:
В течение определенного периода времени;
От начала до конца;
С заданными качественными параметрами.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
Формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих.
Формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
Формирование социально-бытовых умений, обеспечивающих жизнедеятельность.
Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков-занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
практические упражнения;
упражнения с картинками.
Виды деятельности обучающегося на уроке:
- наблюдение;
- упражнения по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально-визуальные (слушание, показ);
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- штриховка с помощью учителя;
- предметно-практическая деятельность: складывание, перекладывание, вставление, нанизывание, сминание, разрывание предметов.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладеет полезными для него знаниями, умениями и навыками с учетом его индивидуальных возможностей и психофизического состояния, достигнет максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, освоит необходимые формы социального поведения, окажется способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.
Рабочие программы по учебным предметам «Окружающий природный мир», «Изобразительная деятельность», «Сенсорное развитиетие», «Предметно-практические действия» разработаны на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой, федеральным государственным образовательным стандартом НОО, основной образовательной программой НОО МОАУ СОШ № 3, школьным Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей), учебным планом МОАУ СОШ № 3.
1.Окружающий природный мир
Окружающий природный мир (1 ч. в неделю) Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе. Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе. Содержание учебного предмета Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде. Приветствие (вытянуть и согнуть руки). Прощание (пальцы в стороны). Привлечение внимания учащегося к предметам. Выполнение простых подражательных движений за учителем «Делай вместе» (движения рук, кистей). «Утки», «Лапки», «Молоток». Катание, бросание шариков в определенном направлении. Перекладывание предметов из одной коробки в другую. Растительный мир. Узнавание растений (дерево, куст, трава). Узнавание деревьев (береза, ель). Узнавание фруктов (яблоко, банан, апельсин, груша) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Узнавание овощей (лук, картофель, морковь) по внешнему виду (вкусу, запаху). Животный мир. Узнавание домашних животных (кот, собака). Узнавание диких животных (заяц, медведь). Вода. Знакомство со свойствами воды. Узнавание воды. Игры с водой.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»
Тема урока
Кол-во
час
1 четверть – 8 ч.
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-
развивающей среде.
2
Приветствие (вытянуть и согнуть руки). Прощание (пальцы в стороны).
2
Привлечение внимания учащегося к предметам.
2
Выполнение простых подражательных движений за учителем «Делай
вместе» (движения рук, кистей). «Утки», «Лапки», «Молоток».
1
Катание, бросание шариков в определенном направлении. Перекладывание
предметов из одной коробки в другую.
1
2 четверть – 9ч.
Растительный мир.
Узнавание деревьев (береза, ель).
2
Узнавание фруктов (яблоко, банан, апельсин, груша) по внешнему виду
(вкусу, запаху).
2
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.
2
Узнавание овощей (лук, картофель, морковь) по внешнему виду (вкусу,
запаху).
3
3 четверть – 9 ч.
Животный мир.
Узнавание домашних животных (кот, собака).
5
Узнавание диких животных (заяц, медведь).
4
4 четверть – 8 ч.
Объекты неживой природы.
Вода. Знакомство со свойствами воды. Узнавание воды. Игры с водой.
8
Предметно-практические действия
Пояснительная записка
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих из этих детей действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
- знакомство с различными материалами и предметами;
- формирование приемов элементарной предметной деятельности;
- формирование навыков продуктивной деятельности.
Форма проведения занятий: индивидуальная и в парах.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
Коррекционная направленность:
Занятия по данной программе способствуют более эффективному освоению учащимися АООП за счет формирования приемов предметно-практической деятельности.
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
Формирование минимального интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
Формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами
-использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью.
-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).
- уметь захватывать и удерживать предмет;
-уметь сминать лист бумаги;
- уметь открывать емкости для хранения;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;
- уметь погружать руки в сухой бассейн;
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака;
- уметь отбирать крупы (единичные представители круп);
Достаточный уровень:
- освоение простых действий с предметами и материалами.
-умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
-умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;
- уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;
-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы
-выполнять последовательно организованные движения;
-играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;
- уметь погружать руки в сухой бассейн;
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;
- уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;
- уметь сортировать крупы (3 вида);
- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- узнавать материалы на ощупь, по звуку;
- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- играть с конструктивными материалами.
- формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте.
- формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;
- формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы;
- формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана
Содержание курса
Действия с материалами
Пропедевтический уровень. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. Размазывание материала (пена, краска) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками. Переливание воды с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.).
Действия с предметами.
Пропедевтический уровень Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.), катание валика двумя (одной) руками. Умение ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Нажимание на кнопку, коммуникатор всей кистью (пальцем). Застегивание/расстегивание липучек. Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой). Вынимание предметов из емкости (корзины, коробки). Складывание предметов в емкость (корзины, коробки). Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, вкладыши и др.)
Результаты освоения программы.
Действия с материалами.
Пропедевтический уровень.
- умеет сминать материал (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками и одной рукой;
- умеет разрывать материал (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны;
- умеет размазывать материал (пена, краска) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу);
- умеет разминать материал (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками;
- умеет пересыпать материал (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками;
- умеет переливать воду с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.).
Действия с предметами
Пропедевтический уровень.
- умеет захватывать и удержать предметы (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.);
- умеет встряхивать предметы, издающие звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.);
- умеет толкать предмет от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.);
- умеет катать валик двумя и одной руками;
- умеет ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины);
- умеет притягивать предмет к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.);
- умеет нажимать на кнопки, коммуникатор всей кистью или пальцем;
- умеет застегивать и расстегивать липучки;
- умеет сжимать предмет (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой);
- умеет вынимать предметы из емкости (корзины, коробки);
- умеет складывать предметы в емкость (корзины, коробки);
- умеет перекладывать предметы из одной емкости в другую;
- умеет вставлять предметы в отверстия (одинаковые стаканчики, вкладыши и др.)
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Занятия по курсу проводятся 3 час в неделю, 102 часа за год
Календарно - тематическое планирование
| |||
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1. | Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой). | 3 |
|
2. | Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой). | 3 |
|
3. | Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой). | 3 |
|
4. | Практическое повторение. | 3 |
|
5. | Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. | 3 |
|
6. | Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. | 3 |
|
7. | Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. | 3 |
|
8. | Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны | 3 |
|
9. | Практическое задание. | 3 |
|
10. | Размазывание материала (пена, краска) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). | 3 |
|
11. | Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками. | 3 |
|
12. | Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками. | 3 |
|
13. | Практическое задание. | 3 |
|
14. | Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики) | 3 |
|
15. | Захватывание, удержание, отпускание предмета (кубики). | 3 |
|
16. | Практическое повторение. | 3 |
|
17. | Захватывание, удержание, отпускание предмета (мелкие игрушки). | 3 |
|
18. | Захватывание, удержание, отпускание предмета (мелкие игрушки). | 3 |
|
19. | Практическое повторение. | 3 |
|
20. | Простые постройки из кубиков | 3 |
|
21. | Практическое задание. | 3 |
|
22. | Выбор предмета по заданию педагога | 3 |
|
23. | Выбор предмета по заданию педагога | 3 |
|
24. | Складывание кубиков | 3 |
|
25. | Складывание кубиков | 3 |
|
26. | Игры с водой | 3 |
|
27. | Игры с водой | 3 |
|
28. | Игры со звучащими предметами. | 3 |
|
29. | Игры со звучащими предметами. | 3 |
|
30. | Катание игрушек от себя. | 3 |
|
31. | Катание игрушек к себе. | 3 |
|
32. | Игры со звучащими предметами. | 3 |
|
34. | Практическое повторение. | 3 |
|
3. Коррекционно-развивающие занятия
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Двигательное развитие
Пояснительная записка
У большинства детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) имеются грубые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью занятий.
Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации.
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для 1 класса (вариант 2) составлена на основе Адаптированной Основной Образовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР вариант II, которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые Федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности; программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л. Б. Баряевой.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
Овладение начальными навыками адаптации.
Развитие мотивов учебной деятельности.
Предметные результаты:
Развитие элементарных пространственных понятий.
Знание элементарных видов движений.
Умение выполнять исходные положения.
Умение бросать, перекладывать, перекатывать.
Программа формирования учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося направлена на развитие способности у ребёнка овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II).
Наглядно - практические.
Жестовые игры.
Ритмические упражнения
Дидактические игры.
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
Наглядные.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические. Игры.
Ритмические движение вместе с педагогом.
( физкультминутки, динамические паузы)
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию
3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
Наглядные.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические игры.
«Построй домик »,
- с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
-Умение следовать инструкции педагога.
Устные.
Наглядные.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
«Передай мяч».
В процессе обучения осуществлять мониторинг всех групп УД, который отражает индивидуальные достижения обучающегося и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется балловая система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Технологии обучения.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
3) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Методы обучения
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
познавательная (ролевая и имитационная) игра.
Учебно-методический комплекс
Ковер
Игрушки
Задачи обучения: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений.
| I четверть |
1-3 | Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя |
4-6 | Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя |
7-9 | Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя |
10-12 | Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя |
13-15 | Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении сидя) |
16-18 | Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении сидя) |
19-21 | Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении сидя) |
22-24 | Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении сидя) |
| II четверть |
25-28 | Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). |
29-31 | Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). |
32-34 | Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). |
35-37 | Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). |
38-40 | Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». |
41-43 | Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». |
44-46 | Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». |
47-49 | Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». |
| III четверть |
50-52 | Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. |
53-55 | Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. |
56-58 | Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. |
59-61 | Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. |
62-64 | Выполнение движений плечами. |
65-67 | Выполнение движений плечами. |
68-70 | Бросание мяча двумя руками (от груди).
|
71-73 | Бросание мяча двумя руками (от груди).
|
74-76 | Бросание мяча двумя руками (от груди). |
| IV четверть |
77-79 | Ловля мяча на уровне груди
|
80-82 | Ловля мяча на уровне груди
|
83-85 | Ловля мяча на уровне груди
|
86-88 | Бросание мяча двумя руками (от груди). Ловля мяча на уровне груди.
|
89-92 | Бросание мяча двумя руками (от груди). Ловля мяча на уровне груди.
|
93-96 | Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево. |
97-99 | Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево. |
100-102 | Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево. |
4. Изобразительная деятельность
(лепка, аппликация, рисование).
Пояснительная записка
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Занятия проводятся 1раз в неделю. Продолжительность занятия - 30 минут.
Продолжительность образовательного процесса – 34 часа
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Изобразительная деятельность для учащихся имеет важное коррекционно-развивающее значение. Такие занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Проблема развития способностей, приобретая в настоящее время особую актуальность. В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными способностями в общем цикле развития человека. Особое место среди способностей занимают психические «новообразования», не строго специализированные, а имеющие универсальный характер, что выражается в их влиянии на развитие многих сторон психической жизни и деятельности человека. Универсальный характер способностей проявляется в том, что они в процессе развития влекут за собой качественное преобразование различных видов деятельности, поведения, сознания ребенка в целом. К числу таких способностей относятся подражательная, коммуникативная, двигательная, языковая, символическая, способность к творческому воображению и др.
Исследования свидетельствуют, что различные виды деятельности детей с отставанием в умственном развитии характеризуются низким уровнем развития и недостаточностью проявлений воображения, неспособность планировать и самостоятельно определять приемы работы. Проводимые исследования познавательных и моторных функций детей с отклонениями в умственном развитии выявляют не сформированность ВПФ, общей и мелкой моторики, пространственного восприятия. Поэтому необходима система коррекционно-развивающей работы, прямонаправленная на последовательное формирование способностей в различных видах изобразительной творческой деятельности.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью затрудняют их вхождение в социум. В процессе работы у детей формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи, сопричастности к успехам или неуспеху товарища. Программа «Изобразительная деятельность» может быть предложена как один из вариантов подготовки выпускников школ VIII вида к самостоятельной жизни.
На занятиях по аппликации, лепке, рисованию ребенок имеет возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела -подпрограммы: «Лепка», «Рисование», «Аппликация».
Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамки, участвуя в выставках, творческих показах, помогая оформлять классную комнату своими поделками. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. В процессе работы у детей формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи, сопричастности к успехам или неуспеху товарища.
Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Характеристика программы
Содержание программы позволяет ознакомить учащихся с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. Способствует формированию самостоятельного творческого опыта, воспитывает у учащихся художественный вкус, любовь к родному краю, ее истории, формирует у школьников способности осознавать, чувствовать и воспринимать красоту окружающего мира, природы, произведений искусства, воспитывает художественный вкус, развивает воображение, фантазию, побуждает творческую активность.
Занятия изобразительной деятельностью способствуют выявлению и развитию потенциальных возможностей детей, развитию компенсаторных возможностей речедвигательного, зрительного и слухового анализаторов.
В процессе занятий развивается наблюдательность, воображение, фантазия, пространственная ориентировка, мелкая моторика рук, аккуратность. Создание вокруг детей творческой атмосферы вызывает у них чувство удовлетворения и побуждает к общению. Постепенно увлечение становится любимым занятием и в свободное время, т.е. формируется правильное социальное поведение. В процессе работы у детей формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи, сопричастности к успехам или неуспеху товарища.
Программа позволяет развивать художественные способности, индивидуальные творческие возможности, накапливать опыт в восприятии художественных работ, развивать полученные знания, умения и навыки, учиться понимать органическую целостность народной культуры.
ЛИЧНОСТНЫЕ, И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные. Функции базовых учебных действий:
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
обеспечение целостности развития личности обучающегося. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.
Подготовительный
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
Результаты освоения с умственной отсталостью адаптированной АООП общего образования оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
Требования устанавливаются к результатам: личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.
Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП должны рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты освоения АООП могут включать:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
формирование уважительного отношения к окружающим;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик)
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
ориентироваться в пространстве комнаты
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать;
писать;
выполнять арифметические действия;
наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)
Предметные результаты освоения АООП
освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация); умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности; стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
готовность к участию в совместных мероприятиях: готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со взрослыми.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптированной основной общеобразовательной программы
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.
Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.
Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.
Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.
Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.
Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для Данила.
Минимальный уровень является обязательным для обучающегося с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения в младших классах.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием АООП образования для обучающегося с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит, как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА;
Лепка. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин (зернистый, восковой, моделин, обычный), тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Аппликация. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.
Рисование. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, обмакивание ворса кисти в краску, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания. цветов. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек.
Календарно-тематическое планирование по курсу
изобразительная деятельность
№ п/п | Название раздела, темы | Дата | Цель. Задачи | |
Лепка 12 часов | ||||
|
| |||
1-2 | « Гусеница» |
| Учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких деталей. | |
3-4 | Лепка бублики, баранки |
| Развивать воображение и творчество. Учить плести из пластилина. Учить катать шарик и расплющивать его. Развивать тактильные ощущения. Закреплять прием раскатывания прямыми движениями ладоней. Учить по – разному свертывать получившуюся колбаску. Соединять концы. | |
5 | Овощи |
| Закрепление умения лепить шарики. Учить сплющивать шар, сдавливать его ладошками. | |
6 | «Маленькие лепешки большие блинчики». |
| Продолжать учить отщипывать комочки пластилина, от большого куска; раскатывать комочки круговыми движениями. Закреплять умение сплющивать шар, сдавливая его ладонями. Учить украшать вылепленные поделки с помощью палочки. | |
7 | Знакомство с глиной Лепим по контуру колбасками |
| Дать представление о том, что глина мягкая, что из неё можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Учить класть глину и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить. | |
8 | Лепка «Палочки (Конфетки) |
| Учить отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить. | |
9-10 | Лепка шары большие и маленькие, разной формы |
| Закрепить умение раскатывать пластилин прямыми движениями и кругообразными. Учить составлять изображение из частей. Вызывать чувство радости от получившегося изображения. | |
11-12 | Лепка «Колобок» |
| Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы круглой формы, раскатывая пластилина между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с пластилином. Учить палочкой рисовать на вылепленном изделии некоторые детали. | |
Аппликация 11 часов |
| |||
1-3 | Аппликация из кругов – весёлая гусеница |
| Корректировать недостатки познавательной деятельности обучающихся путем воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся; | |
4-7 | Аппликация из бумажных комочков – «Снег идёт». |
| Развивать интереса к изобразительной деятельности; Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства; | |
8-11 | Аппликация из бумажных комочков «снеговик» |
| Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация; Использование различных изобразительных технологий; | |
|
| |||
| ||||
Рисование 11часов | Развивать навыки рисования песком. | |||
1-4 | Знакомство с красками. Рисование домиков. |
| Развивать желание рисовать. Продолжать знакомить с изобразительным искусством (правилами работы с красками); Формировать интерес к занятиям; Воспитывать бережное отношение к материалам. | |
5-8 | Разноцветные мячики (большие и маленькие) |
| Учить срисовывать с доски. Учить дополнять свои работы подходящим фоном. Закреплять умение узнавать размер (большой – маленький). Воспитывать терпение при создании своих шедевров. | |
9-11 | Рисование пальчиками |
|
|
5.3. Нравственное воспитание
Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающегося с ТМНР в единстве с урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.
В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающегося нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Направления нравственного развития обучающегося:
Осмысление ценности жизни (своей и окружающих).
Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
Отношение к себе и к другим, как к самоценности.
Воспитание чувства уважения друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам школы. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.
Осмысление свободы и ответственности. Ребенок учится выбирать деятельность, способ выражения своих желаний. Делая выбор, он учится принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но не обходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.
Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.
Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности. В процессе обучения ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать.
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.
Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим.
Ученик пока не способен к сопереживанию, проявлять соучастие и сочувствие. Он нуждается в прямой демонстрации спокойным реакциям, проявлениям терпения и уважения к сверстнику, независимо от его поведения и уважения взрослых.
Программа выполняется в семье, а также в рамках внеурочной деятельности. Основным и организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: экскурсии, праздники.
Содержание | Наблюдения |
Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей. |
|
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.). |
|
Умение выражать свои желания, делая выбор; умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; контроль своих эмоций и поведения. |
|
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, досуге. |
|
Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи. |
|
Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Учитель – логопед, педагог – психолог.
Программа сотрудничества с семьей обучающегося.
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:
Задачи:
повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и на занятиях;
обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;
Мероприятия:
Психологическая поддержка семьи, тренинги
Психокоррекционные занятия.
Индивидуальные консультации родителей со специалистами.
Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой.
Убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка.
Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой.
Консультирование.
Ведение дневника наблюдений (краткие записи).
Личные беседы.
Поощрение активных родителей.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
«Организация свободного времени дома », «Реализация СИПР в домашних условиях », «Формирование социально – бытовых навыков у ребенка с ТМНР». |
|
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации |
|
|
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения |
|
|
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
Формирование доступных представлений об окружающем социальном мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области
Математические представления происходят с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, интернет ресурсов и печатных материалов.
По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т. д.
Информационно-методическое обеспечение.
Информационно-методическое обеспечение образования обучающегося с ТМНР направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией СИПР, организацией образовательного процесса и обеспечения условий его осуществления.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Уровни освоения (выполнения) действий / операций | |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | |
2.Активное участие. Действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | |
- с частичной помощью взрослого | |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | |
- по подражанию или по образцу | |
- полностью самостоятельно | |
3.Сформированность представлений | |
1. Представление отсутствует | |
2. Не выявить наличие представлений | |
3. Представление на уровне: | |
- использования по прямой подсказке | |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) | |
- самостоятельное использование | |
10. Шкала возможного результата личностного развития
0 - действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет);
1 – действие выполняется совместно с педагогом с частичной физической помощью;
2 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого;
3 – действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;
4 – действие выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной);
5 – выполняет действие самостоятельно
Учитель: | _________________ | /_____________ |
| | |
Родители: | _________________ | /___________ |
|
|
|
Учитель – логопед _________________ /____________
Педагог – психолог _________________ /_____________