СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Специальная медицинская группа, автор Тарасова Светлана Ивановна

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном разделе публикуются рабочие программы по физической культуре

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Специальная медицинская группа, автор Тарасова Светлана Ивановна»

СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель курса: благотворное воздействие специальной медицинской группы на укрепление здоровья учащихся и дальнейшее вовлечение ослабленных в физическом отношении школьников в активные занятия физической культурой и спортом.

Предлагаемая программа в своей предметной ориентации нацеливает педагогический процесс на решение главных задач курса:

• повышение физиологической активности систем организма, ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспо­собности в режиме учебной деятельности;

• совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр;

• повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

• обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой;

• формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и фи­зической подготовленности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физ­культминутки и подвижные игры; овладение комплексом знаний о современных здоровьеформирующих системах физического вос­питания (аэробика, ритмика), их положительном влиянии на физические кондиции человека, его репродуктивную функцию и творческое долголетие;

• укрепление здоровья, повышение функциональных и адаптивных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма, обеспечение оптимального уровня работоспособности и физической подготовленности;

• обогащение двигательного опыта общеприкладными физическими упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнеде­ятельности; закрепление навыков технических и командно-тактических действий в базовых видах спорта (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры);

• воспитание бережного отношения к собствен­ному здоровью, культуры общения и взаимодействия в коллективных формах занятий физическими упражнениями; развитие и закрепление компетентности в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной шко­лы по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется:

• направленностью на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений, используемых в режи­ме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;

• направленностью на реализацию принципа вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболевания школьников, особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн);

• направленностью на реализацию принципа до­статочности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции ос­новных компонентов двигательной деятельности (знания о деятельности, способы деятельности и ре­зультаты деятельности) и учитывающего возрастные особенности развития познавательной и пред­метной активности учащихся школьного возраста, формирования их интересов к занятиям физическими упражнениями;

• направленностью на соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неиз­вестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;

• направленностью на достижение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической куль­туры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимо­обусловленности изучаемых явлений и процессов.

Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;

  • Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266 – 01 (редакция от 01.04.2012 г.) «Об образовании»;

  • Приказ Минобразования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 (редакция от 19. 10. 2009 г. с изменениями от 31.01.2012 г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 № 80-ФЗ;

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление правительства РФ от 04.10.2000X2 751;

  • О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных уч­реждениях Российской федерации. Письмо МО РФ от 26.03.2002 № 30-51 -197/20.

  • Положение о государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеоб­разовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 03.12.1999 № 1075 с дополнениями; приказы от 16.03.2001 № 1022, от 25.06.2002 № 2398, от 21.01.2003 № 135;

  • О введении зачетов по физической культуре для учащихся выпускных 9 и 11 классов обще­образовательных школ РСФСР. Приказ МО РСФСР от 18.11. 1985 № 317.

  • Федеральный государственный стандарт НОО;

  • Устав МБОУ «СШ № 29»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189 (в редакции изменения № 1, утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 06. 2011 г. );

- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 09.02.1998 № 322;

- Приказ Минобразования РФ от 02.03.2004 № 1312 (редакция от 02.06.2011 г.) «Федеральный базисный учебный план»;

-Учебный план МБОУ «СШ №29» на 2018-2019 уч. год;

Рабочая программа составлена на основе программы для учащихся специальной медицинской группы образовательных учреждений. Физическая культура 1-11 классы. Авторы: А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина. (М.: Дрофа, 2005. – 2-е изд., стереотип. Допущено Министерством образования РФ в качестве образовательных программ по физической культуре для учащихся 1-11 классов образовательных учреждений), с учетом Обязательного минимума содержания об­разования в области физической культуры и Мини­мальных требований к качеству подготовки уча­щихся начальной школы по физической культуре. В программе использованы материалы Примерной программы по физической культуре для учащихся начальной и основной школы (под общей ред. А, П. Матвеева).

В соответствии с учебным планом программа для учащихся специальной медицинской группы образовательных учреждений рассчитана на 68 часов при двухразовых занятиях в неделю.

В соответствии с Концепцией структуры и содер­жания образования в области физической культу­ры предметом обучения в начальной школе являет­ся двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой де­ятельностью у школьников совершенствуется не только их физическая природа, но и активно разви­вается психическая сфера, формируются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.

Известно, что содержание учебного предмета и его поэтапное освоение учащимися фиксируются в соответствующих учебных программах по физической культуре, которые отрабатываются в соответствии с Государственным стандартом, определяю­щим основы содержания образования для всех видов и типов средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В связи с этим настоящая программа по физической культуре для учащихся начальной школы, отнесенных по состо­янию здоровья к специальной медицинской груп­пе, в своих целях и задачах соотносится с Государ­ственным стандартом и концепцией образования, но по своему содержательному наполнению ориентируется на медицинские показатели здоровья, ко­торые относительно часто встречаются у современ­ных школьников.

Согласно Концепции структуры и содержания образования школьников в области физической культуры (2001 г.), учебным предметом образова­ния в основной школе является физкультурно-оздоровительная деятельность спортивно-рекреаци­онной направленности. Содержательной основой данной деятельности является физическое совершенствование человека, которое осуществляется средствами спортивной подготовки, т. е. с преиму­щественным использованием упражнений из базовых видов спорта. В процессе овладения предмет­ным содержанием данной деятельности у учащих­ся основной школы совершенствуется не только их физическая природа, но и активно развивается психическая сфера, формируются сознание и мыш­ление, творчество и самостоятельность, интерес к своему здоровью.

В соответствии с указанной концепцией реализа­ция настоящей образовательной программы при­звана содействовать всестороннему и гармоничному физическому развитию учащихся специальной ме­дицинской группы, обеспечить сохранность и ук­репление их здоровья, расширить двигательный опыт, развить и закрепить интерес к самостоятель­ным формам занятий физическими упражнениями.

Образовательная область «Физическая культура» в старшей школе призвана сформировать у уча­щихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, гармоничном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культу­ры для здорового образа жизни. Согласно концепции образования реализация данной целевой уста­новки достигается в процессе освоения учащимися основ физкультурно-оздоровительной деятельности, которые в своем предметном содержании пред­ставлены по преимуществу средствами общеприкладной физической подготовки и современными оздоровительными системами физического воспи­тания.


Ведущие формы и методы, технологии обучения.


Ведущие формы (способы) бучения: фронтальная; поточная; посменная; командная; групповая; индивидуальная.

Ведущие методы обучения: наблюдение; объяснение; рассказ; показ; беседа; проверочные беседы (без вызова из строя); опрос; тестирование; индивидуальных заданий; дополнительных упражнений; заданий по овладении двигательными действиями; методы срочной информации; метод вариативного (переменного) упражнения; метод расчлененного (целостного) показа; метод сопряженного обучения и развития двигательных качеств; игровой метод; комбинированный метод; метод круговой тренировки.

Технологии обучения: личностно-ориентированные; игровые; развивающие; здоровьесберегающие.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: ценностно – смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно – познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально – трудовая компетенция, компетенция личностного самосовершенствования.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА


Распределение

программного материала (в учебных часах)

Табл.

п/п

уроки

Разделы и темы программного материала

Количество часов

1

2

3

I ЧЕТВЕРТЬ – 17 часов.

Раздел. Основы знаний о физической культуре – 2 часа.

1

Правила поведения и профилактика травматизма на занятиях физическими упражнениями, гигиенические требования к спортивному инвентарю и оборудованию.

1

2

Олимпийские игры, роль Пьера де Кубертена в их возрождении.

1

Раздел. Способы деятельности – 2 часа.

3

Комплексы упражнений для профилактики утомления в режиме дня. Комплексы для коррекции осанки.

1

4

Составление комплексов для занятий корригирующей гимнастикой.

1

Раздел. Легкая атлетика - 12 часов.

5

Равномерный бег, чередование с ходьбой. Высокий старт. ЧСС.

1

6

Равномерный бег, чередование с ходьбой. Высокий старт с произвольным ускорением. ЧСС.

1

7-9

Прыжок в длину с места. ЧСС.

3

10-12

Метание малого мяча на дальность. ЧСС.

3

13-14

Метание малого мяча на дальность с трех беговых шагов. ЧСС.

2

15-16

Подвижные игры. Эстафеты ЧСС.

2

Раздел. Оздоровительная и корригирующая гимнастика - 1 час

17

ЧСС. Упражнения на осанку.

1

II ЧЕТВЕРТЬ – 15 часов.

Раздел. Оздоровительная и корригирующая гимнастика - 1 час

18

ЧСС. Упражнения с гимнастической палкой.

1

Раздел. Основы знаний о физической культуре – 1 час.

19

Взаимосвязь здоровья и здорового образа жизни. Понятие культуры здоровья.

1

Раздел. Спортивные игры. Баскетбол - 8 часов.

20

Техника безопасности на уроках баскетбола. Стойка и передвижения игрока. ЧСС.

1

21-22

Ведение мяча на месте. Остановка прыжком. ЧСС.

2

23-25

Ловля мяча двумя руками от груди на месте. ЧСС.

3

26-27

Бросок мяча двумя руками от головы с места. ЧСС.

2

28-30

Ведение мяча в движении шагом. ЧСС.

3

31-32

Ловля мяча двумя руками от груди в круге.

Игра в баскетбол. ЧСС.

2

III ЧЕТВЕРТЬ – 19 часов.


33

Ловля мяча двумя руками от груди в круге.

Игра в баскетбол. ЧСС.

1

Раздел. Способы деятельности – 1 час.

34

Приемы страховки и самостраховки при совершенствовании двигательных действий.

1

Раздел. Оздоровительная и корригирующая гимнастика - 1 час

35

ОРУ с подбрасыванием мяча на месте, с поворотом. ЧСС

1

Раздел. Спортивные игры. Волейбол - 14 часов.

36

Техника безопасности на уроках волейбола. Стойка и перемещения в стойке. ЧСС.

1

37-38

Стойка и перемещения в стойке. Передача мяча двумя руками на месте. ЧСС.

2

39-40

Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты. ЧСС.

2

41-43

Передача мяча сверху двумя руками в парах и над собой.

3

44-46

Прием мяча снизу двумя руками в парах.

3

47-49

Нижняя прямая подача мяча.

Игра по упрощенным правилам волейбола.

3

Раздел. Оздоровительная и корригирующая гимнастика - 2 часа.

50

Правила поведения и профилактика травматизма на занятиях физическими упражнениями.

ОРУ. ЧСС.

1

51-52

ОРУ с набивными мячами. Броски набивного мяча. ЧСС.

2


IV ЧЕТВЕРТЬ – 17 часов.

Раздел. Оздоровительная и корригирующая гимнастика - 17 часов.



ОРУ с набивными мячами. Броски набивного мяча. ЧСС.

1

53-55

ОРУ с гимнастической палкой. ЧСС.

3

56-58

ОРУ с гимнастической скакалкой. ЧСС.

3

59-61

ОРУ с обручем. ЧСС.

3

62-64

ЧСС. Упражнения на осанку.

3

65-67

ОРУ у гимнастической стенки. ЧСС.

3

68

ОРУ сидя на скамейке. ЧСС.

1


Помимо содержания учебного материала, пред­лагаемого к освоению учащимися, в настоящей программе даются требования к уровню их непо­средственной подготовки по предмету «Физическая культура». Данные требования согласовываются с требованиями Государственного стандарта и дают основания для соответствующей аттестации уча­щихся специальной медицинской группы по обра­зовательной области «Физическая культура». В на­стоящей программе требования представлены для каждой возрастной группы, но если тот или иной учащийся по медицинским показаниям не может их выполнить в текущем году, то эти требования (или те из них, которые не выполнены) могут быть перенесены на следующий учебный год. Вместе с тем при итоговой аттестации, т. е. при окончании основной ступени образования, учащиеся специ­альной медицинской группы должны выполнять не менее 70% требований, обозначенных в настоящей программе.


Требования к качеству освоения программного материала

1 класс

В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 1 класса специ­альных медицинских групп должны иметь пред­ставления:

• о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;

• о способах изменения направления и скорости передвижения;

• о режиме дня и личной гигиене;

• о правилах составления комплексов утренней зарядки;

• о правилах поведения на занятиях физической культурой;

• о правилах подготовки мест для самостоятель­ных физкультурно-оздоровительных занятий.

Уметь:

• выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;

• выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействую­щие на формирование правильной осанки;

• выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;

• выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;

• выполнять комплексы дыхательных упражнений;

• выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;

• выполнять упражнения и технические действия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;

• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыж­ках разными способами;

• выполнять строевые упражнения.

Демонстрировать физическую подготовлен­ность по годовому приросту результатов в разви­тии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:

гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);

быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);

выносливость — ходьба в течение одной минуты;

сила — прыжок в длину с места (демонстрировать технику);

координация — передвижение по напольному гимнастическому бревну шагом с поворотами в правую и левую стороны.


Требования к качеству освоения программного материала

2 класс


В результате освоения содержания учебного ма­териала учащиеся 2 класса специальных медицин­ских групп должны иметь представления:

• об истории Олимпийских игр;

• о физических качествах и правилах измерения уровня своего развития;

• о правилах использования закаливающих про­цедур;

• об осанке и правилах использования комплек­сов физических упражнений на формирование пра­вильной осанки.

Уметь:

• измерять физические качества: силу (прыжок в длину с места), быстроту (скорость простой реак­ции), гибкость (подвижность позвоночника и под-, вижность тазобедренного сустава);

• измерять уровень развития физических качеств;

• выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);

• выполнять комплексы упражнений на форми­рование правильной осанки;

• выполнять индивидуальные комплексы корри­гирующей и дыхательной гимнастики, общеразвивающие упражнения на развитие основных физи­ческих качеств (с учетом медицинских показаний);

• выполнять комплекс ритмической гимнастики (низкой интенсивности);

• выполнять упражнения на гибкость, напряже­ние и расслабление мышц туловища;

• выполнять ловлю и передачу мяча в парах стоя на месте и при передвижении приставным шагом;

• выполнять метание малого мяча в цель;

• выполнять прыжки через скакалку на двух но­гах на месте.

Демонстрировать физическую подготовлен­ность по годовому приросту результатов в разви­тии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:

гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);

быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);

выносливость — равномерный бег — 200 м;

сила — прыжок в длину с места (на технику);

координация — передвижение по гимнастиче­скому бревну (высота 30 см) шагом с поворотами в правую и левую стороны, м.

Требования к качеству освоения программного материала

3 класс


В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая куль­тура» учащиеся 3 класса должны иметь пред­ставления:

• о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;

• об особенностях игры в футбол, баскетбол, во­лейбол.

Уметь:

• выполнять комплексы упражнений из ЛФК (в зависимости от медицинских показателей);

• выполнять комплексы дыхательных упражне­ний, упражнений для профилактики нарушения осанки и нарушения зрения (с учетом индивиду­альных особенностей физического развития и со­стояния здоровья);

• составлять и выполнять комплексы упражне­ний на развитие силы, быстроты, гибкости и коор­динации (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и состояния здоровья);

• проводить закаливающие процедуры способом обливания под душем;

• вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физи­ческих упражнений.

Демонстрировать физическую подготовлен­ность по годовому приросту результатов в разви­тии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:

гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками стоп);

быстрота (по выбору) — скорость простой ре­акции (тест падающей линейки, см); «темпинг-тест» (количество окрестных касаний поверхности листа бумаги карандашом за 10 с);

выносливость — равномерный бег, 300 м;

сила — прыжок в длину с места, см;

координация — метание малого мяча на точность.



Требования к качеству освоения программного материала

4 класс


В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая куль­тура» учащиеся 4 класса должны знать и иметь представления:

• о роли и значении занятий физическими уп­ражнениями в подготовке солдат в русской армии;

• о физической подготовке и ее связи с развити­ем физических качеств, систем дыхания и кровооб­ращения;

• о физической нагрузке и способах ее регулиро­вания (дозирования);

• о причинах возникновения травм во время за­нятий физическими упражнениями, о профилакти­ке травматизма.

Уметь:

• вести дневник самонаблюдения;

• выполнять простейшие акробатические и гим­настические комбинации;

• определять величину нагрузки в соответствии со стандартными режимами ее выполнения (по час­тоте сердечных сокращений);

• организовывать подвижные игры с выбором ве­дущего;

• выполнять технические действия игры в фут­бол, баскетбол и волейбол, играть по упрощенным правилам;

• оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потертос­тях.

Демонстрировать физическую подготовлен­ность по годовому приросту результатов в разви­тии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:

сила — подтягивание туловища из виса лежа (количество раз);

гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);

быстрота (по выбору) — скорость простой ре­акции (тест падающей линейки, см); прыжки через гимнастическую скакалку (количество раз за 20 с, строго по диагностике);

выносливость — равномерный бег, 400 м;

координация — метание малого мяча с разбега на точность попадания в вертикальную мишень (фиксируется расстояние от мишени).


Требования к качеству освоения программного материала

5 класс


В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 5 класса специ­альных медицинских групп должны иметь представления:

• о правилах профилактики травматизма во вре­мя занятий физическими упражнениями на откры­тых спортивных площадках;

• о гигиенических требованиях к спортивному инвентарю, оборудованию и форме одежды;

• о правилах ведения дневника самонаблюдения. Уметь:

• выполнять комплексы упражнений на разви­тие дыхания (грудное, брюшное, смешанное);

• выполнять комплексы корригирующей гим­настики с учетом индивидуальных медицинских показаний;

• выполнять упражнения с малым набивным мя­чом;

• выполнять прыжок через гимнастическую ска­мейку с опорой на руки;

• выполнять комбинацию из передвижений на низком гимнастическом бревне.

Демонстрировать физическую подготовлен­ность по годовому приросту результатов в разви­тии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:

гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);

быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);

выносливость — бег в спокойном темпе;

сила (по выбору) — прыжок в длину с места; бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.


Требования к качеству освоения программного материала

6 класс


В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 6 класса специ­альных медицинских групп должны иметь представление:

• о правилах построения занятий корригирую­щей и оздоровительной гимнастикой;

• о правилах дозировки физической нагрузки по показателям функционального состояния организ­ма (по частоте сердечных сокращений и показани­ям текущего самочувствия).

Уметь:

• выполнять комплексы физических упражне­ний оздоровительной направленности для подгото­вительной и заключительной части занятий (на ос­нове индивидуальных медицинских показаний);

• выполнять лазание по гимнастической стенке с разным направлением движения (вверх, вниз, по диагонали);

• выполнять прыжки через скакалку с продви­жением вперед;

• выполнять прыжок в высоту с разбега способом « перешагивание ».

Демонстрировать физическую подготовлен­ность по годовому приросту результатов в разви­тии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:

гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);

быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);

выносливость — бег в спокойном темпе;

сила (по выбору) — прыжок в длину с места, бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.


Требования к качеству освоения программного материала

7 класс


В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 7 класса специ­альных медицинских групп должны иметь пред­ставление:

• о правилах и способах разучивания двигатель­ных действий;

• о правилах и способах развития физических качеств.

Уметь:

• выполнять комплексы упражнений на разви­тие основных физических качеств;

• выполнять комплекс упражнений с гимнасти­ческим обручем, включая его вращение руками и туловищем (девочки);

• выполнять акробатическую комбинацию, вклю­чающую стилизованно оформленные передвижения ходьбой и прыжками, общеразвивающие упражне­ния, перекаты и кувырки (мальчики — с учетом со­стояния здоровья);

• выполнять комбинацию на гимнастическом бревне, включающую стилизованные передвиже­ния ходьбой и бегом, повороты и равновесие (девоч­ки — с учетом состояния здоровья);

• выполнять опорный прыжок с разбега через гимнастический «козел» (мальчики).

Демонстрировать физическую подготовлен­ность по годовому приросту результатов в разви­тии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:

гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);

быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);

выносливость — бег в спокойном темпе;

сила (по выбору) — прыжок в длину с места, бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.


Требования к качеству освоения программного материала

8 класс


В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 8 класса специ­альных медицинских групп должны иметь пред­ставление:

• об основах организации индивидуальных занятий корригирующей гимнастикой, их направленности, структуре, содержании и режимах нагрузки (с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности);

• о гигиенических требованиях и правилах тех­ники безопасности на занятиях аэробной (девушки) и атлетической (юноши) гимнастикой.

Уметь:

• оказывать практическую помощь сверстникам при освоении новых двигательных действий и уп­ражнений и при измерении показателей физиче­ского развития и физической подготовленности;

• выполнять упражнения прикладно-ориентированной туристской подготовки (в соответствии с со­стоянием здоровья, физического развития и физиче­ской подготовленности);

• выполнять акробатическую комбинацию (юно­ши);

• выполнять композицию оздоровительной аэроб­ной гимнастики (девушки);

• выполнять технические действия и приемы в избранном виде спорта.

Демонстрировать физическую подготовлен­ность по годовому приросту результатов в разви­тии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:

гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);

быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);

выносливость — бег в спокойном темпе;

сила (по выбору) — прыжок в длину с места, бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.


Требования к качеству освоения программного материала

9 класс


В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 9 класса специ­альных медицинских групп должны иметь пред­ставление:

• о факторах положительного влияния физиче­ской культуры на развитие личностных качеств че­ловека, его физическое, психическое и нравствен­ное развитие;

• о планировании индивидуальных занятий кор­ригирующей и оздоровительной направленности и по общефизической подготовке.

Уметь:

• выполнять приемы гигиенического и профи­лактического (оздоровительного) массажа;

• отбирать и составлять в определенной последо­вательности упражнения для индивидуальных за­нятий оздоровительной физической культурой, вы­бирать режимы нагрузок с учетом состояния здо­ровья и самочувствия;

• оказывать практическую помощь сверстникам при освоении новых двигательных действий и уп­ражнений и при измерении показателей физиче­ского развития и физической подготовленности;

• выполнять технические действия и приемы в избранном виде спорта.

Демонстрировать физическую подготовлен­ность по годовому приросту результатов в разви­тии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:

гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);

быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);

выносливость — бег в спокойном темпе;

сила (по выбору) — прыжок в длину с места, бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.


Требования к качеству освоения программного материала

10 класс


В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 10 класса долж­ны развить следующие компетентности в физкуль­турно-оздоровительной области.

Здоровьесберегающая компетентность


Знать факторы положительного влияния здоро­вого образа жизни на предупреждение раннего раз­вития профессиональных заболеваний и общее со­стояние организма.

Уметь:

• выполнять комплексы упражнений из ЛФК (в соответствии с состоянием здоровья и характе­ром протекания болезни);

• выполнять индивидуально подобранные комп­лексы «производственной гимнастики» (по выбору — для умственной или физической деятельности);

• выполнять комплекс упражнений аутогенной тренировки;

• выполнять индивидуально подобранную ком­позицию ритмической гимнастики (девушки);

• выполнять индивидуально подобранный комп­лекс упражнений атлетической гимнастики (в сис­теме оздоровительных занятий по формированию телосложения) на развитие отдельно взятых мы­шечных групп (юноши).


Компетентность в физическом самосовершенствовании


Знать простейшие способы анализа эффективности занятий физической культурой, способы оценивания их положительного влияния на функци­ональное состояние организма и физическую подготовленность.

Уметь:

• регулировать физическую нагрузку на занятиях физическими упражнениями в соответствии с частотой сердечных сокращений, а также самочув­ствием и степенью утомления;

• выполнять комплексы упражнений, направленных на индивидуальное развитие основных физических качеств с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;

• технически правильно выполнять упражнения и двигательные действия в избранном виде спорта.

Демонстрировать физическую подготовлен­ность по годовому приросту результатов в разви­тии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:

гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);

быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);

выносливость – бег в спокойном темпе;

сила (по выбору) — прыжок в длину с места, бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.


Требования к качеству освоения программного материала

11 класс


В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 11 класса долж­ны усовершенствовать и закрепить следующие компетентности в физкультурно-оздоровительной деятельности:


Здоровьесберегающая компетентность

Знать:

• смысл статей закона Российской Федерации «О физической культуре», регулирующих права граждан на занятие физической культурой;

• индивидуальные медицинские показания, осо­бенности физического развития и физической подготовленности;

• основные подходы к индивидуализации заня­тий оздоровительной физической культурой с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Уметь:

• определять «индекс здоровья»;

• планировать занятия по выполнению комплексов физических упражнений ЛФК, исходя из состояния здоровья, уровня физического развития и физической работоспособности;

• выполнять индивидуально подобранные композиции аэробной гимнастики (девушки);

• выполнять приемы самозащиты (юноши).

Компетентность в физическом самосовершенствовании

Знать особенности организации индивидуаль­ных занятий по физической подготовке, правила безопасности на занятиях в спортивных залах и на открытых спортивных площадках.

Уметь:

• выполнять комплексы упражнений, направленных на индивидуальное развитие основных фи­зических качеств с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;

• технически правильно выполнять упражнения и двигательные действия в избранном виде спорта.

Демонстрировать физическую подготовлен­ность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:

гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);

быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);

выносливость — бег в спокойном темпе;

сила (по выбору) — прыжок в длину с места, бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.



Перечень литературы и средств обучения


Дополнительная литература


  1. Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе: практические советы преподавателям. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. –443с. (серия «Библиотека учителя»).

  2. Каинов А.Н., Шалаева И.Ю. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы. –Волгоград: Учитель, 2009. – 185с.

  3. Киселев П.А., Киселева С.Б. Справочник учителя физической культуры. – Волгоград: Учитель, 2008. – 239с.

  4. Мамедов К.Р. Физкультура для учащихся 1-11 классов специальных медицинских групп: тематическое планирование, игры и упражнения. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 83с.

  5. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагогов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 624с. (серия «Библиотека учителя»).


Средства обучения


  1. Специально-беговые упражнения.

  2. Специально-прыжковые упражнения.

  3. Спортивный инвентарь:

    • Баскетбольные, волейбольные, малые и набивные мячи;

    • Барьеры для прыжков;

    • Гимнастическая скамейка;

    • Гимнастическая стенка;

    • Гимнастическая палка;

    • Гимнастическая скакалка;

    • Гимнастический мат;

    • Обручи;

    • Кубики;

    • Перекладина для подтягивания в висе;

    • Утяжеленные мешочки;