СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса: благотворное воздействие специальной медицинской группы на укрепление здоровья учащихся и дальнейшее вовлечение ослабленных в физическом отношении школьников в активные занятия физической культурой и спортом.
Предлагаемая программа в своей предметной ориентации нацеливает педагогический процесс на решение главных задач курса:
• повышение физиологической активности систем организма, ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности;
• совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр;
• повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
• обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой;
• формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки и подвижные игры; овладение комплексом знаний о современных здоровьеформирующих системах физического воспитания (аэробика, ритмика), их положительном влиянии на физические кондиции человека, его репродуктивную функцию и творческое долголетие;
• укрепление здоровья, повышение функциональных и адаптивных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма, обеспечение оптимального уровня работоспособности и физической подготовленности;
• обогащение двигательного опыта общеприкладными физическими упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности; закрепление навыков технических и командно-тактических действий в базовых видах спорта (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры);
• воспитание бережного отношения к собственному здоровью, культуры общения и взаимодействия в коллективных формах занятий физическими упражнениями; развитие и закрепление компетентности в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется:
• направленностью на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений, используемых в режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;
• направленностью на реализацию принципа вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболевания школьников, особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн);
• направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности (знания о деятельности, способы деятельности и результаты деятельности) и учитывающего возрастные особенности развития познавательной и предметной активности учащихся школьного возраста, формирования их интересов к занятиям физическими упражнениями;
• направленностью на соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;
• направленностью на достижение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;
Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266 – 01 (редакция от 01.04.2012 г.) «Об образовании»;
Приказ Минобразования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 (редакция от 19. 10. 2009 г. с изменениями от 31.01.2012 г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 № 80-ФЗ;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление правительства РФ от 04.10.2000X2 751;
О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской федерации. Письмо МО РФ от 26.03.2002 № 30-51 -197/20.
Положение о государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 03.12.1999 № 1075 с дополнениями; приказы от 16.03.2001 № 1022, от 25.06.2002 № 2398, от 21.01.2003 № 135;
О введении зачетов по физической культуре для учащихся выпускных 9 и 11 классов общеобразовательных школ РСФСР. Приказ МО РСФСР от 18.11. 1985 № 317.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189 (в редакции изменения № 1, утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 06. 2011 г. );
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 09.02.1998 № 322;
- Приказ Минобразования РФ от 02.03.2004 № 1312 (редакция от 02.06.2011 г.) «Федеральный базисный учебный план»;
-Учебный план МБОУ «СШ №29» на 2018-2019 уч. год;
Рабочая программа составлена на основе программы для учащихся специальной медицинской группы образовательных учреждений. Физическая культура 1-11 классы. Авторы: А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина. (М.: Дрофа, 2005. – 2-е изд., стереотип. Допущено Министерством образования РФ в качестве образовательных программ по физической культуре для учащихся 1-11 классов образовательных учреждений), с учетом Обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к качеству подготовки учащихся начальной школы по физической культуре. В программе использованы материалы Примерной программы по физической культуре для учащихся начальной и основной школы (под общей ред. А, П. Матвеева).
В соответствии с учебным планом программа для учащихся специальной медицинской группы образовательных учреждений рассчитана на 68 часов при двухразовых занятиях в неделю.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников совершенствуется не только их физическая природа, но и активно развивается психическая сфера, формируются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.
Известно, что содержание учебного предмета и его поэтапное освоение учащимися фиксируются в соответствующих учебных программах по физической культуре, которые отрабатываются в соответствии с Государственным стандартом, определяющим основы содержания образования для всех видов и типов средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В связи с этим настоящая программа по физической культуре для учащихся начальной школы, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в своих целях и задачах соотносится с Государственным стандартом и концепцией образования, но по своему содержательному наполнению ориентируется на медицинские показатели здоровья, которые относительно часто встречаются у современных школьников.
Согласно Концепции структуры и содержания образования школьников в области физической культуры (2001 г.), учебным предметом образования в основной школе является физкультурно-оздоровительная деятельность спортивно-рекреационной направленности. Содержательной основой данной деятельности является физическое совершенствование человека, которое осуществляется средствами спортивной подготовки, т. е. с преимущественным использованием упражнений из базовых видов спорта. В процессе овладения предметным содержанием данной деятельности у учащихся основной школы совершенствуется не только их физическая природа, но и активно развивается психическая сфера, формируются сознание и мышление, творчество и самостоятельность, интерес к своему здоровью.
В соответствии с указанной концепцией реализация настоящей образовательной программы призвана содействовать всестороннему и гармоничному физическому развитию учащихся специальной медицинской группы, обеспечить сохранность и укрепление их здоровья, расширить двигательный опыт, развить и закрепить интерес к самостоятельным формам занятий физическими упражнениями.
Образовательная область «Физическая культура» в старшей школе призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, гармоничном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры для здорового образа жизни. Согласно концепции образования реализация данной целевой установки достигается в процессе освоения учащимися основ физкультурно-оздоровительной деятельности, которые в своем предметном содержании представлены по преимуществу средствами общеприкладной физической подготовки и современными оздоровительными системами физического воспитания.
Ведущие формы и методы, технологии обучения.
Ведущие формы (способы) бучения: фронтальная; поточная; посменная; командная; групповая; индивидуальная.
Ведущие методы обучения: наблюдение; объяснение; рассказ; показ; беседа; проверочные беседы (без вызова из строя); опрос; тестирование; индивидуальных заданий; дополнительных упражнений; заданий по овладении двигательными действиями; методы срочной информации; метод вариативного (переменного) упражнения; метод расчлененного (целостного) показа; метод сопряженного обучения и развития двигательных качеств; игровой метод; комбинированный метод; метод круговой тренировки.
Технологии обучения: личностно-ориентированные; игровые; развивающие; здоровьесберегающие.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: ценностно – смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно – познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально – трудовая компетенция, компетенция личностного самосовершенствования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Распределение
программного материала (в учебных часах)
Табл.
№ п/п уроки | Разделы и темы программного материала | Количество часов |
1 | 2 | 3 |
I ЧЕТВЕРТЬ – 17 часов. Раздел. Основы знаний о физической культуре – 2 часа. |
1 | Правила поведения и профилактика травматизма на занятиях физическими упражнениями, гигиенические требования к спортивному инвентарю и оборудованию. | 1 |
2 | Олимпийские игры, роль Пьера де Кубертена в их возрождении. | 1 |
Раздел. Способы деятельности – 2 часа. |
3 | Комплексы упражнений для профилактики утомления в режиме дня. Комплексы для коррекции осанки. | 1 |
4 | Составление комплексов для занятий корригирующей гимнастикой. | 1 |
Раздел. Легкая атлетика - 12 часов. |
5 | Равномерный бег, чередование с ходьбой. Высокий старт. ЧСС. | 1 |
6 | Равномерный бег, чередование с ходьбой. Высокий старт с произвольным ускорением. ЧСС. | 1 |
7-9 | Прыжок в длину с места. ЧСС. | 3 |
10-12 | Метание малого мяча на дальность. ЧСС. | 3 |
13-14 | Метание малого мяча на дальность с трех беговых шагов. ЧСС. | 2 |
15-16 | Подвижные игры. Эстафеты ЧСС. | 2 |
Раздел. Оздоровительная и корригирующая гимнастика - 1 час |
17 | ЧСС. Упражнения на осанку. | 1 |
II ЧЕТВЕРТЬ – 15 часов. Раздел. Оздоровительная и корригирующая гимнастика - 1 час |
18 | ЧСС. Упражнения с гимнастической палкой. | 1 |
Раздел. Основы знаний о физической культуре – 1 час. |
19 | Взаимосвязь здоровья и здорового образа жизни. Понятие культуры здоровья. | 1 |
Раздел. Спортивные игры. Баскетбол - 8 часов. |
20 | Техника безопасности на уроках баскетбола. Стойка и передвижения игрока. ЧСС. | 1 |
21-22 | Ведение мяча на месте. Остановка прыжком. ЧСС. | 2 |
23-25 | Ловля мяча двумя руками от груди на месте. ЧСС. | 3 |
26-27 | Бросок мяча двумя руками от головы с места. ЧСС. | 2 |
28-30 | Ведение мяча в движении шагом. ЧСС. | 3 |
31-32 | Ловля мяча двумя руками от груди в круге. Игра в баскетбол. ЧСС. | 2 |
III ЧЕТВЕРТЬ – 19 часов. |
33 | Ловля мяча двумя руками от груди в круге. Игра в баскетбол. ЧСС. | 1 |
Раздел. Способы деятельности – 1 час. |
34 | Приемы страховки и самостраховки при совершенствовании двигательных действий. | 1 |
Раздел. Оздоровительная и корригирующая гимнастика - 1 час |
35 | ОРУ с подбрасыванием мяча на месте, с поворотом. ЧСС | 1 |
Раздел. Спортивные игры. Волейбол - 14 часов. |
36 | Техника безопасности на уроках волейбола. Стойка и перемещения в стойке. ЧСС. | 1 |
37-38 | Стойка и перемещения в стойке. Передача мяча двумя руками на месте. ЧСС. | 2 |
39-40 | Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты. ЧСС. | 2 |
41-43 | Передача мяча сверху двумя руками в парах и над собой. | 3 |
44-46 | Прием мяча снизу двумя руками в парах. | 3 |
47-49 | Нижняя прямая подача мяча. Игра по упрощенным правилам волейбола. | 3 |
Раздел. Оздоровительная и корригирующая гимнастика - 2 часа. |
50 | Правила поведения и профилактика травматизма на занятиях физическими упражнениями. ОРУ. ЧСС. | 1 |
51-52 | ОРУ с набивными мячами. Броски набивного мяча. ЧСС. | 2 |
| IV ЧЕТВЕРТЬ – 17 часов. Раздел. Оздоровительная и корригирующая гимнастика - 17 часов. | |
| ОРУ с набивными мячами. Броски набивного мяча. ЧСС. | 1 |
53-55 | ОРУ с гимнастической палкой. ЧСС. | 3 |
56-58 | ОРУ с гимнастической скакалкой. ЧСС. | 3 |
59-61 | ОРУ с обручем. ЧСС. | 3 |
62-64 | ЧСС. Упражнения на осанку. | 3 |
65-67 | ОРУ у гимнастической стенки. ЧСС. | 3 |
68 | ОРУ сидя на скамейке. ЧСС. | 1 |
Помимо содержания учебного материала, предлагаемого к освоению учащимися, в настоящей программе даются требования к уровню их непосредственной подготовки по предмету «Физическая культура». Данные требования согласовываются с требованиями Государственного стандарта и дают основания для соответствующей аттестации учащихся специальной медицинской группы по образовательной области «Физическая культура». В настоящей программе требования представлены для каждой возрастной группы, но если тот или иной учащийся по медицинским показаниям не может их выполнить в текущем году, то эти требования (или те из них, которые не выполнены) могут быть перенесены на следующий учебный год. Вместе с тем при итоговой аттестации, т. е. при окончании основной ступени образования, учащиеся специальной медицинской группы должны выполнять не менее 70% требований, обозначенных в настоящей программе.
Требования к качеству освоения программного материала
1 класс
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 1 класса специальных медицинских групп должны иметь представления:
• о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
• о способах изменения направления и скорости передвижения;
• о режиме дня и личной гигиене;
• о правилах составления комплексов утренней зарядки;
• о правилах поведения на занятиях физической культурой;
• о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.
Уметь:
• выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
• выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействующие на формирование правильной осанки;
• выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;
• выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;
• выполнять комплексы дыхательных упражнений;
• выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;
• выполнять упражнения и технические действия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;
• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
• выполнять строевые упражнения.
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
• гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
• быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
• выносливость — ходьба в течение одной минуты;
• сила — прыжок в длину с места (демонстрировать технику);
• координация — передвижение по напольному гимнастическому бревну шагом с поворотами в правую и левую стороны.
Требования к качеству освоения программного материала
2 класс
В результате освоения содержания учебного материала учащиеся 2 класса специальных медицинских групп должны иметь представления:
• об истории Олимпийских игр;
• о физических качествах и правилах измерения уровня своего развития;
• о правилах использования закаливающих процедур;
• об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений на формирование правильной осанки.
Уметь:
• измерять физические качества: силу (прыжок в длину с места), быстроту (скорость простой реакции), гибкость (подвижность позвоночника и под-, вижность тазобедренного сустава);
• измерять уровень развития физических качеств;
• выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
• выполнять комплексы упражнений на формирование правильной осанки;
• выполнять индивидуальные комплексы корригирующей и дыхательной гимнастики, общеразвивающие упражнения на развитие основных физических качеств (с учетом медицинских показаний);
• выполнять комплекс ритмической гимнастики (низкой интенсивности);
• выполнять упражнения на гибкость, напряжение и расслабление мышц туловища;
• выполнять ловлю и передачу мяча в парах стоя на месте и при передвижении приставным шагом;
• выполнять метание малого мяча в цель;
• выполнять прыжки через скакалку на двух ногах на месте.
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
• гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
• быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
• выносливость — равномерный бег — 200 м;
• сила — прыжок в длину с места (на технику);
• координация — передвижение по гимнастическому бревну (высота 30 см) шагом с поворотами в правую и левую стороны, м.
Требования к качеству освоения программного материала
3 класс
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся 3 класса должны иметь представления:
• о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
• об особенностях игры в футбол, баскетбол, волейбол.
Уметь:
• выполнять комплексы упражнений из ЛФК (в зависимости от медицинских показателей);
• выполнять комплексы дыхательных упражнений, упражнений для профилактики нарушения осанки и нарушения зрения (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и состояния здоровья);
• составлять и выполнять комплексы упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и состояния здоровья);
• проводить закаливающие процедуры способом обливания под душем;
• вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
• гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками стоп);
• быстрота (по выбору) — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см); «темпинг-тест» (количество окрестных касаний поверхности листа бумаги карандашом за 10 с);
• выносливость — равномерный бег, 300 м;
• сила — прыжок в длину с места, см;
• координация — метание малого мяча на точность.
Требования к качеству освоения программного материала
4 класс
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся 4 класса должны знать и иметь представления:
• о роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии;
• о физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;
• о физической нагрузке и способах ее регулирования (дозирования);
• о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, о профилактике травматизма.
Уметь:
• вести дневник самонаблюдения;
• выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
• определять величину нагрузки в соответствии со стандартными режимами ее выполнения (по частоте сердечных сокращений);
• организовывать подвижные игры с выбором ведущего;
• выполнять технические действия игры в футбол, баскетбол и волейбол, играть по упрощенным правилам;
• оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потертостях.
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
• сила — подтягивание туловища из виса лежа (количество раз);
• гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
• быстрота (по выбору) — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см); прыжки через гимнастическую скакалку (количество раз за 20 с, строго по диагностике);
• выносливость — равномерный бег, 400 м;
• координация — метание малого мяча с разбега на точность попадания в вертикальную мишень (фиксируется расстояние от мишени).
Требования к качеству освоения программного материала
5 класс
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 5 класса специальных медицинских групп должны иметь представления:
• о правилах профилактики травматизма во время занятий физическими упражнениями на открытых спортивных площадках;
• о гигиенических требованиях к спортивному инвентарю, оборудованию и форме одежды;
• о правилах ведения дневника самонаблюдения. Уметь:
• выполнять комплексы упражнений на развитие дыхания (грудное, брюшное, смешанное);
• выполнять комплексы корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных медицинских показаний;
• выполнять упражнения с малым набивным мячом;
• выполнять прыжок через гимнастическую скамейку с опорой на руки;
• выполнять комбинацию из передвижений на низком гимнастическом бревне.
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
• гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
• быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
• выносливость — бег в спокойном темпе;
• сила (по выбору) — прыжок в длину с места; бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.
Требования к качеству освоения программного материала
6 класс
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 6 класса специальных медицинских групп должны иметь представление:
• о правилах построения занятий корригирующей и оздоровительной гимнастикой;
• о правилах дозировки физической нагрузки по показателям функционального состояния организма (по частоте сердечных сокращений и показаниям текущего самочувствия).
Уметь:
• выполнять комплексы физических упражнений оздоровительной направленности для подготовительной и заключительной части занятий (на основе индивидуальных медицинских показаний);
• выполнять лазание по гимнастической стенке с разным направлением движения (вверх, вниз, по диагонали);
• выполнять прыжки через скакалку с продвижением вперед;
• выполнять прыжок в высоту с разбега способом « перешагивание ».
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
• гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
• быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
• выносливость — бег в спокойном темпе;
• сила (по выбору) — прыжок в длину с места, бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.
Требования к качеству освоения программного материала
7 класс
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 7 класса специальных медицинских групп должны иметь представление:
• о правилах и способах разучивания двигательных действий;
• о правилах и способах развития физических качеств.
Уметь:
• выполнять комплексы упражнений на развитие основных физических качеств;
• выполнять комплекс упражнений с гимнастическим обручем, включая его вращение руками и туловищем (девочки);
• выполнять акробатическую комбинацию, включающую стилизованно оформленные передвижения ходьбой и прыжками, общеразвивающие упражнения, перекаты и кувырки (мальчики — с учетом состояния здоровья);
• выполнять комбинацию на гимнастическом бревне, включающую стилизованные передвижения ходьбой и бегом, повороты и равновесие (девочки — с учетом состояния здоровья);
• выполнять опорный прыжок с разбега через гимнастический «козел» (мальчики).
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
• гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
• быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
• выносливость — бег в спокойном темпе;
• сила (по выбору) — прыжок в длину с места, бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.
Требования к качеству освоения программного материала
8 класс
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 8 класса специальных медицинских групп должны иметь представление:
• об основах организации индивидуальных занятий корригирующей гимнастикой, их направленности, структуре, содержании и режимах нагрузки (с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности);
• о гигиенических требованиях и правилах техники безопасности на занятиях аэробной (девушки) и атлетической (юноши) гимнастикой.
Уметь:
• оказывать практическую помощь сверстникам при освоении новых двигательных действий и упражнений и при измерении показателей физического развития и физической подготовленности;
• выполнять упражнения прикладно-ориентированной туристской подготовки (в соответствии с состоянием здоровья, физического развития и физической подготовленности);
• выполнять акробатическую комбинацию (юноши);
• выполнять композицию оздоровительной аэробной гимнастики (девушки);
• выполнять технические действия и приемы в избранном виде спорта.
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
• гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
• быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
• выносливость — бег в спокойном темпе;
• сила (по выбору) — прыжок в длину с места, бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.
Требования к качеству освоения программного материала
9 класс
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 9 класса специальных медицинских групп должны иметь представление:
• о факторах положительного влияния физической культуры на развитие личностных качеств человека, его физическое, психическое и нравственное развитие;
• о планировании индивидуальных занятий корригирующей и оздоровительной направленности и по общефизической подготовке.
Уметь:
• выполнять приемы гигиенического и профилактического (оздоровительного) массажа;
• отбирать и составлять в определенной последовательности упражнения для индивидуальных занятий оздоровительной физической культурой, выбирать режимы нагрузок с учетом состояния здоровья и самочувствия;
• оказывать практическую помощь сверстникам при освоении новых двигательных действий и упражнений и при измерении показателей физического развития и физической подготовленности;
• выполнять технические действия и приемы в избранном виде спорта.
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
• гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
• быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
• выносливость — бег в спокойном темпе;
• сила (по выбору) — прыжок в длину с места, бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.
Требования к качеству освоения программного материала
10 класс
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 10 класса должны развить следующие компетентности в физкультурно-оздоровительной области.
Здоровьесберегающая компетентность
Знать факторы положительного влияния здорового образа жизни на предупреждение раннего развития профессиональных заболеваний и общее состояние организма.
Уметь:
• выполнять комплексы упражнений из ЛФК (в соответствии с состоянием здоровья и характером протекания болезни);
• выполнять индивидуально подобранные комплексы «производственной гимнастики» (по выбору — для умственной или физической деятельности);
• выполнять комплекс упражнений аутогенной тренировки;
• выполнять индивидуально подобранную композицию ритмической гимнастики (девушки);
• выполнять индивидуально подобранный комплекс упражнений атлетической гимнастики (в системе оздоровительных занятий по формированию телосложения) на развитие отдельно взятых мышечных групп (юноши).
Компетентность в физическом самосовершенствовании
Знать простейшие способы анализа эффективности занятий физической культурой, способы оценивания их положительного влияния на функциональное состояние организма и физическую подготовленность.
Уметь:
• регулировать физическую нагрузку на занятиях физическими упражнениями в соответствии с частотой сердечных сокращений, а также самочувствием и степенью утомления;
• выполнять комплексы упражнений, направленных на индивидуальное развитие основных физических качеств с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;
• технически правильно выполнять упражнения и двигательные действия в избранном виде спорта.
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
• гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
• быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
• выносливость – бег в спокойном темпе;
• сила (по выбору) — прыжок в длину с места, бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.
Требования к качеству освоения программного материала
11 класс
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 11 класса должны усовершенствовать и закрепить следующие компетентности в физкультурно-оздоровительной деятельности:
Здоровьесберегающая компетентность
Знать:
• смысл статей закона Российской Федерации «О физической культуре», регулирующих права граждан на занятие физической культурой;
• индивидуальные медицинские показания, особенности физического развития и физической подготовленности;
• основные подходы к индивидуализации занятий оздоровительной физической культурой с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Уметь:
• определять «индекс здоровья»;
• планировать занятия по выполнению комплексов физических упражнений ЛФК, исходя из состояния здоровья, уровня физического развития и физической работоспособности;
• выполнять индивидуально подобранные композиции аэробной гимнастики (девушки);
• выполнять приемы самозащиты (юноши).
Компетентность в физическом самосовершенствовании
Знать особенности организации индивидуальных занятий по физической подготовке, правила безопасности на занятиях в спортивных залах и на открытых спортивных площадках.
Уметь:
• выполнять комплексы упражнений, направленных на индивидуальное развитие основных физических качеств с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;
• технически правильно выполнять упражнения и двигательные действия в избранном виде спорта.
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
• гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
• быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
• выносливость — бег в спокойном темпе;
• сила (по выбору) — прыжок в длину с места, бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.
Перечень литературы и средств обучения
Дополнительная литература
Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе: практические советы преподавателям. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. –443с. (серия «Библиотека учителя»).
Каинов А.Н., Шалаева И.Ю. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы. –Волгоград: Учитель, 2009. – 185с.
Киселев П.А., Киселева С.Б. Справочник учителя физической культуры. – Волгоград: Учитель, 2008. – 239с.
Мамедов К.Р. Физкультура для учащихся 1-11 классов специальных медицинских групп: тематическое планирование, игры и упражнения. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 83с.
Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагогов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 624с. (серия «Библиотека учителя»).
Средства обучения
Специально-беговые упражнения.
Специально-прыжковые упражнения.
Спортивный инвентарь:
Баскетбольные, волейбольные, малые и набивные мячи;
Барьеры для прыжков;
Гимнастическая скамейка;
Гимнастическая стенка;
Гимнастическая палка;
Гимнастическая скакалка;
Гимнастический мат;
Обручи;
Кубики;
Перекладина для подтягивания в висе;
Утяжеленные мешочки;