РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629860 ЯНАО, Пуровский район, п.г.т. Уренгой, 4 мкр., д.39А, тел(факс)34934 9 – 31- 77 urengoi1@pur.yanao.ru
«Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района ___________ А. С. Волокитина
ПРОГРАММА
«ТЫ В ЭТОМ МИРЕ НЕ ОДИН»
Подготовила:
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
АМОАШИЙ ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА
п.г.т. Уренгой
2018г.
Социально-педагогическая программа "Ты в этом мире не один"
Актуальность программы:
В связи с ростом преступности и правонарушений среди подростков и молодежи, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся, мы можем наблюдать усиление роли образовательных учреждений в решении жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности.
Должность социального педагога в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как данный специалист работает с учащимися во внеурочное время, относится к ребенку без оценок, старается раскрыть его внутренний духовный потенциал. При этом специалист использует такие формы работы как тренинг, беседа, игра, групповое занятие. Используя данную программу, педагог работает с классным коллективом, что позволяет педагогу охватить большинство учащихся школы, выявить нуждающихся в индивидуальных консультациях и сформировать группы для проведения тренинга.
Данная программа универсальна по своей структуре. В зависимости от класса педагог может использовать различные формы работы и использовать большее количество часов, чем предусмотрено учебно-тематическим планированием. В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.
Среди навыков, необходимых человеку для успешной самореализации в обществе и адаптированной жизни выделяют:
1) Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.
Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.
2) Навыки позитивного общения.
Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.
3) Навыки самооценки и понимания других.
Эти навыки помогают правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми.
4) Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями.
Эти навыки помогают адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.
5) Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях.
6) Навыки продуктивного взаимодействия.
Эти навыки позволяют при минимальном количестве эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.
7) Навыки самостоятельного принятия решений.
Человек, обладающий данным навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его мнения могут менять ситуации и влиять на конкретных людей.
8) Навыки решения проблемных ситуаций.
Владение этим навыком позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в трудных жизненных ситуациях.
9) Навыки работы с информацией.
Эти навыки позволяют человеку свободно и бегло ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.
10) Навыки творчества.
Эти навыки позволят человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию, полученную в процессе познавательной деятельности.
В реализации программы принимают участие учащиеся с пятого по одиннадцатый класс. Занятия проводятся во внеурочное время в течение одного академического часа.
В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлением, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т. п.
Цель программы:
создание условий для социальной адаптации учащихся «группы риска» через дополнительные занятия в группе или в классе.
Задачи программы:
предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;
развитие социального интеллекта;
повышение сплоченности класса и поддержание положительного микроклимата в коллективе;
моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности учащихся;
профилактика социальной дезадаптации учащихся;
пропаганда здорового образа жизни;
профориентация
Ожидаемые результаты:
адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях;
предупреждение стрессовых состояний;
умение общаться;
высокий коэффициент индекса групповой сплоченности;
привычки здорового образа жизни;
определение с профессией.
Социально-педагогическая программа "Ты в этом мире не один" рассчитана на 68 часов для учащихся 5-11классов. Программа рассчитана как на работу с классом, так и на работу отдельно с учащимися группы риска или индивидуальную работу с учащимся группы риска.
Планирование.
Класс | № п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечания |
5 класс | 1. | Общечеловеческие ценности. | 1 | | тренинг |
| 2. | Устав школы, правила поведения. | 1 | | беседа |
| 3. | Права детей. | 1 | | игра |
| 4. | Твоя семья. | 1 | | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения |
| 5. | Одноклассники и одноклассники. | 1 | | тренинг |
| 6. | Шутки или хулиганство. | 1 | | беседа |
| 7. | Ответственность за поступки. | 1 | | тренинг |
| 8. | За что ставят на учет. | 1 | | |
| 9. | Мы за здоровый образ жизни. Люди с особенностями здоровья. | 1 | | тренинг |
| 10. | Делимся успехами. Заключительное занятие. | 1 | | игра |
6 класс | 11. | Нравственные ценности. | 1 | | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения |
| 12. | Понимание как залог эффективного общения. | 1 | | беседа |
| 13. | Конфликт и способы его разрешения. | 1 | | тренинг |
| 14. | Роль телевидения в нашей жизни. | 1 | | беседа |
| 15. | Компьютерные игры: за и против? | 1 | | беседа |
| 16. | Волшебный мир театра. | 1 | | беседа |
| 17. | Чистота разговорной речи. | 1 | | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения |
| 18. | Умение противостоять группе. | 1 | | тренинг |
| 19. | Как не стать жертвой преступления. | 1 | | беседа |
| 20. | Делимся успехами. Заключительное занятие в учебном году. | 1 | | беседа |
7 класс | 21. | Ответственность за поступки несовершеннолетних. | 1 | | Беседа, игра |
| 22. | Вредные привычки – опасные привычки. | 1 | | сказкотерапия |
| 23. | Если вы столкнулись с буллингом. | 1 | | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения |
| 24. | Опасный интернет. Зависимость. | 1 | | беседа |
| 25. | Оправданы ли наши страхи: застенчивость, неуверенность, одиночество. | 1 | | сказкотерапия |
| 26. | Самоконтроль и требовательность к себе. | 1 | | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения |
| 27. | В здоровом теле здоровый дух. | 1 | | беседа |
| 28. | В мире моих увлечений. | 1 | | беседа |
| 29. | Каким я представляю свое будущее. | 1 | | беседа |
| 30. | Делимся успехами. Заключительное занятие в учебном году. | 1 | | Беседа, игра |
8 класс | 31 | Мои права и обязанности. | 1 | | игра |
| 32 | Личность в обществе. | 1 | | беседа |
| 33 | Я и моя компания. | 1 | | тренинг |
| 34 | Психология общения. | 1 | | тренинг |
| 35 | Как разрешить конфликт. | 1 | | тренинг |
| 36 | Мода и молодежь. | 1 | | беседа |
| 37 | Дружба и любовь. | 1 | | беседа |
| 38 | Что значит быть взрослым? | 1 | | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения |
| 39 | Что для меня значит жестокость? | 1 | | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения |
| 40 | Делимся успехами. Заключительное занятие в учебном году. | 1 | | Беседа. игра |
9 класс | 41 | Мои представления о семье. | 1 | | беседа |
| 42 | Семья в современном обществе. | 1 | | беседа |
| 43 | Взаимоотношения родителей и детей. А если конфликт? | 1 | | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения |
| 44 | Жизненные ценности и приоритеты. | 1 | | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения |
| 45 | Психология общения. | 1 | | беседа |
| 46 | Выбор профессии – это серьезно. | 1 | | Игра |
| 47 | Проявления дружбы и любви. | 1 | | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения |
| 48 | Всегда ли ты поступаешь правильно? | 1 | | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения |
| 49 | На пороге взрослой жизни. | 1 | | беседа |
| 50 | Делимся успехами. Заключительное занятие в учебном году. | 1 | | беседа |
10 класс | 51 | Толерантность к себе и другим. | 1 | | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения |
| 52 | Я и группа. | 1 | | тренинг |
| 53 | Мои права заканчиваются там, где начинаются права других. | 1 | | беседа |
| 54 | Курение и алкоголизм. | 1 | | беседа |
| 55 | Наркомания – беда нашего общества. | 1 | | |
| 56 | Это нужно знать. ВИЧ. | 1 | | |
| 57 | Это нужно знать. Гепатит. | 1 | | |
| 58 | Жизнь – главная ценность. | 1 | | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения |
| 59 | Делимся успехами. Заключительное занятие в учебном году. | 1 | | беседа |
11 класс | 60 | Главные жизненные ценности. | 1 | | беседа |
| 61 | Главная ценность – семья. | 1 | | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения |
| 62 | Терпимость в семье. Конфликты и пути решения. | 1 | | тренинг |
| 63 | Как не стать жертвой преступления. | 1 | | беседа |
| 64 | Ответственность за проступки. | 1 | | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения |
| 65 | Мои планы на будущее. | 1 | | беседа |
| 66 | Формула выбора профессии | 1 | | Беседа, игра |
| 67 | Как справиться со стрессом. | 1 | | тренинг |
| 68 | Делимся успехами. Заключительное занятие в учебном году. | 1 | | беседа |