СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса "Юный исследователь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа учебного курса во 2 - 4 классах "Юный исследователь" разработана в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Юный исследователь"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Кругликовская основная общеобразовательная школа

Болотнинского района Новосибирской области











РАССМОТРЕНО                                          УТВЕРЖДАЮ:

На заседании МО           Директор МКОУ Кругликовской ООШ

Протокол № 1 от 12.09.2018 г. _______________________

руководитель МО . Киселева Н.С..

Панова Л.М. .     Приказ № 34/1 от 14.09.2018 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Юный исследователь», 2 - 4 классы

учителей начальных классов:

Киселёвой Анастасии Игоревны, Пановой Людмилы Михайловны







2018 – 2021 г.г.

1. Планируемые результаты освоения учебного курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.



Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

• формулировать самому простые правила поведения в природе;

• осознавать себя гражданином России;

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• уважать иное мнение;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

- социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

- адекватное понимание причин успешности (не успешности) творческой деятельности;

- внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - устойчивый интерес к новым способам познания.

- принимать и сохранять учебно – творческую задачу;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

- осуществлять проектно-исследовательскую деятельность;

- развитие стратегии смыслового чтения и работа с информацией;

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно – творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов сети Интернет: ИКТ- компетентность;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использовать методы и приёмы эколого-биологической деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

- допускать существенное различие точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию; - оговариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции действия;

- контролировать действия партнёра.

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.



Предметные результаты.

Обучающийся научится:

  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы;

  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определенным царствам и другим изученным группам;

  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей;

  • использовать тексты и иллюстрации учебника , другие источники информации для поиска ответов на вопросы, подготовки сообщений о природе;

  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

  • вырабатывать правильную осанку;

  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;

  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

  • осознавать значение природных богатств;

  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.


Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).



2. Содержание тем учебного курса

Второй класс (17 ч.)

Внеурочная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю кружка «Юный исследователь» и самостоятельной работы по уходу и записи результатов наблюдения в дневник. Во втором классе целесообразно организовать исследовательскую работу в группах по разным темам, но одного направления. В нашем случае «Развитие растений в разных условиях» и «Размножение растений разными способами».

1. Этап мотивации

В сентябре осуществляется работа по поддержанию и развитию интереса к исследовательской деятельности учащихся:

- рассказы детей о летних наблюдениях, о выявленных проблемах, которые хотят разрешить в этом году. Выполнение теста (по исследовательской деятельности)

- повторение знаний по организации исследовательской работы

- повторение знаний о структуре создания проекта

- определение тем исследований на год

- формирование групп по интересующим проблемам

- планирование исследовательской работы. Изучение материала о понятиях (извлечение из текста необходимой информации), формулировка выводов (виды наблюдений, способы развития наблюдательности)

- формулирование проблемы, постановка цели, выдвижение гипотез по исследуемой теме

2. Этап внедрения

С октября по апрель ведётся работа по проведению исследований по выбранным темам:

- определение источников для сбора информации по темам и их изучение

- выбор растений для экспериментов по выращиванию растений в разных условиях

- отбор способов размножения растений разными способами

- выбор растений для проведения опытов по проверке способов размножения

- выдвижение гипотез, их подтверждение и опровержение

- определение понятий: части растений, состав, структура почвы

- создание разных условий для проращивания, посадки, выгонки растений

- знакомство с логическими операциями (анализ, синтез, классификация, умозаключения – выводы)

- обучение постановке вопроса и построение доказательного ответа

- организация оформления результатов исследований в дневник наблюдения

- оформление результатов, отображающих развитие растений в графики

- сбор информации исследований (фотографии этапов развития растений)

3. Этап обобщения

В мае происходит окончательное осмысление исследовательской работы и создание проектов по темам «Развитие растений в разных условиях» и «Размножение растений разными способами»

- анализ проделанной работы (самоанализ и самооценка деятельности)

- формулировка выводов, уточнение проблемы, целей, задач, гипотез

- создание, оформление, подготовка к защите проектов

- выступление с защитой проектов перед одноклассниками и родителями

- исследование строения семени (заглянем внутрь семени)

- планирование исследовательской работы летом и на следующий год

Третий класс (17 ч.)

Нагрузка внеурочной деятельности определена из расчёта 1 час в неделю на занятиях кружка «Юный исследователь» и самостоятельной работы по ведению ухода и наблюдений за ростом и развитием растений, организации индивидуальных исследований. В третьем классе дети проявляют больше инициативы к ведению исследований, усложняя задания, условия выращивания растений. У них расширяется круг информационных источников, совершенствуется навык отбора необходимого материала. В третьем классе дети могут сами предложить темы для коллективного исследования в классе, например «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях». В конце года появляется желание обобщить знания по проведению исследований и созданию проектов. Учитель должен не пропустить важного момента, а поддержать и направить действия учеников по созданию дневника юного исследователя в помощь себе для дальнейшей исследовательской работы.

1. Этап мотивации.

В сентябре дети с желанием делятся своими наблюдениями за изменением окружающего мира, рассказывают об интересных явлениях, предлагают темы для коллективного исследования. Во время обсуждений необходимо договориться о создании коллективного проекта и индивидуальных работ.

- повторение знаний о структуре проекта и способах и методах ведения исследований

- планирование исследовательской работы на третий класс

- выбор темы для коллективного проекта «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях»

- выбор тем для индивидуальной работы по желанию детей

2. Этап внедрения

С октября по март ведётся работа по организации исследований

- сбор необходимой информации по теме «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях»

- планирование исследовательской работы

- отбор растений, способных выживать в ограниченных условиях

- выбор условий для выращивания растений

- отбор и создание композиций для улучшения интерьера жилища

- совершенствование методов исследований (анкетный опрос, классификация, обобщение)

- посадка растений во флорариумы

- формирование кроны фикусов Бенджамина в стиле бонсай

- создание ландшафтных композиций (мини-садиков)

- знакомство с понятием «интуиция» при выдвижении гипотез

- практические занятия по созданию проектов учебных дисциплин (чтение, труд)

- практическое занятие по структуре и содержанию сообщений (окружающий мир)

- консультационная работа в системе «педагог-ученик»

3. Этап обобщения

В апреле и мае идёт осмысление исследовательской работы, проведённой в течение года и создание проекта коллективной работы «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях». В мае проходит защита проектов как коллективных, так и индивидуальных (по желанию).

- создание дневника юного исследователя

- подготовка к защите проекта коллективной учебно-исследовательской работы

- защита проектов перед одноклассниками и родителями

- планирование летних исследований индивидуальных и коллективных (прививка деревьев)

Четвёртый класс (17 ч.)

В четвёртом классе нагрузка также определена из расчёта 1 час в неделю на занятиях кружка «Юный исследователь» плюс самостоятельная работа по уходу и наблюдениям за развитием растений и индивидуальная работа вне школы. В четвёртом классе дети подготовлены в большей степени к проведению самостоятельных исследований и учителю необходимо поддержать и направить процесс развития творческой мысли не только на тему развития растений. Детей интересуют разнообразные темы. Нельзя ограничивать выбор ребёнка, необходимо помочь, если такая помощь нужна (некоторые дети склонны сохранять в секрете процесс исследования). Дети выбирают темы, которые им интересны. Защиту лучше проводить по номинациям.

1. Этап мотивации

В сентябре дети с желанием рассказывают о новых наблюдениях, впечатлениях, желании глубже изучить, исследовать возникшие вопросы по определённым темам. Учителю необходимо помочь преодолеть барьер боязни проведения самостоятельных творческих изысканий в любых сферах деятельности.

- запись в дневник исследователя тем, проблем, целей, задач, гипотез

- выбор и запись в дневник собственной темы, проблемы, цели, задач и гипотез исследования (простым карандашом)

- повторение знаний о структуре создания проекта

- повторение способов и методов исследования

- выбор темы коллективного исследования «Развитие плодовых растений в комнатных условиях»

- формулирование проблемы, цели, задач и гипотез исследования

2. Этап внедрения

С октября по апрель ведётся опытно-поисковая работа по подготовке к защите исследовательских работ как коллективных, так и индивидуальных.

- планирование исследовательской работы по теме «Развитие плодовых растений в комнатных условиях»

- выбор, изучение необходимой литературы

- отбор растений для исследований (лимон, инжир, мандарин, манго, гранат, помела)

- оформление результатов исследований в дневнике наблюдений

- вычерчивание графиков роста растений в комнатных условиях

- опровержение и подтверждение выдвинутых гипотез

- анкетный опрос о способах выращивания плодовых растений в комнатных условиях (поиск единомышленников)

- формулировка логических выводов по наблюдениям

- классификация проектных индивидуальных работ по темам

- создание учебно-исследовательских работ по учебным дисциплинам

- подготовка к защите индивидуальных творческих проектных работ

- организация консультаций по системе (учитель-ученик)

3. Этап обобщения

В мае завершается работа по исследованиям разной тематики. Осуществляется защита собственных исследовательских работ по номинациям и защита коллективной учебно-исследовательской работы «Развитие плодовых растений в комнатных условиях»

- организация консультационной работы по подготовке и защите исследовательских работ

- защита проектов учебно-исследовательских работ по номинациям

- подведение итогов и награждение исследователей в 4 классе

- подведение итогов исследовательской работы в начальных классах

- планирование исследовательской работы в дальнейшем обучении



3. Тематическое планирование

2 класс


Содержание учебного материала

к-во часов


I этап мотивации


1

Летние наблюдения. Диагностика исследовательских знаний, умений и навыков. Структура проекта.

1

2

Что такое наблюдение и наблюдательность? Отбор необходимого материала для исследовательской работы

«Развитие растений в разных условиях» - 1-ая группа

и «Размножение растений разными способами» - 2-ая групп

1

3

Видим проблему – выдвигаем гипотезы. Методы исследования. Опыт в исследовании.

1

4

Как работать с научно-познавательной литературой? Способ классификации: размножение растений.

1


II этап внедрения


5

Проведение опытов по посеву семян кедра, ели, сосны и наблюдению за развитием мандаринов, гранатов, лимонов

1

6

Проведение опытов по посадке луковиц гиацинтов. Размножение листьями фиалок, частью корня сансевьеры (щучий хвост)

1

7

Посадка верхушечных черенков с корнями и формирование стеблей фикусов Бенджамина – проверка гипотез.

1

8

Знакомство с логикой. Что такое суждение? Правильные и ошибочные суждения. Выводы практической работы.

1

9

Организация опыта по проращиванию картофеля в разных условиях.

1

10

Как дать определение понятиям? Логические операции (анализ, синтез, классификация)

1

11

Методы исследования: наблюдение, поиск. Состав и структура. Оформление результатов наблюдения в виде таблиц, схем.

1

12

Посадка картофеля. Выводы из опыта по проращиванию клубней картофеля. Практическая работа.

1


III Этап обобщения


13

Структура проекта. Уточнение тем, проблем, целей, задач, гипотез при создании проектов. Подготовка к защите учебно – исследовательской работы «Размножение растений разными способами» и «Развитие растений в разных условиях»

1

14

Защита учебно-исследовательских работ на конкурсах. Компьютерная презентация работ.

1

15

Урок-исследование «Строение семени» с использованием ИКТ

1

16

Выкопка урожая картофеля – практический итог работы

1

17

Классный час с родителями. Подведение итогов года по учебно-исследовательской деятельности - тест на знание понятий. Летние задания по наблюдению и исследованию окружающего мира

1


ИТОГО:

17



3 класс

Содержание учебного материала

к-во часов


I этап мотивации


1

Диагностика способов и методов исследования. Сообщение о летних самостоятельных исследованиях и наблюдениях. Структура проекта.

1

2

Сбор информации из разных источников на тему «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях» Работа с литературой. Классификация видов оформления композиций с растениями. Средства и приёмы.

1


II этап внедрения


3

Практическая работа по проверке гипотез по формированию крон и стеблей в стиле бонсай на разных растениях

1

4

Организация поиска ёмкостей, почвы, декоративной крошки, растений для посадки во флорариумы. Анкетный опрос по выращиванию разных растений во флорариумах. Практическая работа.

1

5

Наблюдение за выживанием растений в «Живой корзине», в пластиковом контейнере. Литературное произведение – проект писателя – природоведа.

1

6

Создание проекта «Сувениры из природного материала» Практическая работа

1

7

Создание проекта. Новый год в классе - «Зимняя фантазия»

1

8

Ландшафтная композиция – мини садик. Планирование проекта. Сбор необходимых материалов для создания мини-садика. Создание проекта – ландшафтные тематические композиции

1

9

Практическая работа в группах по оформлению мини-садиков с кактусами «Городок», «На пляже», «Деревенька», «В лесу»

1

10

Создание проекта «Кормушки для птиц»

1

11

Сбор данных по исследовательской работе (фотографий с разными видами композиций, оформление графиков развития)

1


III Этап обобщения


12

Структура проекта. Уточнение тем, проблем, целей, задач, гипотез при создании проектов Подготовка к защите проекта учебно-исследовательской работы «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях»

1

13

Подготовка к защите учебно – исследовательской работы «Размножение растений разными способами» Защита учебно-исследовательской работы на конкурсе «Природная лаборатория». Компьютерная презентация работы

1

14

Обобщение знаний и создание «Дневника юного исследователя». Практическая работа

1

15

Практическая работа по прививке растений. Проверка гипотез на летних каникулах

1

16

Планирование создания проекта «Альпийская горка во дворе школы» и оформления рекреаций школы

1

17

Классный час с родителями. Подведение итогов по проекно-исследовательской деятельности за год – тест на знание структуры проекта. Летние задания по наблюдению и исследованию окружающего мира

1


ИТОГО:

17



4 класс

Содержание учебного материала

к-во часов


I этап мотивации


1

Повторение знаний по структуре проекта, о способах и методах исследования. Проект «Сельский дворик» рекреации школы.

1

2

Планирование исследовательской работы. Ведение «Дневника юного исследователя»

1


II этап внедрения


3,4

Организация исследовательской работы по теме «Развитие плодовых растений в комнатных условиях». Отбор растений для наблюдений. Средства и приёмы. Постановка цели и планирование задач самостоятельного исследования. Выдвижение гипотез. Логические выводы.

2

5

Поиск необходимой информации в литературных источниках. Организация анкетного опроса и оформление результатов.

1

6

Работа по подготовке собственного проекта. Консультации в системе «учитель – ученик»

1

7,8

Создание проекта «Подарок маме – душистая подушечка «Саше», «Всероссийский День Матери»

2

9

Создание творческого проекта – Новый год «Зимняя сказка в классе»

1

10

Создание творческого проекта девочек «23 февраля – День защитника Отечества»

1

11

Создание творческого проекта мальчиков «8 марта – женский день»

1

12

Создание проекта празднования Дня Победы

1

13

Анализ и синтез коллективной исследовательской работы «Развитие плодовых растений в комнатных условиях»

1


III Этап обобщения


14,15

Подготовка к защите учебно-исследовательской работы «Развитие плодовых растений в комнатных условиях». Защита учебно-исследовательской работы «Развитие плодовых растений в комнатных условиях» с использованием ИКТ.

2

16

Защита индивидуальных самостоятельных проектов

1

17

Классный час с родителями. Подведение итогов проектно-исследовательской деятельности в начальной школе – тест. Создание проекта по оформлению фасада школы к новому учебному году

1


ИТОГО:

17


11