СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса "Путешествие в мир логики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса "Путешествие в мир логики" разработано в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся 2 - 4 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Путешествие в мир логики"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Кругликовская основная общеобразовательная школа

Болотнинского района Новосибирской области











РАССМОТРЕНО                                          УТВЕРЖДАЮ:

На заседании МО           Директор МКОУ Кругликовской ООШ

Протокол № 1 от 12.09.2018 г. _______________________

руководитель МО . Киселева Н.С..

Панова Л.М. .     Приказ № 34/1 от 14.09.2018 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу « Путешествие в мир логики», 2 - 4 классы

учителей начальных классов:

Киселёвой Анастасии Игоревны, Пановой Людмилы Михайловны







2018 – 2021 г.г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


В результате изучения данного курса во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;

  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса во 2 классе являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

  • учиться отличать факты от домыслов;

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

  • развивать доброжелательность и отзывчивость;

  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • применять правила сравнения;

  • задавать вопросы;

  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;

  • строить причинно-следственные цепочки;

  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;

  • находить ошибки в построении определений;

  • делать умозаключения.

В результате изучения данного курса в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в 3 классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

  • соблюдать нормы этики и этикета;

  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • учиться аргументировать, доказывать;

  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в 3 класса являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;

  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;

  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;

  • приводить примеры отрицаний;

  • проводить аналогию между разными предметами;

  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.



В результате изучения курса в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;

  • формировать личностный смысл учения;

  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;

  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

  • познавательные УУД;

  • осознанно строить речевое высказывание;

  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;

  • формировать мотивацию к работе на результат;

  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

  • определять виды отношений между понятиями;

  • решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;

  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;

  • устанавливать ситуативную связь между понятиями;

  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

  • решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».



2. Содержание тем учебного курса


2 класс

  1. Свойства, признаки и составные части предметов.

Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.

  1. Сравнение.

Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.

  1. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями.

Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.

  1. Комбинаторика.

Перестановки. Размещения. Сочетания.

  1. Элементы логики.

Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.

  1. Развитие творческого воображения.

Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .

  1. Практический материал.

Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.



3 класс

  1. Свойства, признаки и составные части предметов.

Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

  1. Сравнение.

Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

  1. Комбинаторика.

Перестановки. Размещения. Сочетания.

  1. Действия предметов.

Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

  1. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями.

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

  1. Элементы логики.

Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

  1. Развитие творческого воображения.

Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

  1. Практический материал.

Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.

4 класс

  1. Сравнение.

Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.

  1. Комбинаторика.

Решение задач с помощью таблиц и графов.

  1. Элементы логики.

Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.

  1. Развитие творческого воображения.

Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.

  1. Практический материал.

Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.


3.Тематическое планирование


2 класс


№ п/п

Содержание учебного материала

к-во часов

1

Вводный тест.

1

2

Выделение признаков.

1

3

Различие.

1

4

Сходство.

1

5

Существенные признаки.

1

6

Характерные признаки.

1

7

Упорядочивание признаков.

1

8

Правила сравнения.

1

9

Значение сравнения.

1

10

Тест «Сравнение».

1

11

Истинные и ложные высказывания.

1

12

Отрицание высказывания.

1

13

Понятие о классах.

1

14

Правила классификации.

1

15

Вопросы.

1

16

Алгоритм.

1

17

Тест «Алгоритм».

1

18

Закономерность в числах и фигурах.

1

19

Закономерность в буквах и словах.

1

20

Комбинаторика. Перестановки.

1

21

Комбинаторика. Размещения.

1

22

Комбинаторика. Сочетания.

1

23

Причина и следствие.

1

24

Причинно-следственные цепочки.

1

25

Противоположные отношения между понятиями.

1

26

Отношения: род-вид.

1

27

Упорядочивание по родовидовым отношениям.

1

28

Виды отношений.

1

29

Тест «Отношения».

1

30

Определения.

1

31

Ошибки в построении определений.

1

32

Суждения.

1

33

Итоговый тест.

1

34

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

1



3 класс

№ п/п



Содержание учебного материала

К-во часов

1

Входной тест.

1

2

Закономерности в чередовании признаков.

1

3

Классификация по какому-то признаку.

1

4

Сравнение предметов по признакам.

1

5

Тест «Сравнение».

1

6

Состав предметов.

1

7

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

1

8

Найди отличия.

1

9

Действия предметов. Игра «Кто так делает?»

1

10

Комбинаторика. Перестановки, размещения.

1

11

Функциональные признаки предметов.

1

12

Симметрия. Симметричные фигуры.

1

13

Логическая операция «и».

1

14

Координатная сетка.

1

15

Решение логических задач и задач-шуток.

1

16

Результат действия предметов.

1

17

Обратные действия.

1

18

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

1

19

Тест «Отношения».

1

20

Порядок действий, последовательность событий.

1

21

Комбинаторика. Размещение, сочетание.

1

22

Составление загадок, чайнвордов.

1

23

Множество. Элементы множества.

1

24

Классификация по одному свойству.

1

25

Тест «Классификация».

1

26

Способы задания множества.

1

27

Сравнение множеств.

1

28

Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

1

29

Решение задач с использованием понятий о множествах.

1

30

Выражения и высказывания.

1

31

Высказывания со связками «и», «или».

1

32

Отрицание.

1

33

Итоговый тест.

1

34

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

1









4 класс

№ п/п



Содержание учебного материала

Кол-во часов

1

Входной тест. Повторение основных мыслительных операций.

1

2

Причинно-следственные цепочки.

1

3

Интегрированный: логика в окружающем мире и русском языке.

1

4

1

5

Виды отношений между понятиями. Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. Понятие о графах.

1

6

Рефлексивность отношений и симметричность.

1

7

Тест «Отношения между понятиями». Классификация.

1

8

Язык и логика. Фразеологизмы. Образность и меткость речи.

1

9

Язык и логика. Речевые ошибки. Пословицы.

1

10

Тест «Язык и логика». Работа над ошибками.

1

11

Логические связки «или», «и», «если …, то». Логические возможности.

1

12

Ситуативная связь между понятиями. Оценка ситуации с разных сторон.

1

13

Синонимы. Многозначность. Антонимы. Образное сравнение.

1

14

Тест «Языковая логика». Работа над ошибками.

1

15

Комбинаторика. Решение задач с помощью графов.

1

16

Рассуждения. Выводы в рассуждениях. Юмор и логика.

1

17

Конкурс эрудитов.

1



21