Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Кругликовская основная общеобразовательная школа
Болотнинского района Новосибирской области
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:
На заседании МО Директор МКОУ Кругликовской ООШ
Протокол № 1 от 12.09.2018 г. _______________________
руководитель МО . Киселева Н.С..
Панова Л.М. . Приказ № 34/1 от 14.09.2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу « Путешествие в мир логики», 2 - 4 классы
учителей начальных классов:
Киселёвой Анастасии Игоревны, Пановой Людмилы Михайловны
2018 – 2021 г.г.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В результате изучения данного курса во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во 2 классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
применять правила сравнения;
задавать вопросы;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинно-следственные цепочки;
упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
находить ошибки в построении определений;
делать умозаключения.
В результате изучения данного курса в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
Метапредметными результатами в 3 классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в 3 класса являются формирование следующих умений:
выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
приводить примеры отрицаний;
проводить аналогию между разными предметами;
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
В результате изучения курса в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
познавательные УУД;
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
2. Содержание тем учебного курса
2 класс
Свойства, признаки и составные части предметов.
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.
Сравнение.
Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.
Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями.
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
Комбинаторика.
Перестановки. Размещения. Сочетания.
Элементы логики.
Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
Развитие творческого воображения.
Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .
Практический материал.
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.
3 класс
Свойства, признаки и составные части предметов.
Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
Сравнение.
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
Комбинаторика.
Перестановки. Размещения. Сочетания.
Действия предметов.
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями.
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
Элементы логики.
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
Развитие творческого воображения.
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
Практический материал.
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
4 класс
Сравнение.
Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
Комбинаторика.
Решение задач с помощью таблиц и графов.
Элементы логики.
Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
Развитие творческого воображения.
Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
Практический материал.
Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
3.Тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Содержание учебного материала | к-во часов |
1 | Вводный тест. | 1 |
2 | Выделение признаков. | 1 |
3 | Различие. | 1 |
4 | Сходство. | 1 |
5 | Существенные признаки. | 1 |
6 | Характерные признаки. | 1 |
7 | Упорядочивание признаков. | 1 |
8 | Правила сравнения. | 1 |
9 | Значение сравнения. | 1 |
10 | Тест «Сравнение». | 1 |
11 | Истинные и ложные высказывания. | 1 |
12 | Отрицание высказывания. | 1 |
13 | Понятие о классах. | 1 |
14 | Правила классификации. | 1 |
15 | Вопросы. | 1 |
16 | Алгоритм. | 1 |
17 | Тест «Алгоритм». | 1 |
18 | Закономерность в числах и фигурах. | 1 |
19 | Закономерность в буквах и словах. | 1 |
20 | Комбинаторика. Перестановки. | 1 |
21 | Комбинаторика. Размещения. | 1 |
22 | Комбинаторика. Сочетания. | 1 |
23 | Причина и следствие. | 1 |
24 | Причинно-следственные цепочки. | 1 |
25 | Противоположные отношения между понятиями. | 1 |
26 | Отношения: род-вид. | 1 |
27 | Упорядочивание по родовидовым отношениям. | 1 |
28 | Виды отношений. | 1 |
29 | Тест «Отношения». | 1 |
30 | Определения. | 1 |
31 | Ошибки в построении определений. | 1 |
32 | Суждения. | 1 |
33 | Итоговый тест. | 1 |
34 | Работа над ошибками. Итоговое занятие. | 1 |
3 класс
№ п/п |
Содержание учебного материала | К-во часов |
1 | Входной тест. | 1 |
2 | Закономерности в чередовании признаков. | 1 |
3 | Классификация по какому-то признаку. | 1 |
4 | Сравнение предметов по признакам. | 1 |
5 | Тест «Сравнение». | 1 |
6 | Состав предметов. | 1 |
7 | Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». | 1 |
8 | Найди отличия. | 1 |
9 | Действия предметов. Игра «Кто так делает?» | 1 |
10 | Комбинаторика. Перестановки, размещения. | 1 |
11 | Функциональные признаки предметов. | 1 |
12 | Симметрия. Симметричные фигуры. | 1 |
13 | Логическая операция «и». | 1 |
14 | Координатная сетка. | 1 |
15 | Решение логических задач и задач-шуток. | 1 |
16 | Результат действия предметов. | 1 |
17 | Обратные действия. | 1 |
18 | Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. | 1 |
19 | Тест «Отношения». | 1 |
20 | Порядок действий, последовательность событий. | 1 |
21 | Комбинаторика. Размещение, сочетание. | 1 |
22 | Составление загадок, чайнвордов. | 1 |
23 | Множество. Элементы множества. | 1 |
24 | Классификация по одному свойству. | 1 |
25 | Тест «Классификация». | 1 |
26 | Способы задания множества. | 1 |
27 | Сравнение множеств. | 1 |
28 | Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). | 1 |
29 | Решение задач с использованием понятий о множествах. | 1 |
30 | Выражения и высказывания. | 1 |
31 | Высказывания со связками «и», «или». | 1 |
32 | Отрицание. | 1 |
33 | Итоговый тест. | 1 |
34 | Работа над ошибками. Итоговое занятие. | 1 |
4 класс
№ п/п |
Содержание учебного материала | Кол-во часов |
1 | Входной тест. Повторение основных мыслительных операций. | 1 |
2 | Причинно-следственные цепочки. | 1 |
3 | Интегрированный: логика в окружающем мире и русском языке. | 1 |
4 | | 1 |
5 | Виды отношений между понятиями. Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. Понятие о графах. | 1 |
6 | Рефлексивность отношений и симметричность. | 1 |
7 | Тест «Отношения между понятиями». Классификация. | 1 |
8 | Язык и логика. Фразеологизмы. Образность и меткость речи. | 1 |
9 | Язык и логика. Речевые ошибки. Пословицы. | 1 |
10 | Тест «Язык и логика». Работа над ошибками. | 1 |
11 | Логические связки «или», «и», «если …, то». Логические возможности. | 1 |
12 | Ситуативная связь между понятиями. Оценка ситуации с разных сторон. | 1 |
13 | Синонимы. Многозначность. Антонимы. Образное сравнение. | 1 |
14 | Тест «Языковая логика». Работа над ошибками. | 1 |
15 | Комбинаторика. Решение задач с помощью графов. | 1 |
16 | Рассуждения. Выводы в рассуждениях. Юмор и логика. | 1 |
17 | Конкурс эрудитов. | 1 |
21