Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 8 класса МБОУ «Сузгарьевская СОШ» составлена на основе примерной учебной авторской программы (Лях В.И., Рабочая программа ФГОС «Физическая культура» – М.: «Просвещение», 2011). Предметная линия учебников М.Я Виленского, В.И. Ляха.5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2017г
Предмет «Физическая культура» является необходимым компонентом общего образования школьников. Рабочая учебная программа по физической культуре для 8 класса составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Сузгарьевская СОШ» Предмет «Физическая культура» изучается в 8 классе в объеме 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Промежуточная аттестация будет проводиться в форме сдачи норм ГТО.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются по овладению ими разделом «Основы знаний», умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и доступные им двигательные действия.
Учащиеся, освобождённые от занятий, обязаны присутствовать на уроках физической культуры и выполнять посильные задания учителя: помощь в судействе, приготовление мелкого инвентаря и т. д. А также они обязаны овладеть разделом программы «Основы знаний».
Планируемые результаты изучения ученого предмета
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым учеником 8 класса.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в 8 классе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «конкретное – общее - частное», и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности обучающихся, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и пред-ставлениями.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументированно вести диалог по основам их организации и проведения;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки
Перечень формируемых УУД:
познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
личностные УУД – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
регулятивные УУД – прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Естественные основы. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения.
Социально-психологические основы. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Составление и проведение индивидуальных занятий физическими упражнениями на развитие основных систем организма.
Культурно-исторические основы. Роль Пьера де Кубертена в становлении и развитии Современных Олимпийских игр. Олимпийские принципы, традиции, правила, символика.
Приемы закаливания. Водные процедуры. Правила и дозировка.
Способы самоконтроля. Приемы самоконтроля физических нагрузок: на выносливость, скоростной, силовой, координационной направленности.
Раздел 2. Спортивные игры
Перечень формируемых УУД:
познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
личностные УУД – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
регулятивные УУД – прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Командные (игровые) виды спорта. Терминология избранной спортивной игры. Правила соревнований по футболу (мини-футболу), баскетболу (мини-баскетболу), волейболу. Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми. Помощь в судействе.
Раздел 3. Гимнастика с элементами акробатики
Перечень формируемых УУД:
познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
личностные УУД – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
регулятивные УУД – прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости. Страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности, Профилактика травматизма и оказания до врачебной помощи.
Раздел 4. Легкая атлетика
Перечень формируемых УУД:
познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
личностные УУД – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
регулятивные УУД – прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Терминология разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения. Правила соревнований в беге, прыжках и метаниях. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Раздел 5. Лыжная подготовка
Перечень формируемых УУД:
познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
личностные УУД – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
регулятивные УУД – прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Виды лыжного спорта. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах.
Раздел 6. Спортивные игры
6.1 Баскетбол
Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).
Ловля и передач мяча: Ловля и передача мяча на месте и со сменой мест в парах и тройках. Ведение мяча. Броски мяча по кольцу после ведения и в прыжке. Эстафеты с элементами баскетбола. Игра в баскетбол по упрощённым правилам 3х3 и 4х4. Игра «Перестрелка». Штрафной бросок. Действие игроков в нападении.
Техника ведения мяча: ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение с пассивным сопротивлением защитника ведущей и не ведущей рукой.
Техника бросков мяча: броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) с пассивным противодействием. Максимальное расстояние до корзины 4,8 м в прыжке.
Индивидуальная техника защиты: перехват мяча.
Техника перемещений, владения мячом: комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений.
Тактика игры: взаимодействие трех игроков (тройка и малая восьмерка).
Овладение игрой: Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.
6.2 Волейбол
Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).
Техника приема и передач мяча: передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели.
Техника подачи мяча: нижняя прямая и верхняя прямая подача мяча. Прием подачи.
Техника прямого нападающего удара: прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.
Техники владения мячом: комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар.
Тактика игры: тактика свободного нападения. Позиционное нападение с изменением позиций.
Овладение игрой: игра по упрощенным правилам волейбола. Сочетание перемещений. Передача мяча через сетку. Прием мяча после подачи.
Развитие выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей. Бег с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3. Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин.
6.3 Футбол
Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения).
Удары по мячу и остановка мяча: удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком, серединой лба (по летящему мячу). Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом.
Техника ведения мяча: ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным сопротивлением защитника ведущей и неведущей ногой.
Техника ударов по воротам: удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель.
Индивидуальная техника защиты: перехват мяча. Вырывание и выбивание мяча. Игра вратаря.
Техника перемещений, владения мячом: игра головой, использование корпуса, финты. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.
Тактика игры: тактика свободного нападения. Позиционные нападения с изменением позиций игроков. Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот.
Овладение игрой. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.
Раздел 7. Гимнастика с элементами акробатики
Строевые упражнения
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, развитие координационных, силовых способностей, гибкости и правильной осанки: сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Общеразвивающие упражнения в парах. Мальчики: с набивным и большим мячом. Девочки: с обручами, скакалками, большим мячом, палками. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря. Прыжки со скакалкой.
Акробатические упражнения: два кувырка вперед слитно; мост из положения стоя с помощью.
Лазанье: лазанье по канату. Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, с набивными мячами.
Опорные прыжки: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100 – 110 см).
Раздел 8. Легкая атлетика
Техника спринтерского бега: высокий старт до 30 м. Бег с ускорением от 30 до 50 м. Скоростной бег до 60 м. Бег на результат 60 м.
Техника длительного бега: 1200 м.
Техника прыжка в длину: прыжки в длину с 7 - 9 шагов разбега.
Техника прыжка в высоту: прыжки в высоту с 3 - 5 шагов разбега способом «перешагивание».
Техника метания малого мяча: метание теннисного мяча на дальность отскока от стены с места, с шага, с двух шагов, с трех шагов; в горизонтальную и вертикальную цель (lxl м) с расстояния 8 - 10 м. Метание мяча весом 150 г с места на дальность и с 4-5 бросковых шагов с разбега в коридор 10 м на дальность и заданное расстояние.
Развитие выносливости: кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, эстафеты, круговая тренировка.
Развитие скоростно-силовых способностей: прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 2 кг.
Развитие скоростных и координационных способностей: эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью. Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и. п. в цель и на дальность.
Раздел 9. Лыжная подготовка
Техника лыжных ходов: Одновременный двухшажный. Попеременный двухшажный ход. Одновременный одношажный ход. Одновременный бесшажный ход. Торможение и поворот плугом. Спуски с горы. Подъём в гору скользящим шагом. Лыжные гонки 1 км., 2 км., 3 км. Игры и эстафеты на лыжах. Прохождение дистанции до 4 км. Переход с хода на ход.
Тематическое планирование учебного материала
для учащихся 8 класса
№ п/п | Раздел программы | Тема | Количество часов |
I | Знания о физической культуре | | В процессе проведения уроков |
II | Способы физкультурной деятельности | | В процессе проведения уроков |
III | Физическое совершенствование | Физкультурно - оздоровительная деятельность | В процессе проведения уроков |
IV | Спортивно – оздоровительная деятельность: | - гимнастика с элементами акробатики - спортивные игры (баскетбол, волейбол) - легкая атлетика - лыжная подготовка - общеразвивающие упражнения | 9 26 21 12 В процессе проведения уроков |
| Общее количество часов | | 68 |
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ
Нормативы | Мальчики | Девочки |
Бег 30 м | 4.9-5.1-5.5 с | 5.1-5.4-5.8 с |
Бег 60 м | 8.8-9.7-10.5 с | 9.7-10.2-10.7 с |
Бег 2000 м | 10.00-10.40-11.40 мин | 11.00-12.40-13.50 мин |
Прыжки в длину с места | 200-190-180 см | 190-175-160 см |
Прыжки в длину с разбега 15-20 шагов | 380-360-310 см | 340-310-260 см |
Прыжки в высоту | 125-115-105 см | 115-105-95 см |
Метание мяча с разбега | 40-35-28 м | 27-22-18 м |
Подтягивание на перекладине | 9-7-5 раз | 15-10-6 раз |
Лыжные гонки 1 км | 5.30-6.00-7.00 мин | 6.00-6.30-7.30 мин |
Лыжные гонки 2 км | 12.00-12.30-13.30 мин | 13.00-13.30-14.30 мин |
Лыжные гонки 3 км | 16.00-17.00-18.00 мин | 18.00-19.00-20.00 мин |
Календарно-тематическое планирование
п/п№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения план | Дата проведения факт |
| ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА | 9 | | |
1 | Правила безопасности на уроках л/а. Низкий старт и стартовый разгон. Бег 2мин. | 1 | | |
2 | Бег 2 мин. Совершенствовать низкий старт и стартовый разгон. Учет - бег 30м. Челночный бег 3х10м. | 1 | | |
3 | Бег 4 мин. Разучивание прыжков в длину с разбега. Прыжки в длину с места на оценку | 1 | | |
4 | Бег 6 мин. Разучить технику метания мяча с разбега. Закрепить прыжки в длину с разбега. Старты с преследованием. | 1 | | |
5 | Бег 6 мин. Бег 60 м на оценку. Повторение техники метания мяча с разбега, прыжки в длину с разбега. | 1 | | |
6 | Бег до 8 мин. Прыжки в длину с разбега на оценку. | 1 | | |
7 | Бег 8 мин. Метание мяча 150 г разбега на оценку. | 1 | | |
8 | Бег 2000 м на оценку. Линейные эстафеты с этапом 50 м | 1 | | |
9 | Бег на выносливость. Преодоление полосы препятствий. | 1 | | |
| СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ | 9 | | |
10 | ТБ во время занятий спортивными играми. Ведение мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника. | 1 | | |
11 | Передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника. Учебная игра в баскетбол. Подъем туловища 1 мин на оценку. | 1 | | |
12 | Броски одной и двумя руками с места и в движении с пассивным сопротивлением защитника. Учебная игра в баскетбол. | 1 | | |
13 | Перехват мяча. Комбинации из изученных элементов; ловля, передача, броски. Учебная игра в баскетбол. | 1 | | |
14 | Штрафной бросок. Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4 на одну корзину. Комбинации из изученных элементов. Учебная игра в баскетбол. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на оценку. | 1 | | |
15 | Штрафной бросок. Комбинации из изученных элементов. Учебная игра в баскетбол. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на оценку. | 1 | | |
16 | Совершенствование технических действий баскетбола. Опека игрока в зоне. Учебная игра в баскетбол. | 1 | | |
17 | Комбинации из изученных элементов; ловля, передача, броски - учёт. Учебная игра в баскетбол. | 1 | | |
18 | Взаимодействие игроков в нападении и защите через «заслон». Учебная игра в баскетбол. | 1 | | |
| ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ | 9 | | |
19 | Правила по ТБ на уроках физической культуры и гимнастики. Опорный прыжок, согнув ноги (мальчики – высота козла 110-115 см). Прыжок ноги врозь (девочки – высота козла 105-110 см). ОРУ с предметами. Эстафеты. | 1 | | |
20 | Опорный прыжок: согнув ноги (м); прыжок боком с поворотом на 90° (Д). Эстафеты. Подтягивание на оценку. | 1 | | |
21 | Выполнение опорного прыжка на оценку. ОРУ с предметами. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей | 1 | | |
22 | Акробатика. Разучивание: кувырок вперед и назад (слитно). ОРУ в движении. Развитие силовых способностей | 1 | | |
23 | Разучивание: мальчики –длинный кувырок прыжком с места; девочки- кувырок назад в полушпагат. Развитие силовых способностей. | 1 | | |
24 | Разучивание: девочки- с моста переход на одно колено; мальчики - стойка на голове и руках. Развитие силовых способностей. | 1 | | |
25 | Кувырок вперед и назад (слитно) на оценку ОРУ в движении. Развитие силовых способностей. | 1 | | |
26 | М- стойка на голове и руках; д- с моста переход на одно колено. Гимнастическая полоса препятствий. | 1 | | |
27 | Закрепление разученных акробатических элементов. Гимнастическая полоса препятствий. Строевые упражнения | 1 | | |
| СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ | 5 | | |
28 | Правила по ТБ на уроках баскетбола. Повторение различных передач. Повторение ведения мяча с изменением направления. | 1 | | |
29 | Передачи мяча, броски по кольцу после ведения. | 1 | | |
30 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3 на одну корзину. Комбинации из изученных элементов. Учебная игра в баскетбол. | 1 | | |
31 | Комбинации из изученных элементов. Учебная игра в баскетбол. | 1 | | |
32 | Взаимодействие игроков в нападении и защите через «заслон». Комбинации из изученных элементов; ловля, передача. Учебная игра в баскетбол. | 1 | | |
| ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА | 12 | | |
33 | Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой. Скользящий шаг без палок и с палками. | 1 | | |
34 | Техника одновременного одношажного хода на оценку. Прохождение дистанции до 1 км | 1 | | |
35 | Техника одновременного двухшажного хода на оценку. Повторить технику лыжных ходов. Прохождение дистанции 2 км в среднем темпе. | 1 | | |
36 | Лыжная гонка 1 км на оценку. Повторить технику лыжных ходов и торможение плугом. | 1 | | |
37 | Техника торможения плугом на оценку. Спуски с поворотами. Прохождение дистанции в среднем темпе до 3 км | 1 | | |
38 | Техника подъем «елочкой» на оценку. Прохождение дистанции 4 км. | 1 | | |
39 | Лыжные гонки 3 км на оценку Подъем «полуелочкой» Коньковый ход. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы | 1 | | |
40 | Коньковый ход. Одновременные ходы Попеременный двухшажный ход | 1 | | |
41 | Спуски с горы и повороты. Коньковый ход. Прохождение дистанции до 4км | 1 | | |
42 | Прохождение дистанции до 4км Торможение и поворот упором. | 1 | | |
43 | Коньковый ход. Одновременные ходы. Круговые эстафеты с этапом до 300 м | 1 | | |
44 | Прохождение дистанции до 4км Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Коньковый ход. Одновременные ходы | 1 | | |
| Спортивные игры | 12 | | |
45 | Правила по ТБ на уроках волейбола. Передачи мяча сверху во встречных колоннах. Подачи мяча. | 1 | | |
46 | Подачи мяча. Прием мяча снизу после подачи. Игра в волейбол по упрощенным правилам. | 1 | | |
47 | Подачи мяча. Отбивание мяча кулаком через сетку. Игра в волейбол по упрощенным правилам | 1 | | |
48 | Подачи мяча. Верхняя и нижняя передачи через сетку в парах. Игра в волейбол по упрощенным правилам | 1 | | |
49 | Верхняя и нижняя передача на месте и с перемещением. Игра в волейбол по упрощенным правилам. | 1 | | |
50 | Передача мяча сверху двумя руками в парах через сетку и над собой. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения. Эстафеты. | 1 | | |
51 | Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения. Эстафеты на быстроту и точность. Прием мяча снизу двумя руками через сетку. Игра по упрощенным правилам. | 1 | | |
52 | Нижняя прямая подача мяча. Прием мяча снизу двумя руками через сетку. Тактика свободного нападения. Игра по упрощенным правилам. | 1 | | |
53 | Закрепить технику прямой нижней подачи мяча. Техника приёма мяча снизу и передачи сверху. Учебная игра в волейбол. | 1 | | |
54 | Подачи мяча- учет. Совершенствовать технику пройденных элементов волейбола. Учебная игра в волейбол. | 1 | | |
55 | Повторить элементы волейбола. Игра «Мяч в воздухе», | 11 | | |
56 | Игра «Картошка». Учебно- тренировочная играв волейбол. | 1 | | |
| ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА | 12 | | |
57 | Разучивание прыжков в высоту с 5-7 шагов. Отталкивание. | 1 | | |
58 | Прыжки в высоту с 5-7 шагов. Бег до 3 мин. Подбор разбега. Отталкивание. | 1 | | |
59 | Бег 3 мин. Прыжки в высоту с 5-7 шагов на оценку. Отталкивание. Переход планки. Низкий старт с преследованием | 1 | | |
60 | Бег 4 мин. Низкий старт и стартовый разгон. | 1 | | |
61 | Бег 5 мин. Метание мяча 150 г с 5-6 шагов | 1 | | |
62 | Бег 6 мин. Метание мяча на оценку.. | 1 | | |
63 | Различные виды стартов. Ускорения 3х30м. Беговые и прыжковые упражнения Бег 30 м – учёт. Медленный бег 6мин. | 1 | | |
64 | Бег - 60м - учет. Медленный бег до 7мин. | 1 | | |
65 | Беговые и прыжковые упражнения. Эстафетный бег. | | | |
66 | Бег 2000 м (ю); 1500м (д) – Учёт. | 1 | | |
67 | Бег 7 мин. Встречная эстафета с палочкой с этапом 60 м. | 1 | | |
68 | Эстафета с палочкой с этапом 60 м. Линейные эстафеты с этапом 60 м | 1 | | |
Лист изменений
Дата | Что изменилось | Страницы | Подпись директора |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |