МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« АФАНАСЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
| | УТВЕРЖДЕНА Приказ № 281 от «27» августа 2021г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Физическая культура»
для 7-9 классов
Предметная область: «физическая культура»
2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 7 – 9 классов разработана на основе требований к результатам освоения АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Афанасьевская СОШ» с учетом программ, включённых в нее.
Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура»
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета:
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
коррекция нарушений физического развития;
формирование двигательных умений и навыков;
развитие двигательных способностей в процессе обучения;
укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
воспитание нравственных, морально-волевых качеств(настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:
обогащение чувственного опыта;
коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Описание места учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане
На основании учебного плана АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Афанасьевская СОШ» из образовательной области «Физическая культура» на физическую культуру в 7-9 классах отводится 3 часа в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по предмету «Физическая культура» на конец школьного обучения
Минимальный:
- представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
- знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
- выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;
- представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
- взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
-знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья;
-демонстрация правильной осанки; видов стилизованной ходьбы под музыку; комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета;
-понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека;
-планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством учителя);
-выбор (под руководством учителя) спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года;
-знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация;
-демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание);
-определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела) (под руководством учителя);
-выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и учебной деятельности;
-выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа усвоенных (под руководством учителя);
-участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
-представления об особенностях физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;
-оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий;
-применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры.
Достаточный:
- практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
- самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
- владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
- выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
- подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.
- совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
- оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
- знание спортивных традиций своего народа и других народов;
- знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
- знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
- знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;
- соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
-представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в России, в том числе о Паралимпийских играх и Специальной олимпиаде;
-выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета;
-выполнение строевых действий в шеренге и колонне;
-знание видов лыжного спорта, демонстрация техники лыжных ходов; знание температурных норм для занятий;
-планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
-знание и измерение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела),
-подача строевых команд, ведение подсчета при выполнении общеразвивающих упражнений (под руководством учителя);
-выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом уровне;
-участие в подвижных играх со сверстниками, осуществление их объективного судейства; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
-знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;
-доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении заданий и предложение способов их устранения;
объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя); ведение подсчета при выполнении общеразвивающих упражнений;
-использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений;
-пользование спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием; правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;
-правильное размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр.
Содержание учебного предмета «Физическая культура»
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
самостоятельное выполнение упражнений;
занятия в тренирующем режиме;
развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Знания о физической культуре
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание.
Гимнастика
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.
Практический материал.
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (коррегирующие и общеразвивающие упражнения):
основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования правильной осанки; укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами:
гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнения на равновесие; лазанье и перелезание; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки.
Легкая атлетика
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики.
Практический материал:
Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.
Бег. Перебежки группами и по одному15—20м.Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, оббегание стойки и т. д.). Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту способом «перешагивание».
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками.
Лыжная подготовка
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. Одежда и обувь лыжника. Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Одежда и обувь лыжника. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Правильное техническое выполнение попеременного двухшажного хода. Виды подъемов и спусков. Предупреждение травм и обморожений.
Практический материал. Выполнение строевых команд. Передвижение на лыжах. Спуски, повороты, торможение.
Игры
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу).
Практический материал.
Подвижные игры:
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча (в том числе пионербол в IV-м классе); построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием.
Тематическое планирование учебного предмета «Физическая культура»
№п/п | Разделы программы | Рабочая программа | |
Классы | |
6 | 7 | 8 | 9 | |
I | Знания о физической культуре | 3 | 3 | 3 | 3 | |
II | Двигательные умения и навыки | 69 | 69 | 69 | 69 | |
2.1 | Легкая атлетика | 30 | 30 | 30 | 30 | |
2.2 | Гимнастика | 27 | 27 | 27 | 27 | |
2.3 | Лыжная подготовка | 12 | 12 | 12 | 12 | |
III | Игры | 30 | 30 | 30 | 30 | |
Всего: | 102ч | 102ч | 102ч | 102ч | |
Основные виды учебной деятельности обучающихся по предмету
«Физическая культура»
Знания о физической культуре:
Изучение правил поведения в зале, на площадке
Подготовка формы, переодевание
Знакомство с названиями снарядов и гимнастических элементов
Знакомство с правильной осанкой, ходьбой, бегом, метаниями, прыжками
Легкая атлетика
Соблюдать технику безопасности на уроках.
Учатся выполнять:
-ходьбу с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову.
-ходьбу с изменением направлений по ориентирам и командам учителя.
-ходьбу с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра, ходьбу в медленном, среднем и быстром темпе, ходьбу с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. , ходьбу шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.
-медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении;
-чередование бега и ходьбы на расстоянии, бег на носках, бег на месте с высоким подниманием бедра, бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад, бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.), быстрый бег на скорость, медленный бег, чередование бега и ходьбы.
- прыжки через начерченную линию, шнур, набивной мяч
- с ноги на ногу на отрезках до, прыжки в длину с места, одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны.
-прыжки с высоты с мягким приземлением, прыжки в длину и высоту с шага, прыжки с небольшого разбега в длину, прыжки с прямого разбега в длину, прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания, прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги».
-метание малых и больших мячей в игре, броски и ловля волейбольных мячей, метание колец на шесты, метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой, броски набивного мяча сидя двумя руками из-за головы, метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальност,. метание мяча с места в цель, метание мячей с места в цель левой и правой руками, метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита, метание теннисного мяча на дальность с места.
Гимнастика
Выполнять строевые упражнения: построение в колонну, шеренгу по инструкции учителя, повороты на месте (направо, налево) под счет, размыкание и смыкание приставными шагами, перестроение из колонны по одному в колонну по два через середину зала в движении с поворотом, выполнение команд: «Шире шаг!», «Реже шаг». Уметь называть правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки. Называть снаряды и гимнастические элементы. Уметь выполнять общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами.
Лыжная подготовка
Соблюдать основные требования к одежде и обуви во время занятий. Учить выполнять построения в одну шеренгу с лыжами и на лыжах, выполнять команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; передвижению скользящим шагом по учебной лыжне, подъем ступающим шагом на склон, спуск с горки в основной стойке. Знать правила поведения на уроках лыжной подготовки. Скольжение на лыжах с поочерёдным отталкиванием то левой, то правой ногой без палок. Предупреждение травм и обморожений.
Игры.
Называть виды подвижных игр и правила изучаемых игр. Соблюдать правила безопасности и правила игры. Самостоятельно или с частичной помощью учителя играть в подвижные игры.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Перечень учебно – методического обеспечения:
Видеопособие по технике безопасности на уроках физкультуры «безопасная физкультура». ООО «ВидеоГалактика»
Видеопособие по технике безопасности на уроках физкультуры «безопасная физкультура», дополнение. ООО «ВидеоГалактика»
Рекомендуемые сайты:
www.edu.ru/
http://ps.1september.ru
http://www.zavuch.ru
http://www.proshkolu.ru
http://www.fizkult-ura.ru
http://www.openclass.ru
http://pro-fizkulturu.ru
http://fizkultura-na5.ru
http://easyen.ru
http://www.fizkultura-vsem.ru/
http://pculture.ru
Учебно-практическое оборудование
Козел гимнастический
Канат для лазанья
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)
Мячи: набивные весом 1кг, 2кг, баскетбольные, волейбольные, футбольные
Палка гимнастическая
Скакалка детская
Мат гимнастический
Гимнастический подкидной мостик
Кегли
Обруч пластиковый детский
Планка для прыжков в высоту
Флажки разметочные
Рулетка измерительная
Лыжи детские (с креплениями и палками)
Аптечка
Ватно-марлевые повязки