СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 7-9 классов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 7-9 классов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« АФАНАСЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»










УТВЕРЖДЕНА


Приказ № 281

от «27» августа 2021г.








Рабочая программа

учебного предмета

«Физическая культура»


для 7-9 классов





Предметная область: «физическая культура»
















2021 г


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 7 – 9 классов разработана на основе требований к результатам освоения АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Афанасьевская СОШ» с учетом программ, включённых в нее.

Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура»

Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.

Основные задачи изучения предмета:

Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:

  • коррекция нарушений физического развития;

  • формирование двигательных умений и навыков;

  • развитие двигательных способностей в процессе обучения;

  • укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

  • раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;

  • формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;

  • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

  • поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

  • формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;

  • воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;

  • воспитание нравственных, морально-волевых качеств(настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;

Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:

  • обогащение чувственного опыта;

  • коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;

  • формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.




Описание места учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане

На основании учебного плана АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Афанасьевская СОШ» из образовательной области «Физическая культура» на физическую культуру в 7-9 классах отводится 3 часа в неделю.


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»

Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

  • структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.


Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по предмету «Физическая культура» на конец школьного обучения

Минимальный:

- представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;

- знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;

- выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;

- представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

- ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;

- взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;

- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

-знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья;

-демонстрация правильной осанки; видов стилизованной ходьбы под музыку; комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета;

-понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека;

-планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством учителя);

-выбор (под руководством учителя) спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года;

-знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация;

-демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание);

-определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела) (под руководством учителя);

-выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и учебной деятельности;

-выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа усвоенных (под руководством учителя);

-участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

-представления об особенностях физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;

-оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий;

-применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры.

Достаточный:

- практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;

- самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;

- владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);

- выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;

- подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.

- совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;

- оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;

- знание спортивных традиций своего народа и других народов;

- знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;

- знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;

- знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;

- соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

-представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в России, в том числе о Паралимпийских играх и Специальной олимпиаде;

-выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета;

-выполнение строевых действий в шеренге и колонне;

-знание видов лыжного спорта, демонстрация техники лыжных ходов; знание температурных норм для занятий;

-планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;

-знание и измерение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела),

-подача строевых команд, ведение подсчета при выполнении общеразвивающих упражнений (под руководством учителя);

-выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом уровне;

-участие в подвижных играх со сверстниками, осуществление их объективного судейства; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

-знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;

-доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении заданий и предложение способов их устранения;

объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя); ведение подсчета при выполнении общеразвивающих упражнений;

-использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений;

-пользование спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием; правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;

-правильное размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр.


Содержание учебного предмета «Физическая культура»

Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.

Программой предусмотрены следующие виды работы:

  • беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;

  • выполнение физических упражнений на основе показа учителя;

  • выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;

  • самостоятельное выполнение упражнений;

  • занятия в тренирующем режиме;

  • развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.

Знания о физической культуре

Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание.

Гимнастика

Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.

Практический материал.

Построения и перестроения.

Упражнения без предметов (коррегирующие и общеразвивающие упражнения):

основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования правильной осанки; укрепления мышц туловища.

Упражнения с предметами:

  • гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнения на равновесие; лазанье и перелезание; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки.

Легкая атлетика

Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики.

Практический материал:

Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.

Бег. Перебежки группами и по одному15—20м.Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, оббегание стойки и т. д.). Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег.

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту способом «перешагивание».

Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками.

Лыжная подготовка

Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. Одежда и обувь лыжника. Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Одежда и обувь лыжника. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Правильное техническое выполнение попеременного двухшажного хода. Виды подъемов и спусков. Предупреждение травм и обморожений.

Практический материал. Выполнение строевых команд. Передвижение на лыжах. Спуски, повороты, торможение.

Игры

Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу).

Практический материал.

Подвижные игры:

Коррекционные игры;

Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча (в том числе пионербол в IV-м классе); построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием.


Тематическое планирование учебного предмета «Физическая культура»


п/п

Разделы программы

Рабочая программа


Классы


6

7

8

9


I

Знания о физической культуре

3

3

3

3


II

Двигательные умения и навыки

69

69

69

69


2.1

Легкая атлетика

30

30

30

30


2.2

Гимнастика

27

27

27

27


2.3

Лыжная подготовка

12

12

12

12


III

Игры

30

30

30

30


Всего:

102ч

102ч

102ч

102ч




Основные виды учебной деятельности обучающихся по предмету

«Физическая культура»


Знания о физической культуре:

  • Изучение правил поведения в зале, на площадке

  • Подготовка формы, переодевание

  • Знакомство с названиями снарядов и гимнастических элементов

  • Знакомство с правильной осанкой, ходьбой, бегом, метаниями, прыжками

Легкая атлетика

Соблюдать технику безопасности на уроках.

Учатся выполнять:

-ходьбу с различным поло­жением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову.

-ходьбу с изме­нением направлений по ориентирам и командам учителя.

-ходьбу с пе­решагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра, ходьбу в медленном, среднем и быстром темпе, ходьбу с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движени­ями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. , ходьбу шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.

-медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении;

-чередование бега и ходьбы на расстоянии, бег на носках, бег на месте с высоким подниманием бедра, бег с высоким поднима­нием бедра и захлестыванием голени назад, бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.), быстрый бег на скорость, мед­ленный бег, чередование бега и ходьбы.
- прыжки через начерченную линию, шнур, набивной мяч

- с ноги на ногу на отрезках до, прыжки в длину с места, одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны.

-прыжки с высоты с мягким приземлением, прыжки в длину и высоту с шага, прыжки с небольшого разбега в дли­ну, прыжки с прямого разбега в длину, прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания, прыжки в вы­соту с прямого разбега способом «согнув ноги».

-метание малых и больших мячей в игре, броски и ловля волейбольных мячей, мета­ние колец на шесты, метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой, броски набивного мяча сидя двумя рука­ми из-за головы, метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальност,. метание мяча с места в цель, метание мячей с места в цель левой и правой руками, метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита, метание теннисного мяча на даль­ность с места.


Гимнастика

Выполнять строевые упражнения: построение в колонну, шеренгу по инструкции учителя, повороты на месте (направо, налево) под счет, размыкание и смыкание приставными шагами, перестроение из колонны по одному в колонну по два через середину зала в движении с поворотом, выполнение команд: «Шире шаг!», «Реже шаг». Уметь называть правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки. Называть снаряды и гимнастические элементы. Уметь выполнять общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами.

Лыжная подготовка

Соблюдать основные требования к одежде и обуви во время занятий. Учить выполнять построения в одну шеренгу с лыжами и на лыжах, выполнять команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; передвижению скользящим шагом по учебной лыжне, подъем ступающим шагом на склон, спуск с горки в основной стойке. Знать правила поведения на уроках лыжной подготовки. Скольжение на лыжах с поочерёдным отталкиванием то левой, то правой ногой без палок. Предупреждение травм и обморожений.

Игры.

Называть виды подвижных игр и правила изучаемых игр. Соблюдать правила безопасности и правила игры. Самостоятельно или с частичной помощью учителя играть в подвижные игры.


Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.


Перечень учебно – методического обеспечения:

  1. Видеопособие по технике безопасности на уроках физкультуры «безопасная физкультура». ООО «ВидеоГалактика»

  2. Видеопособие по технике безопасности на уроках физкультуры «безопасная физкультура», дополнение. ООО «ВидеоГалактика»

Рекомендуемые сайты:

  1. www.edu.ru/

  2. http://ps.1september.ru

  3. http://www.zavuch.ru

  4. http://www.proshkolu.ru

  5. http://www.fizkult-ura.ru

  6. http://www.openclass.ru

  7. http://pro-fizkulturu.ru

  8. http://fizkultura-na5.ru

  9. http://easyen.ru

  10. http://www.fizkultura-vsem.ru/

  11. http://pculture.ru


Учебно-практическое оборудование


  • Козел гимнастический

  • Канат для лазанья

  • Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)

  • Мячи: набивные весом 1кг, 2кг, баскетбольные, волейбольные, футбольные

  • Палка гимнастическая

  • Скакалка детская

  • Мат гимнастический

  • Гимнастический подкидной мостик

  • Кегли

  • Обруч пластиковый детский

  • Планка для прыжков в высоту

  • Флажки разметочные

  • Рулетка измерительная

  • Лыжи детские (с креплениями и палками)

  • Аптечка

  • Ватно-марлевые повязки