Комитет администрации Усть-Калманского района по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Калманская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено ММО учителей математики, русского языка, литературы, физики протокол № 62 от 30.08.22 руководитель ММО Токарева Г.В | Согласовано зам. директора по УВР_______________ | Принято Педагогический совет протокол № 152 от31.08.22 | Утверждено директор школы Тынянова Т.И. __________________ приказ №173 от31.08.22 |
Рабочая программа учебного предмета «Физика»
для 8 АБВкласса
основного общего образования
образовательная область —естественно-научные предметы
Срок реализации программы: 1 год.
Составитель программы : Рогова Елена Анатольевна
учитель физики.
с.Усть-Калманка
2022 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 8 класса и составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №287 от 31 мая 2021 года
Примерной рабочей программы основного общего образования . Физика (для 7-9 классов образовательных организаций). Москва.2021 год.
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Усть-Калманская СОШ»
Положения о рабочей программе МБОУ «Усть-Калманская СОШ»
Учебного плана МБОУ «Усть-Калманская СОШ»
Количество часов, на которые рассчитана программа:
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Информация о внесенных изменениях и их обоснование:
Примерная программа предполагает в разделе «Электрические и магнитные явления» 37 часов. В рабочей программе в подраздел «Постоянный электрический ток»добавлены уроки№47за счет резерва. Раздел «Резерв»-2 часа ( уроки № 67,68).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тепловые явления
Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества Масса и размеры атомов и молекул Опыты, подтверждающие основные положения молекулярно-кинетиче- ской теории
Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества Кристаллические и аморфные тела Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений молеку- лярно-кинетической теории Смачивание и капиллярные явления . Тепловое расширение и сжатие .
Температура Связь температуры со скоростью теплового движения частиц
Внутренняя энергия . Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Теплообмен и тепловое равновесие Уравнение теплового баланса Плавление и отвердевание кристаллических веществ Удельная теплота плавления . Парообразование и конденсация . Испарение (МС) . Кипение . Удельная теплота парообразования . Зависимость температуры кипения от атмосферного давления Влажность воздуха
Энергия топлива . Удельная теплота сгорания . Принципы работы тепловых двигателей . КПД теплового двигателя Тепловые двигатели и защита окружающей среды (МС)
Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах (МС)
Демонстрации
. Наблюдение броуновского движения .
. Наблюдение диффузии .
Наблюдение явлений смачивания и капиллярных явлений
Наблюдение теплового расширения тел
. Изменение давления газа при изменении объёма и нагревании или охлаждении
. Правила измерения температуры .
. Виды теплопередачи .
. Охлаждение при совершении работы .
. Нагревание при совершении работы внешними силами .
. Сравнение теплоёмкостей различных веществ .
. Наблюдение кипения .
. Наблюдение постоянства температуры при плавлении .
. Модели тепловых двигателей .
Лабораторные работы и опыты
. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения
. Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли илисахара
. Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жидкостей и твёрдых тел
Определение давления воздуха в баллоне шприца
. Опыты, демонстрирующие зависимость давления воздухаот его объёма и нагревания или охлаждения
Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости в термометрической трубке от температуры
7. Наблюдение изменения внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил
8. Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды
9 . Определение количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым металлическим цилиндром
. Определение удельной теплоёмкости вещества .
. Исследование процесса испарения .
. Определение относительной влажности воздуха .
. Определение удельной теплоты плавления льда .
Электрические и магнитные явления
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел Закон Кулона (зависимость силы взаимодействия заряженных тел от величины зарядов и расстояния между телами)
Электрическое поле Напряжённость электрического поля Принцип суперпозиции электрических полей (на качественном уровне)
Носители электрических зарядов Элементарный электрический заряд Строение атома Проводники и диэлектрики Закон сохранения электрического заряда
Электрический ток . Условия существования электрического тока Источники постоянного тока Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное) Электрический ток в жидкостях и газах
Электрическая цепь Сила тока Электрическое напряжение Сопротивление проводника Удельное сопротивление вещества Закон Ома для участка цепи Последовательное и параллельное соединение проводников
Работа и мощность электрического тока Закон Джоуля— Ленца . Электрические цепи и потребители электрической энергии в быту Короткое замыкание
Постоянные магниты Взаимодействие постоянных магнитов Магнитное поле Магнитное поле Земли и его значение для жизни на Земле Опыт Эрстеда Магнитное поле электрического тока Применение электромагнитов в технике Действие магнитного поля на проводник с током Электродвигатель постоянного тока Использование электродвигателей в технических устройствах и на транспорте
Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции . Правило Ленца . Электрогенератор. Способы получения электрической энергии . Электростанции на возобновляемых источниках энергии
Демонстрации
1 . Электризация тел .
2. Два рода электрических зарядов и взаимодействие заряженных тел .
. Устройство и действие электроскопа .
. Электростатическая индукция .
. Закон сохранения электрических зарядов .
. Проводники и диэлектрики .
. Моделирование силовых линий электрического поля .
. Источники постоянного тока .
. Действия электрического тока .
. Электрический ток в жидкости .
. Газовый разряд .
. Измерение силы тока амперметром .
. Измерение электрического напряжения вольтметром .
. Реостат и магазин сопротивлений .
. Взаимодействие постоянных магнитов .
. Моделирование невозможности разделения полюсов магнита
. Моделирование магнитных полей постоянных магнитов .
. Опыт Эрстеда .
. Магнитное поле тока . Электромагнит .
. Действие магнитного поля на проводник с током .
. Электродвигатель постоянного тока .
. Исследование явления электромагнитной индукции.
Опыты Фарадея
Зависимость направления индукционного тока от условий его возникновения
Электрогенератор постоянного тока
Лабораторные работы и опыты
. Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и присоприкосновении
. Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики
Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока
Измерение и регулирование силы тока
. Измерение и регулирование напряжения .
Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения на резисторе
. Опыты, демонстрирующие зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала
Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов
Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов
10. Определение работы электрического тока, идущего через резистор
. Определение мощности электрического тока, выделяемойна резисторе
. Исследование зависимости силы тока, идущего через лампочку, от напряжения на ней
. Определение КПД нагревателя .
. Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов
Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и разделении
. Исследование действия электрического тока на магнитнуюстрелку
. Опыты, демонстрирующие зависимость силы взаимодействия катушки с током и магнита от силы тока и направления тока в катушке
. Изучение действия магнитного поля на проводник с током .
. Конструирование и изучение работы электродвигателя .
Измерение КПД электродвигательной установки
Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование изменений значения и направления индукционного тока.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение учебного предмета «Физика» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
—проявление интереса к истории и современному состоянию
российской физической науки;
—ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
—готовность к активному участию в обсуждении общественно- значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
— осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного .
Эстетическое воспитание:
—восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности
Ценности научного познания:
—осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
—развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
—осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
—сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека .
Трудовое воспитание:
—активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;
интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой
Экологическое воспитание:
—ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
—осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
—потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
—повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
—потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
—осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей
в области физики;
—планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
—стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;
—оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
—выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
—устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
—выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
—самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев)
Базовые исследовательские действия:
—использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
—проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;
—оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования или эксперимента;
—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
—прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
Работа с информацией:
—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
—анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
—сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта)
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;
принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;
—выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия
Универсальные регулятивные действия Самоорганизация:
выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
—самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
—делать выбор и брать ответственность за решение
Самоконтроль (рефлексия):
—давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
—объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
—вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
—оценивать соответствие результата цели и условиям
Эмоциональный интеллект:
—ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого
Принятие себя и других:
—признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.
Предметные результаты на базовом уровне должны отражать
сформированность у обучающихся умений:
—использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и молекул, агрегатные состояния вещества, кристаллические и аморфные тела, насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха; температура, внутренняя энергия, тепловой двигатель; элементарный электрический заряд, электрическое поле, проводники и диэлектрики, постоянный электрический ток, магнитное поле;
— различать явления (тепловое расширение/сжатие, теплопередача, тепловое равновесие, смачивание, капиллярные явления, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация (отвердевание), кипение, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение); электризация тел, взаимодействие зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
—распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание водоёмов, морские бризы, образование росы, тумана, инея, снега; электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов; магнитное поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное сияние; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
—описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия тепловой машины, относительная влажность воздуха, электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление проводника, удельное сопротивление вещества, работа и мощность электрического тока); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
—характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества, принцип суперпозиции полей (на качественном уровне), закон сохранения заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон сохранения энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
—объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений, физических законов или закономерностей;
— решать расчётные задачи в 2—3 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостаток данных для решения задачи, выбирать законы и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и сравнивать полученное значение физической величины с известными данными;
—распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы;
—проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объёма, температуры; скорости процесса остывания/нагревания при излучении от цвета излучающей/поглощающей поверхности; скорость испарения воды от температуры жидкости и площади её поверхности; электризация тел и взаимодействие электрических зарядов; взаимодействие постоянных магнитов, визуализация магнитных полей постоянных магнитов; действия магнитного поля на проводник с током, свойства электромагнита, свойства электродвигателя постоянного тока): формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы;
выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха, силы тока, напряжения с использованием аналоговых приборов и датчиков физических величин; сравнивать результаты измерений с учётом заданной абсолютной погрешности;
—проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества проводника; силы тока, идущего через проводник, от напряжения на проводнике; исследование последовательного и параллельного соединений проводников): планировать исследование, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость вещества, сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока): планировать измерения, собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и вычислять значение величины;
—соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
—характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: система отопления домов, гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр, счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы (примеры), электрические предохранители; электромагнит, электродвигатель постоянного тока), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;
—распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр, двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат); составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;
приводить примеры/находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
—осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, на основе имеющихся знаний и путём сравнения дополнительных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
—создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая информацию из нескольких источников физического содержания, в том числе публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
—при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты
Тематическое планирование
Тематическое планирование по физике для 8-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.
№ урока | Перечень разделов и тем уроков | Кол-во часов | Примечание | Электронные учебно-методические материалы | Использованиеоборудования центраестественнонаучнойи технологической направленностей «Точка роста» |
Тепловые явления | 28 | | Электронный диск Дрофа.8 кл. http://class-fizika.narod.ru/8_class.htm Электронный диск Дрофа.8 кл. https://resh.edu.ru/- | Цифровая лаборатория для опытов по молекулярной физике Демонстрационное оборудование: Огниво воздушное, набор тел равного объема, шар с кольцом, прибор для изучения газовых законов, капилляры |
Строение и свойства вещества 5 | | |
1 | Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Масса и размеры атомов и молекул. Опыты, подтверждающие основные положения молекулярно-кинетической теории. | 1 | | | |
2 | Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества. Кристаллические и аморфные твёрдые тела. | 1 | | | |
3 | Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений молекулярно-кинетической теории. | 1 | | | |
4 | Смачивание и капиллярные явления. | 1 | | | |
5 | Тепловое расширение и сжатие. | 1 | | | |
Тепловые процессы лабораторных работ-3, контрольных работ-2 | 23 | | | |
6 | Температура. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц. | 1 | | | Цифровой датчик температуры |
7 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы. | 1 | | Презентация | Демонстрация «Изменение внутренней энергии тела при трении и ударе»: датчик температуры, две доски, две свинцовые пластинки, молоток |
8 | Виды теплопередачи:теплопроводность, конвекция,излучение. | 1 | | | Демонстрация «Поглощение световой энергии»: два датчика температуры, лампа, лист белой и чёрной бумаги, скотч |
9 | Количество теплоты | 1 | | | |
10 | Удельная теплоёмкость вещества. | 1 | | Презентация | |
11 | Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение теплового баланса. | 1 | | | |
12 | Лабораторная работа №1 «Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды» | 1 | УМК №1 Стр.220-221 | | Датчик температуры, термометр, калориметр, мерный цилиндр (мензурка), лабораторные стаканы, горячая и холодная вода |
13 | Решение задач, связанных с вычислением количества теплоты и теплоёмкости при теплообмене | 1 | | | |
14 | Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого вещества» | 1 | УМК №1Стр.221-222 | | Оборудование для лабораторных работ и ученических опытов (на базе комплектов для ОГЭ) Датчик температуры, термометр, калориметр, горячая ихолодная вода, мерный цилиндр, груз цилиндрический с крючком, нить, электронные весы |
15 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 | | | |
16 | Контрольная работа №1 «Тепловые явления» | 1 | УМК № 4 Стр.93-96 | | |
17 | Плавление и отвердевание кристаллических веществ. | 1 | | | датчик температуры, калориметр, сосуд с тающим льдом, сосуд с водой, электронные весы. |
18 | Удельная теплота плавления. | 1 | | | |
19 | Парообразование и конденсация. Испарение. | 1 | | | Демонстрация «Испарение спирта»: датчик температуры, пробирка, листочки бумаги, резинки, разные спирты (оборудование для лабораторных работ и ученических опытов) |
20 | Кипение. Удельная теплота парообразования | 1 | | Презентация | Демонстрация «Изучение процесса кипения воды»: датчик температуры, штатив универсальный, колба стеклянная, спиртовка, поваренная соль |
21 | Зависимость температуры кипения от атмосферного давления. | 1 | | | |
22 | Влажность воздуха. | 1 | | | |
23 | Лабораторная работа №3 «Определение относительной влажности воздуха» | 1 | УМК №1.Стр.222-224 | | Оборудование длялабораторныхработ и ученическихопытов (на базекомплектовдля ОГЭ): датчик температуры, термометр, марля, сосуд с водой |
24 | Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. | 1 | | | |
25 | Тепловые двигатели и защита окружающей среды. | 1 | | Презентация | |
26 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах | 1 | | https://uchi.ru/ | |
27 | Решение задач, связанных с вычислением количества теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. | 1 | | | |
28 | Контрольная работа №2 «Агрегатные состояния вещества» | 1 | УМК № 4 Стр.97-100 | | |
Электрические и магнитные явления лабораторных работ-6 контрольных работ-3 | 38 | | Электронный диск Дрофа.8 кл. http://class-fizika.narod.ru/8_class.htm https://resh.edu.ru/- https://uchi.ru/ | Цифровая лаборатория для опытов по электродинамике Демонстрационное оборудование: Источник постоянного и переменного напряжения, набор демонстрационный "Электростатика" (электроскопы (2 шт.), султан (2 шт.), палочка стеклянная, палочка эбонитовая, штативы изолирующие (2 шт.), машина электрофорная или высоковольтный источник, комплект проводов, блок диодов, блок конденсаторов. Магнит дугообразный демонстрационный, магнит полосовой демонстрационный (пара), стрелки магнитные на штативах, компас, магнит, электромагнит, опилки железные в банке |
| Электрические заряды. Заряженные тела и их взаимодействие | 7 | | | |
29 | Электризация тел. Два рода электрических зарядов. | 1 | | | Оборудование для демонстраций |
30 | Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона. | 1 | | Презентация | Оборудованиедлядемонстраций |
31 | Электрическое поле. Принцип суперпозиции электрических полей. | 1 | | | Оборудованиедлядемонстраций |
32 | Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд. | 1 | | | |
33 | Строение атома. | 1 | | | |
34 | Проводники и диэлектрики. Закон сохранения электрического заряда | 1 | | | |
35 | Распознавание и объяснение явлений электризации в повседневной жизни Кратковременная контрольная работа №1 «Электризация тел. Строение атома.» | 1 | УМК № 5 Стр.91-92 | | |
| Постоянный электрический ток | 21 | | | |
36 | Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники постоянного тока | 1 | | Презентация | Оборудованиедлядемонстраций |
37 | Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное). | 1 | | Презентация | Оборудованиедлядемонстраций |
38 | Электрический ток в жидкостях и газах. Электрическая цепь | 1 | | Презентация | |
39 | Сила тока | 1 | | | |
40 | Лабораторная работа №4 «Измерение и регулирование силы тока» | 1 | УМК №1 Стр.224-225 | | Комплект сопутствующих элементов для экспериментов по электродинамике: Датчик тока, амперметр двухпредельный, источник питания, комплект проводов, резисторы, ключ (источник питания постоянного тока (выпрямитель с выходным напряжением 36-42 В или батарейный блок с возможностью регулировки выходного напряжения вольтметр двухпредельный (3 В, 6В) амперметр двухпредельный (0,6А, 3А) резистор 4,7 Ом резистор 5,7 Ом лампочка (4,8 В, 0,5 А) переменный резистор (реостат) до 10 Ом соединительные провода, 20 шт. ключ набор проволочных резисторов ρlS) |
41 | Электрическое напряжение. | 1 | | Презентация | |
42 | Лабораторная работа №5 «Измерение и регулирование напряжения» | 1 | УМК №1 Стр.225-226 | | Комплект сопутствующих элементов для экспериментов по электродинамике:Датчик напряжения, вольт метр двухпредельный, источник питания, комплект проводов, резисторы, ключ |
43 | Сопротивление проводника. Удельное сопротивление вещества. | 1 | | Презентация | |
44 | Закон Ома для участка цепи. | 1 | | Электронный диск Дрофа.8 кл. | Демонстрация «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения»: датчик тока, датчик напряжения, резистор, реостат, источник питания, комплект проводов, ключ |
45 | Последовательное и параллельное соединение проводников. | 1 | | Презентация | Оборудованиедлядемонстраций |
46 | Последовательное и параллельное соединение проводников. | 1 | | | |
47 | Лабораторная работа №6 «Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов» | 1 | Приложение №1 | | Комплект сопутствующих элементов для экспериментов по электродинамике Датчик тока, амперметр двухпредельный, источник питания, комплект проводов, резисторы, ключ (источник питания постоянного тока (выпрямитель с выходным напряжением 36-42 В или батарейный блок с возможностью регулировки выходного напряжения вольтметр двухпредельный (3 В, 6В) амперметр двухпредельный (0,6А, 3А) резистор 4,7 Ом резистор 5,7 Ом лампочка (4,8 В, 0,5 А) переменный резистор (реостат) до 10 Ом соединительные провода, 20 шт. ключ набор проволочных резисторов ρlS) |
48 | Решение задач с использованием закона Ома и формул расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников | 1 | | | |
49 | Работа и мощность электрического тока | 1 | | | |
50 | Лабораторная работа №7 «Определение работы электрического тока, идущего через резистор». | 1 | УМК №1.Стр.228-229 | | Комплект сопутствующих элементов для экспериментов по электродинамик Датчик тока, датчик напряжения, амперметр двухпредельный, вольтметр двухпредельный, лампочка, источник питания, комплект проводов, ключ |
51 | Лабораторная работа №8 «Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе». | 1 | УМК №1 Стр.228-229 | | Комплект сопутствующих элементов для экспериментов по электродинамике Датчик тока, датчик напряжения, амперметр двухпредельный, вольтметр двухпредельный, лампочка, источник питания, комплект проводов, ключ |
52 | Закон Джоуля-Ленца. | 1 | | Презентация | |
53 | Решение задач с использованием закона Джоуля—Ленца. | 1 | | | |
54 | Решение задач с использованием закона Джоуля—Ленца. | | | | |
55 | Конденсаторы..Электропроводка и потребители электрической электрической энергии в быту. Короткое замыкание | 1 | | http://class-fizika.narod.ru/8_class.htm | |
56 | Контрольная работа №3 «Электрический ток. Напряжение», «Сопротивление. Соединение проводников». | 1 | УМК № 4. Стр.101-104 | | |
| Магнитные явления Лаборатрных работ-1 Контрольных работ-1 | 6 | | http://class-fizika.narod.ru/8_class.htm https://resh.edu.ru/- | Демонстрационное оборудование: Магнит дугообразный демонстрационный, магнит полосовой демонстрационный (пара), стрелки магнитные на штативах, компас, магнит, электромагнит, опилки железные в банке |
57 | Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Опыт Эрстеда. | 1 | | Презентация | Оборудованиедлядемонстраций |
58 | Магнитное поле электрического тока. Применение электромагнитов в технике | 1 | | | Демонстрация «Измерение поля постоянного магнита»: датчик магнитного поля, постоянный магнит полосовой |
59 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока. Использование электродвигателей в технических устройствах и на транспорте. | 1 | | Презентация | Модель электромагнита |
60 | Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его роль для жизни на Земле. | 1 | | Презентация | |
60 | Лабораторная работа №9 «Конструирование и изучение работы электродвигателя» | 1 | УМК №1.Стр.230 | | |
62 | Контрольная работа№ 4 «Электромагнитные явления» | 1 | УМК № 5. Стр.169-170 | | |
| Электромагнитная индукция | 4 | | | |
63 | Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. | 1 | | Презентация | |
64 | Правило Ленца. | 1 | | | Прибор Ленца |
65 | Электрогенератор. Способы получения электрической энергии | 1 | | | |
66 | Электростанции на возобновляемых источниках энергии. | 1 | | | |
| Резервное время Контрольных работ-1 | 2 | | | |
67 | Обощение и повторение за курс 8 класса | 1 | | | |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | УМК № 5. Стр.198-202 | | |
| | |
| Итого: уроков-68 Контрольных работ- 5 Кратковременных контрольных работ-1 Лабораторных работ - 9 | | | | |
При реализации тематического планирования предусмотрено использование оборудования центра естественнонаучной и технологической направленности «Точка роста» .
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Физика.8 кл.: учебник/ А,В.Перышкин.-6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2018.-238,(2)с.: ил.-(Российский учебник).
2.Физика.8 класс. Тесты к учебнику А.В.Перышкина/Н.И.Слепнева.-2-еизд.,стереотип.-М.:Дрофа,2016.-110(2) с.: ил.
3.Физика.Сборник вопросов и задач.8 кл.: учеб. пособие/А.Е.Марон,Е.А.Марон,С.В.Позойский.-4-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа, 2017.-96 с.: ил.
4.Физика.8 класс: учебно-методическое пособие/А.Е.Марон,Е.А.Марон.-2-е изд.,стереотип.-М.Дрофа,2015.-125,(3)с.: ил.-(Дидактические материалы).
5. Физика.8 класс. Методическое пособие/Н.Ф.Филонович.-2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2017.-208 с.
6.Физика:Диагностические работы к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс»:учебно-методическое пособие/В.В.Шахматова, О.Р.Шефер,-2-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2016,-110,(2)с,: ил.
7.Физика.8 класс: самостоятельные и контрольные работы к учебнику А.В. Перышкина/ А.Е.Марон,Е.А.Марон.-М.:Дрофа,2017.-112 с.:ил.
8.Физика. 8 кл.: тетрадь для лабораторных работ к учебнику А.В. Перышкина/ Н.В. Филонович, А.Г.Восканян.-4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2018.-48 с.: ил.-(Российский учебник).
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Физика.8 кл.: учебник/ А,В.Перышкин.-6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2018.-238,(2)с.: ил.-(Российский учебник).
2.Физика.8 класс. Тесты к учебнику А.В.Перышкина/Н.И.Слепнева.-2-еизд.,стереотип.-М.:Дрофа,2016.-110(2) с.: ил.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.https://resh.edu.ru/- Российская электронная школа
2. https://uchebnik.mos.ru/catalogue -Московская электронная школ
3. https://uchi.ru/ -Учи.ру
4. http://class-fizika.narod.ru/8_class.htm
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.
№ | Название лаб.работы | Оборудование |
1 | «Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды» | Калориметр, мензурка, термометр, горячая и холодная вода. |
2 | «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | Стакан с водой, калориметр, термометр, весы, гири, металлический цилиндр на нити, сосуд с горячей водой. |
3 | «Измерение относительной влажности воздуха» | Психрометр или термометр, стакан с водой. |
4 | «Измерение и регулирование силы тока» | Источник тока, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода. |
5 | «Измерение и регулирование напряжения» | Источник питания, резистор-2 шт., , низковольтная лампа на подставке, ключ, вольтметр, соединительные провода. |
6 | «Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов» | Источник питания, ползунковый реостат, ключ, амперметр, соединительные провода, 2 резистора. |
7 | «Определение работы электрического тока, идущего через резистор»» | Источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода, секундомер или часы. |
6 | «Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе». | Источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода, секундомер или часы. |
9 | «Конструирование и изучение работы электродвигателя» | Источник тока, реостат, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита. |
Лист изменений и дополнений
№, тема урока | дата по плану | дата фактически | причина |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
8 класс Приложение №1
Лабораторная работа №6
«Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов»
Оборудование: источник тока, амперметр, реостат, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило сложения силы электрического тока при параллельном соединении двух проводников: R1 и R2. Абсолютная погрешность измерения силы тока составляет ±0,05 А.
Порядок выполнения работы:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) с помощью реостата установите силу тока в неразветвлённой части цепи (0,5-0,7 А) и измерьте силу электрического тока в каждом из резисторов при их параллельном соединении;
3) сравните общую силу тока (до разветвления) с суммой сил тока в каждом из резисторов (в каждом из ответвлений) с учётом абсолютных погрешностей измерений;
4) сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.