Программа по информатике и ИКТ для 9 класса
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Программа по информатике и ИКТ для 9 класса составлена с учетом Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике, на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы Н.Д. Угринович.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Visual Basic; обучить навыкам работы с системой программирования.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий в 9 классе является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и языка программирования Visual Basic. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов и кратковременных тестов (5-10 мин) с использованием программы MyTest для тематической проверки знаний.
Организации образовательного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу обучающихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
Место предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:
– В примерной программе на изучение курса отводится 70 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
– Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет учащемуся с невысоким уровнем подготовки по Информатике адаптироваться к изучению нового материала следующей ступени обучения.
Изменена очередность изучения разделов рабочей программы Информационные технологии в обществе и Коммуникационные технологии. Считаю целесообразным поменять порядок изучения разделов программы, так как у обучающихся сначала должно сформироваться представление об организации информации в среде коллективного использования информационных ресурсов, об информационной безопасности и правовой охране информационных ресурсов, об этике и праве при создании и использовании информации, а лишь затем познакомить их с процессом передачи информации по глобальным сетям, с сервисами компьютерных сетей: Всемирной паутиной, файловыми архивами, интерактивным общением, поиском информации и электронной почтой.
Планируемые результаты.
Учащихся результате изучения информатики и ИКТ на базисном уровне по окончанию 9 класса должны
знать/понимать
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов и основных компонентов среды графического редактора растрового типа;
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров) и основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
что такое электронная таблица и табличный процессор, основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;
правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования.
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
историю способов записи чисел (систем счисления);
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Уметь
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст;
набирать, форматировать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц,
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Всего |
1 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 15 |
2 | Кодирование и обработка текстовой информации | 9 |
3 | Кодирование и обработка числовой информации | 10 |
4 | Основы алгоритмизации и программирования | 20 |
5 | Моделирование и формализация | 10 |
6 | Информатизация общества | 3 |
7 | Повторение | 3 |
8 | Итого: | 70 |
№урока | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Вид контроля Измерители | Д/З | Дата |
план | факт |
-
| Кодирование графической информации. | 1 | опрос | §1.1.1 Стр. 10-13 | | |
-
| Растровые изображения на экране монитора | 1 | ПР 1.1 | §1.1.2 Стр.14-15 | | |
-
| Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB | 1 | | §1.1.3 Стр. 15-21 | | |
-
| Растровая и векторная графика | 1 | ПР 1.2 | §1.2 Стр. 21-27 | | |
-
| Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах | 1 | | §1.3.1 Стр. 28-31 | | |
-
| Инструменты рисования растровых графических редакторов | 2 | | §1.3.2 Стр. 31-32 | | |
-
| Работа с объектами в векторных графических редакторах | 2 | ПР 1.3 | §1.3.3 Стр. 32-34 | | |
-
| Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах | 2 | ПР 1.4 | §1.3.4 Стр. 35-37 | | |
-
| Растровая и векторная анимация | 1 | ПР 1.6 | §1.4 37-40 | | |
-
| Кодирование и обработка звуковой информации | 1 | ПР 1.5 | §1.5 Стр.40-44 | | |
-
| Цифровое фото и видео | 1 | ПР 1.7 | §1.6 Стр. 45-48 | | |
-
| Контрольная работа №1 «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» | 1 | КР | | | |
-
| Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах | 1 | ПР 2.1 | §2.1, 2.2 Стр. 49-54 | | |
-
| Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. | 2 | ПР 2.2. | §2.3, 2.4 Стр. 54-61 | | |
-
| Форматирование символов. Форматирование абзацев | 2 | ПР 2.3 | §2.5.1, 2.5.2 Стр. 61-65 | | |
-
| Нумерованные и маркированные списки. Таблицы | 2 | ПР 2.4, ПР 2.5 | §2.5.3, 2.6 Стр. 66-69 | | |
-
| Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов | 1 | ПР 2.6, ПР 2.7 | § 2.7, 2.8 Стр. 70-74 | | |
-
| Контрольная работа №2 «Кодирование и обработка текстовой информации» | 1 | КР | | | |
-
| Представление числовой информации с помощью систем счисления | 1 | опрос | §3.1.1 Стр. 75-80 | | |
-
| Арифметические операции в позиционных системах счисления | 1 | Решение задач | §3.1.2 Стр. 80-82 | | |
-
| Двоичное кодирование чисел в компьютере | 1 | ПР 3.1 | §3.1.3 Стр. 82-84 | | |
-
| Основные параметры электронных таблиц | 1 | Фронтальный опрос | §3.2.1 Стр. 84-87 | | |
-
| Основные типы и форматы данных | 1 | Проверка выполнения работы. | §3.2.2 Стр. 87-89 | | |
-
| Относительные, абсолютные и смешанные ссылки | 1 | ПР 3.2 | §3.2.3 Стр. 89-91 | | |
-
| Встроенные функции | 1 | ПР 3.3 | § 3.2.4 Стр. 91-93 | | |
-
| Построение диаграмм и графиков | 1 | ПР 3.4 | §3.3 Стр. 93-97 | | |
-
| Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. | 1 | ПР 3.5 | §3.4 Стр. 97-104 | | |
-
| Контрольная работа №3 «Кодирование и обработка числовой информации» | 1 | КР | Повторить конспект. | | |
-
| Введение: структура курса. Правила поведения и инструкция по технике безопасности в компьютерном классе. Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. | 1 | Индивидуальный опрос | §4.1.1 Стр. 105-108 | | |
-
| Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). | 1 | Массовый контроль | §4.1.2 Стр. 108-109 | | |
-
| Языки программирования. Классификация языков программирования. | 1 | Выборочный опрос, ПР 4.1 | Знать конспект | | |
-
| Среда программирования Turbo Pascal. Знакомство с языком Pascal. | 1 | Фронтальный опрос, ПР 4.2 | §4.1.3 Стр. 109-112 | | |
-
| Линейный алгоритм. | 1 | Письменный опрос, ПР 4.3 | §4.2.1 Стр. 113 | | |
-
| Алгоритмическая структура «ветвление». | 1 | Выборочный опрос, ПР 4.4 | §4.2.2 §4.2.3 Стр. 114-117 | | |
-
| Алгоритмическая структура «выбор». | 1 | Экспресс-опрос по карточкам, ПР 4.5 | знать конспект | | |
-
| Алгоритмическая структура «выбор». | 1 | Проверка выполн. работы, ПР 4.6 | знать конспект | | |
-
| Алгоритмическая структура «цикл» | 1 | Экспресс-опрос по карточкам, ПР 4.7 | §4.2.4 Стр. 117-119 | | |
-
| Алгоритмические конструкции: повторение. | 2 | Экспресс-опрос по карточкам, ПР 4.8 | §4.2.4 Стр. 117-119 | | |
-
| Вложенные циклы | 1 | Выборочный опрос, ПР 4.9 | Знать конспект | | |
-
| Подпрограммы. | 1 | ПР 4.10 | Знать конспект | | |
-
| Одномерные массивы | 1 | ПР 4.11 | Знать конспект | | |
-
| Программа с символьными, строковыми типами данных. | 1 | Фронтальный опрос, ПР 4.12 | Знать конспект | | |
-
| Контрольная работа № 4. Алгоритмы и исполнители. | 1 | КР | Повторить конспект. | | |
-
| Графические возможности языка программирования Паскаль. Операторы. Константы. | 1 | Проверка выполнения работы | Знать конспект | | |
-
| Графические возможности языка программирования Паскаль. Операторы. Константы. | 1 | Проверка выполнения работы | Знать конспект | | |
-
| Графические возможности языка программирования Паскаль. | 1 | Проверка выполнения работы | Знать конспект | | |
-
| Графические возможности языка программирования Паскаль. | 1 | Проверка выполнения работы | Знать конспект | | |
-
| Окружающий мир как иерархическая система | 1 | | §5.1 Стр. 138-141 | | |
-
| Моделирование как метод познания | 1 | | §5.2.1 Стр. 142-145 | | |
-
| Материальные и информационные модели | 1 | ПР 5.1 | §5.2.2 Стр. 145-148 | | |
-
| Формализация и визуализация моделей | 1 | | §5.2.3 Стр. 148-152 | | |
-
| Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | 1 | ПР 5.2 | §5.3 Стр. 152-154 | | |
-
| Построение и исследование физических моделей | 1 | | §5.4 Стр. 154-156 | | |
-
| Приближенное решение уравнений | 1 | ПР 5.3 | §5.5 Стр. 157 | | |
-
| Экспертные системы распознавания химических веществ | 1 | | §5.6 Стр. 157-161 | | |
-
| Информационные модели управления объектами | 1 | ПР 5.4 | §5.7 Стр. 161-163 | | |
-
| Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация» | 1 | КР | | | |
-
| Информационное общество | 1 | | §6.1 Стр. 164-169 | | |
-
| Информационная культура | 1 | | §6.2 Стр. 169-171 | | |
-
| Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). | 1 | | §6.3 Стр. 171-173 | | |
-
| Повторение «Алгоритмизация и программирование» | 1 | | | | |
| Повторение «Формализация и моделирование» | 1 | | | | |
| Повторение «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» | 1 | | | | |
| Всего за год | 70 | | | | |
Информационно-образовательный ресурс.
-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.
- Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы. Бином., 2010
Учебно-методический комплекс.
Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2010 г..
Информатика и ИКТ.8-11 классы. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г..
Лист внесения изменений
№Урока | Название темы | Причина | Дата проведения План/факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
40